От цветка до звезды Tашкентцы

Гуарик Бакгдасарова.

 

Современный Узбекистан – одно из немногих государств мира, в духовном пространстве которого органично сочетаются бережное отношение к традициям с открытостью самым современным веяниям творческого и технического прогресса. По существу, творчество выявляет то, как человек обживает и переживает созданны023 А. Бесконечность днейй человечеством культурный мир, общую культурную тональность эпохи. Именно это «как» и выражает неповторимость личности, богатство её культурного мира.

В библиотеке Алишера Навои 24 декабря состоялась презентация нового седьмого альбома «Поэзия и музыка красок»  ташкентского художника, поэта  Армануш Маркарян.  «Типографское издание мне бы обошлось значительно дороже, — объясняет автор самиздата, выпустившая самостоятельно  с помощью современных компьютерных технологий несколько единичных красочных  экземпляров альбома, в котором стихи иллюстрируют её рисунки и фотографии. Первичное место в этом творческом пространстве, на мой взгляд, занимают авторские рисунки, прикладное – стихи.   

Презентация альбома проходила на фоне экспозиции графических работ Армануш Маркарян, выполненных в разнообразной технике: темпера, гуашь, акрил. Это была не первая и не последняя презентация творчества поэта и художника: таких арт-шоу  под  знаком: «Поэзия и музыка красок» было всего шесть в её жизни. Нынешняя – седьмая – отличалась от предыдущих тем, что автор позволила себе раздвинуть свои творческие рамки и впустить в свой мир  художественные фотографии, добавив к «Поэзии и музыке красок – «Поэзию света и тени».

Фотоискусство, которое Армануш  смело преобразует с помощью компьютерных технологий,  выполняет  не свою основную природную задачу —  фиксацию будничной реальности. Фотохудожник замахивается  на привычный  процесс жизни и выхватывает из неё сгустки духовной материи и помещает в свои «штучные» альбомы. И тогда они перерождаются в снимки-явления, когда событие становится  таковым только в результате его запечатлённости, —   со-бытием и источником нового поэтического вдохновения.

Армануш Маркарян (1950 г.р.) по специальности товаровед. У неё трое взрослых детей, внуки. Выйдя на заслуженный отдых, она активно продолжила занятия  творчеством, т. е. тем, что ей дорого и близко по духу – это живопись, фотография, поэзия, вокал. А началось её увлечение таким синтетическим искусством в 1993 г., когда она вступила на путь духовного самосовершенствования и стала принимать участие в различных миротворческих встречах и программах, организатором которых  являлся выдающийся миротворец из  Нью-Йорка, член Организации объединенных наций – Шри Чинмой. В новом статусе члена женсовета махали (1995-2001) Армануш  осуществляла духовно–просветительскую деятельность  среди детей и взрослого населения в махалле  «Ешлик» №28 Мирзоулугбекского района Ташкента. До сих пор на её художественные выставки и  творческие  презентации книг, альбомов, как в этот раз,  взрослые приходят с детьми, чтобы вместе порадоваться  и приобщиться к Прекрасному.

Армануш  живёт по «закону дарения» (Дипак Чопра). Для неё любые взаимоотношения с миром – это отдача и получение. Одно порождает другое. В каждом семени заложена возможность вырастить тысячи деревьев. Армануш «выращивает» цветы и стихи. Семя не должно храниться, оно должно передать свою информацию плодородному грунту, и тогда его невидимая энергия находит эстетическое материальное проявление.

Художник работает в стиле «энерджи арт» и, соответственно, создаёт «энергетические картины» — это плоды её путешествий по древним городам нашего региона – Самарканду, Бухаре, Хиве, сохранившимся как уникальный духовный и историко-культурный заповедник в Центральной Азии. Художник посетила также  многие  страны и города ближнего и дальнего зарубежья с миротворческими целями: Индию, Америку, Италию, Чехию, Словакию, Венгрию, Россию.  Она последовательница учения Шри Чинмоя: в искусстве для неё, прежде всего,  важно духовное содержание. Армануш  стремится  подборкой  красок в своих  беспредметных аллегорических композициях воздействовать на подсознание зрителей. Для неё важно  не просто донести, но суметь вызвать у зрителей то же самое возвышенное состояние духа, которое владело ею во время творческого процесса. Назначение искусства  в данном случае приравнивается медитации, отсюда и названия этих работ: «Вознесение», «Сознание», «Мироздание», «Гармония».

Иногда  её пёстрые мажорные композиции «не дотягивают»  до того высокого теологического  значения, которое навязывает им автор названиями: «Модель космоса» — на рисунке всего-навсего жёлтое яйцо в центре тёмного неправильного квадрата. Правда, мы помним «чёрный» и «красный» квадраты В. Малевича, но в том случае художник нам самим предлагал поиграть воображением и каждому на свой вкус втиснуть своё содержание  ума и сердца в простейшие геометрические фигуры. Здесь же художник рискует быть эпатажным и на «Ты» —  с самим Творцом. Так,  композиция  «Духовное сердце» представляет собой крест в оранжево-жёлто – белых тонах, излучающих подобие света прямо на зрителя. Крест написан в строгой симметрии, но без чёткого контура и выдаёт себя в рисунке как энергетический импульс.

Не всё в искусстве можно объяснить научными знаниями. Невероятные картины, по признанию Армануш, проецируются на нашу планету из других миров по жёсткой избирательной программе, внедряясь в воображение лишь тех, кто способен  воспринять и выразить их иррациональность. На эту тему можно рассуждать бесконечно! Но ясно одно: фантастические образы населяли наш мир всегда. Вспомним мифологические изображения богов и чудовищ, библейские истории, сюжеты икон,  живопись Леонардо да Винчи, Алессандро Боттичелли, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Гюстава Моро, Альфонса Мухи, Каспара Фридриха… Но это древо фантастической живописи воистину расцвело лишь в ХХ веке. Угрозу уничтожения всего прекрасного и живого безобразным и мертвящим первыми почувствовали художники. Служители искусства, избранники божии, чисто интуитивно на рубеже ХХ -XI вв. создают своего рода защитное поле Красоты, каждый по-своему. Среди них такие известные художники как Эрнст  Фукс и Рудольф Хаузнер (Австрия), Патрик Вудрофф и Брюс Пэннингтон (Великобритания), Александр Рекуненко (Россия), Джавлон Умарбеков и Баходир Джалалов (Узбекистан) и множество других. Они пытаются заставить нас, простых людей, поверить в наше божественное предназначение, в непреходящее родство со всем Космосом – от цветка до звезды. В историю изобразительного искусства они вошли как «небожители».

  Армануш Маркарян свои работы называет «живыми картинами», а предметы её изображения  – это цветы, фантастические животные и птицы, морские и лесные существа из её сновидений и  художественных фантазий, но каждый с потайным  смыслом и значением. Так, например, для художника «цветок — это сердце человека». Своё субъективное философско-поэтическое видение не столько окружающего, сколько внутреннего мира, она правомерно реализует в красках и стихах.

Искусство А. Маркарян, при всей своей  внешней экзальтированности, имеет свои глубокие традиции. В центральноазиатских странах испокон века вещь предельно эстетизируется. Родившись под ярким солнцем в цветущем крае, мы с детства помним арабеску, опутывающую бесконечной сетью линий стены зданий, ткани, утварь, мебель, музейное оружие.

Арабеска – наындивидуальна и иррациональна. Но одновременно она подчинена строгой, часто симметричной форме, внутри которой запутанная линия не имеет ни начала, ни конца. Изображение человека и животных исключено из мусульманского искусства. Исключение составляет только восточная книжная миниатюра.

В рисунках Армануш розы, маки, ирисы, орхидеи, лилии всех оттенков переплетаются в фантастические венки, образуют сложную вязь, напоминающую восточный прихотливый орнамент на  фасадах ханских дворцов и внутри медресе, на резных дверях мечетей и предметах прикладного искусства, включая разноцветные ткани («хан-атлас») и кухонную утварь, старинные ювелирные украшения. Они начисто лишены социального смысла, фривольны, интригующи, возбуждающи – ближе к салонному камерному стилю «рококо», чем благородному классицизму античных времён или ампиру Ренессанса и, уж тем более, далеки от современного холодного авангарда с привкусом техногенной инженерии.

Посетители однодневного вернисажа и презентации нового альбома  Армануш Маркарян «Поэзия и музыка красок» среди зимы  в канун Нового года словно попали в роскошный сад, напоминающий рай на земле, радующий глаза и душу, согревающий и заряжающий каждого входящего положительной энергетикой.

Присутствующие на презентации зрители ощутили на себе эту циркуляцию обильной творческой энергии  художника. Автор нескольких стихотворных сборников «Осень», «Счастье», «Любовь бесконечная», «Поэзия и музыка красок» и  более  трёхсот цветных графических  работ охотно делилась с собравшимися секретами своей плодотворной жизни и завидного неугасающего оптимизма. Очень часто от автобиографического рассказа  она органично и непосредственно переходила к задушевному  исполнению своих авторских песен.

А. Маркарян говорит с нами на языке своей поэзии, многоцветной, как радуга, графики и песни на собственные стихи. Так она разговаривала с гостями, стараясь донести до них свой внутренний диалог «души и мира», пытаясь в каждом из них заронить хотя бы только беглую вспышку от её творческих озарений:

 

«О них в картинах рассказала,

Игриво краски помешав.

Душа сюжеты нашептала,

Их за мазками увидав».

 

И так уже много лет А. Маркарян на практике применяет Закон дарения: «Если вы хотите получать радость, давайте радость другим; если вы хотите любви, научитесь дарить любовь; если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать их другим; если вы хотите материального изобилия, помогайте его приобрести другим. Если вы хотите наслаждаться всем хорошим и прекрасным в жизни – научитесь молча или  во весь голос благословлять каждого на всё хорошее в жизни. Армануш Маркарян трудно бывает застать в её ташкентской квартире. Она часто бывает в отъезде. Её призвание — охотно дарить счастье людям  во всех концах света посредством  своего радостного  искусства.

 

Гуарик Бакгдасарова, журналист-искусствовед,

Д.т.253-14-06, моб. 354-10-17

www.http: guarik-guhar.blogspot.com

1 комментарий

  • Sofiya:

    Ну, ты даешь! Во первых: поздравляю тебя сердечно, Гуарик, с Наступившим Новым Годом! Желаю тебе всего самого доброго и счастливого, радости от друзей и близких, взаимопонимания, творческих находок и, конечно, успехов на избранном тобою пути! Я сейчас всецело поглощена работой над двумя детскими книжками для 2-х внуков, надо до 12 01 13 отправить к Дню Рождения внучки, я даже к телефону не подхожу и денно и нощно работаю, закончу, буду праздновать. 15 01 улетаю к встречи 3-его внука, а в феврале появится еще и 4-ый. Спасибо за такое подробное описание, все очень хорошо написано с присущей тебе разносторонностью профессионального мастерства. Черный квадрат в моей картине «КОСМОС» абсолютно квадратный, хотя я его и не измеряла при рисовании. еще раз благодарю за статью, всех благ, увидимся. Армануш.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.