Портрет академика Щусева Tашкентцы

Прислал Игорь Клишин.

Портрет академика Щусева

3 комментария

  • Мастура:

    Прекрасный портрет! Это ему, академику Щусеву мы, ташкентцы, должны быть благодарны за создание и строительство одного из лучших архитектурных строений Узбекистана — Большого Академического театра оперы и балета имени Алишера Навои. Если мне не изменяет память, автор портрета Волков, художник, влюбленный в Восток, который написал много ярких портретов, сюжетов на тему жизни в Узбекистане.

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Это замечательный «Портрет архитектора А.В. Щусева», художник Нестеров Михаил Васильевич

    http://www.mpda.ru/cak/news/text/980657.html

    «Для этого периода характерно повторное обращение мастера к героям своих портретов. Им двигало не только желание глубже проникнуть в их характеры, но и просто возможность еще раз встретиться с душевно близкими людьми, ведь Нестеров писал только по вдохновению, не выполняя заказных портретов неинтересных ему личностей. Так появились портреты академика Ивана Павлова (1930, ГРМ; 1935, ГТГ), художницы Елизаветы Кругликовой (1938, ГТГ; 1939, ГРМ), хирурга Сергея Юдина (1933, ГРМ; 1935, ГТГ), второй портрет академика Алексея Северцова (1934, ГТГ).

    Последним портретом Нестерова стал портрет архитектора Алексея Щусева (1941, ГТГ), которого художник знал еще со времен работы в Абастумане.»
    Этот портрет в узбекской одежде(!) и приведен на сайте!
    Зелина

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    «…В 1933 году был объявлен Государственный конкурс на создание проекта театрального здания в Ташкенте с условием публикации в прессе проектов и их широкого обсуждения и общественной оценки. По результатам конкурса победил проект академика архитектуры А.В. Щусева, который был признан наиболее отвечающий функциональным задачам и национальным традициям в архитектуре. В 1939 году началось строительство, которое было прервано в 1942 году из-за трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году, после наметившегося перелома в ходе военных действий, стройка была расконсервирована, и строительство было продолжено. В ноябре 1945 года в Ташкент были депортированы японские военнопленные из Квантунской армии, и они приняли участие в завершающим этапе работ строительства. В отделочных работах проявили большое мастерство народные художники Узбекистана Уста Ширин Мурадов, А.Худайбергенов, Х.Болтаев и др.
    По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6 — стало иметь характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Например, для Бухарского зала мастера выбрали и выполнили такую уникальную технику декора, как резьба по ганчу, наложенная на зеркальную поверхность. Такой элемент украшения впервые был использован при строительстве дворца бухарского эмира. Хорезмский зал украшают резные панно из ганча, повторяющие замечательную резьбу по дереву, характерную для Хорезма. Залы и фойе театра украшает также настенная живопись на сюжеты из поэм А.Навои и изображающая пейзажи Узбекистана. Автором росписи является художник Узбекистана Ч.Ахмаров, А.Татевосян и др.
    «Для того чтобы при жарком климате Узбекистана, — пишет А. В. Щусев, — избежать удушливой атмосферы внутри здания, я создал вокруг него тенистый портик, ассоциирующийся с восточными лоджиями-айванами, под сенью которых население среднеазиатских городов отдыхает в жаркие дни. Приступая к проектированию, я предварительно преодолел кропотливую научно-архитектурную работу, изучая мотивы растительных орнаментов Узбекистана. Местный желтый кирпич будет обрамлен бело-розовым газганским мрамором со сложной орнаментикой восточного характера, органически сплетающейся с мотивами советской эмблематики. В отделке интерьеров театра широко использованы декоративные узоры узбекского народа.»

    Итак, к 1940 году, когда был написан этот портрет, академик архитектуры А. В. Щусев уже не раз бывал в Узбекистане и в Ташкенте в связи с созданием этого уникального театра — отсюда, видимо, и полный узбекский наряд (скорее всего, подарок дорогому гостю), в котором он запечатлен на портрете Нестерова!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.