Елена Сергеевна Булгакова История Ташкентцы
Опубликовала Айида Каипова в ФБ.
Опубликовала Айида Каипова в ФБ.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.
Айида! А где маленькая заметка про историю этой фотографии? Как, что, откуда, кто фотографировал? Ну хоть намёк на разгадку тайны этой фотографии… Всё-таки сама Маргарита нас посетила.
lvt[Цитировать]
Да, Айида, если можно, напишите, очень интересно. Прекрасная женщина ходила по нашим улицам.
VTA[Цитировать]
Увы! Писать о таких людях и их жизни у меня ни таланта, ни храбрости не хватает. Могу только написать откуда у меня фотография.
Этим летом гостила в Ташкенте, встречалась со многими своими друзьями и знакомыми из той (до отъезда) жизни. Домой вернулась с мешком подарков. Одним из подарков была книга Ю. Кривоносов. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества. Специальное издание к 120-летнему юбилею великого писателя. М., изд. ЭКСМО, 2011.В шестьдесят пятой главе рассказывается о Анне Ахматовой. Собственно о Ташкенте нет ни слова, и два предложения о том, что Ахматова и Булгакова встретились в эвакуации, стихотворение «Хозяйка» и эта фотография.
Я по «сайтовской привычке» начала рассматривать детали — стена отделана мрамором, лампы отражаются, Елена Сергеевна одета красиво. В каком ташкентском здании в 1943 году (дата указана автором книги) мог быть сделан этот снимок? Стереотип мышления — сразу на ум пришел театр им. Навои. На фейсбуке в комментариях добавили, что театр им. Навои был достроен только к 1946 году.
Aida[Цитировать]
Спасибо! Я тоже думу думаю, где могла быть мраморная плитка? В театре Горького мрамора не быдо. В Филармонии тоже. Во дворце пионеров не припомню. Тогда вообще мрамор для Ташкента был не очень типичен.
lvt[Цитировать]
Станция метро в Москве. Москвичи и станцию назовут.
Yultash[Цитировать]
в описании указано — Ташкент, 1943 год
Aida[Цитировать]
Абсолютно верный ответ.
Урикзор[Цитировать]
Москвичи не назвали станцию метро… Попробую это сделать. Облицовка станции, которую видно за спиной героини состоит из белого (либо светло-серого мрамора) и более тёмного материала, который по рисунку очень похож на родонит (орлец). Так как фотография не цветная, точно определить сложно, но… Родонит украшал только одну станцию — «Маяковская». Именно рядом с этой станцией и находилась квартира Булгакова — по адресу ул. Б. Садовая, д. 10, г. Москва. Там сейчас музей его имени + «нехорошая квартира № 50». Легко представить его жену на этой станции как до, так и после Ташкента.
Мрамор, особенно в большом объёме, достаточно дорогой материал. В промышленных масштабах до ВОВ в Узбекистане он не добывался и в строительстве применялся в ограниченных масштабах. Привозился только для работ скульпторов. Для украшений станций метро мрамор добывался на Урале. Месторождения родонита были вообще только на Урале.
Так, что я имел право на своё предположение…
Yultash[Цитировать]
Юлташ, я назвала Лубянку или Кировскую. Может, вы и правы, но дело в том, что родонитом на Маяковке облицованы довольно узкие колонны с металлической окантовкой. На колонну это совсем не похоже, а вот стены облицованы серым мрамором. Родонита там нет. Я очень хорошо знаю Маяковку. Трудно сказать, хотя теория довольно гладкая.
tanita[Цитировать]
Танита и Юлташ
Aida[Цитировать]
Танита и Юлташ, вам, как подлинным знатокам мрамора на станциях метро, маленький бонус от меня — http://mykaidas.mirtesen.ru/blog. Картинки на мраморе.
Aida[Цитировать]
Я не смог посмотреть ссылку — там ограничения по возрасту… )))
Yultash[Цитировать]
с ума сойти — до какого же возраста там ограничения? )) если сообщите мне свой мейл на kaipova2000@yandex.ru — пришлю Вам на почту
Aida[Цитировать]
Дорогая Аида, конечно я посетил Ваш сайт — спасибо за картинки по камню. И сделал открытие — оказывается Вы ровесница моего старшего сына. Другими словами- если бы в юности я себя плохо вёл, то Вы могли бы оказаться моей дочкой!))))))
Yultash[Цитировать]
Спасибо, Аида.
tanita[Цитировать]
Да ,вечер закончился томно.
OL[Цитировать]
Хотела и Вас пригласить по ссылке, но Вы к тому времени уже от нас удалились. Но ссылка собственно для всех
Aida[Цитировать]
Да, открытие насчет возраста я сделала давно, когда знакомилась с Вашим сайтом. А Ваш последний пост открывает мне глаза на поведение моего папы ))
Aida[Цитировать]
К сожалению, он жил там с другой женой — Л.Белозерской. Шиловская жила на Большом Ржевском с начальником штаба Московского военного округа.
Урикзор[Цитировать]
зал им. Свердлова, театр в старом городе, консерватория, библиотека, какой-нибудь большой магазин, какое-то госучреждение? Перебирать, с одной стороны много, с другой — нечего. слишком мало деталей.
Aida[Цитировать]
Очеень похоже что Юлташ прав Так и просятся Лубянка или Кировская. Там такой серый мрамор.
tanita[Цитировать]
Нет, Айида! Зал филармонии (театр им.Свердлова) имел очень спартанские интерьеры. Консерватория тоже. В первой половине 50-х единственное правительственное здание на площади было конструктивистским. Но туда меня не приглашали, естественно. Роскошными интерьерами блистал только оперный театр. Вообще, мрамором отделывать стали всё подряд гораздо позже. Я готова согласитья с Юлташем. В Москве мраморные интерьеры были до войны.
lvt[Цитировать]
Да, Элвета, тогда в Ташкенте с мрамором была напряженка. Роскошные интерьеры в театре Навои — это ганч и зеркала. Никакого мрамора, В Свердлова — тоже. Я, скажем, бывала в здании издательства КП Узбекистана, на Правда Востока — не было там мрамора. Может, что=то было в здании правительства, но туда Елену Сергеевну вряд ли пустили бы.
tanita[Цитировать]
Если следовать надписи на фото-ей здесь должно быть 50 лет, знакома она тогда была с писателем Симоновым и поэтом Луговским,может отмечали где в правительственных кругах , в правительственном здании ее юбилей?
OL[Цитировать]
на фото нет никакой надписи, также нет снимка оборотной стороны фотографии, вот там вполне могла быть надпись. Что Ташкент и 1943 год надпись под фото в книге Ю. Кривоносова
Aida[Цитировать]
Ее юбилей не могли отмечать в правительственном здании — статус не тот.
По поводу метро — очень трудно представить, чтобы в Москве военных лет кто-то фотографировал на станции метро.
Думаю, что и ошибка атрибуции вполне могла быть — или это не Ташкент, или не 1943 год. Известно, что Ахматова поселилась в комнате, которая освободилась после отъезда Булгаковой. Я могу очень ошибаться, но кажется она перешла в эту комнату в 1942 году. Тогда где была Булгакова?
И уж совсем в порядке бреда — это могла быть прощальная фотография перед отъездом — вокзал, аэропорт?
Aida[Цитировать]
Ошибка в атрибуции? Что ж возможно! Вокзал походил на вокзал в Арыси. А аэропорт был небольшим зданием на окраине. Какой там мрамор?
lvt[Цитировать]
я так и подозревала
Aida[Цитировать]
В энциклопедии Булгакова есть ташкентские годы Булгаковой.
OL[Цитировать]
Ничего не знаю про БЕС,может поможет ссылка http://dic.acadimic.ru/,но на фото женщина в статусе красавица,сожравшая не одну мужскую жизнь и ,на мой взгляд медика со средним образованием,немного нетрезвая.
OL[Цитировать]
Дописать-http://dic.acadimic.ru/dic.nsf/enc_bulgakov/31/Булгакова.,неполная ссылка не открывается
OL[Цитировать]
что-то не открывается ни первая ссылка, ни вторая — пишут сервер не найден.
насчет нетрезвой никак судить не могу, а насчет «сожравшей» — кто кого жрал — и у него она была третьей женой (о любовницах не мне судить)
Aida[Цитировать]
http://www.mpress.ru/smi/?i=13&id=7454 Вот тут немного о житье-бытье Елены Сергеевны в Ташкенте.
lvt[Цитировать]
Интересная ссылка-на моей больше биографии,а о Ташкенте чуть.
OL[Цитировать]
но точной даты отъезда все равно нет, писала письмо в 1943 году из Москвы
Aida[Цитировать]
А Вы все помещения Дома пионеров знаете, похоже ,что она чем то любуется(статуей лежащей женщины,которую ваяли с жены князя)и сравнивает с собой.Зал мраморный ,как в Питере.
OL[Цитировать]
Замечательная идея. Помещения дворца я видела только в детстве, и не все. Однако, думаю, что в те годы дворец уже давно был домом пионеров, а все предметы искусства были в музее
Aida[Цитировать]
Кстати, о музеях… ))
Aida[Цитировать]
«статуей лежащей женщины,которую ваяли с жены князя»… Перекреститесь!… Фанни Лир никогда не была женой Великого князя.
Yultash[Цитировать]
Перекрестилась-«…статуей лежащей женщины,,которую ваяли с женщины ,хорошей знакомой князя»…Фанни Лир
OL[Цитировать]
http://www.rulit.net/books/vse-v-chuzhoe-glyadyat-okno-read-48321-1.html Здесь дата 1 июня 1943 года.
lvt[Цитировать]
Спасибо за ссылку, может выложу на сайте отрывок
ЕС[Цитировать]
Пожалуйста!
Надеюсь, что тайные владельцы литературных кладов, ещё что-нибудь подбросят про Ташкент.
lvt[Цитировать]
Спасибо за ссылку!
ЕС[Цитировать]
В нашем счастливом детстве во дворце перебывала добрая половина ташкентской детворы.Кружки постоянно менялись.Я ходила не в кружок,а в балетную школу при доме пионеров,организованную для ташкентцев молодым (лет 45)Игорем Моисеевым-не путать с «БОРЮСИКОМ».Занимались мы внизу в зеркальном зале с винтовой лестницей .Никто толком не знал ,что это за здание и кто в нем жил,среди нас ходили истории одна «веселей»другой,но поговаривали,что полно всяких комнат вверху и в подвале.Подвал я так понимаю ,что то вроде юсуповского на Мойке,а не наши с банками и прочей рухлядью.Позже,в больнице(аппендицит)я лежала в палате с 80 летней старушкой-она рассказывала о последнем наместнике царя.Как он ездил по улицам с диковатым эскортом и завидев девушку или молодую женщину ,мог приказать насильно посадить ее в коляску,развлекались с такими в тайных комнатах дворца.
OL[Цитировать]
Старушку, похоже, с пятого трамвая привезли.
Урикзор[Цитировать]
Вы имеете ввиду дурку?Нет ,старушка была крепкая,бодрая ,лежала в хирургии-вырезали аппендицит.Рассказывала много историй из жизни старого Ташкента,так как прожила в нем почти всю жизнь,рождения она была где то 1880г.Так что уважаемые господа ,не воспринимающие чужое мнение, зря я вступила с Вами в пререкания-у вас на все своя точка зрения -я же, всего навсего, попыталась подсказать сайт о ташкентских годах уважаемой вами БЕС.
OL[Цитировать]
Зачем Вы этот мусор читаете и каких-то сумасшедших старушек цитируете? Читайте лучше про настоящих людей, про Вольдемара Шаландина, про Рафаила Льва, про Владимира Карпова.
Урикзор[Цитировать]
Спасибо за совет,непременно им воспользуюсь.Мне как дочери,внучке,правнучке и тд ,и даже невестке военных очень интересна военная тема.Родственники с моей стороны обыкновенные люди,не замешанные в кровавых или каких других необычных подвигах.Дослуживались до достойных званий и рано умирали,так случили государству не жалея живота своего.И если считать подвигом ,что отец не погиб,выжил обороняя Сталинград,и свою войну начал в 1937,а закончил в 1945,да и потом до Хрущевской реформы служил на границе,-то мой отец герой.Среди родственников мужа больше легендарно-трагических личностей расстрелянных финами и немцами,служивших на кораблях и подводных лодках,и если я начну рассказывать о них ,то меня тоже могут посчитать сумашедшей старушкой.О них ,все что мог написал В. Пикуль.
OL[Цитировать]
Ну, вот видите, это гораздо интереснее, чем про наместников и куртизанок в подвалах.
Урикзор[Цитировать]
Да это как сказать,для меня дом пионеров(дом наместника)всегда был загадкой,как и кукольный театр(церковь)напротив.Загадкой которую хотелось отгадать.
OL[Цитировать]
Загадка отгадывается до зевоты просто: он не был никаким, ничьим и ни при какой погоде наместником.
Урикзор[Цитировать]
Мне, например, было бы интересно почитать о Ваших родственниках.
ЕС[Цитировать]
ЕС, если Вы ко мне обращаетесь,то найду сайт памяти и сброшу на барбарис.
OL[Цитировать]
Зеркальный зал находился на первом этаже, слева от входа. Там занимались хореографией, а зимой стояла ёлка. Окна выходили в парк. Винтовая лестница находилась в вестибюле. Вела она в светёлку, где обитали юные художники.
lvt[Цитировать]
В зеркальном зале я была в детстве на новогодних елках. А в подвале — в конце 80-х или начале 90-х — на экскурсии. В здании тогда был музей золотого и ювелирного фонда Узбекистана. В подвале выставлялись золотые изделия, найденные при различных раскопках на территории республики. Помещение сводчатое, сухое и чистое. В верхних комнатах были старинные ювелирные изделия.
И, по сравнению с юсуповским дворцом, все куда меньших размеров
Aida[Цитировать]
Почитала Наталью Громову «Все в чужое глядят окно». О писательских семьях в эвакуации. Впечатлило. Там и сям мелькает «колдунья» Елена Сергеевна. Вы знаете, она мне понравилась не только как муза Булгакова, но как вполне самодостаточный человек, смелый, предприимчивый, умеющий бороться за жизнь. Конечно, безутешную Пенелопу мы в ней не найдём. Скорее она сестра Полины Анненковой, жены декабриста.
lvt[Цитировать]