«Дмитрий Донской» в Узбекистане — к 110-летию Сергея Бородина Искусство История Ташкентцы
Дмитрий Донской. Аудиокнига. Худ Н.Евдокимова
25 сентября 2012 года исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Петровича Бородина (1902-1974), нашего соотечественника, автора популярнейшего исторического романа «Дмитрий Донской», а также исторической трилогии «Звезды над Самаркандом», принесших ему мировую известность.
Народный писатель Узбекистана, Лауреат ряда государственных премий, выдающийся деятель культуры России и Узбекистана, яркий и талантливый переводчик, после смерти которого Союзом писателей Узбекистана была учреждена «Государственная премия имени Сергея Бородина» за лучшие переводные работы, — за всеми этими званиями и наградами стоит удивительный человек, в круг исследовательских, познавательных и творческих интересов которого входили история, археология, искусствознание, этнография, нумизматика.
Детство писателя прошло в небольшом городе Белеве Тульской области, там же началась и его творческая деятельность. Тяга к литературному творчеству стала проявляться в Сергее Бородине уже в раннем возрасте. В тринадцать лет он написал свой первый очерк, в пятнадцать — первые стихи, которые печатались в молодежных изданиях. Школу же литературного мастерства Сергей Бородин постигал в Высшем литературно-художественном институте, организовал и руководил которым выдающийся русский поэт, критик, ученый Валерий Яковлевич Брюсов. «Я пошел к Валерию Брюсову… в Высший литературно-художественный институт. Я сдал туда документы, приложив к ним две-три тетрадки своих стихов…» В.Брюсов руководил этим институтом со всей страстностью и энергией, которыми он в избытке обладал.
Но сфера творческих интересов молодого Сергея Бородина не ограничивается только писанием. Некоторое время он также посещал художественную студию: «Я пошел в художественную студию Белевского Пролеткульта, едва она открылась… Заведовал Пролеткультом ученик И.Репина художник Т.И.Катуркин. Вскоре студия стала профессиональной школой живописи». В дальнейшем навык рисования проявился, когда в своих рукописях он рисовал образы героев своих романов или повестей — какими он их видел и представлял.
Еще одним страстным увлечением писателя стала история. «Летом 1924 года Ю.М.Соколов включил меня в состав экспедиции, отправлявшейся записывать былины и сказки от сказителей Заонежья… Если накануне мне открылся неведомый мир Бухары (когда он участвовал в этнографической экспедиции в 1923 году), теперь же передо мной встала столь же неведомая страна Карелия, с ее озерами, непроглядными лесами, деревнями,.. где говорили на языке, хранившем строй четырнадцатого века. Я вошел в Русь, ничем не подновленную, во всей ее исконной красоте».
В Тульской области, где прошли детство и юность писателя, находится знаменитое Куликово поле. Видимо, здесь есть прямая связь: родиться и жить на земле, несущей в себе одно из величайших ключевых событий истории русского народа, чтобы потом так широкомасштабно развернуть это событие в своем романе «Дмитрий Донской». «Я… рос среди шестнадцатого, а то и четырнадцатого века. И все это было для меня не реконструированной историей, а повседневной действительностью… Увлекательно было слушать и множество преданий о дедах и пращурах… Помню рассказ отца о Куликовом поле… Все эти места были недалеко от Белева».
Изучение русского народного эпоса в Заонежье, рассказы отца об исторических событиях на Куликовом поле, собственные размышления и осмысление исторических фактов образовали основательный фундамент для написания Сергеем Бородиным своего первого исторического романа «Дмитрий Донской», несущего в себе и обобщенные образы русского народа и образы конкретных исторических личностей той эпохи.
Первый печатный выпуск романа «Дмитрий Донской» имел непосредственную связь с еще одним эпохальным событием в истории русского и всего советского народа — началом войны с фашистской Германией, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Интересен факт, что до 1941 года Сергей Бородин печатался под псевдонимом Амир Саргиджан. Публикацию романа «Дмитрий Донской» он подписал собственной фамилией. Весь тираж романа сразу ушел на фронт, став опорой и моральной поддержкой воинам, — настолько тема противостояния золотоордынскому игу прозвучала в резонансе с необходимостью остановить притязания фашистов на мировое господство. «Я выбрал эпоху, привлекавшую меня с детства, — эпоху Дмитрия Донского, когда шла борьба Руси за свое освобождение от чужеземного ига. Тема складывалась в моем сознании как глубоко современная, более того — злободневная: ведь по Европе уже шли фашисты, захватывая чужие земли, уничтожая чужие культуры».
В 1942 году роману была присуждена Сталинская премия второй степени. В том же году в Москве в Госкиноиздате был написан киносценарий «Дмитрий Донской», а в 1944 году на киностудии «Союздетфильм» снят фильм «Дмитрий Донской». Роман «Дмитрий Донской» выдержал многомиллионные тиражи и был издан на шестнадцати языках мира.
События романа и сам автор имеют прямое отношение к Тульской области, где прошло детство Сергея Бородина и началась его творческая деятельность: в Тульской области находится знаменитое Куликово поле, битва на котором, состоявшаяся в 1380 году, сыграла решающую и поворотную роль в освобождении Руси от татаро-монгольского ига. Полтора века понадобилось для того, чтобы в условиях раздробленности русских земель и постоянных княжеских междоусобиц постепенно вызрела идея сообща противустать татаро-монголам. И то, что сделал русский народ под водительством великого князя московского Дмитрия, имеет для истории однозначный смысл: впервые за полтораста лет зависимости и подчинения Золотой Орде русские полки выставили мощный щит сопротивления непобедимой армии татаро-монголов. Впервые души людские соединились в едином порыве яростного желания освободиться от пяты врага попирающей, и дух русского народа поднял голову, чтобы прожечь своим яростным взором и пронзить своим каленым мечом ненасытную плоть темного люда… Как волна в море разбивается о каменный утес, так впервые волна татаро-монгольского нашествия разбилась о внезапно выросшую глыбу русских людей, жаждущих освобождения, укрепленных верой в силу единения, верой в силу своей земли…
Вот некоторые мысли и высказывания самого Сергея Бородина, в которых отражается сверхзадача мастера исторического жанра, его творческий принцип: «Как безсмертен наш народ, так безсмертна и его культура. Сохранить ее для правнуков — долг нашего поколения»;
«Берясь за материал исторический, фантастический, бытовой, мы создаем книги, объединенные в единую литературу идеями нашего времени, самыми гуманными идеями современности»;
«Мастер тот, кто ясно представляет свою тему, умеет ее до мелочей продумать и находит для нее наиболее точное и ясное выражение».
Средняя Азия вошла в жизнь Сергея Бородина еще в юности, когда он принял участие в этнографической экспедиции в Бухару в 1923 году, а в 1925—1926 годах участвовал в раскопках Афросиаба в Самарканде. «Летом 1923 года с письмом из Бухарского постпредства и командировкой музея народоведения я приехал в Бухару… Я взял с собой папку книг по истории и искусству Бухары, Туркестана, Средней Азии… Это было вступление в новый, неведомый, привлекательный мир».
«В 1925 году я поехал… в Самарканд, там привлек внимание археолога В.Л.Вяткина… Он вел раскопки на Афросиабе и предложил мне работу десятника… Все лето я провел среди траншей, на голых холмах, на горном ветру, под ярким солнцем». В Ташкенте, в Доме-музее Сергея Бородина (ул. Лашкарбеги, 18) в его частной коллекции есть предметы, собственноручно вынутые им из среднеазиатской земли. С 1951 года он поселился в Ташкенте, не покидая его уже до конца своей жизни. Многолетняя дружба связывала Сергея Бородина с Гафуром Гулямом и Айбеком, Хамидом Алимджаном и Миртемиром. Народный писатель Узбекистана, лауреат Государственных премий СССР и Узбекской ССР имени Хамзы, Сергей Бородин стал известен еще и как мастер художественного перевода. Очень глубокое прочувствование темы народа в романе «Дмитрий Донской» позволило Сергею Бородину создать блистательные переводы произведений Садриддина Айни «Рабы» и «Бухара» и познакомить с этими произведениями многомиллионных читателей. В своем очерке «Айни» Сергей Бородин пишет: «Айни… во всем своем повествовании старался выразить ум всего народа, опыт, накопленный поколениями, передать молодому поколению чаяния и мечты, которыми жил народ на протяжении нескольких столетий».
Как и Россию, любил он Среднюю Азию, знал ее своим сердцем — сердцем талантливого человека, влюбленного в историю. Плодом ташкентского периода творчества Сергея Бородина стал исторический роман-трилогия «Звезды над Самаркандом», в центре которого образ Тамерлана. «Тамерлан интересовал меня еще в период работы над «Дмитрием Донским». Ведь Тимур был глубоким тылом Золотой Орды… Но сколь обширен материал, как много больших событий потребуют своего изображения, этого я еще не предвидел, когда в 1951 году начал писать первый роман из цикла «Звезды над Самаркандом».
Сергей Бородин, как настоящий исследователь и искатель, не останавливается на первичном знакомстве и изучении жизни Тимура. Он глубоко осознавал, что как и все его предшественники, претендовавшие на мировое господство, Тимур своими походами заново вырисовывал политическую карту евроазиатского континента. «…Материал начатого романа обширен, понадобится дополнительное изучение и проверка первоисточников: понадобится полное знание тех стран и народов, где раскинется действие, а значит, понадобится увидеть не только места действия, но и суметь сквозь стены нынешних зданий рассмотреть те улицы, по которым пройдут мои герои. А ни тех улиц, ни тех одежд, ни того ритма жизни там уже нет».
Он отправляется в большое исследовательское путешествие, движимый желанием пройти по землям, несущим на себе след Тамерлана и его армии, вдохнуть воздух пустынь и моря и, словно миражи, увидеть и считать живые картины той эпохи: с людьми, языками, традициями… «И вот начались длинные дороги, словно в обозе Тамерлана я тащился вслед за его воинством, смотрел его дела, запоминал их, записывал. А с действиями героев связаны были и Каир, и весь Ливан, и Дамаск вместе со всей Сирией, и Иерусалим с окружающими его озерами и пустынями, и Багдад с его золотыми мечетями. И вся Турция от края и до края, и Константинополь, и Трапезунд, и Арзум, и весь Тунис, и Генуя, и Венеция, и страны на Балканах».
Литературоведческую оценку трилогии Сергея Бородина «Звезды над Самаркандом» дал в свое время известный литературовед Н.Банников: «Многослойная, как орган, овеянная ветрами пустынь, вместившая в себя огромные пространства и толпы людских персонажей, эпопея С.Бородина — произведение во многом новаторское, небывалое. Никто из писателей-современников не дерзал столь глубоко погрузиться в жизнь средневекового Востока и воспроизвести ее столь полнокровно и красочно…»
А известный писатель Узбекистана Камиль Яшен подытожил весь творческий путь писателя: «За период своей творческой деятельности С.П.Бородин создал свою замечательную школу мастерства в сложнейшем историческом жанре исторической художественной прозы… Именно он своими «Звездами…» показал, как бережно и взыскательно надо относиться к историческому материалу, к историческим личностям».
Отдавая дань писателю и человеку большой души, «Steel Pantera» готовит к выпуску первую часть романа Сергея Бородина «Дмитрий Донской» в формате аудиокниги в проникновенном прочтении артиста театра и кино Олега Галахова. Любители аудиокниги могут скачать аудиокнигу «Сергей Бородин. Дмитрий Донской. Часть первая» на сайте www.audiobook.uz или приобрести на CD-дисках в сети магазинов «OSCAR» и других магазинах города Ташкента уже в ноябре. Выпуск второй и третьей частей романа «Дмитрий Донской», а также озвучание трилогии «Звезды над Самаркандом» — в ближайших планах нашей компании.
…хороший очерк. Вот и подтолкнули вы меня перечитать романы Бородина. Спасибо!
Elmira[Цитировать]