Ликбез по Бухарскому эмирату История
Александр Кузнецов
Не вдаваясь в глубь исторических изысканий (существуют академические книги) и в описание всевозможных разновидностей (на то есть каталоги), данный текст служит именно «ликбезом» для тех, кто только начал или планирует начать собирать одни из самых красивейших денежных знаков периода Гражданской войны. Абсолютно не претендую на истину в последней инстанции, дополняйте и поправляйте, если кому что известно.
Почему-то во всех каталогах, от Кардакова до Жукова-Малышева, эмиром Бухары интересующего нас периода ошибочно называют его отца, Сеид Абдул Ахад Бахадур Хана, умершего в 1910 году. Между прочим, в начале своего правления, Алим Хан слыл прогрессивным правителем — чуть было не отменил практику продажи государственных должностей и взятки. Так же ходили слухи , что в его гареме было 350 наложниц.
Читать далее в источнике.
Конечно многие знают, но видимо необходимо указать автора фото эмира — Прокудин-Горский, Сергей Михайлович.
Yultash[Цитировать]
Да, и оно уже в третий раз появляется на сайте.Поразительное фото и очень интересный мужчина, Статья тоже весьма познавательна
tanita[Цитировать]
Бона Бухарского эмирата в собрании краеведческого музея г. Новая Ладога
Aida[Цитировать]
Спасибо! Очень интересно!
VTA[Цитировать]
Статья очень интересная и содержательная.
Может У кого и из ПоТовцев есть в коллекции денежные единицы Бухарского эмирата, похвастаетесь?
Tierus[Цитировать]
Этот эмир учился в Московском университете. С ним дружил один мой дальний родственник. Во время голода 20-х он ездил с делегацией к эмиру и получил эшелон хлеба для Поволжья. Другой их товарищ Саидгаливе С. стал первым Председателем Татарской республики (1920)
AK[Цитировать]
Вы ничего не путаете? И куда можно было ехать к эмиру за хлебом, если он в начале 20-го года бежал в Афганистан?
J_Silver[Цитировать]
В начале сентября хотел написать…
Голод в Поволжье был на год позже этих событий…
J_Silver[Цитировать]
Нет не путаю, прогнали эмира вот и голод начался
AK[Цитировать]
Какая связь между эмиром и голодом в Поволжье? Эмира прогнали в конце лета-начале осени 1920 года, голод в Поволжье был в 1921-22 годах — даже теоретически связь отсутствует! Или это эмир кормил Россию, особенно жителей Поволжья?
J_Silver[Цитировать]
Мой прадед в те же годы тоже кормил людей. Это описано в книге которая упоминалась в «Радистка Ирэн с Узбекфильма». Приходили не только односельчане. Чтобы незнакомые люди не пытались взять муку по второму разу он хлопал их по спине (по-дружески) чтобы остались отпечатки муки. Ни один человек в их районе не умер с голоду. В 30-м его отправили на Соловки и начался настоящий голод.
AK[Цитировать]
Последний бухарский эмир Сеид Алимхан получил военное образованиие в Петербурге, но в Московском университете он никогда не учился.
Ю.Ф.[Цитировать]
Не сомневался — с чего это эмир пойдет в университет, только по военной части…
J_Silver[Цитировать]
По Вашей логике если человек получил военное образование, то всё.. больше никогда, ни ногой, ни в какие учебные заведения :)
AK[Цитировать]
Я своим источникам доверяю больше
AK[Цитировать]
Участие эмира в строительстве Соборной мечети в С-Петербурге
http://nailtimler.narod.ru/tatars_in_russia/piter_sobornaya_mechet.html
«..Разрешение на приобретение земли Император Николай II подписал в Петергофе 3 июля 1907 года.
Комитет приобрел землю на средства Эмира Бухарского за 312 тыс. рублей в размере 150 кв. саженей и объявил конкурс на проект храма.
Осенью 1908 года компетентная комиссия одобрила представленный проект художника-архитектора Николая Васильевича Васильева, гражданского инженера Степана Самойловича Кричинского, выполненного под руководством академика архитектуры Александра Ивановича фон Гогена.
В основу идеи, как внутренней планировки, так и внешнего вида, проектировщики взяли характер и стиль мечетей и гробниц Средней Азии эпохи Тамерлана. Фасад предполагалось изготовить из гранита в сочетании с богатыми восточными орнаментами из майолики и мозаики бирюзово-синих тонов. Проект был предоставлен Императору Николаю II и получил высочайшее утверждение. Однако в 1909 году неожиданно со стороны техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел и Имперской Академии Художеств поступило возражение:
«Нельзя согласиться с правильностью выбора местности для постройки мечети, которая будучи сооружена на таком открытом и видном месте, вблизи и на виду Петропавловского собора , церкви святой Троицы и дома Петра Первого, нарушит цельность и исторический харатер этой наиболее древней части Петербурга».
На это последовало возражение Эмира Бухарского: «Близость усыпальницы императорской фамилиии и Троицкого собора, связанные с воспоминаниями о Петре Первом; Эмир, преданный всей душою Царствующему дому, не только не считает недостатком, но думает новое место служения Единому Богу вблизи христианских святынь должно явиться желательным соседством», — писал председатель комитета полковник Давлетшин. Наконец, после бесплодных хождений по бюрократическим инстанциям, 20 июля 1909 года депутация Петербургских мусульман во главе с Ахуном Баязитовым направилась на прием к Председателю Совета министров П. А. Столыпину. Последний принял окончательное решение: «Не счел возможным отменить данное Императором разрешение на приобретение места для строительства мечети»..»
AK[Цитировать]
Очень интересно, откуда взяли информацию, что Эмир Сейид Алимхан образованный человек. Нет у него никаго образования, только 4 класса питерской кадетской школы и все. Не был он светским человеком, да и вообще человеком его назавть трудно. Пожалуйста не говорите то, чего нет на самом деле.
bbekmirzaev[Цитировать]
Я думаю «4 класса» у тех кто ходит с современными дипломами высшего образования :)
AK[Цитировать]
Каким образом эпизод с постройкой мечети может подтверждать университетское образование бухарского эмира? Вы доверяете «своим источникам» — не могли бы вы их назвать? Историческая наука будет благодарна.
Ю.Ф.[Цитировать]
Оба последних Бухарских эмиров активно участвовали в религиозной жизни России (и был друзьями России). Бухара была, наряду с Каиром, в числе ведущих центров исламского образования.
Внучка одного из духовных деятелей России упомянула что её дед учился в Московском университете вместе с будущем Эмиром Бухарским и с С.Саидгалиевым. Можно предположить что это был религ.-философ.факультет и необязательно полный курс.
Большевики навязывали представление о «восточной деспотии» именно из-за огромного интеллектуального отрыва между ними и образованными людьми России в число которых входили и исламские духовные деятели.
Даже после революции сохранялись традиции посылать молодых людей на учебу за границу и среди них был известный в последствии французский деятель Гарун Тазиев. Но в официальной истории — он родился в Варшаве, мать — полячка вывезла его в Бельгию.
А ведь им может гордиться современный Узбекистан, как и знаменитым китайским адмиралом Джэн Хэ (но похоже все кто мог гордиться разъехались)
AK[Цитировать]
источник — воспоминания Фатымы Таджиевой
http://uznet.biz/tat-tashkent/Zarif-Ibragimov-iz-vospominanii-ego-docheri-Fatimi-Tadzhievoi
— в предыдущем комментарии я перепутал М.СултанГалиева с С.СаидГалиевым (что поделаешь, историк-любитель :)
AK[Цитировать]
А был ли город Чарджоу основанный Россией в 80-х в составе Бухаре ставшая вассалом 1860-х,
6350101[Цитировать]
Доброе время! Статья интересная. Вообще то имена надо было писать по оригинальнее: Саид Абдулахад Бахадурхан, Саид Мир Алимхан. Далее. Алимхан учился не в университете, а в кадетской школе (не доучился, его срочно привезли домой и дали должность, отец находился на одре). В Таджикистане люди плохо о нем отзываются. Он проездом был в Гиссаре, где творил много гадостей (от изнасилований до убийств). Кстати, с собой привез не жен и детей, а каракульских овец и много бачи. Свои деньги в банках не мог получить (кто даст?). Собрал украденное и удрал. Но народ оплакивал: «Вой шариат!», «Вой дини ислом!»
В Кабуле он был рад Гитлеру, даже написал ему письма, называя его спасителем мусульман,чуть и не пророком. Ослеп. Вздох. Заслужил такой эпитафии:
Гадо гар дар ватан мирад, амир аст,
Амири беватан хору фақир аст.
Гость[Цитировать]