К столетию со дня рождения К. С. Поспелова Tашкентцы История

Пишет Радик Газиев.

Хотелось бы напомнить, что бывший, Генеральный директор ТАПОиЧ, Герой Социалистического Труда, профессор К.С.Поспелов за свою деятельность на благо развития авиации в СССР заслуживает более высокой оценки в СМИ, чем это имеет место, в настоящее время. О нем очень скупо упоминается во всех сайтах, жаль, в работе он старался не рекламировать свои деяния и не пытался окружать себя, преданными к его должности, людьми.

Константин Сергеевич рос почти сиротой, отец служил в конной армии во время Гражданской войны и рано ушел из жизни, оставив на попечение матери детей. Однако, несмотря на его трудности в самостоятельной жизни, а он начинал с простого рабочего, рабфаковца, таких интеллигентных  руководителей, подобно К.С.Попелову, на предприятии не было в богатой истории ТАПОиЧ. Дальше, в 1937г., после окончания Казанского авиационного института, он начал свое творчество с конструктора при заводе, где быстро вырос до руководителя серийного конструкторского отдела.  Обратил он на себя внимание благодаря успешному освоению английской документации с самолета ДС-3 (фирмы Дуглас) в Ли -2, в г.Химках, в Подмосковье, где участвовал вместе с Главным инженером Харьковского авиационного завода Б.П.Лисуновым.

Руководил ими будущий Генеральный конструктор В.М.Мясищев.
В 1955г., после года простоя из за неудачного запуска самолета Ил-14, К.С.Поспелова назначают Главным инженером Ташкентского авиационного завода, а в 1963г. он становится Генеральным директором, где проявил свои способности и талант во всю ширь. Он перетряс все отделы завода, убрал лишние и ввел новые. Перечислим некоторые его дела, по памяти, поскольку я оказался свидетелем и частичным участником некоторых работ:

—  Продолжение запуска самолета Ил-14 и затем, освоение первых в СССР транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12, достигших в количестве до 1000 экземпляров, причем, с утверждением Ташкентского авиазавода головным среди Иркутского и Воронежского авиазаводов, начинавших первыми выпуск этих самолетов ОКБ им. Антонова.

— Строительство жилгородка для работников авиазавода, больниц. школ, клубов, детсадов и т.п. с 1959г., пансионата «Золотые пески» на озере Иссык куль в 1961г., пансионатов «Кристалл» и «Гулистан» в отрогах Чимгана в 1964г, дома отдыха под Ташкентом и т.д.
— Освоение нового в технологии и в конструкции, самого большого в мире самолета Ан-22, с 1962г., на котором, в первые годы, было зафиксировано свыше 100 мировых рекордов, после его успешного взлета, в 1965г.

— Строительство новых цехов завода, ЛИСА и самой длинной, взлетной полосы в Средней Азии, в 3х км. от предприятия, начиная с 1961г.

— Решение вопросов жизни и трудоустройства заводчан после разрушительного землетрясения в 1966г. в г.Ташкенте, где пострадало, свыше 30%, жилых и общественных зданий завода. Перевод мощностей с территории «А» на территорию «Б».

—  В 1967г. были открыты два филиала Ташкентского авиационного завода, а именно, в г.Фергане, где начали клепать сложные агрегаты самолетов и затем в г.Андижане, где изготавливались шасси самолетов и их системы. При них были созданы представительства из высококвалифицированных конструкторов ТАПОиЧ.
— Создание самолетостроительного факультета при ТашПИ, через который прошли почти все руководители завода. Лекции по конструкции самолетов начал читать сам К.С.Поспелов, технологию и металловедение читал его помощник Н.В.Мышак, за что им было присвоено звание профессора.

— Позже, им были созданы при ТашПИ курсы для аспирантов для защиты на степень К.Т.Н., через которые мне посчастливилось пройти под руководством самого К.С.Поспелова, за что я ему обязан своим ростом в авиационной науке.
— Начало освоения нового транспортного самолета Ил-76 на ТАПОиЧ.
К.С.Поспелов был Генеральным директором всего 7 лет, до 1969г., и ушел он с поста, почти  незаметно. Как у каждого человека, тем более активно работающего, у него были свои недостатки, за что пришлось ему поплатиться. Об этом пишут в своих книгах его однокашники, это Главный Конструктор ТАПОиЧ, И.А.Половников, в «Записках авиаконструктора» и его друг, земляк из г.Андижана, Лауреат всех премий СССР и России, основатель новых материалов в конструкции самолетов, академик РАН, И.Н.Фридляндер, в книге «Воспоминание» (которому, также, исполняется 100 лет в этом году). Он почти каждый год приезжал в г.Ташкент, бывал на заводе и этим способствовал освоению новых алюиминиевых сплавов в самолетостроении. Иосиф Наумович также помог мне в защите на степень К.Т.Н, я часто заезжал к нему на работу, как и к К.С .Поспелову в г Москве.

Как они пишут, у К.С.Поспелова был недостаток, он не выносил ругань, передрязги на совещаниях, он пыталя бороться, затем, или покидал совещание, или демонстративно «засыпал», что было несвойственно советскому руководителю предприятия. В то же время, он всегда был внимателен к решаемым вопросам и посетитель всегда оставался довольным, как бы, попадал под его обояние. Я это испытал на себе, работая с ним над темой диссертации. Впоследствии, недостатки эти сказались на его работе. В частности, при присуждении Государственной премии за освоение самолета Ан-22, куда вошли более 10 человек, забыли включить главного виновника запуска самолета на ТАПОиЧ, К.С .Поспелова. Также, при посещении авиашоу в Ле Бурже с самолетом Ан-22, куда, с  гордостью, за самый большой самолет в мире самолет Ан-22, выехал почти весь состав руководителей МАП из Москвы, а его не взяли. И т.д. Он покидал завод почти незаметно, внимание всех было сосредоточено на новом руководителе. В Москве я заезжал, по старой памяти, к ним в гости, где Марья Алексеевна поила меня чаем и вместе вспоминали г.Ташкент. Прилагается фото К.С.Поспелова и статью его памяти, который мы, с моим другом Б.Кононовым, решились написать в заводской газете, в 1998г., ибо тогда о нем уже никто не вспоминал.

С уважением,
Радик Газиев

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.