От цветка до звезды Ташкентцы
Гуарик Багдасарова.
Современный Узбекистан – одно из немногих государств мира, в духовном пространстве которого органично сочетаются бережное отношение к традициям с открытостью самым современным веяниям творческого и технического прогресса. По существу, творчество выявляет то, как человек обживает и переживает созданный человечеством культурный мир, общую культурную тональность эпохи. Именно это «как» и выражает неповторимость личности, богатство её культурного мира.
В библиотеке Алишера Навои 24 декабря состоялась презентация нового седьмого альбома «Поэзия и музыка красок» ташкентского художника, поэта Армануш Маркарян. «Типографское издание мне бы обошлось значительно дороже, — объясняет автор самиздата, выпустившая самостоятельно с помощью современных компьютерных технологий несколько единичных красочных экземпляров альбома, в котором стихи иллюстрируют её рисунки и фотографии. Первичное место в этом творческом пространстве, на мой взгляд, занимают авторские рисунки, прикладное – стихи.
Презентация альбома проходила на фоне экспозиции графических работ Армануш Маркарян, выполненных в разнообразной технике: темпера, гуашь, акрил. Это была не первая и не последняя презентация творчества поэта и художника: таких арт-шоу под знаком: «Поэзия и музыка красок» было всего шесть в её жизни. Нынешняя – седьмая – отличалась от предыдущих тем, что автор позволила себе раздвинуть свои творческие рамки и впустить в свой мир художественные фотографии, добавив к «Поэзии и музыке красок – «Поэзию света и тени».
Фотоискусство, которое Армануш смело преобразует с помощью компьютерных технологий, выполняет не свою основную природную задачу — фиксацию будничной реальности. Фотохудожник замахивается на привычный процесс жизни и выхватывает из неё сгустки духовной материи и помещает в свои «штучные» альбомы. И тогда они перерождаются в снимки-явления, когда событие становится таковым только в результате его запечатлённости, — со-бытием и источником нового поэтического вдохновения.
Армануш Маркарян (1950 г.р.) по специальности товаровед. У неё трое взрослых детей, внуки. Выйдя на заслуженный отдых, она активно продолжила занятия творчеством, т. е. тем, что ей дорого и близко по духу – это живопись, фотография, поэзия, вокал. А началось её увлечение таким синтетическим искусством в 1993 г., когда она вступила на путь духовного самосовершенствования и стала принимать участие в различных миротворческих встречах и программах, организатором которых являлся выдающийся миротворец из Нью-Йорка, член Организации объединенных наций – Шри Чинмой. В новом статусе члена женсовета махали (1995-2001) Армануш осуществляла духовно–просветительскую деятельность среди детей и взрослого населения в махалле «Ешлик» №28 Мирзоулугбекского района Ташкента. До сих пор на её художественные выставки и творческие презентации книг, альбомов, как в этот раз, взрослые приходят с детьми, чтобы вместе порадоваться и приобщиться к Прекрасному.
Армануш живёт по «закону дарения» (Дипак Чопра). Для неё любые взаимоотношения с миром – это отдача и получение. Одно порождает другое. В каждом семени заложена возможность вырастить тысячи деревьев. Армануш «выращивает» цветы и стихи. Семя не должно храниться, оно должно передать свою информацию плодородному грунту, и тогда его невидимая энергия находит эстетическое материальное проявление.
Художник работает в стиле «энерджи арт» и, соответственно, создаёт «энергетические картины» — это плоды её путешествий по древним городам нашего региона – Самарканду, Бухаре, Хиве, сохранившимся как уникальный духовный и историко-культурный заповедник в Центральной Азии. Художник посетила также многие страны и города ближнего и дальнего зарубежья с миротворческими целями: Индию, Америку, Италию, Чехию, Словакию, Венгрию, Россию. Она последовательница учения Шри Чинмоя: в искусстве для неё, прежде всего, важно духовное содержание. Армануш стремится подборкой красок в своих беспредметных аллегорических композициях воздействовать на подсознание зрителей. Для неё важно не просто донести, но суметь вызвать у зрителей то же самое возвышенное состояние духа, которое владело ею во время творческого процесса. Назначение искусства в данном случае приравнивается медитации, отсюда и названия этих работ: «Вознесение», «Сознание», «Мироздание», «Гармония».
Иногда её пёстрые мажорные композиции «не дотягивают» до того высокого теологического значения, которое навязывает им автор названиями: «Модель космоса» — на рисунке всего-навсего жёлтое яйцо в центре тёмного неправильного квадрата. Правда, мы помним «чёрный» и «красный» квадраты В. Малевича, но в том случае художник нам самим предлагал поиграть воображением и каждому на свой вкус втиснуть своё содержание ума и сердца в простейшие геометрические фигуры. Здесь же художник рискует быть эпатажным и на «Ты» — с самим Творцом. Так, композиция «Духовное сердце» представляет собой крест в оранжево-жёлто – белых тонах, излучающих подобие света прямо на зрителя. Крест написан в строгой симметрии, но без чёткого контура и выдаёт себя в рисунке как энергетический импульс.
Не всё в искусстве можно объяснить научными знаниями. Невероятные картины, по признанию Армануш, проецируются на нашу планету из других миров по жёсткой избирательной программе, внедряясь в воображение лишь тех, кто способен воспринять и выразить их иррациональность. На эту тему можно рассуждать бесконечно! Но ясно одно: фантастические образы населяли наш мир всегда. Вспомним мифологические изображения богов и чудовищ, библейские истории, сюжеты икон, живопись Леонардо да Винчи, Алессандро Боттичелли, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Гюстава Моро, Альфонса Мухи, Каспара Фридриха… Но это древо фантастической живописи воистину расцвело лишь в ХХ веке. Угрозу уничтожения всего прекрасного и живого безобразным и мертвящим первыми почувствовали художники. Служители искусства, избранники божии, чисто интуитивно на рубеже ХХ -XI вв. создают своего рода защитное поле Красоты, каждый по-своему. Среди них такие известные художники как Эрнст Фукс и Рудольф Хаузнер (Австрия), Патрик Вудрофф и Брюс Пэннингтон (Великобритания), Александр Рекуненко (Россия), Джавлон Умарбеков и Баходир Джалалов (Узбекистан) и множество других. Они пытаются заставить нас, простых людей, поверить в наше божественное предназначение, в непреходящее родство со всем Космосом – от цветка до звезды. В историю изобразительного искусства они вошли как «небожители».
Армануш Маркарян свои работы называет «живыми картинами», а предметы её изображения – это цветы, фантастические животные и птицы, морские и лесные существа из её сновидений и художественных фантазий, но каждый с потайным смыслом и значением. Так, например, для художника «цветок — это сердце человека». Своё субъективное философско-поэтическое видение не столько окружающего, сколько внутреннего мира, она правомерно реализует в красках и стихах.
Искусство А. Маркарян, при всей своей внешней экзальтированности, имеет свои глубокие традиции. В центральноазиатских странах испокон века вещь предельно эстетизируется. Родившись под ярким солнцем в цветущем крае, мы с детства помним арабеску, опутывающую бесконечной сетью линий стены зданий, ткани, утварь, мебель, музейное оружие.
Арабеска – наындивидуальна и иррациональна. Но одновременно она подчинена строгой, часто симметричной форме, внутри которой запутанная линия не имеет ни начала, ни конца. Изображение человека и животных исключено из мусульманского искусства. Исключение составляет только восточная книжная миниатюра.
В рисунках Армануш розы, маки, ирисы, орхидеи, лилии всех оттенков переплетаются в фантастические венки, образуют сложную вязь, напоминающую восточный прихотливый орнамент на фасадах ханских дворцов и внутри медресе, на резных дверях мечетей и предметах прикладного искусства, включая разноцветные ткани («хан-атлас») и кухонную утварь, старинные ювелирные украшения. Они начисто лишены социального смысла, фривольны, интригующи, возбуждающи – ближе к салонному камерному стилю «рококо», чем благородному классицизму античных времён или ампиру Ренессанса и, уж тем более, далеки от современного холодного авангарда с привкусом техногенной инженерии.
Посетители однодневного вернисажа и презентации нового альбома Армануш Маркарян «Поэзия и музыка красок» среди зимы в канун Нового года словно попали в роскошный сад, напоминающий рай на земле, радующий глаза и душу, согревающий и заряжающий каждого входящего положительной энергетикой.
Присутствующие на презентации зрители ощутили на себе эту циркуляцию обильной творческой энергии художника. Автор нескольких стихотворных сборников «Осень», «Счастье», «Любовь бесконечная», «Поэзия и музыка красок» и более трёхсот цветных графических работ охотно делилась с собравшимися секретами своей плодотворной жизни и завидного неугасающего оптимизма. Очень часто от автобиографического рассказа она органично и непосредственно переходила к задушевному исполнению своих авторских песен.
А. Маркарян говорит с нами на языке своей поэзии, многоцветной, как радуга, графики и песни на собственные стихи. Так она разговаривала с гостями, стараясь донести до них свой внутренний диалог «души и мира», пытаясь в каждом из них заронить хотя бы только беглую вспышку от её творческих озарений:
«О них в картинах рассказала, Игриво краски помешав. Душа сюжеты нашептала, Их за мазками увидав».
И так уже много лет А. Маркарян на практике применяет Закон дарения: «Если вы хотите получать радость, давайте радость другим; если вы хотите любви, научитесь дарить любовь; если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать их другим; если вы хотите материального изобилия, помогайте его приобрести другим. Если вы хотите наслаждаться всем хорошим и прекрасным в жизни – научитесь молча или во весь голос благословлять каждого на всё хорошее в жизни. Армануш Маркарян трудно бывает застать в её ташкентской квартире. Она часто бывает в отъезде. Её призвание — охотно дарить счастье людям во всех концах света посредством своего радостного искусства.
Гуарик Бакгдасарова, журналист-искусствовед
Ну, ты даешь! Во первых: поздравляю тебя сердечно, Гуарик, с Наступившим Новым Годом! Желаю тебе всего самого доброго и счастливого, радости от друзей и близких, взаимопонимания, творческих находок и, конечно, успехов на избранном тобою пути! Я сейчас всецело поглощена работой над двумя детскими книжками для 2-х внуков, надо до 12 01 13 отправить к Дню Рождения внучки, я даже к телефону не подхожу и денно и нощно работаю, закончу, буду праздновать. 15 01 улетаю к встречи 3-его внука, а в феврале появится еще и 4-ый. Спасибо за такое подробное описание, все очень хорошо написано с присущей тебе разносторонностью профессионального мастерства. Черный квадрат в моей картине «КОСМОС» абсолютно квадратный, хотя я его и не измеряла при рисовании. еще раз благодарю за статью, всех благ, увидимся. Армануш.
Sofiya[Цитировать]