12 сентября — Престольный праздник История

Алексей Тутов

12 сентября – престольный праздник Храма святого благоверного великого князя Александра Невского. Первый камень этого храма был заложен и освящен 6 декабря 1902 года. Храм построен на средства казны (11614 руб.), города (15000 руб.), а так же на пожертвования частных благотворителей (285 руб.). Строительство Александро-Невского храма осуществлял инженер Ф.В. Смирнов. 8 мая 1905 года состоялось освящение храма. Чин освящения совершал протоиерей Константин Богородицкий.

clip_image002

Это не самый большой Храм, но один из самых старых, сохранившихся в Узбекистане. На фотографиях – внутреннее убранство храма.

 

clip_image004 clip_image006 clip_image008 clip_image010

clip_image012 clip_image014 clip_image016

clip_image018 clip_image020 clip_image022

clip_image023

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г.

 

Александр Ярославич Невский — (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), святой благоверный (память 23 ноября и 30 августа — перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе Эстонских святых), великий князь владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского князя (с 1238 великого князя владимирского) Ярослава Всеволодовича. Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), Александр Ярославович Невский (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение Александра Ярославовича Невского пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на северо-западе Руси. Оформление Литовского государства при князе Миндовге привело не только к усилению постоянных литовских набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак Александра Ярославовича Невского в 1239 г. с дочерью полоцкого князя Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, так как в том же году Александр Ярославович Невский укрепил крепости по реке Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена, активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, которая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии. Стремительные ответные действия Александра Невского привели, однако, к разгрому шведского войска на Неве 15 июля 1240 г. (отсюда прозвище Невский), к отвоеванию в 1241 г. Копорья, а в 1242 г. Пскова, к походу зимой 1241/42 г. (с суздальской подмогой во главе с младшим братом Андреем Ярославичем) в Восточную Эстонию, который завершился решительным разгромом войска Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерусских (Новгородская I летопись) и немецких (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы остается вне сомнения: она вплоть до XV в. обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки (J. Fennell). После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича (из наследственных владений отца Александр Ярославович Невский получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за великое княжение Владимирское, в ходе которой А.Невский вслед за братом Андреем в 1247 г. отправился в Орду к хану Батыю, а затем — в ставку великих ханов в Каракорум, откуда вернулся только в конце 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю» (тогда как Андрей стал великим князем владимирским). Содержание полученного А.Невским титула не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Южной Руси, но поскольку в Киев А.Невский не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений. В эти годы сложилась политическая концепция А.Невского, главными чертами которой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католического Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским князем Даниилом Романовичем, направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора монголо-татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому А.Невский в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Русской Церкви, и в частности митрополита Кирилла II. Очевидно, именно в 1250 г., получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 г. с предложением унии, А.Невский дал римским послам знаменитый ответ: «От вас учения не принимаем». Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем великий хан Менгу, позволили Невскому перейти к решительным действиям. В 1252 г. он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на великое княжение Владимирское и, заручившись татарской подмогой («Неврюева рать»), вытеснил из Владимира Андрея, в итоге бежавшего в Швецию, а в Новгороде посадил сына Василия. Последующие годы правления А. Я. Н. были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич, пытавшийся в 1255 г. закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему А.Невским Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. Стабилизация внутренней ситуации позволила Невскому предпринять активные внешнеполитические шаги: зимой 1256/57 г. он во главе суздальско-новгородского войска совершил поход на емь, препятствуя закреплению шведов на юге Финляндии; возможно, к этому же времени относятся переговоры о браке сына А.Невского с дочерью норвежского короля Хокона IV (1217-1263), обычно датируемые 1251/52 г.; крупным внешнеполитическим успехом было и заключение союзного договора с Миндовгом против Ливонского ордена в 1262 г. Тяжким, но неизбежным следствием политического курса А.Невского стало монголо-татарское «число» — перепись населения, проводившаяся ханскими чиновниками с помощью княжеской власти (причем князья Андрей Суздальский, Ярослав Тверской, Борис Василькович Ростовский выступали как послушные исполнители политики А.Невского) с целью упорядочения сбора дани и участия русских. отрядов в военных походах Орды. В 1257 г. «чтoшa» Суздальскую и Муромо-Рязанскую земли, в 1258 г.- Владимир. Перепись натолкнулась на активный протест древнерусских городов. 1-я попытка переписи в Новгороде в 1257 г., несмотря на личное присутствие А. Невского, оказалась неудачной; успеха с большим трудом военной силой удалось добиться только в 1259 г., после того как в предыдущем году А.Невского и другим князьям пришлось ездить в Орду для объяснений. Ордынские поборы привели в 1262 г. к массовому восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, что вынудило А.Невского снова ехать в Сарай, «дабы отмолити людии от беды тоя». Будучи задержан там ханом Берке на целый год, князь скончался на обратном пути, приняв перед кончиной монашеский постриг, и был погребен в Боголюбском Рождества Богородицы монастыре во Владимире 23 ноября 1263 г.

Как фигура эпохальная, на века определившая судьбы Руси и России, Александр Невский и его политическая концепция, ставшая впоследствии. традиционной для князей Московского дома, по-разному оцениваются русскими и западными учеными. В отечественной историографии Александр Невский обычно выступает национальным героем, дальновидным политиком, защитником Церкви, а его действия — единственно верными и реалистичными в то время. Зарубежные историки, преимущественно последнего времени, считают, что фигура Александра Невского и его деятельность во многом гиперболизированы, что его политика протатарского конформизма удалила Русь от Западной Европы и надолго подорвала возможность организованного сопротивления монголо-татарам. Однако русским национальным сознанием выдающаяся историческая роль Александра Невского была осмыслена уже вскоре после его смерти в агиографически стилизованной биографии князя — «Повести о житии Александра Ярославича Невского». Первоначальная редакция «Повести» была составлена, вероятно, в 80-х гг. XIII в. во владимирском монастыре Рождества Богородицы неизвестным монахом по благословению митрополита Киевского Кирилла II и по воле великого князя владимирского Димитрия Александровича — сына Александра Невского. Составление «Повести» свидетельствует о том, что уже в это время в Рождественском монастыре существовало местное почитание Александра Невского; в 1380 г. произошло обретение его мощей. Общерусская. канонизация святого состоялась на Соборе 1547 г. К соборному прославлению Александра Невского по благословению Московского митр. Макария иноком владимирского Рождественского монастыря Михаилом была составлена служба святому. Тогда же было написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Как сказано в «Слове», его автор записал рассказ о чудесах Александра Невского со слов иноков Рождественского монастыря. В 1550 г. «Слово» вошло в состав ВМЧ. В конце XVI в. служба, составленная монахом Михаилом, была дополнена 2-м каноном, т. е. стала по составу бденной. Н. С. Серёгина предполагает, что автором дополнений к службе был Иона (Думин), архимандрит Рождественского монастыря (1584-1588). Служба появилась уже в 1-м издании Минеи в 1610 г. В Уставе, изданном в том же году, в отношении празднования памяти Александра Невского находится указание: «Полиелей, аще хощет настоятель». Бденная служба из Минеи 1610 г. была помещена также в дополнительной части Минеи праздничной 1637 г., но в ней уже появилось особое величание Александра Невского как преподобного.

clip_image024

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. XVII в. (ЦАК МДА)

 

Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, чтобы таким образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей Александра Невского произошла 30 августа 1724 г. в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя Александра Невского верхний храм церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Александро-Невского монастыря и здесь установлена рака с мощами. В 1725 г. архимандрит Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование Александра Невского в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание Александра Невского в этой службе утратило все элементы величания преподобному. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий». При императоре Петре II празднование 30 августа было отменено, а при императрице Анне Иоанновне — восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы Александра Невского : 23 ноября- на погребение бденная служба XVI в. и 30 августа.- на перенесение мощей служба 1725 г. Акафист Александра Невского (СПб., 1853) составлен епископом Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре. В 1790 г. святые мощи Александра Невского были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 г. В мае 1920 г. рака со святыми мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи Александра Невского, обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О событиях 1491 г. свидетельствовала запись на бумаге того времени, найденная в раке вместе с мощами. После экспертизы рака была опечатана. С 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака — в Государственном Эрмитаже. В мае 1988 г. мощи Александра Невского были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Храм располагается на территории т.н. Боткинского кладбища. Созданное в начале 70-х гг. XIX в. христианское кладбище заметно разрослось. Могильные ограды плотно прилегают друг к другу. В иных местах, особенно в его ядре, сложились многоярусные захоронения. Сохранились могилы видных служителей Ташкентско-Среднеазиатской епархии — митрополитов Никандра и Арсения, архиепископа Гавриила, архимандрита Бориса (Холчева) и потомков канонизированного в святые архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), захоронения родителей и сестер Федора Керенского и старого генерала А. П. Востросаблина, могилы видных деятелей науки и культуры—Л.В.Ошанина, Н.П. Остроумова, Н.Г.Малицкого, А.Д.Грекова, В.В.Решетова, А.С.Уклонского, С.В.Стародубцева, Ю.К.Титова, А.В. Алмаатинской, Г.М.Сваричевского, Б.М. Засыпкина, В.А. Шишкина, Н.В.Дмитровского и др.

clip_image026

Первоначальное упорядочение кладбища произведено стараниям С. Р. Путинцева. В 1906 г. кладбище было расширено прикупкой 7 десятин 450 квадр. сажен, а в следующем году было распланировано на кварталы с посадкой деревьев. Обширная территория некрополя площадью 40 га разместилась рядом с пригородными землями купца Иванова. Коммерции советник Н. И. Иванов пользовался особым уважением со стороны пастырей Туркестанской епархии, поскольку в течение 25 лет, прожитых им в крае, неоднократно жертвовал значительные средства в пользу Русской православной церкви.

 

Положение о Ташкентском христианском кладбище ( по материалам ЦГА РУз)

1. Находящееся в юго-восточной стороне от русской части города Ташкента кладбище, отведенное для погребения лиц христианских вероисповеданий, состоит в ведении ташкентского городского общественного управления и содержится на городские средства;

 

2. Заведывание кладбищем, заключающееся в содержании в порядке и чистоте кладбищенской земли, в орошении кладбищенских арыков, в посадке деревьев на местах, назначенных для сего по кладбищенскому плану, в уничтожении негодных или высохших деревьев, в содержании арыков и дорожек, в эксплуатации тем или иным способом кладбищенской местности, отдаленной от участков, уже занятых могилами, в отводе мест для могил и взыскании установленной городской думой платы за сии места, в содержании кладбищенских сторожей и прислуги и в наблюдении за действиями этих служащих, возложено на городскую управу;

 

3. Центральная кладбищенская местность, еще свободная от могил или занятая незначительным числом их, нанесена на план и разбита на участки такого размера, какой необходим для могил. Один экземпляр плана хранится в городской управе, а другой – в кладбищенской сторожке, где они предъявляются по требованию всякому желающему видеть их;

 

4. Кладбищенская земля разделена, в отношении приобретения ее для могил, на шесть разрядов, в каждом из которых, включая последний, установлена городскою думой следующая плата за могильные участки: в первом разряде – 25 руб., во втором – 10 руб., в третьем – 5 руб., в четвертом – 3 руб., в пятом – 1 руб. Места же шестого разряда отводятся бесплатно;

 

5. Кроме этих шести разрядов, в отводе под могильные участки предназначена центральная кладбищенская местность, изображенная на плане отдаленною фигурой, составляющая окраины участка, в центре которого предполагается выстроить кладбищенскую церковь. Могильные участки на этой местности отводятся по 100 руб. за каждый;

 

6. Величина земельного участка во всех разрядах определена в 4,5 аршина в длину и 3 аршина в ширину. Свободное пространство между сими участками, предназначенное для дорожек, определено в 1,5 аршина в ширину. Для устройства семейных склепов и для постановки памятников может быть отведено, за определенную для каждого разряда плату, по нескольку мест, с тем, чтобы лицо, купившее два или более соседних участка, вследствие соединения которых в один, прекращается прямое сообщение между могилами, уплатило деньги не только за могильные участки показанной выше длины и ширины, но и за пространство, которое отойдет под могилы от дорожек, по тому же расчету за каждый аршин взятой дорожки, по которому должна быть оплачиваема в том или другом разряде земля, назначенная по плану под могильные участки;

Примечание: право приобретения нескольких участков не распространяется на шестой разряд, в котором для каждой могилы отводится только по одному месту.

 

7. В первых пяти разрядах могильные участки могут быть приобретены в тех местах, где каждый пожелает. Никакой очереди по отводу мест не установлено. В шестом же разряде места для могил отводятся по порядку, начиная с № 1;

 

8. Все кладбищенские места, не занятые могилами, но обведенные канавками или другими искусственными линиями или же обнесенные забором, с целью обозначения принадлежности этой земли огородившим ее, считаются свободными, никому из частных лиц не принадлежащими, до тех пор, пока за них не будут уплачены деньги по вышеприведенной таксе;

 

9. Несоответствующие указанному выше размеру места, могилы на которых уже огорожены решетками или палисадниками, остаются неприкосновенными до тех пор, пока эти загороди поддерживаются в исправном виде родственниками умерших, те же из этих мест, около которых загороди, сделанные давно, никем не поддерживаются и обветшалым своим состоянием свидетельствуют, что никого из родственников умерших в Ташкенте нет, или же, что они сохранением этих мест  в благоустроенном виде ни мало не заинтересованы, считаются в незанятой могилами части их, свободными, и, если размер этих свободных мест позволит, будут отводимы под новые могилы, на общем основании;

 

10. Места для могил в первых пяти разрядах отводятся городской управою, по предварительной уплате за них денег в указанных выше размерах. Могильные же участки шестого разряда указываются кладбищенской прислугой;

 

11. Рытье могил предоставляется на усмотрение родственников умерших. Они могут или нанять для этих целей особых людей или же поручить рытье могил кладбищенской прислуге. В первом случае рытье могилы производится по указанию и под наблюдением кладбищенского сторожа, а в последнем за плату по таксе, долженствующую поступать в собственность прислуги.

clip_image028

План земель около кладбища

 

clip_image030

Кладбище на карте 1905 года.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.