Бах Ахмедов. Письма из пустыни Искусство Ташкентцы
Журнал «Книголюб» в пятом номере за этот год опубликовал стихи Баха Ахмедова.
1.
Мне хочется запомнить этот день: Пустыня, пыльный ветер, ожиданье. И где-то рядом будущего тень, Что каждый миг меняет очертанья. И кажется, что в этой тишине, Лишь время, ощущая беспредельность, Поет о бесконечном нашем сне, Где ищем мы утраченную цельность. И это одиночество сродни Былинке, что склоняется под ветром, Пока текут сквозь пальцы наши дни, Надеждой на бессмертие согреты.
2.
Остынет кофе, свет померкнет, и ветер выронит тоску. Здесь каждый куст почти что смертник с присягой верности песку. Здесь бесконечное движенье как зов безликой пустоты, где время растворяет тени и заметает все следы. А если ветер вдруг затихнет, придет такая тишина… И небо звездное возникнет из маленькой песчинки сна.
3.
Человек в пустыне растворим, как крупинка соли в океане. Может быть, и мы когда-то станем океаном неба голубым. Что такое время? Это след на песке, меняющем пространство. Не ищи в пустыне постоянства, но и в человеке его нет. Зыбко все: барханы и кусты, юрты, миражи, надежды, люди. Все исчезнет, только ветер будет измерять границы пустоты.
4.
По зыбкому следу бессмертия На молчаливом верблюде одиночества Медленно едешь в пустыне отстраненности К ускользающему горизонту просветления. Человек толпы (по мотивам одноименного рассказа Эдгара По) Он вышел из прошлого в легком пальто. Он знал, что за ним увязалось Ничто, как пес, одинокий и старый, отставший от стаи. По улицам шумным весь вечер бродя, он видел на лицах наброски дождя. В толпе растворялся, как капля, статист незаметный в спектакле... А время читало судьбу по слогам, вплетая свое борматание в гам весною отравленных улиц, где мы навсегда разминулись. И в зеркале темном витрины пустой старик разглядел, как Ничто за спиной смотрело в глаза по-собачьи: казалось, вот-вот, и заплачет.
* * * * *
Женщина, которая вперед, Говорит мне тихо: «Все пройдет. Спать ложись, не думай ни о чем, Прислонись к забвению плечом». Женщина, которая назад, Говорит мне: «Время – это взгляд На себя с обратной стороны. Лишь часы отчаянья точны». Женщина, которая прости, Тихо говорит мне: «Отпусти Разума железные тиски И не будет боли и тоски». Каждая из них права, права… Но еще не умерли слова. Звуки, обретающие жизнь В женщине, которая вернись.
* * * * *
Вчера я пригласил на ужин счастье. Я выбрал самый лучший ресторан! Мы заказали два бифштекса с кровью, Салат зеленый, красное вино. Нам было хорошо и мы болтали О прошлом и о молодости нашей. И счастье улыбалось и смеялось. Мне было так легко, и я забыл, Что скоро мне придется заплатить За эти два часа с моей свободой. Когда же принесли нам счет, я понял, Что все пропало, что не хватит денег, И дней печальных тоже мне не хватит, И всех стихов, и всех моих рассказов, И всех моих внезапных озарений... И всех моих прозрений мне не хватит, Чтоб заплатить за этот светлый ужин С прекрасным и таким коротким счастьем!.. ...................... А счастье вопросительно смотрело, И рядом терпеливо ожидала Бесстрастная судьба-официантка.
* * * * *
Отверженным трудно смеяться. Поверженным больно любить. Но, словно улыбка пространства, Сверкнет золотистая нить. И снова поднимешься, чтобы Морозной надеждой дышать. Прозрачное пламя озноба Пройдет по душе не спеша. Густой обжигающий воздух Струится по зеркалу лет. Над нами соленые звезды, За нами – усталости след. Но в этом ознобе, в томленье Уже предначертан итог: Высокое преодоленье – Последней свободы залог. И жизнь принимая смиренно, Подставишь ладони весне... О хрупкое сердце Вселенной, Когда ты забьешся во мне?
* * * * *
Как бесприютно струится время!.. Снег на ветвях обживает старость. Строчку ломает «младое племя» И получает, как нож, усталость. Чем оправдаться и кто виновен в том, что зима нам в затылок дышет? И не поможет глухой Бетховен, с неба сорвавший судьбы афишу. Нам бы решимость его и волю... Как он себе подчинял пространство!. Как превращал он рисунок боли в мир, где у боли не будет шансов. Нам бы безумной его надежды, чтобы дожить до небесной сини... И превратить этот город снежный в чистое зеркало нотных линий.
* * * * *
Какой-то Босх на сердце пишет Свои причудливые сны. Какой-то дождь стучит по крыше, Его удары так точны.... Какой-то мир творится рядом. Почти пугающий, чужой. Какой-то ветер бродит садом, И словно смотрит за тобой. Ах, этот шепот мокрых листьев!.. Как неразборчив их рассказ... А Босх откладывает кисти: Живи, дружок... На этот раз.
* * * * *
Каждое зеркало – знак умножения между душою и телом. Степень старения и сумма взросления хрупким написаны мелом. Смотришь и думаешь: завтра родится в теле моем кто-то новый. А это всего лишь еще одна птица, убитая словом. Притча Он мог бы просто превратиться в им нарисованную птицу, но он боялся не вернуться в привычный мир своих конструкций. И птица с белыми крылами навек осталась в черной раме, как свет утраченной свободы, еще летящий через годы. И жизнь бродила где-то рядом, а со стены стеклянным взглядом смотрела версия другая, свой плен устало постигая. ............... Он мог бы просто превратиться в им нарисованную птицу. Она была почти живая... А был ли он живым? Не знаю.
* * * * *
Внутренний мир – это внутренний миг, тающий, неуловимый. Свет на воде, исчезающий блик, вечное встречное «мимо». Камни и ветер, вода и песок – что-то сильнее навеки. Как беззащитен и как одинок внутренний Бог в человеке...
* * * * *
Приучаю расстояние превращаться в ожидание, поднимаясь над заманчивым постижением обманчивым. Приучаю размышление обретать иное зрение, ибо только в многомерности научиться можно верности. Приучаю сердце гулкое находить язык с разлукою, приходя к согласью зыбкому с ироничною улыбкою. Бесполезны все старания!.. Сердце нежностью изранено, расстоянием, сомнением, и пустым стихотворением... Приучаю расстояние сокращаться до молчания...
* * * * *
Случай
В магазине «Тысяча мелочей» он внезапно понял, что жизнь смешна как шкатулка старая для ключей, у которой Вечность на месте дна. Машинально нащупал в кармане ключ... Но простые связи не так просты. И возможно, разум – лишь слабый луч, что скользит по зеркалу пустоты. А вокруг творился все тот же сон: хоровод надежд и страстей слепых. Жизнь текла рекою со всех сторон и несла песчинки мелочей своих.
* * * * *
Его папирусные сны не обещали просветленья. Но у разрушенной стены всегда менялось освещенье. И тени вновь играли с ним: рождались, пели, умирали. И все непрожитые дни себя постичь могли едва ли. Ведь пониманье – только миг, укол болезненный и сладкий. ................. Как трудно просыпаться в мир, Непостижимый, нежный, шаткий!..
* * * * *
...Он пришел домой и сказал «Пипец!». На ковре слепой верещал птенец. По пустой квартире гулял сквозняк. Он закрыл все окна, добавил: «Fuck!» А птенец чирикал и есть просил. Золотой комочек, почти без сил... Человек вдруг понял, что жизнь права. Даже если роняешь во тьму слова. Даже если смыслы совсем ушли и надежды снова лежат в пыли... А комочек жизни в руке пищал, возвращая привычный размер вещам, превращая время в свой жалкий писк, ибо жизнь – всего лишь бессмертный риск.
* * * * *
Больше не спасут попытки творчества... И душа меж сном и явью мечется. Только в беспредельном одиночестве можно стать чуть ближе к человечеству. Трудно изменить свое сознание, но еще труднее жить обманчивым иррациональным ожиданием, временем заранее оплаченным. Может, только внутренняя музыка... Может, в ней пока еще спасение. Ибо память – это просто узница вечного, по Ницше, возвращения. И тогда другое одиночество сможет дать свободное дыхание. Что нам человеческое творчество, если под ногами мироздание. Попытка синхронизации в девяти эпизодах
1. Она гуляет по своему пыльному городку, глядя в безоблачное небо. Он сидит за рулем, едет через город, увязая в горячем воздухе, и думает о ней. 2. Она пишет статью для журнала и ест садовые сливы. Он варит утренний кофе и думает о ней. 3. Она бредет вдоль своего обнаженного прошлого и думает про сентябрь. Он читает драмы Ибсена и вспоминает ее слова. 4. Она читает сборник стихов Йетса и размышляет о них. Он смотрит в безоблачное небо и проливает кофе на открытую книгу. 5. Она принимает душ и поет песню из старого фильма. Он рисует ассиметричные фигуры и думает о том, что скоро осень. 6. Она прячет свои надежды между строчек стихов и забывает расставить точки. Он думает о своих призрачных ожиданиях и чистит персик. 7. Он возвращает ей в смс-ке ее пропущенные точки и добавляет смайлик. Она улыбается в ответ на виртуальную улыбку, и думает о нем. 8. Она говорит «Привет!» своим снам и смотрит на полную луну. Он прощает еще один прожитый день за его пустоту и смотрит на пустую дорогу. 9. Она скользит под серебряным светом в свое будущее, и ночь – ее лучший союзник. Он ждет ее где-то на странице ненаписанного романа, и, спрятав лицо под старой маской, смотрит в безоблачное небо над ее пыльным городком.
Поздравляю Баха Ахмедова с публикацией — это событие и для автора, и для читателей. Спасибо вам за «внутренние миги», которыми так бесстрашно делитесь, Бах!
Тамара[Цитировать]
Стихи похожи на песни. Попытка синхронизации вызывает уважение (хотя специалисты знают — синхронизировать невозможно, потому что жизнь не монотонна :)
AK[Цитировать]
«Им нарисованная птица» — живая. И он живой. И «женщины, которые» хороши. Давно с таким удовольствием не читал стихи.
Александр Колмогоров[Цитировать]