Третий квартал и сумаляк, спустя два года Фото

Ровно два года назад публиковал фото приготовления сумаляка на третьем квартале Чиланзара. И вот опять шел через тот же двор и те же женщины варили сумаляк.

50 комментариев

  • Фото аватара Мунтазир:

    Всё объясняется просто. По традиции тот, кто взялся варить сумаляк, должен делать это благородное дело семь лет подряд.

      [Цитировать]

    • Фото аватара r-jan:

      Очевидно вы не совсем правы, с числом 7 и путаете с «Хафт син», вернее с «софре хафт син» — дастархан из семи предметов, на котором выкладывается семь предметов, начинающихся с буквы «С».
      Хотя, в до исламский период выставляемые предметы начинались на букву «Ш» — шин (шекер, шарбат, ширини, шам, шоне, шир и, внимание,….шароб — вино! Пришлось заменить букву:)
      Дальше, «наезд» на ЕС, за что, да второй снимок!
      Сумаляк, его еще называют «саману», готовят исключительно женщины, ни одному мужчине не дозволяется даже подходить при готовке (даже хезалякам).

        [Цитировать]

      • Фото аватара Мунтазир:

        Ничего ни с чем не путаю — как коренной житель Ташкента еще раз подчеркиваю — По традиции тот, кто взялся варить сумаляк, должен делать это благородное дело семь лет подряд. Так делали наши мамы, бабушки, прабабушки…. на протяжении 3500 лет…. :)

          [Цитировать]

        • Фото аватара Efim Solomonovich:

          Muntazir, salom! Nu ty i zagnul s tsiframi. Mozhet bytj 3500 gramm tomu nazad.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Мунтазир:

            Привет, Ефим Соломонович! Насчет цифр…, ну, может, слегка… Хотя, кто его знает, что там было 3500 лет (или грамм) тому назад… Свидетелей нет… Пострадавших тоже нет… Значит, никто ничего категорично утверждать не может… Ну, и я, естесственно. На истину в конечной инстанции не претендую… Одно приятно, что «беззубый рот имеет право на сумаляк»,-так сказал Заратустра? :)

              [Цитировать]

      • Фото аватара tanita:

        Интересно, вот вы говорите, что мужчины близко не допускались к котлу. А кто там на снимке? По-моему, явно мужчина. Вы ничего не путаете?

          [Цитировать]

      • Фото аватара AK:

        Возможно так и было 3.5тыс.лет назад, но 150 лет назад началась «сексуальная революция» и ее отголоски можно видеть и у нас — «Астрономический сумаляк»
        Лет десят назад и я помогал мешать сумаляк в котле (правда в 3 часа ночи пришли старшие женщины и разогнали нас :)

          [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    Тот же двор, те же женщины, тот же сумаляк… А что опять Вы там ходите в момент варения сумаляка, так это ничего?))

      [Цитировать]

    • Фото аватара tanita:

      А может, ЕС сумаляк обожает? Может, это его любимое блюдо. Лично его понимаю. Аида, мужским кулинарным пристрастиям нужно всячески потакать!

        [Цитировать]

      • Фото аватара olga:

        Так основа рецепта -пророщенное зерно?.Фотографии с другого адреса(напротив школы)как то сипатичнее.Там эта масса напоминает ириску.Правда ,там окончательная стадия-а на этой фотографии похоже только начали варить.Но смтрю не на котел ,а на то что под котлом,так как на двугодичной давности фотографиях-под котлом хвойный сухостой.Сколько же котлов по всему городу было заложено и сколько дров на все это ушло-на этот вопрос пожалуй никто не ответит-так как никогда над этим никто не задумывался.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Anton:

    Мое детство прошло на 3 квартале. И в те времена никому бы в голову не пришло загромоздить проход в подъезд буржуйкой, разбросать там дрова, навалить золы, натащить грязи (непонятно зачем, но на фото хорошо видно)… и это было хорошо.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Anton:

      Почему бы этим людям не проделать все это у себя в квартире? Допустим, я жил бы в этом подъезде, я не ем сумаляк, и в моей семье его никто не ест, почему «традиции» нужно обязательно пропихивать шомполом в глотку?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Ашот:

        Вам этого не дано понять и поэтому Вы так далеко от Ташкента … и это хорошо!

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Пожалуй ,о главном то и не сказали,что с 2009 г праздник Навруз включен в реестр нематериального культурного наследия человечества,так что 21 марта-это уже международный день праздника Весны и Надежды.Так что варить сумаляк перед входом в многоэтажку ,уже как то несолидно.

            [Цитировать]

        • Фото аватара Anton:

          Ответ стандартный до пошлости, и показывает лишь то, что вы не можете объяснить, почему именно нужно загромоздить проход в дом грязью и хламом вместо того, чтобы наслаждаться своими обычаями не создавая препятствий для окружающих. Вы просто верите, что так надо — и так хорошо, что я этого не понимаю!

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            Если это обращение ко мне-то не знаю ,почему это надо делать перед входом в дом,так как ничего и никогда не варила на пороге своего дома.(даже варенье)Может это какая особенная часть ритуала(как исполнение песен в процессе варения)Стандартно до пошлости-но объяснить не могу.

              [Цитировать]

          • Фото аватара leo:

            могли бы поставить котел посреди двора. а не под крышей и балконами.. представляю, сколько мусора туда насыпаться успело за немалое время варки..

              [Цитировать]

      • Фото аватара Ойген:

        Улыбнуло Антон, полностью согласен))) Сам живу через дорогу от 3-го квартала и до весны 92-го не слыхал об этом странном блюде и 3500 граммовых традициях. А столкнулся с ними лишь тогда 92-го, когда на первый курс института принесли подозрительного вида массу и было неадекватное ликование))) Видимо СССР сдерживал таки всякого рода традиции.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Leo:

          в СССР НАВРУЗ был под запретом как и Пасха. помню пытались его заменить каким то «синтетическим» «НАВБАХОРом», видимо он не прижился, только в детском саду этот праздник и помню, да еще пару лет в младших классах школы.. А сумаляк варили втихаря, и в 70-х годах и позже.. Отец мой его всегда приносил откуда-то и ел с удовольствием.. Ему нравилось, мне — нет.. и сейчас не заставить это варево есть.. лучше уж шашлычок под водочку.. кстати, в Казахстане, я ни разу не видел что бы казахи готовили сумаляк, тут на Наурыз Мейрамы, готовят НАУРЫЗ-КОЖЕ.. густой супчик из 7-ми видов круп, курта или айрана, и разных сортов мяса (обязательно из зимних запасов)..

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            Вставлю пятак(рискую получить на рубль в ответ)После перестройки ,чем только не приходилось заниматься бедному дендрологу-ландшафтоведу-работая в зоопарке в инженерно -строительном отделе наш отдел»зеленых»занимался проращиванием зерен пшеницы и других злаков.До 1,5 тонн зерна проращивали для животных,так сказать поддерживали жизнедеятельность.Проращивать зерно не простое и пустяшное дело-день лишний простоит или плохо промоешь-забродит.Сладким и полезным считается однодневное зерно с едва проклюновшимися зародышами.Все остальное уже бормотуха с мало приятным запахом.Но престоявшиеся зерна очень любили животные-спирт-вот что привлекало их-особенно копытных .И это лакомство очень их успокаивало.Зерно добаляли в корм с октября по апрель-питательно и помогает снимать стресс.В английских зоопарках придумали такое.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Ойген:

              Казахи оказались практичнее — заварить ТАКОЙ супчик, заторчишь так заторчишь))) Но если здесь появится 40-ка градусный сумаляк, и соответственно 70 и 96 градусный — это будет достойный ответ))) Налейте-ка стопарик сумаляка)))Брэнд! ;-)))

                [Цитировать]

            • Фото аватара Мунтазир:

              Получайте свой рубль…ну…, на рубль не тянет, та-а-ак, копеек на десять, может быть…
              Ростки пшеницы используются, когда достигают пяти сантиметровой высоты….До брожения процесс не доходит, зерно очень тщательно промывается и проращивается разложенным на ткани. В процессе длительной варки спирт, присутствующий таки в проросшем зерне, превращается в сахар и блюдо становится в меру сладким. Вот так, не используя сахар, получают сладкое блюдо-сумаляк. Подробности химических процессов сумаляковарения виднее кулинарам-пищевикам. Есть такие?

                [Цитировать]

            • Фото аватара tanita:

              Не по теме, но говорят, в джунглях есть деревья, перезревшие плоды которых бродят. И тогда к ним сбегаются слоны и жирафы и начинают «выпивать». Все джунгли несколько дней ходят подшофе, и это доказывает. что порок пьянства — не привилегия человечества.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Мунтазир:

                А еще когда-то писали, что у зайцев косые глаза и бегают они зигзагами не потому, что они такие хитрые и запутывают таким образом следы, а потому, что особенность их пищеварения превращает пищу в спирт прямо и желудке и поэтому зайцы после еды «в стельку пьяны». Да и эйфория у людей после обильной еды объясняется этим же.

                  [Цитировать]

              • Фото аватара Ойген:

                «Все джунгли несколько дней ходят подшофе…» — классно сказали, Татьяна, Вас можно на цитаты разбивать)))

                  [Цитировать]

              • Фото аватара leo:

                я однажды курам выбросил виноградные выжимки после вина.. было весело смотреть на пьяных куриц..

                  [Цитировать]

            • Фото аватара olga:

              …..проклюнувшимися….

                [Цитировать]

          • Фото аватара J_Silver:

            Не под запретом, а просто не особо приветствовались эти праздники…
            Так сумаляк это ж для оседлого народа еда! Вкус на любителя, так это практически всякая еда на любителя — кому-то одно нравится, кому-то совсем другое…

              [Цитировать]

            • Фото аватара lvt:

              Пасхальные службы были разрешены в войну, в 43-ем году.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Leo:

                вспомнилось, как в школе, в году 80 или чуть позже, девочка одна принесла в школу кулич и пасхальные яйца. это стало поводом для разбора на внеочередном классном часе.. девчонку запугали непринятием в комсомол.. Сейчас вспоминаю- смешно и грустно..

                  [Цитировать]

                • Фото аватара lvt:

                  Это был запоздалый рецидив идиотизма. В 50-е(присталинские) пекли и святили куличи. В 70-е в Пасхальную ночь молодёжь топала в церковь (поглазеть). В КОНЦЕ 80-Х КРЕСТИЛИ МЛАДЕНЦЕВ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ. Девочке крупно не повезло..

                    [Цитировать]

                • Фото аватара Ойген:

                  Не знаю, у нас там же в эти года не было проблем с куличами и пасхой, видно зависило от школы и преподавателей.

                    [Цитировать]

            • Фото аватара Мунтазир:

              Хороший сумаляк всем нравится… Есть возможность поучаствовать во всем процессе подготовки и варки сумаляка. Если есть желание- приглашаю. Лучше один раз увидеть и как следует распробовать. Затем можно выступать в качестве эксперта по сумаляку. И наладить непрерывное производство на экспорт. :)

                [Цитировать]

          • Фото аватара Мунтазир:

            «..в Казахстане, я ни разу не видел что бы казахи готовили сумаляк, тут на Наурыз Мейрамы, готовят НАУРЫЗ-КОЖЕ». Так ведь пищевые пристрастия народов определяются исторически сложившимся образом жизни, у оседлых народов это, преимущественно, растительная пища, а у кочевых-продукты животноводства. Отсюда очевидно, что, к примеру, у узбеков традиционно это сумаляк-растительная пища, а, к примеру, у казахов — КОЖЕ (мясомолочная пища). Это сейчас Казахстан — житница, но пищевые пристрастия формировались очень давно. Кстати, обожаю КОЖЕ (Гужа-по узбекски) особенно летний вариант, без мяса… Но это уже совсем другая тема, поговорим летом :)

              [Цитировать]

            • Фото аватара akulina:

              Сумаляком меня угощали однажды. и он мне понравился. В ответ я научила женщину, угостившую меня, печь куличи, которые ей понравились больше. чем те, которые продавались. Сумаляк был тоже сварен в семье. Сколько я себя помню, на Пасху всегда были куличи и крашеные яйца (у соседей). Позже стала печь я сама, а совсем позже — моя мама. В моем подъезде жили 2 семьи директоров школ, общеобразовательной и музыкальной. Эти женщины готовили на Пасху всегда. В детстве я очень полюбила мацу, которой угощала соседка тетя Фаня, до сих пор стараюсь ее раздобыть.Как-то даже получила в подарок на день рождения кило мацы, а пару лет назад мне знакомые купили через Хасед Шолом коробку мацы, привезенной из Израиля. Мне ее хватило до осени, когда я ее доела в больнице после операции вместо сухариков.
              За несколько дней до Пасхи продавцы окрестных магазинов начинали интересоваться, угощу ли я их куличами. Справедливости ради добавлю, что сильный всплеск антирелигиозной пропаганды с разборками на парткоме и в школе (про школу не слышала, но допускаю) наблюдался в усманходжаевские времена, даже один из пленумов был посвящен этому.Это было в конце 80-х. Возможно упомянутая девочка под эту раздачу и попала.

                [Цитировать]

    • Фото аватара r-jan:

      Антон, когда вы жили здесь и высказывались, скажем так, резко — это одно. Сейчас, когда живете в своих Торонтах, ваши слова звучат как злорадство.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Anton:

        Вы-таки удивитесь: даже у такого злого человека, как я, в узбекистане остались люди, которые мне дороги. Так что зло осталось, а вот радости мне за них от моего отъезда совершенно не прибавилось. Скорее наоборот — только тут я понял, что такое настоящая многонациональная страна и что такое терпимость. После этого все штампованные фразы о мирном многонациональном узбекистане звучат не более убедительно, чем келажаги буюк давлат.

        И таки-да, тут никому не дадут так насвинячить на проходе в дом.

          [Цитировать]

        • Фото аватара J_Silver:

          А может и хорошо очень, что вы уехали? Дай вам бог всего хорошего в тех краях…
          Хотя лично я сомневаюсь, что вы и там уживетесь…
          Вы точно знаете этих людей, что на фото? Место? Твердо уверены, что после праздника все останется неубранным?
          Отвечать не обязательно, я не намерен кормить троллей…

            [Цитировать]

  • Фото аватара Leo:

    как то не очень гигиенично.. А почему бы не поставить казан подальше от края подъездного навеса и балконов? колько туда успело мусора насыпатся за то немалое время варки?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Нателла:

    Опять второе фото, приятно и рада видеть воспоминание но почему мало фото? Как раз, раньше были жили с детства на втором этаже в этом подъезде 13-24кв и дом14. Знающие наши соседки и половина не знаю. Мне интересно, вы кто фоторепортаж? Сосед ли?

      [Цитировать]

  • Фото аватара YJ:

    Жуть, прямо под окнами, махалля….

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сара:

    Сумаляк, когда загустеет, будет «выстреливать» горячие брызги из казана на окружающее и окружающих. Нужно будет смывать остатки с асфальта. Либо люди будут ходить и наступать на них. Почему так говорю? Мама готовила сумаляк на нашей кухне каждую весну в течение 7 лет. Мы были маленькими тогда, но помогали маме растить пшеницу и потом прокручивали ее через мясорубку. Адский труд, надо сказать. А когда масса сумаляка оказывается в казане, то ее нужно часто помешивать, чтобы не прилипала ко дну и не пригорала. Именно для того, чтобы сумаляк не прилипал ко дну, в него гладут мелкие гладкие камешки. Они при помешивании помогают отодрать налипшее, если вдруг такое случается. Кому попадется в готовом сумаляке камешек, тот может загадать желание. Так вот, за 12 часов, пока варился наш домашний сумаляк, весь кафель на кухне и плита и пол вокруг нее основательно забрызгивались сумаляком. А чистить все это приходилось мне. Отмыть застывший липкий сумаляк было очень тяжело. По поошествии 7 летней обязаловки варить сумаляк, я взмолилась маме, чтобы она его больше не варила. Не стоит результат всего этого труда. Тем более сейчас можно купить сумаляк на базаре. И выбрать там есть из чего, на свои вкусовые преференции. Насчет тётенек на фото они варят свой сумаляк на улице, потому что: во-первых казан большой, такой на плиту не поставишь; во-вторых, не надо драить кухню потом; в-третьих, на дровах вкуснее получается. Но ставить очаг напротив входа в подъезд — неуважение к соседям. Не всем такое понравится, даже если причина -сумаляк. Ведь у подъезда могут обычно играть маленькие дети или к кому-нибудь, не дай Бог, понадобится вызывать «скорую». У нас во дворе многоэтажки женщины всегда варили сумаляк, но не под окнами, а под навесом недалеко от дома.
    Имхо, витамины в сумаляке уничтожаются высокой температурой в течение 12 часов. Стоит ли варить проросшую пщеницу? В салатик ее положить — самое то.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.