Ташкент 1912 года. Урда Старые фото
Пишет Олег Николаевич.
Вниманию любителей литературы и ташкентской старины предлагаю отрывок из относительно новой, но, похоже, малознакомой пока большинству читателей книге. Не думаю, что Вас затруднит поиск этого произведения, но именно в отыскании источника текста и его прочтении, я думаю, кроется удовольствие… от меня лично три картинки — иллюстрации к отрывку из книги.
«…Ташкент, 12 марта 1912 года
Мартын Казадупов шел прогулочным шагом в сторону Урды. За спиной осталась разогретая площадь с собором; с собора сдувало птиц; покричав над губернаторским домом, они снова оседали на кресты. За тополями поблескивал Анхор; по нему, как всегда, плыла какая-то дрянь. Казадупов прошагал по доскам Анхорского моста. Внизу быстро двигалась вода, ничего не отражая.
Ташкент стоял на этих каналах, пил их воду, впрягал их в свои мельницы, чигири; ронял в них разные предметы, тряпки, калоши; перекидывал через них мостики с пробелами в настилке, заставлявшими над собою задумываться; плескал в них горластую ребятню; расщеплял на еще меньшие каналы, арыки, полудохлые ручьи, где вода уже не летела, а ползла мокрою ящерицей по садам и мусорным закоулкам.
Анхор был своего рода Рубиконом. За плотной, чуть круглой спиной следователя остался русский Ташкент с его парками, электричеством, выбритыми офицерами и обществами взаимного кредита. Впереди, купаясь в весенней пыли, простирался азиатский Ташкент. Здесь было шумно, базарно, не очень чисто и как-то легко. В воздухе толпились и вступали друг с другом в сложные химические отношения десятки, сотни запахов. Запахи кунжутного масла, глины, ватного одеяла, кислого молока, перца, навоза, дыма, мясных рядов с зелеными мухами, снова масла и лежалой муки, базилика, смазанных до солнечного блеска сапог, травы-исрык для отгона злых духов на безопасное расстояние… И множество других запахов, щекотавших нос следователя. Эти запахи звучали то вкрадчивым шепотком, то обрушивались, как крик азанчи, то пели по одному, то сливались в густой муравьиный хор.
Русский Ташкент строился весь “для глаза”. В нем было много правильного, геометричного и покрашенного в приятный цвет. Много зелени, много одетых в правильную одежду и совершавших разумные телодвижения людей. Много того, что было рассчитано на внешнего зрителя, ходившего по улицам и подглядывающего в окна.
Азиатский Ташкент был весь “для запаха”. Внешне в нем ничего не было, одна толчея и безалаберщина. Костюмы бестолковых расцветок, лавки и глухие стены без окон, за которыми прятала себя здешняя жизнь. Словно весь город, а не только его женская часть, пытался влезть под чадру, а еще лучше – под шапку-невидимку, обязательный головной убор восточной сказки.
Только запахи. Запахи и запахи. И еще запахи. Они выплескивались из дворов, журчали из мечетей, шли волною со стороны рынка, сливались в неосязаемые каналы. Текли по городу, орошая ноздри, вроде вместительных ноздрей Казадупова, энергично прочищенных за умыванием и промытых водой.
В русском Ташкенте тоже пахло. Но запахи там были сонные, родные. От лошадей пахло лошадьми, от кухонь – сажей и вчерашними щами, от женщин – потом, от которого летом не спасали ни духи “Клеопатра”, ни прозрачное фиалковое мыло, и от всего вместе пахло зевком губернского городка с прикрытием рта ладонью и зажмуром глаз.
Казадупов еще раз втянул в себя воздух азиатского Ташкента, словно нюхал огромную, безразмерную табакерку. Полез за папироской, но остановил руку, решил не перебивать обонятельные впечатления…»
Удачи Вам в поиске и удовольствия от прочтения…
Последнее фото с речкой свежее первого? Не мог в то время берег арыка бетонным быть. Хотя может и ошибаюсь. Поправьте кто в курсе.
Гога[Цитировать]
Похоже на то.К тому же на крыше, для электропроводки установлены траверзы чего на заре электрофикации не было. Да и изобилие окон в домах и дымовые трубы на крышах — явно 30е годы прошлого века. Причем доже в наше время бетонными берегами на Урде и не пахло.
вася[Цитировать]
Да и Анхор там пошире и попрямее.
вася[Цитировать]
Сочно и деликатно брезгливо…Замени он слово «запах» на «вонь» картина имела бы более завершенный вид. А так самому приходится напрягать ноздри..
HamidT[Цитировать]
http://magazines.russ.ru/october/2012/4/a2.html
http://magazines.russ.ru/october/2010/1/af2.html
http://magazines.russ.ru/october/2010/2/af2.html
Yultash[Цитировать]
Спасибо!Для тех кто не нашел рассказ -по первой ссылке Юлташа -рассказ от 12 марта 1912г.А дома с фотографий наверно до сих пор живы-вот последнее похожее фото совсем недавно видели в цвете.Жители этого райончика еще клялись,что именно у них шли съемки фильма «На солнечной стороне улицы»
OL[Цитировать]
Ага, Вы правы. Только у нас такой канал не протекает в махалле, а есть жидкая речушка, арычек на дне оврага. А дома да, есть и такие.
Farro[Цитировать]
а что за книга?
можно название?
спасибо!
rus_at[Цитировать]
А кто-нибудь прочитал этот роман Е. Абдуллаева целиком? Интересно?
евгений смехов[Цитировать]
Прочитать весь роман не смог, только по диагонали. Образования не хватило. Заметил ошибку — следователь наверное не «Казадупов», а вероятно — Козалупов или Козладоев…)))
Yultash[Цитировать]
А где его можно взять?
я бы не отказался…
rus_at[Цитировать]
Так три ссылки-Юлташ ,спасибо,просветил.Читайте -зачитывайтесь.Все не одолела ,но про Урду прочитала.Весь роман называется-«Поклонение волхвов»-Сухбата Афлатуни(он же Евгений Абдуллаев)
OL[Цитировать]
Не вникая в историю, просто смотришь на фото столетней давности и диву даешься… Неужели это было так? Как хорошо что я живу сейчас.
Мастура[Цитировать]
Пройдет еще сто лет и кто то скажет тоже самое о нашем вресени
HamidT[Цитировать]
Пройдет еще сто лет и кто то скажет тоже самое о нашем времени
HamidT[Цитировать]
» Наше время «забыли через 35 лет.
OL[Цитировать]
Да особенно-первая фотография.Дом уже криво пошел,балка отошла-а народу все нипочем.
OL[Цитировать]
ОЛ, я думаю, это не балка, а столб для электропровода. Даже кабель вижу. Идёт он по диагонали, снизу вверх.
lvt[Цитировать]
Вгляделась во вторую урдинскую фотографию. Это вовсе не какое-то несуразное строение. В тени галереи можно разглядеть основательную стенку с большими прямоугольными оконными проёмами и дверью. Мне кажется в плане здание полукруглое. Но по периметру пристроена балхона, что называвется «на скорую руку». Зачем установлен столб на растяжке, не поняла.
lvt[Цитировать]
А я вообще не поняла, что это. То ли действительно караван-сарай, а тогда что наверху? Там явно жилые помещения.Столб вроде как для электропередач, но какие тогда были электропередачи? Может, фонарный?
tanita[Цитировать]
Караван-сараи были одноэтажными (как у Кашгарки),и двухэтажными.На втором отдыхали и хранили товар.Из рассказа применительно к фотографии -это запахи и про электричество в русской части Ташкента.
OL[Цитировать]
Так может это Шейхантаурская ул подготавливают ,устанавливают столбы,потом повесят фонари,потом пустят конку.На первой фотографии столб тоже с растяжкой,но кривой какой то.
OL[Цитировать]
У меня такое ощущение, что это то же самое строение, но снято в разное время. То ли сначала был порядок, а потом разруха. То ли сперва стоял какой-то «недострой», а потом его привели в приличное состояние.
lvt[Цитировать]
Мне тоже так показалось,Но если перестроили,то основательно.
OL[Цитировать]
Мне кажется, что Ваше предположение верно. Здесь о некоторых обычаях и пороках чайханы — http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/i526.html — Многие, если не абсолютно все обычаи, перекочевали в современное время, чуть-чуть меняя во времени внешний антураж, ну я запахи конечно.
Yultash[Цитировать]
Здесь полная версия — http://rus-turk.livejournal.com/19386.html
Yultash[Цитировать]
Поняла-злачное место!Все понятно-а вот столбы это для «красных » фонарей?
OL[Цитировать]
Прочла полную версию. Ну что ж, нравы начала минувшего века вполне созвучны сегодняшним западноевропейским. Наверное, парижские депутаты , прочитав эту статью, прыгали бы до потолка от радости.
lvt[Цитировать]
нравы совремеенных европейских политиков соответствуют дохристианской Римской Империи. Это математика — чем больше «паутина законов», тем меньше свобода выбора, тем меньше морали.
AK[Цитировать]
Не удивляйтесь если нового посла Великобритании будут представлять — Господин Посол с Супругом :)
AK[Цитировать]
И непонятно чё народ-то расселся, обеденный перерыв,что-ли? Или махалляда ош?
Мунтазир[Цитировать]
Больше похожи на караван -сараи у городских ворот.»Залы «для местной публики и для русской (официантки тоже русские)Наверху или сами живут или комнаты отдыха для караванщиков.В похожем ,но уже обустроенном одноэтажном ,прожили и мы ,без малого 40 лет.Караван -сарай на Кашгарке.А этот на Урде (это где ул Навои???)
OL[Цитировать]
А где это вы русских официанток-то увидели? И в России такого не было в то время! Только мужчины обслуживали всегда….
J_Silver[Цитировать]
А что там женщина в фартуке делает?Щи наверное разносит.
OL[Цитировать]
На Урде? В то время?
J_Silver[Цитировать]
Время то время,но женщины лица не закрывают,девочка среди чужих бродит.Мне вот интересно-этот следователь зачем на Урду пошел-через дощатый урдинский мост.Пообедать или найти кого то(украденного ребенка или похитителя.?)Насчет щей пошутила.Хотя чего там русский солдат топчется.Какой такой у него род войск.Может чего строили-пора пришла пообедать,вот стоят в ожидании.Нет тут целый сюжет,как говорил товарищ Гоцман-картина ,прямо сказать ,таки маслом.И рассказ нам мало помогает-не читать же весь роман?
OL[Цитировать]
Это же не иллюстрации к роману, а вполне самостоятельные снимки. Кто его знает, какие порядки были в чайханах на Урде. Может, на втором этаже функционировало заведение типа «не слишком много шили там, и не в шитье была там сила»?
lvt[Цитировать]
А где это вы русских официанток-то увидели? И в России такого не было в то время! Только мужчины обслуживали всегда….
J_Silver[Цитировать]
С картинкой как-то лучще…
J_Silver[Цитировать]
Читать его оказалось не легко, текст рваный…ИМХО, в первом приближении, мысли о судьбе России обернутые в бытоописание отдельных персонажей, есть темы и весьма деликатного свойства. По структуре напоминает «Авиценну» Солдадзе…Таковы первые впечатления, но врядли возьмусь перечитать…Свежих мыслей,как мне показалось, там нет…
HamidT[Цитировать]
а мне понравилось (а с «деликатностью» вообще бы не читал :)
«рваный текст» — это отельные статьи на Письмах, а в романе Ташкент оживает во всей красе, а главное оживает его дух. Так что Ташкент жив, это доказал Сухбат Афлатуни.
AK[Цитировать]
И где же Вы там увидели «дух Ташкента»? Скорее душок. Именно деликатные темы стали предметом интереса автора. Всё остальное упаковка, бла-бла… Или Вы считаете, что этот душок и есть дух Ташкента…Вот и некоторые целевые ссылки, предлагаемые здесь, указывают на это… В психоанализе есть тест, давно ставший хрестоматийным: если человек поднимаясь с унитаза испытывает желание заглянуть в него, то это характеризует.Так поступают собаки, испражнившись, нухают свои испражнения.Так поступают те, кого в истории интересует только то, что воняет…Я с первого поста, здесь,заметил -ВОНЬ.
HamidT[Цитировать]
В первую очередь я оценил слог — правильный, точный, образный, дореволюционный (т.е. автор много читал старых текстов). Я ценю то что лучше чем у меня, то чему можно учиться.
Содержание — отдельная тема. Подобное встречалось(алхимия-философия-религии с детективом), но не привлекало (кроме СвященнаяКровь-СвященныйГрааль). Здесь попало в тему (письмоташкентскую :)
Некоторые моменты вызвали некоторые сомнения (поплыли галоши по Урде :)
AK[Цитировать]
Спасибо, не читала, прочту обязательно. Из того, что прочитано на «Письмах», мне текст особенно рваным не показался. Вполне, как ныне говорят «читабельно».
tanita[Цитировать]
«пот… и духи «Клеопатра»…»
Кто нибудь слышал о таких духах?
Tierus[Цитировать]
Твердые духи,можно было носить с собой в медальоне
OL[Цитировать]
Для полной картины- духи Клеопатра-как твердые так и жидкие, состояли и состоят из -мандарина,голубого гиацинта,дикой розы,цветов персика,фиалкового корня,сандала и мускуса.Восточный аромат.Тяжелые духи для брюнеток.
OL[Цитировать]
Вообще-то эти духи мне когда-то привезли из Египта, но они современные, В смысле относительно современные. не тех времен На мой взгляд слишком приторные. я вообще не выношу египетские духи.
tanita[Цитировать]
Современный вариант-шафран,дамасская роза,роза Альба,фиалка.Есть совсем клеопатровый-ладан.мирра.шафран.кассия.мед.Составлен самой Клеопатрой..Какой из них имел ввиду автор???
OL[Цитировать]
Трудно сказать, может быть, просто придумал экзотическое название.
tanita[Цитировать]
А мне стиль (это по поводу выдержки старой стилистики) несколько напомнил Туркестанские ведомости описываемого времени. Да, и все эти «Клеопатры» и прочие точные названия оттуда же….
евгений смехов[Цитировать]
Получается, что духи «Клеопатры» были довольно не модными и провинциальными?
Tierus[Цитировать]
Получается……
OL[Цитировать]
необязательно. к примеру в магазине «Женева» продавалсиь вполне швейцарские часы, как и в другом магазине продавалсиь вполне нормальные автомобили Студебеккер…
евгений смехов[Цитировать]
Еще одно фото моста и «ворот».
Евгений[Цитировать]