Динара Фаизова: “Я была и остаюсь пропагандистом узбекской культуры и искусства” Tашкентцы

Автор Мавлон Шукурзода.

«Мое поколение крымских татар родилось в Узбекистане,

живем в Америке, а душа — в Крыму».

 

Когда живешь вдали от Родины, вдали от близких и родных, гораздо сильней и глубже испытываешь чувство любви к родной земле, к своему народу, к своим традициям, языку, культуре… Мое поколение крымских татар родилось в Узбекистане, живем в Америке, а душа — в Крыму. Есть такое понятие – «душа народа». И когда вспоминаешь строки из стихотворения Бориса Чичибабина «Верните родину народу, его душа осталась в нем», ощущаешь, как дрожь пробегает по всему телу… Это душа. Она жива, она дрожит не потому, что чего-то боится, она дрожит потому, что плачет, ей обидно, она протестует, она с чем-то не согласна, она чего-то хочет… И именно это толкает каждого из нас совершить какой-нибудь поступок. Конечно же, поступки должны быть благородными. Мы с заслуженной артисткой Автономной Республики Крым, талантливым балетмейстером и руководителем Нью-Йоркского  крымско-татарского ансамбля «Къырым Эфсенеси» Динарой Меметовной Фаизовой (Арслановой)  беседуем прямо в репетиционном зале этого ансамбля в Бруклине, созерцая процесс создания этого удивительного поэтического искусства — танца…

***

На фотографии слева заслуженная артистка Республики Узбекистан Урие Керменчикли, народная артистка Республики Узбекистан Мухаббат Шамаева и заслуженная артистка АР Крым Динара Фаизова. Нью-Йорк, 2010 год.

DIGITAL IMAGE

Продолжатель династии Арслановых

Родилась я в творческой семье, мой отец Мемет Арсланов был  организатором и музыкальным руководителем крымско-татарского ансамбля песни и танца «ХАЙТАРМА». Он также был композитором, создавал новые песни, которые в основном исполняла моя мама, заслуженная артистка Узбекистана, солистка Государственного ансамбля песни и танца крымских татар «Хайтарма» Урие Керменчикли. Это был неповторимый творческий союз двух сердец… Они прожили вместе более 40 лет. Всю свою сознательную жизнь они посвятили служению своему народу, своему национальному искусству. Мое детство — это постоянные творческие встречи артистов, журналистов, музыкантов, композиторов, поэтов, писателей, художников и просто друзей. Кто только ни бывал у нас в доме!

d7

Я непосредственно участвовала в процессе зарождения новых песен, трансформации народных песен, не прошедших по какой-либо причине цензуру – несмотря на это, они оставались популярными и часто исполнялись в семейном кругу и на свадебных торжествах … Можно сказать, что мы выжили в трудные времена, благодаря нашим национальным песням, народному искусству, благодаря таланту тех людей, которые из поколения в поколение сохраняют и продолжают наше культурное наследие. И я глубоко убеждена: пока живет наше искусство, наш язык, наша культура — наш народ непобедим.

d5

Первые шаги в мир танца

Я не являюсь потомственной танцовщицей и попала в этот прекрасный мир волею судьбы. Мой отец рассказывал,  что я начала слушать музыку еще в животе у моей мамы… Благодаря ей  и отцу я с ранних лет росла в окружении песен, пляски и музыки… Дома я часто видела лучших певцов и танцоров Узбекистана того времени. Таким образом, я с детства начала свое вхождение в мир искусства. Мне было около 4-5 лет, когда я стала приобщаться  к миру танца… С раннего детства мы с братом устраивали дома  концерты для близких. Моя мама вспоминает, что пока меня не объявляли «заслуженной артисткой», я не начинала своё выступление… Моим первым танцем, конечно, стал наш национальный крымско-татарский танец «Хайтарма», знание которого перешло ко мне, можно сказать, с генами моих родителей. Тем более, что я ещё с детства постоянно выезжала с родителями на гастроли и знала весь танцевальный и песенный репертуар наизусть. Лет в десять упражнения в танцах для меня еще были просто игрой, определенной забавой, но вскоре, почти не сознавая этого, я стала относиться к ним более серьезно. Примерно через год я поняла, что танцы — это то, что мне действительно нравится, и решила заниматься этим профессионально.

Dinara-2.

Dinara-1

Моя мама известная певица, видя мою любовь к танцам, посоветовала мне серьезно заняться классическими танцами народов Востока. В 1979 я поступила в Узбекское хореографическое училище, в отделение народного танца. Танцы стали смыслом моей жизни. Я не представляю себя в другой профессии, хотя мне многое интересно в музыкальном искусстве. По-моему, если ты чего-то достигаешь, то становишься частью этого дела. Возможно, поэтому у нас с танцем сложилась такая большая взаимная любовь… Однако первые шаги всегда даются нелегко. Как ребенок начинает познавать мир, так и тот, кто решил заняться танцем, начинает узнавать много нового и задавать вопросы. В те годы мы брали уроки у выдающихся преподавателей, знакомились с главными людьми в мире танца. В числе преподавателей Школы — такие корифеи узбекского балета, как Кундуз Миркаримова, Кадыр Муминов, а также знаменитые балетмейстеры Вилоят  Акилова, Теймураз Тикоев, Ремзие Баккал и многие другие.

image_2

Мои золотые студенческие годы…

Мои самые прекрасные студенческие годы были также связаны с танцевальной практикой, мы постоянно участвовали на всех правительственных концертах с известными танцевальными ансамблями «Бахор», «Шодлик», «Лязги» и др. В 1981 и 1982гг. после прохождения серьёзного отбора мне посчастливилось дважды выступить в составе знаменитого государственного ансамбля  «Бахор» в Кремлевском Дворце съездовна концертах, посвященных 26 съезду КПСС и шестидесятилетию образования бывшего Союза. В то время подобные мероприятия относились к разряду самых грандиозных событий союзного значения… В учебном заведении я просто обожала все предметы, связанные с танцем (классический танец, народно-сценические и, конечно же, узбекские национальные). Я всегда помню, очень ценю и с благодарностью вспоминаю своих учителей. Еще тогда, в детстве, я встретила своего первого учителя по классическим танцам –Аллу Александровну Бейлину. Своими главными учителями считаю ее, Владимира Ильича Бейлина и преподавателя по узбекским народным танцам Нелли Фаридовну Баширову. Кроме того, я очень благодарна  знатоку традиционной узбекской классической хореографии, Народной артистке Узбекистана  Халиме Алимовне Камиловой. Благодаря её я познала тайны жемчужины узбекской классики «Муножат», «Тановар» и др… Всегда буду благодарна им и другим моим педагогам за все, чему они меня научили, за их поддержку и ту уверенность, которую они внушали – и на уроках, и в жизни. Годы шли, и я все требовательнее относилась к себе и своему танцу.

image

asdfsdf

Выбор:  «Бахор» или «Шодлик»…

В 1984году, когда я закончила учебу в Хореографическом училище, передо мной стоял выбор, куда пойти. В танцевальный ансамбль «Бахор» или «Шодлик»? Руководитель государственного танцевального ансамбля «Шодлик», знаменитый балетмейстр Кодир Муминов пригласил меня в свой ансамбль.  Проработав там недолго, я получила приглашение от Государственного ансамбля песни и танцев крымских татар «Хайтарма». В период работы в «Хайтарме» я поступила в Ташкентский институт культуры на заочное отделение (режиссура театрального коллектива).

В ансамбле «Эфсене», я приобрела своё счастье…

В 1987г. по инициативе известного ташкентского музыканта Рустема Фаизова при Узбекской Государственной Филармонии создается крымско-татарский национальный ансамбль «Эфсене». В новый ансамбль Рустем Юнусович пригласил в первую очередь самых именитых и заслуженных крымско-татарских и узбекских артистов, музыкантов и композиторов того времени: Эдипа Асанова, ФевзиБилялова, Наркета Рамазанова, Енвера Измайлова и талантливую молодежь.  Приглашение получила и я. В «Эфсене» я была солисткой и исполняла не только крымско-татарские танцы. Специально для меня делали постановки такие знаменитые балетмейстеры, как Вилоят Акилова, Теймураз Тикоев, Ремзие Баккал и многие другие. Именно в этом творческом коллективе я нашла свое счастье – полюбила и вышла замуж за давнего своего друга Рустема Фаизова. В 1989 году, за заслуги в области танцевального искусства, руководство филармонии сочло нужным, представить меня к присвоению почётного звания «Заслуженный артист Узбекистана», на это конечно потребовалось время… Но,  к этому  времени мы уже решили переезжать на историческую Родину…

Возвращение на историческую Родину

В конце 80-х после многолетней депортации наш крымско-татарский народ начал возвращаться к себе на Родину в Крым. Конечно, мы никогда не забудем доброту простого узбекского народа, его братское отношение к крымскому народу. В Ташкенте у нас с мужем осталось очень много друзей, с которыми мы постоянно поддерживаем связь. Мы очень скучаем по Узбекистану и недавно посетили там дорогие нашему сердцу места.

С переездом в Крым произошло много перемен, как это обычно бывает на новом месте. Но мы с мужем продолжали свою творческую деятельность, в первую очередь стараясь претворить в жизнь все, что не успели сделать наши родители. Политикой мы никогда не занимались, но всегда были и останемся патриотами нашего великого народа. Все наши музыкальные номера, песни и танцы были посвящены многострадальному и героическому крымско-татарскому народу. Мы принимали активное участие в восстановлении утраченных в годы советской власти национальных традиций, песен и танцев. В этом плане нам очень пригодились опыт и знания родителей. И сегодня, находясь далеко за пределами Крыма, мы продолжаем работать в этом направлении. Я очень горжусь, что являюсь Заслуженной артисткой Автономной Республики Крым.

В начале 90-х  годов мы с мужем преподавали в Симферопольской Школе искусств. Через год, учитывая большой опыт в области музыкальной культуры, Рустема Юнусовича приглашают возглавить главное управление культуры депортированных народов при Совете Министров Крыма. А я получила приглашение от Государственного ансамбля песни и танцев крымских татар «Хайтарма», только что переехавшего из Узбекистана в Крым. Я с удовольствием проработала несколько лет в родном и любимом танцевальном коллективе.

Мой любимый ансамбль «Эфсене»

Учитывая мой опыт работы с молодежью, Рустем Юнусович предложил как-то создать детско-юношеский танцевальный ансамбль «Эфсене» (Легенда). Мне эта идея очень понравилась. Мы привлекли в ансамбль талантливую крымскую молодежь. Я словно почувствовала «второе дыхание», стараясь передать молодежи и детям свой многолетний опыт и знания в танцевальном искусстве. У хореографов очень важным является «проникновение танцевального образа в сердце ребёнка». Результат — искренние эмоции. Только тогда можно говорить о победе педагога. Дети проживают ситуацию героя в танце. Они радуются вместе с ним, переживают неудачи. С помощью мужа мы с этим коллективом произвели настоящий фурор, за короткое время мы подготовили две насыщенные программы — фольклорную крымско-татарскую программу и программу народов мира. За 2 года мы стали образцовым детским танцевальным ансамблем Украины. За 4 года существования коллектив нашего ансамбля побивал в Германии, Венгрии, Польше, Румынии, Америке, стал лауреатом очень престижных международных конкурсов и фестивалей,таких как «Павел Вирский» (Киев), «Суюмбике варислари» (Казань) и т.п. Л. Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,он — совершенный учитель». Посмотрев на выступление своих воспитанников, без слов понимаешь, какое удовольствие, наслаждение получают дети от своей хореографической деятельности. А видеть в глазах детей восторг и радость — это дорогого стоит!

Наш многолетний опыт не прошел зря,Рустем Юнусови чтакже работал с знаменитым детским узбекским коллективом «Гунча», вы наверное помните, был такой детский ансамбль. Рустем был музыкальным руководителем ансамбля. Детский ансамбль пользовался заслуженным успехом у узбекской публики. Сейчас многие участники ансамбля повзрослели, обзавелись семьями, одни являются ведущими детскими композиторами, музыкальными руководителями, другие стали ведущими преподавателями Ташкентской Государственной консерватории… А когда мы в 2010 году были в Ташкенте эти «девочки»(для него они всегда останутся «девочками») устроили нам незабываемую встречу с организацией экскурсии в Самарканд. Всю дорогу было высказано столько воспоминаний и слов благодарности Рустаму Юнусовичу! Точно также и я поддерживаю дружеские связи с моими любимыми учениками из крымско-татарского ансамбля «Эфсене».

Приглашение из Америки

В 2006 году по приглашению мэра Сент-Чарльз (Saint Charles County), округ штата Миссури,мы прибыли на ежегодный народный фестиваль «Октоберфест»(Oktoberfest). Мы со своим творческим коллективом»Эфсене» подготовили для американской публики очень интересную крымско-татарскую вокально-хореографическую программу. У нас был настоящий семейный тандем: Рустем готовил музыкантов-инструментальщиков,  я — танцоров, а вокал представляла моя мама, заслуженная артистка Узбекистана Урие Керменчикли. После великолепного выступления организаторы фестиваля предложили нам работу в США. Мы приняли приглашение и позже остались жить в Америке.

Моя музыкальная жизнь в Америке

В настоящее время я преподаю в двух в нью-йоркских танцевальных школах: являюсь руководителем крымско-татарской группы «КъырымЭ фсенеси» («Крымская легенда») и веду уроки в американской танцевальной группе Brighton ballet. Школа — многонациональная, урокия веду на английском языке.

Пять лет тому назад, по прибытию вНью-Йорк, мы всей семьей -я,Рустем , моя мама, сын Юнус и дочь Урьянэ, дали концерт в Джемиете (крымскотатарская община г.Нью-Йорка).После концерта, меня пригласили стать преподавателем танцев в Джемиете.  Мы с Рустемом решили создать детско-юношеский танцевальный ансамбль «Къырым Эфсенеси».Сначала это было 8 детей, затем их стало 20. Сегодня детский крымско-татарский ансамбль песни и танца «Къырым Эфсенеси» насчитывает 40 человек. Самому маленькому участнику четыре с половиной года, а старшему — 21 год. Дети со всех концов Нью-Йорка приезжаютв воскресную школу и изучают здесь национальные традиции, язык и танцы.Первое мероприятие, в котором принял участие детский ансамбль «Къырым Эфсенеси» состоялось по инициативе турецкой общины Нью-Йорка в школе им. Ататюрка и было посвящено Дню ребенка.

Когда танцуют наши дети, душа наполняется радостью и гордостью. Всем известно, что дети обычно стремятся танцеватьс самого раннего возраста, так как испытывают постоянную потребность в движениях. Красивая, эмоциональная музыка доставляет детям радость, поднимает настроение, вызывает желание красиво двигаться. Танец и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям. Теперь можно с уверенностью сказать, что нам с Рустемом удалось за короткий срок создатьвеликолепный творческий коллектив. В прошлом 2012 году нашему ансамблю исполнилось 5 лет. В день американского праздника «День матери», который отмечают ежегодно во второе воскресенье мая, мы устроили отчетный концерт перед членами Джемиетa г. Нью-Йорке. Это был небольшой юбилейный благотворительный концерт ансамбля «Къырым Эфсенеси», все собранные средства пошли в фонд помощи маленькой девочке Амире из Крыма, которая нуждалась в срочной медицинской помощи.

Говорят «мир тесен». Действительно, приехав  в Нью-Йорк мы встретили много наших  друзей и знакомых, тех, с кем когда-то вместе учились и работали в Ташкенте. Мы поддерживаем с ними связь и стараемся чаще встречаться, сотрудничать при организации больших концертов и шоу программ. В частности, скоро мы все будем участвовать в концерте у Юхана. Такой концерт уже проходил в 2008г. Я там исполняю узбекский классический танец.

Все наши воспитанники — настоящие звездочки!

Считаю, что творческая работа с детьми требует искреннего, материнского отношения. Только тогда что-то получится. Я думаю, эмоциональная искренность и в целом успех маленького артиста зависят от того, как педагог сумеет донести до него суть творческого образа. Обычно, дети среднего возраста очень любят исполнять роли (в театре или в хореографии) сказочных персонажей. Успех же создаваемых образов зависит во многом и от правильно подобранных костюмов. Поэтому мы всегда обращаем серьезное внимание на костюмы и реквизиты концертных номеров. Тем более, что представляем культуру своего народана различных фестивалях и форумах. Так,  мы были дважды удостоены чести выступить перед дипломатами мира в здании ООН. Мы постоянно участвуем на фестивалях, проводимых турецким консульством Нью-Йорка и вежегодных фестивалях творческих коллективов, организуемых при поддержке Управления полиции Бруклина, а также в благотворительных концертах Центра реабилитации детей-инвалидов в Манхеттене. Помимо творческих успехов в Америке, надеемся, что наш коллектив будет радовать свой народ  и выступлениями у себя на родине — в Крыму.

«Манхеттен хайтармасы»

Ежегодно 23 мая в центральной части Нью-Йорка проходит уже ставшее традиционным шествие тюрков — «Тюрк юрушуви». В 2012 году это мероприятие отличалось небывалым размахом и зрелищностью. Сотни коллективов, представленные национальными и культурными обществами, собравшиеся со всего Североамериканского континента, прошлись центральными улицами Манхеттена, поражая взгляд и воображение жителей Нью-Йорка и его гостей разнообразием костюмов, искрометностью музыкального оформления и широтой охваченной географии. Практически весь тюркоязычный мир принимал участие в этом красочном шоу-параде. Достойный вклад в этот праздник вносит и Джемиет крымских татар Нью-Йорка. Платформа, украшенная крымско-татарскими национальными флагами, а также знаменами Соединенных Штатов и Республики Турция, выделялась из всей нескончаемой колонны.  Кстати, на этих мероприятиях участвуют и наши друзья из Узбекистана и других республик Центральной Азии.

Золотая тамга Гираев на небесно-бирюзовом фоне — эти наши национальные символы и цвета уже не в первый раз заявили о себе на Американском континенте. Отличительной особенностью представителей крымско-татарской диаспоры в этом году была живая музыка и красочные национальные танцы. Мне было очень приятно, что наш детско-юношеский танцевальный ансамбль «Къырым Эфсенеси» завоевал сердца и симпатии тысяч и тысяч нью-йоркцев, с неподдельным интересом наблюдавших за их выступлением. Золотые россыпи трубы и непривычные для американского восприятия крымско-атарские ритмы даре и давула в исполнении Рустема Фаизова, Наримана Асанова и Юнуса Фаизова сопровождали данное выступление. «Эмир Джелял» сменялся «Бахчисарайской хайтармой», мелодия «Мисхоркызы» переходила в «Манхеттен хайтармасы»…

«Крымские вечера» в Нью-Йорке.

Как уже отмечалось, мои соотечественники, которые проживают в Нью-Йорке, стремятся сохранить свои национальные традиции и обучают своих детей национальной культуре и искусству. В Нью-Йорке в Крымскотатарском центре стало доброй традицией ежегодно в конце ноября проводить традиционные «Къырым геджелери» («Крымские вечера»). На такие мероприятия, где исполняются национальные песни и танцы, крымские татары приходят с детьми, приобщая их таким образом к национальной культуре, традициям и обычаям.

Концерт для Постоянного Форума ООН

Сотрудник по социальным вопросам Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Бродди Сигардарсон пригласил наш ансамбль «Къырым Эфсенеси» принять участие в программе, приуроченной к празднованию Международного дня коренных народов мира. За 15-20 минут, отведенных коллективу в рамках концерта, были исполнены такие традиционные крымско-татарские танцы, как «Агъыр-ававехайтарма», «Тым-тым», «Хоран», а также прозвучала народная песня «Ногъай беитлери». Концерт начался с инструментальной темы «Эльвида». Выступление посетили также местные крымские татары, проживающие в Америке. Было трогательно наблюдать со сцены, как многие из наших соотечественников утирали исподтишка слезы при звуках первых нот музыкальной композиции. Для нас выступление в рамках такой всемирной организации большая честь и гордость, ведь оно транслировалось во многих странах, и внимание всего мира на некоторое время было приковано к нам,  к голосу крымских татар…

Моя опора — это моя семья

Как видите, опорой в моей жизни является моя семья. И я стараюсь в свою очередь уделить ей достаточно внимания. Так, в нью-йоркской Брайтонской балетной школе (Brighton ballet), где я преподаю, занимается и мой сын Юнус. Не думала, что когда-либо Юнус будет заниматься балетом… Ему больше нравятся народные и эстрадные танцы, но когда он начал учиться в Брайтонской балетной школе ему стало ясно, что балет, а точнее классика, это то, на чем основано все танцевальное искусство. Кроме танцев Юнус увлекается и футболом, хотя это два, казалось бы, несовместимых направления. В то же время он учится в Нью-Йоркском колледже. Но, к сожалению, его будущая профессия после окончания колледжа не будет связана с искусством. В Крыму он учился в школе искусств по классу вокала, композиции и фортепиано и был 10 лет тому назад победителем конкурса виртуозов по классу фортепиано, за что его поощрили путёвкой в международный детский лагерь «Артек».

Наша дочь Урьянэ в этом году заканчивает колледж по 2-м специальностям: бизнес менеджмент, финансы и аккаунтинг. Она тоже очень талантливая девочка, в Крыму она закончила школу искусств по 3-м классам: фортепиано, вокал и дирижирование. В Крыму в руководимом мною детском ансамбле «Эфсене» она пела и танцевала, большая часть концертной программы держалась на её сольных выступлениях. Она также является лауреатом и победителем многих конкурсов и фестивалей.  В Америке дети принимают вслед за нами активное участие в жизни крымской общины: выступают на всех праздниках, участвуют в благотворительных мероприятиях. Приятно видеть как дочка, передает опыт родителей младшим, этот опыт она приобрела в Крыму. Она постоянно помогает мне при проведении танцевальных занятий. Вообще, Урьянэ по натуре очень справедливая, объективная, у нее сильный характер, наверное, это ей передалось от дедушки Юнуса Фаизова.

617099_10151315917181468_1628372739_o

Про мужа я уже рассказывала. Я считаю себя очень счастливой, так как рядом со мной всегда находится мой любимый муж и советчик Рустем Фаизов. Рустем вырос в интеллигентной семье, детство Рустема прошло в красивом городке Алимкент, что находится недалеко от Ташкента.  Первое свое музыкальное  образование он получил именно там. Впоследствии по рекомендации ташкентских специалистов, он был переведен в Ташкент, где сумел полностью раскрыть свой музыкальный талант. Считаю, что Рустем очень классный музыкант. Я им очень горжусь, особенно когда посещаю его репетиции и концерты с Биг-бэндом. Он способен на ходу сочинять такие музыкальные импровизации, что все музыканты аплодируют ему. Дирижер оркестра тоже восхищается им. Здесь, в Америке, он продолжает дальше развивать свой творческий потенциал.

621416_10151315935486468_1696543231_o

Мне доставляет огромное удовольствие выступать в совместной с Рустемом шоу-программе.  За короткий срок она завоевала большой успех у жителей Нью-Йорка. В то же время Рустем часто выступает на крупных мероприятиях соотечественников, прибывших в Нью-Йорк еще в годы массовой эмиграции из республик бывшего Союза. На таких торжествах могут принимать участие известные европейские звезды, например, не так давно Рустем выступал на торжествах, куда была приглашена популярная группа Boney M.

Сейчас Рустем играет на трубе, шофаре и карнае с Юханом Бенямином в группе «Биг-бенд». При организации крупных концертов они привлекают и меня, там я в основном исполняю узбекские национальные и классические танцы. Но, несмотря на все идеальные условия в США, мой муж всегда задаёт себе вопрос-«Зачем я здесь?»,и  мысли у него только об одном-«Чем я могу помочь своему народу, Родине…». Этот патриотизм привил ему его отец Юнус Фаизов,  интеллигентнейший человек, долгое время проработавший в системе народного образования Узбекистана.

Я была и остаюсь пропагандистом  узбекской культуры и искусства

В августе прошлого года со мной произошло что-то не обычное… меня, как специалиста по узбекским танцам пригласили в американский город Бриджпорт, штат Коннектикут,  для подготовки короткой программы в танцах на льду. Такое даже в голову не могло прийти. Я согласилась и прибыла в Бриджпорт, где российские фигуристы проходили очередные сборы. Работать мне предстояло с именитыми мастерами фигурного катания: с бронзовым призером Чемпионата Европы Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповыми, их тренером Николаем Морозовым. Музыка для короткого танца была написана специально для этого дуэта. Это не андижанская полька, а оригинальное произведение. Кстати, идея создания программы пришла в голову Елене Ильиных. Оказывается Леночка когда-то танцевала узбекский танец, и решила в интернете найти подходящую узбекскую музыку. Но подходящую не обнаружила, поэтому решила вместе с музыкантами, фамилии которых пока не стану говорить, сочинить свою польку. Не так уж много неизбитых и интересных полек, вот мы и придумали свою -узбекскую. Я была главным консультантом этой пары. Наша пара выступила великолепно, были подобраны изящные узбекские костюмы.   На Чемпионате России по фигурному катанию, прошедшем на Олимпийской арене «Айсберг» в Сочи, в декабре прошлого года дуэт Елена Ильиных и Никита Кацалапов стали серебряными призерами…

А напоследок… я уже в начале сказала насколько мне дорог Узбекистан, жемчужины Востока Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива… Детство мое, равно как и юность, и молодость прошло в Узбекистане… Узбекистан для меня — это родной край, в котором я родилась, выросла, получила образование… Это место, где сейчас живут наши близкие друзья, где когда-то жили наши родители… Это и наша школа, где мы учились, и село или город, где протекало наше детство… Это запах горячих лепешек, еще пахнущих тандыром и посыпанных желтоватым, слегка похрустывающим на зубах кунжутом. Это ароматный узбекский плов, оторваться от которого практически невозможно… Это ярко-красная сладкая мякоть мраморных арбузов и тонкое благоухание мирзачульских дынь. И самое главное, это чудесные гостеприимные люди, всегда улыбающиеся и готовые угостить тебя пиалой душистого зеленого чая. Им было неважно какой ты национальности, об этом никто никогда и не спрашивал. Важно было, кто ты, что ты за человек… Вот таким Узбекистан останется в моей памяти…

При подготовке материала были использованы материалы  семейных архивов Фаизовых, Арслановых, а также газеты «Голос Крыма».

Мавлон Шукурзода,

Нью-Йорк, Бруклин.

2013 год.

3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.