Записки дедушки Камила. Часть 1 История

Отправляю Вам записки своего дедушки.  В случае, если они будут интересны читателям художественно-исторического альманаха «писем о Ташкенте» то будет часть 2.
С уважением,
Roman A.

 

Мы раньше жили в г. Маргелане.

Я плохо помню, в начале жили в местности «Урда-таги» Маргелана. У нас был маленький домик, рядом текла шумная и быстрая речка. Мне было около 5 лет когда в этой речке уплыл и чуть не утонул, несколько раз меня чудом спасли.

Отец моего отца как жили не знаю, ну у него было много детей.

Старший брат моего отца разбогател, время было тревожное. Ему необходим был верный помощник и телохранитель, для этого выбрал моего отца как работника. Остальные его братья были арабакешами и крестьянами. Они тоже имели свои семьи.

Старший брат Шермирза моего отца переселил к себе, ближе к своему дому. Отца держал как лакея, постоянно находился у него на побегушках. В это время, примерно 1918-24 годах особенно тревожные  дни были, различного рода басмачей было очень много. Если, например надо было принести выручку своего брата из магазина (дукана) мой отец приносил а мать считала. Помню, как сосчитает деньги до копейки, отнесёт брату. Моя мать со слезами просила оставить на расходы на лечение меня. Если отец узнавал что мать оставила деньги у себя большой скандал устраивал. Часто я болел надо было показать меня лекарям травами и к  домулле (тоже считались врачами) — путём читки из Корана лечили, правда это был обман, но народ верил этому.

 

У нас самих не было денег. Мой отец ходил к брату просить денег или же мать шила платья женщинам и зарабатывала деньги. Моя мать Кумрихон была очень быстрая и хорошая швея  — вся махалля «Юлмадуст» знала о ней.

Мы жили около мечети, рядом с мельницей.

Около другой мечети в переулке жила моя бабушка — мать моего отца. Она была очень сердитая и строгая, белокожая и серыми глазами, у меня отец тоже был сероглазый и белокожий, очень волосатый.

Я редко бывал у неё. Помню несколько раз шёл к ней, всё время меня кусали шмели, назло я их тоже палками тревожил.

Все родственники постоянно собирались у бабушки во время сбора шелковичного кокона. После сбора шелковичнх коконов по всем улицам города подтягивали шелковичные нити и их красили красками различного цвета.

Мать моей мамы жила тоже не так уж далеко, за мельницами. К ней ходил мимо речки и хауза, где в углу дувалов постоянно на дереве висели разноцветные тряпки иногда вечерами горели свечи. Это было сделано чтобы отгонять злых духов-шайтанов.

Она была темнокожая, очень добрая и в движениях очень быстрая, но жила она неважно. Любила мне вечерами рассказывать про Искандара Зулькарная (Александре Македонском — двурогом, о его походах, знаниях, о том что он может слышать из-под земли всё что творится везде. А также она рассказывала о летающих коврах и людях.

Я у этой бабушки себя чувствовал свободно и играл хорошо. У меня были друзья моего возраста. Помню у одного брата были голуби, мы любили смотреть как они кружатся в воздухе.

 

Здесь все соседи бабушки жили плохо. Однажды, как их дети я тоже собирал тутовник для варенья. Во время сбора тутовника я упал с дерева и поломал ключицу левой руки. Тогда мне сильно досталось и костоправ наладил ключицу и поставил на место, но до сих пор это место болит.

 

В детстве сильно любил птиц и собак. У меня была ворона, с которой носился по улице, всем показывал как она кричит. Немного начал расти — у меня появилась собачка, с ней играя развлекался. Здесь тоже около нашего дома протекали две большие речки, куда ходил ловить  рыбок голыми руками.

 

Когда немножко стали большими 6-7 лет, постоянно дрался с двоюродным братом, т. е. с сыном богатого брата моего отца. Помню, постоянно как встретимся с ним, я вместе со своим  братом Хакимом дрались с ним. Я, теперь понимаю, родители между собой не поладили, а это нам передалось и по-видимому мы это по-своему понимали, в результате мы-дети дрались и ненавидели друг-друга.

 

Мой отец при постройке шёлкомотальной фабрики в г. Маргелане стал работать мотальщиком фабрики.

 

У моей мамы отец занимался скачкой, для чего держал 3-х лошадей. Как вечером они услышат карнай и сурнай, не могли стоять в доме, рвались на скачку. Я тоже их очень любил, часто ездил с дедушкой. Этот дедушка по имени Исак приехал в Ташкент в 1934 году и умер, похоронен на кладбище Чагатай, жил у своего сына Мусунджана, рабочего.

 

 Народ сильно боялся шайтанов, так нас маленьких тоже пугали шайтанами. Когда я побольше стал, вести о Советской власти дошли до моих ушей. В то время узбеки называли Советскую власть «Шура хукумати». Сама по себе «Шура хукумати» не пробила дорогу в Ферганскую долину. Люди некоторые не понимали её смысл, что она даст и в чём её превосходство. Из числа зажиточных и богатых кто знал об этом стали противится всеми силами. В начале 1916 годов появились различного рода партии. Рассказывают старики — соберутся люди на базаре или в мечети — кто хвалит мусульман, лишь бы сами жили самостоятельно без вмешательства из вне, другие призывают организовать партию и армию, чтобы защищать себя, чтобы быть под защитой Корана и религии.

 

Таким образом, появились множество басмачей-курбаши, которые под прикрытием мусульманской религии вели свои коварные дела. Они грабили людей, насиловали женщин и девушек, убивали на месте всех кто противился или не давал денежную поддержку, резали людей, то уши, то нос или глаза или другие места в порядке издевательства вырезали… В результате началась истребительская война. От басмачей не было жизни в Маргелане, мы часто прятались под мостом или на крыше дома. Это тревожное время было с 1922 по 1932 года.

 

Мать и отец были грамотными по-арабски, меня тоже захотели учить и отдали меня к мулле на учёбу. Этот мулла учил около 15 детей у себя в доме. Все дети сидели на полу кругом на буйре (камышовая подстилка), с босыми ногами, а мулла сидел на почётном месте — вверху против дверей, ему всех видать. Малейшее отвлечение или неправильная чтение — мулла с места где сидел, длинной палкой бил по ногам или по спине. Когда к мулле родители приводят ребёнка, говорят: «Мясо Ваше, а кости наши» т. е. можно бить его сколько угодно, пусть худеет, лишь бы его кости целые были, а кости мясом обрастут. В связи с этим никто не имел права жаловаться на любое избиение, если казу (судье) жаловаться будут, наоборот будет наказан сам жалобщик. Я несколько дней ходил в эту школу, после из-за избиения убежал и не стал посещать.    

31 комментарий

  • Abu Said:

    Извините мне, но трудно верить.
    Некоторые детали упоминают часты трудов проф. писателей.
    Это не устной рассказ или тот писарь «внук» не просто очень образованный/ная даже профессионал — писатель.
    А где адрес дедушка Камила?

      [Цитировать]

  • Leonid:

    Мне очень понравилось.
    по манере повествования, очень похож на рассказы одного старика, он жил около нас, (на берегу Чаули), звали его, кажется Юлдош-ака, он умер в середине 70-х годов, я был совсем маленьким, и многого не запомнил, но про коконы, как их варили перед размоткой, поро басмачей и про отряды «краснопалочников» ( что-то, типа местной милиции) запомнил.

      [Цитировать]

  • tanita:

    И мне нравится. Спокойное повествование, не пому, что не устраивает первого комментатора, Адрес меня лично не интересует. даже ели внук профессиональный писатель, что тут такого? Рассказ действительно хорош. Жаль не так много людей его прочитали.

      [Цитировать]

  • Abu Said:

    Roman: Я историк,раньше часто бывал в экспедициях (в Старом Ташкенте). Сначала изучаю мазаров, сооружений (мечети,медресы …) на основе арабоязычных и архивных документов. А потом ищу по городу. Встретился с многих пожилых людей. Один раз видел одного старика, у него было 107 лет (2008 г.).
    Адрес и официальный личность (место проживание, возраст и др.) собеседника — это важный аспект в полевой исследованиях, а также для правоверность устных информаций.
    Без этих это проста сказка не вспоминании из истории.

      [Цитировать]

    • ВТА:

      Abu Said: Любые воспоминания при пересказах со временем становятся легендой, то есть сказкой и передают не фактический материал для научных исследований или политических обоснований, а восприятие времени конкретным человеком. Это восприятие может совпадать с другими или нет, быть объективным или субъективным. Собирайте, анализируйте, ищите причины несовпадений, для того Вы и историк. А мне, обывателю, интересны разные взгляды на одни и те же вещи. Я из них картину прошлого складываю, как мозаику.

        [Цитировать]

      • OL:

        Хотела тоже спросить-а что так возмутило господина Абу Саида?Факты ,есть факты -ничего не приукрашено-шелковые нити,жадные родственники,басмачи-курбаши,отсутствие медицины,нужда и тревожное время 22-32гг.!!! Я бы добавила маловато еще написано-скромно так-тактично!

          [Цитировать]

        • ВТА:

          OL:Басмачи в нашей новейшей истории рассматриваются как борцы за независимость. Только примите спокойно, как другое мнение, спорить бесполезно и неуместно.

            [Цитировать]

          • OL:

            Да ,меня это мало удивляет-так как с детства помню рассказы бабушки(взгляд со стороны). Да пусть рассматривают-рассматривают же Колчака ,Деникина-все по человечески понятно. И даже не спорю,(после Вашего замечания)верно неуместно.

              [Цитировать]

      • Abu Said:

        По этому, если будет оф. адрес и личность не становятся легендой. А также, облегчает понимание и анализ вспоминание, узнать профессии, мировоззрении 70-90 летного собеседника.

          [Цитировать]

        • ВТА:

          Ну, ясно, данное воспоминание не может быть включено в научную разработку. Сочувствую, но сайт такую цель и не преследует.

            [Цитировать]

        • OL:

          Легенда-одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора.Это предание о каких либо исторических событиях или личностях.Воспоминания как правило ,основаны на реальных событиях.Подтверждается фактами-открытие в 28 г Маргеланской шелкоткацкой фабрики,куда пошел отец,Тревожные времена 22-32гг(становление сов власти)Борьба курбашей за уплывающую из рук землю и власть,вымещение злости на самых бедных (таких было навалом со стороны родни матери)Небольшая загадка бабушка со стороны отца-белолицая с серыми глпзами-может славянская кровь,может татарская? И какой дедушка Вам еще нужен-сверяйте с Википедией на худой конец и смело включайте в научную разработку(а консультируйтесь на сайте ПоТ- наскребёте не на одну диссертацию)

            [Цитировать]

        • AK:

          Мне тоже интересны подробности — имена, фамилии, места проживания. Такие данные делают историю «настоящей», а без них это «рассказ незнакомца», беллетристика. Возможно отец деда Камила приехал из Троицка. Многие торговцы в Средней Азии были связаны с Троицком. Причем традиция тянется с времен Казанской Ярмарки до захвата Иваном Грозным (после организовали Нижегородскую Ярмарку).
          Когда Ивонин описывает в шутливой форме злоключения молодых специалистов на Лондонской Хлопковой Бирже становится обидно что утеряны многовековые традиции торговой системы, где роль бирж выполняли ярмарки. Причем ярмарки были разных уровней — от уездных до международных. Уровень коммерсанта определялся на какую ярмарку у него есть доступ.

            [Цитировать]

          • ВТА:

            АК: Я тоже люблю всё уточнять, но многим читать и слушать скучно, любят именно беллетристику. Но что интересно, в архивных документах я нашла полное подтверждение почти всех семейных легенд, пока только два-три расхождения за почти 100-летний период.

              [Цитировать]

            • tanita:

              Да этот рассказ не претендует на историческое исследование! Беллетристика в чистом виде. Мне не интересны эти подробности. Я верю на слово. Зесь альманах а не отдел кадров и не научное учреждение.

                [Цитировать]

              • VTA VTA:

                Таня, альманах, но с двумя рубриками: история и литература. Так что и то, и другое имеет право быть, я думаю. Только об истории лучше популярно. А так выбирай, что хочешь. Просто идут подряд, их разделить бы, и искать нужное легче было бы. Пылеуловитель выделили и так удобно стало, я туда не хожу вовсе. Так бы историю, для любителей.

                  [Цитировать]

                • tanita:

                  Да, Таня, но автор не претендует на «научность» просто рассказ -= воспоминания его деда. Не пойму, с чего от таких рассказов требовать какой-то документальности. Помнишь, были тут воспоминания дады. В нескольких частях. Никто к автору не привязывался, прости, если резко. Писала себе и писала. Кто хотел — читал,С чего вдруг вообще эта тема возникла?! Ну я писала очерки из истории своей улицы пятидесятых годов. Мне что, теперь справку принести, что все так и было. Я уже писала — это воспоминания. не претендующие на нечто наукообразное. Я понимаю, если бы это было включено в диссертацию! Чего хотят от автора? Какой научной точности?! Кстати, ты знаешь, я просила тебя написать о своей маме. И Зухру просила. И у меня есть еще воспоминания о моей маме и свекрови. Мне теперь что? Печать на каждую страницу? Люди пишут, что помнят. И все. Требовать с них, как с ученых подтверждения каждому факту? Я не всегда читаю чисто исторические статьи. Они слишком длинные. глаза болят. Читаю в несколько приемов или вообще не читаю. Вот про Арал прочла, то, что писал Николай Красильников. Это задевает, это интересно. А, прости, разные точки зрения на басмачей ну не интересуют, У меня своя есть. Кого-то переубеждать — дело неблагодарное.

                    [Цитировать]

              • AK:

                Понятно, кому-то нужны развлечения, а кто-то интересуется историей. Возможно, это последние рассказы очевидцев о людях исчезнувших как класс и вместе с ними потерянном искусстве международной торговли. Хотя, наверно приятнее рассуждать о «прогрессе и развитии» (в деле догоняния Запада :)

                  [Цитировать]

                • tanita:

                  Не пойму, при чем тут рассуждения о прогрессе и развитии ы деле «Догоняния» запада? Об этом здесь и речи не было. Искусство международной торговли потеряно явно не по вине дедушки Камила, Хороший, интересный, познавательный рассказ, чего еще вы от него требуете? И при чем тут опять же развлечение? Для развлечения читают анекдоты и дасмкие романы, а подобные вещи читают ради сопереживания.

                    [Цитировать]

          • OL:

            ,Вот десятками лет верили сказкам про Илью М.,Алешу П,ДобрынюН Пятилетками шагали к сияющим вершинам светлого будущего,свято веря в сказки Карла М.,Фридриха Э. ,и Владимира У-Л.А что с нами сегодня стало-ни во что не верим. Нет ,пожалуй ,верим специалистам -краеведам ПоТ. Иногда такие факты на золотом блюде подают-все на подбор и главное где нашли, у какого дедушки или в каком архиве-не скажут.И не говорите-кому надо пусть поглотает вековую пыль подвалов,или найдет своего дедушку с адресом.

              [Цитировать]

            • tanita:

              вы совершенно правы, ОЛ, Моя подруга VTA много времени посвящает работе с архивами, и добилась совершенно поразительных результатов. Да ей бог добиться еще большего. Ну а такие люди, как мы с вами, просто читатели. И когда встречаются рассказы вроде этого, с наслаждением погружаемся в атмосферу того времени, Если честно у меня нет ни времени. ни сил для работы с архивами. А сил там нужно ой, как немало. И терпения тоже!

                [Цитировать]

  • tanita:

    Таня, ты конечно права, спорить ни к чему, но я не понимаю, чего добивается господин Абу Саид? Какой такой необыкновенной исторической достоверности? Мы читаем воспоминания дедушки.Всем известно, что воспоминания могут быть и неточны. Мне вот иногда кажется, что я права, что помню правильно, а потом оказывается, что нет. Память — штука коварная и может подвести. Внук как помнит, так и записал. Я сама собираюсь писать о своей маме и передать ее рассказы. С меня теперь что, справку требовать за каждое слово? Мне понравился рассказ. А если господин Абу Саид хочет затеять националистическую распрю, он не туда обратился. Здесь у нас интернационализм. Он может басмачей считать кем угодно, хоть святыми но это не значит, что у кого-то не может быть другого мнения.

      [Цитировать]

  • зухра:

    Моя мама была родом из Маргелана и все, что я прочитала мне очень знакомо по маминым рассказам. Не все детали, конечно, но дух рассказа тот, что и жив в моем сердце. И басмачи, и мальчики на побегушках, тут еще не упомянуты поджоги домов, зверства дашнаков, мытарства беженцев…. Только про шелкоткачество я от родных не слышала, мои предки занимались не ремеслом, а торговлей.Роман, поздравляю с успешной и интересной публикацией!

      [Цитировать]

  • tanita:

    Тааааааааааак….содержание моего вопроса, вам уважаемая госпожа Зухра, должно быть известно. ЮЛэе джай мне терпения не совершить смертоубийство!:)))

      [Цитировать]

  • tanita:

    Прошу прощения, что-то случилось с комментом. Читать нужно так: Боже, дай мне терпения… и далее по тексту.

      [Цитировать]

  • зухра:

    Я только сегодня «дошла» до писем! А тут такое! Ну мы друг друга поняли…. Терпеть такое я не согласна!((
    Щас напишу!А тебе в личку )))

      [Цитировать]

  • tanita:

    Ага, проняло. Неееет ангельский мой характер…. терплю, аки агнец божий!

      [Цитировать]

  • зухра:

    А Абу Саиду я бы посоветовала быть дружелюбнее. Вы тут кажется новичок, и я хочу вас осведомить, что этот сайт не для негативных разборок и споров, а сайт единомышленников и патриотов Ташкента (старого или нового, не имеет значения). Здесь тоже люди образованные и грамотные, но мы не претендуем быть первоисточниками для ваших полевых исследований. Нам просто хорошо читать про прошлое или настоящее Узбекистана, про ТО, что было в нашей жизни. А вы идите в библиотеку или архив. И будьте добрее, это ученому к лицу.
    И я не поняла, к чему это вы упомянули про 107 летнего старика? Удивить хотели?)))Не получилось…

    Извините меня, что я вам мораль читаю, но здесь народ, в основном немолодой и рассудительный, а вы, судя по некоторым признакам, молоды, учитесь думать, прежде чем озвучивать ваши … ну что ли мысли, мнения…, не знаю как ЭТО назвать. Вы, я вижу, гордитесь прошлым своего народа и сделали это своей профессией, так цените таких же как и вы, патриотов, которые любят нашу с вами Родину не из-за профессии или национальной принадлежности, а из человечности и чувства благодарности за тепло, щедрость и сердечность Узбекистана.

      [Цитировать]

    • Abu Said:

      зухра: маслахатларингиз учун катта рахмат, албатта амал килишга харакат киламан. Аввало сизи тилингиз билан айтганда анчайин «дружелюбнее» ман, аммо «новичок» эмасман. Хамма гап, дастлаб ушбу сайтнинг максадини, материаллари ва укувчилари куламини яхши тушунмаганимда. Мен хечкимни хайратга солмокчи хам булганим йук, айникса сизни. Ёзганларизга караганда, 107 ёшли карияни эмас, хакикий фариштани курсангиз хам хайратга тушмайдиганлардансиз. Ва шуни билишингизни хохлардимки, мен хеч качон утмишни ундан фахрланиш учун, бошка миллатларни камситиш учун урганишни максад килмаганман.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Брааааааааво , сестричка!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.