Л. И. Брежнев на ТАПОиЧ Старые фото

Пишет Радик Газиев.

Л. И. Брежнев, став руководителем государства, первую, длительную поездку совершил в Ташкент, во время страшного землетрясения 1966 года, когда в течение полугода от 800 с лишним   толчков от старого города осталось почти ничего. Решили строить новый город, причем, строить всеми республиками Советского Союза, что не бывало в истории стран.  Как говорили: — «не было счастья, да несчастье помогло». Были построены города-спутники, красивые станции метро, телебашня, республиканский академгородок и т.д.   Город   украсился новыми   зданиями,   бульварами, садами.   Но больше всех в строительстве выиграл ТАПОиЧ, он изменился до неузнаваемости, расширился в несколько раз своими громадными корпусами и новой взлетной площадкой, способной принимать самые,   большие самолеты в мире. Были введены в строй три новых завода с выпуском самолетных агрегатов, а именно, в Андижане, Фергане и кислородный завод в Ташкенте.   По словам иностранных экспертов, ТАПОиЧ вошел в пятерку крупнейших заводов мира.

Впоследствии, Л. И. Брежнев, пребывая в Узбекистане, в первую очередь   посещал наш завод, как бы, стал нашим шеф-руководителем. Возможно, это было связано с тем, что с его участием вырос завод, возможно, истоки идут дальше, когда, будучи Первым Секретарем Казахстана в 1954-56г., он организовал строительство космодрома «Байконур» в степях Казахстана, о чем   Л. И. Брежнев пишет в своих «Воспоминаниях». Однако, само строительство громадного объекта, поставка строительных материалов и т.п, вплоть до самолетов и их экипажа, обслуживающих строителей, космонавтов и конструкторов,   в том числе,   С. П. Королева, были организованы из Ташкента, и в большей степени от ТАПОиЧ. Развитие космоса в СССР и первые космонавты   восхищали, в то время, весь мир, и они были постоянными гостями на   ТАПОиЧ.

Все поездки в азиатские страны Л. И. Брежневым были совершены через Ташкент и, конечно, посетить ТАПОиЧ, становилось уже желанием. К этому времени, на заводе выпускались самые, большие военно-транспортные самолеты в мире, типа Ан-22 и Ил-76, развертывалось производство крыльев самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».

Свою последнюю, дальнюю поездку Л. И. Брежнев   решил совершить в Ташкент, где намеревался вручить очередную высокую награду республике, посетить ТАПОиЧ. Но посещение нашего завода для него оказалось роковым. Его отговаривали от этой поездки, как 20 лет назад   отговаривали президента США Дж. Кеннеди от роковой поездки в г.Даллас, но Л .И. Брежнев настоял на своем —   обязательно посетить ТАПОиЧ.   Нас, конструкторов   направили   в цех в качестве дежурных, мы были свидетелями происшедшего со стороны, однако   приведу   выдержки из статьи в Википедии про Л. И. Брежнева: — «23 марта 1982 года во время визита Брежнева в Ташкент, на самолетостроительном заводе на него обрушились мостки, полные людей. У Брежнева была сломана ключица (которая так и не срослась).   После этого случая здоровье Брежнева было окончательно подорвано». Через полгода Л. И. Брежнева не стало. А еще, через год   ушел в мир иной Ш. Р. Рашидов, который всю ответственность за происшедшее взял на себя, а на следующий год покинул, также, в расцвете сил, Генеральный директор ТАПОиЧ В. Н. Сивец. Наступали уже другие времена. Завод стал лихорадить, вплоть, до   своей кончины.

Хотелось бы, завершить заметку «Л. И. Брежнев на ТАПОиЧ» словами А. С. Пушкина, (как эпиграф к нему):

"Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Царьграда...
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал,
Щадят победителя годы...

Твой конь не боится опасных трудов,  
И холод и сеча ему ничего, 
Но примешь ты смерть от коня своего..."

Прилагается несколько фотографий к заметке.

С уважением, Радик.

7 комментариев

  • Владимир:

    Интересно, улица Сивца осталась или переименовали? И в каком состоянии заводская поликлиника,больница и стройка которая была начата рядом с больницей?

      [Цитировать]

  • Ташкентка:

    Вообще-то по лицам людей на средней фотографии не похоже, чтобы их заставили улыбаться под дулом автомата.
    Жаль человека, загадку своей смерти унёс с собой.
    В любом случае – это не Горбач, который на предзакатные прогулки в Форосе выплывал в сопровождении миноносцев.
    И ему, и 84-му – светлая память.

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Я был Свидетелем этих событий в 84 цехе, я работал в то время в цехе 157, … Дааааа, это было что-то, .. Брежнев должен был вручить по-моему орден какой-то ..типа Дружбы Народов или что-то.. Не помню. И Сивец получил инфаркт.

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Ответственный был за охрану от ТАПОиЧ начальник отдела кадров Хашимов… Но, все сделали как всегда, отряд ОКО сняли… Если кто помнит!!!

      [Цитировать]

  • Алекс:

    Видел вчера Наталью Сивец, не спросил детали… А что было-бы если отряд ОКО не сняли???

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.