Немного о школе, о школе № 42 имени В. И. Чапаева. Девятый класс История

  Фахим  Ильясов.

                         Эссе.       

                                                 

         Отношение   бывших  учеников    к   тем   школам  где  они  учились      бывает   не  всегда  однозначным,     почему  такое  происходит?

  Наверное  многое  зависит    от  учителей,    от   авторитета  завучей  и  директора  школы,  от  их  умения  найти  общий  язык  с  детьми,    от  уровня  их  преподавания,    не  от  уровня  их     интеллекта  и    знаний,  а  от   их   умения  донести  до  ребят     самые    необходимые    знания,  пусть  даже   в  рамках    скучно    составленного     учебника,   и  даже   не  обязательно   при  этом     расширять  тему,  а  просто   и   доходчиво    втолковывать  ребятам  то,  что   написано   на  такой  —  то  странице,       также   многое    зависит   от   отношения  учителей  к  ученикам,   от  их   авторитета  в  классе,    а   многое  зависит   ещё    от   самих    учеников,    от  их   влияния   на  учителя    своей    аурой,   ведь   бывают  классы  где  учителя  готовы  встать  лагерем  навек,     а  бывают   классы  в  которые   им  совсем   не  хочется  заходить,     теплая   аура   в  классе      зависит      от       интеллектуального  уровня    учеников  и    дружеских  отношений   как   между   самими   учениками,  так    и   с   самим    учителем,      и   ещё  многое  зависит   от       атмосферы    царящей    в  классе  во  время  уроков,      от  того    относительного,     конечно,    количества  свободы,   которую  им        предоставляет  учитель  во  время   занятий,    оттого    как  он  проводит  урок,      дает  ли  он  импровизировать  детям,   пусть    ученики    и  говорят   немного  не   в   тему,  но   при  этом    учитель  даёт      школьникам    возможность   высказать    свою  точку  зрения,    короче  говоря,  многое  зависит     от  той   комфортности   которую  ученики   ощущают   в    учебных   кабинетах   своей  родной  «альма матер». 

 

   Также  важна  организация    всяких  там  кружков,   курсов,  спортивных   секций,   дело     даже  не  в  количестве  и   качестве  кружков   и  секций   имеющихся  в  наличии  той  или  иной  школы,   а    в  том,   кто  руководит   этими  самыми   кружками  и  секциями,    сколько  времени  учитель  проводит  со  своими    подопечными,   и   что,   помимо  лепки   или   обучению  в  спортивные  игры,  наставник  дает   ребятам,         и   дает  ли  он   им    чисто   человеческие   качества,  так    необходимые   в   их  нынешней  и  будущей   жизни.     А  самое  главное,      ученик   приходя  в  школу       должен  испытывать   в  своем   сердце  чувство   защищенности,  что  к  сожалению,    у   меня  отсутствовало  по  отношению    к  тем  школам  которые  я  знал,     или  учился  в  них.  Ну  да  ладно  о   чувствах  и  сантиментах,    я  не  любил  школу,   но я  ностальгирую  по  своим  одноклассникам  и  учителям  гуманитариям,  по   тем   веселым    школьно-спортивным   временам   проведенных  с  ними.

  Я  не  любил  школу  в  первую  очередь  из — за  его  многодонности,    из — за  того   как,    мягко  выражаясь,    некоторые,    ещё  раз  подчеркиваю,  некоторые      учителя,     неодинаково   относились  к  детям   из  разных  слоев  общества,       эти  учителя,     так  же  неодинаково     разговаривали   как    с    родителями     учеников,    так  и  с  самими  учениками.    С  родителями,   чьи  папы  занимали   более  или  менее   высокие   посты,  учителя  разговаривали  совсем  другим,  даже  не  тоном,  а  голосом,    который     у  некоторых  учителей  становился  слаще  патоки,   а   попросту  говоря  елейным.        Мне  кажется,  что  многие    ученики,  хотя  бы  раз  за  период  своей  учёбы,  но   встречались   с  таким  вот   неравноправием,  и   при  этом    испытывали    неловкие   чувства.  Не  любил  школу  из  —  за    показушных   собраний,    как  общешкольных,  так  и  классно  —  пионерских,     переходящих  в    комсомольские,    с  показательными  порками  двоечников  или  просто   мелких  хулиганов,   и  обходивших   молчанием   поведение    настоящих  бандитов,      учеников   даже  не  второгодников,  а  сидящих  как  минимум  по  три  года  в    каждом   классе,   и  с  грехом  пополам  дойдя  до  четвертого  или  пятого   класса    в   шестнадцать   лет,   они     успешно  переходили  из   слабых    рук  школы,     в    мускулистые     руки  криминала,  этих  малолетних    бандитов  из  близлежащих  переулков,   улочек  и  тупиков,        уже  имевших   неоднократные    приводы  в  милицию,  состоявших  на  учете   в  детских  комнатах  и   державших  в  страхе  всю  школу,  включая,  и   самих   учителей.

Я   любил    бывать   в  школе  из  за   возможности   общения  с  друзьями  —  одноклассниками,    из  — за    возможности
      посещать     любимые   мною   уроки   русского,  английского     и  узбекского   языков,    литературы,  истории  и  географии,   заниматься  спортом   и   дружить  с  девочками,      любил  приходить в  школу    потому,    что    иногда  все  классом,  а  чаще     небольшой  группой   из   нескольких  ребят  и  девчат,       уходили  с  уроков  в  кинотеатры  «Ватан»,  «Молодая  Гвардия»,   «Искра»   и  даже   ездили     в   кинотеатр     расположенный      у  «Таштекстилькомбината»   и    стадиона  «Текстильщик»,        на  кольце   одиннадцатого    трамвая,      по  моему,  кинотеатр  назывался     «Двадцать  пять  лет  Узбекистана»,   а  может       и   ошибаюсь  с  названием,       любил  свой  класс,  так  как    меня  старались  подтянуть  по   ненавистной  мною  математике,   причем,     совсем   не  учителя,  а  мои    красивые   одноклассницы,     честно  и  откровенно  говоря,    все    школьницы      сорок  второй  школы,   все   без  исключения,     были   самыми    красивыми    девочками   в  Ташкенте,     любил    школу   из  —  за  возможности   играть   за   неё   на  первенство  Ташкента  по  футболу,   писать (иногда)    сочинения  по  литературе  на  темы  которые  в  данный  момент   для    меня    более  интересны  и  актуальны,   например  про    советский    и  мировой   спорт  вообще,    отдельно   про   футбол,    про   героев  Джека  Лондона  и   Аксенова,      а  не  про  образ  Деда  Щукаря ,    Нагульнова   или  Пьера  Безухова,    обожал    возможность    посещать  репетиции  школьного  ВИА  под  руководством   харизматичного   Марата  Акчурина,   и     слушать   на  репетициях   в  исполнении   наших   школьных  музыкантов    зарубежные  мелодии  и   популярные   песни.   До  сих  пор  с    любовью    вспоминаю    время,      которое  я  провел  в  обществе   своих   интеллектуальных  одноклассников,   ставших  потом,  не  побоюсь  этого  слова,    высококлассными   филологами,    запоминающимися   поэтами,  учеными,    лингвистами  или  простыми   сермяжными     переводягами,      биологами,   геологами,     профессиональными   сыщиками,    докторами  химических,  педагогических,   физико  —  математических  и  других  наук.

 

Общение  с  ними  дало  мне  гораздо  больше   знаний    и   положительных  эмоций,     чем  опыты  по  химии  в  лаборатории  под  руководством   любимой    несколькими  поколениями   учеников,      учительницы    химии,   иконы    сорок  второй  школы,      добрейшей    Марьи  Степановны,   или    тоскливое   сидение  на  уроках  математики    спрятавшись  за  спины  сидящих   спереди    одноклассников,  дрожа  от  страха   как  осиновый  лист  при  любом   упоминании  учительницей,  —  »  А  сейчас  к  доске  пойдет  отвечать….,  и  далее  следовала    долгая   пауза  по  Станиславскому,    и  затем   обязательно  называлась  моя  фамилия.  Каждый  вызов  к  доске  по  математике,  для  меня  был  маленьким  инфарктом.

 

Для  меня,  настоящее     школьное  обучение  начиналось  во  время  репетиции    школьной   джаз  —  банды   в  актовом  зале,  когда   его  худрук   Марат  Акчурин    во  время  исполнения   какой  —  нибудь  «вещицы»,  вдруг  останавливал   игравших  музыкантов,  и  говорил  Адику  Моргулису,   —  »  Адик,   это   лажа,   ну  что   ты   лабаешь,   ведь   снова   не  в  такт».

Я  сейчас,     конечно,     не  вспомню  всех  слов  произносимых  в  ответ    философски  настроенным  Адиком,   но    он,  доказывая  свою  правоту   начинал   напевать  или  насвистывать   ту  мелодию,  которую  ребята  разучивали   в  настоящий  момент,      потом,  в  ходе  его   спора   с  Маратом  Акчуриным   в  ход  шли  цитаты  из  Ильфа  и  Петрова,    Кафки,    Курта  Воннегута,    все  эти  диалоги  Марата  с  Адиком,     мы,    их  одноклассники,       внимательно   слушали,    и  наши  уши   испытывали   литературно  —    эстетическое
    наслаждение  от   их   грамотной  русской  речи,    от  их  знания  литературы,  от  их  умения  выдавать  цитаты  из  книг  без  запинок,   в  ответ   Адику,     следовало  соло  на  аккордеоне  Марата    Акчурина,  а  Адик ,  чтобы  доказать  свою  правоту   начинал    играть  на  ритм  гитаре,  а   в  это  время,      вдруг,   ударник   джаз  —  банды,    и  он    же  вратарь  сборной  школы  по  футболу   Володя  Кирюшкин,    предлагал  расслабиться  после  репетиции   и    «приняв  на  грудь»   сходить    вечером    на  танцы  в     ОДО (Что  было  абсолютно  недоступно  для  нас,  так  как   не  разрешали  родители).  Потом  Адик   повторял    на  аккордеоне  мелодию,   и  они  с  Маратом   наконец  приходили  к  консенсусу,    затем    Марат,  устав  спорить,      садился  за  пианино  и  начинал  лениво  наигрывать    
    Луи  Армстронга,  —  »  Oh, when  the  saints»,        Володя  Кирюшкин,   а  в  его   частые   отсутствия   Марат  Гафуров  учившийся  на  пару  классов  ниже,     начинал      стучать    на  ударных  в  такт  музыке,   затем    вступал  со  своим  соло  на  аккордеоне    Адик  Моргулис,  в  это  время  в  актовый  зал  подтягивались  не  только  ученики,  но  и   учителя,   и  все  с  наслаждением  слушали  этот  небольшой  импровизированный   Jam  Session    музыкальных  талантов     школы  № 42,   расположенной   за  цирком   на  Хадре,  хотя  в  те  годы  цирка  ещё  и  в  помине  не  было,    а  на  месте  цирка    стояли  какие  —  то    глинобитные  домики,      разбросанные     по   шпанистым   переулкам,   разбойничьим  улочкам,      спекулянтским    проездам  и  тупикам    двух  главных  улиц  —  коллекторов,     этого  на  50%   криминального     околотка,   под  названиями    Лабзак  и    Горького.

Ребята   из  школьной  джаз  —  банды,         даже  пытались  сами  играть  на  трубе,   но  увы,   или   труба  была  слишком  изношенная,   или   навыков  игры  на  трубе   у  ребят  не  было,  но  что  —  то  с  игрой  на  трубе  ни  у  кого  не  получалось,    хотя  нет,  пардон,    у  маэстро    Ставицкого ,  уже  к  Новому  Году,    играть   на  трубе,  получалось     очень  даже  неплохо.     Во  время  репетиции  джаз  —  банды,    когда   в  актовый  зал  на  звуки  музыки  заглядывали    ученики  других  классов  и    преподаватели,  в  основном,      гуманитарных  предметов,  то    часто  там  же,    начинался   литературный  Jam  Session,    то  есть,    обсуждение   прочитанной  литературы,   как  по  школьной  программе,  так  и  по  внеклассному  чтению.   Наши  учителя  в  неформальной  обстановке  менялись,  причем  сами  на  замечая  того    становились  ближе  и,    как  —  то,     не    побоюсь  этого  слова,  роднее,        а  великий  курильщик  Марат  Акчурин,   а  курил  он,   откровенно  говоря    очень  вкусно,    опустив  свои  серо  —  голубые   глаза   после    затяжки  на  сигарету,   он  потом  резко   выпускал  дым  тонкой  струей  изо  рта,   а  остатки  дыма  он  как  —  то      небрежно  проглатывал,   а  потом  эти   остатки   дыма   он  выпускал  уже  разговаривая  с  собеседником  или  рассеивал     сизый  дым  от  сигарет  над    своими     стучащими  по  клавишам   пальцами.      Марат    Акчурин,    любимец  всех  школьных  красавиц,  да  и  всех  остальных  хорошеньких  девчат  тоже,    войдя  в    репетиционно  —  музыкальный      раж,    сидя  за  школьным,    пусть  изношенным,  но  хорошо  настроенным  и   старинным  фортепьяно,    никого   и  ничего    не  замечая,    начинал   потихонечку  покуривать  во  время  репетиции   в  актовом  зале,     и  самое  главное,     он  это  делал    при  учителях,      что   в  нашем     сознании,  эдаких,      отроков  —  недоумков  с  ломающимися  голосами,         приравнивалось  к  геройству,    учителя  помалкивали,    остальные  музыканты  и  зрители  на  такое  геройство  не  решались.   Но  Марат  сам  осознав  свою  бестактность,   быстро  исправлялся  потушив  сигарету.
   А  наши   учителя,    захваченные  музыкой,   и   сами  начинали  подпевать музыкантам,    в  перерывах   задавать    Марату  Акчурину   вопросы  и    давать  советы  музыкантам,    а  некоторые  из  учителей,  даже  осмеливались  спеть   пару  куплетов   из  репертуара   Фрэнка  Синатры  на  английском    языке,  например  знаменитую  песню   «The  Autumn  Leaves  —  «Осенние  листья»,       время   репетиции    пробегало  незаметно,   и   даже  учительница  математики   заглядывая    на  репетиции,     удивленно  смотрела  на  нас,      когда  мы  начинали  спорить  с  учительницей  литературы  о  том,   что  стихи  Маяковского  слишком   громоздки,  а  его  отношения    с  Лилей  Брик  не  заслуживают  уважения,  что    уже  давно  пора    включить  в   учебную   программу  по  литературе  книгу  Ги  Де  Мопассана  «Милый  Друг»     и  ещё всякую   другую,    но   милую  нашему   сердцу      чушь,     мы  несли   нашим  любимым   учителям   гуманитариям  в  свои  пятнадцать  лет.

  Во  время  апогея   погружения   всех  присутствующих  в  актовом  зале   в  музыку,      Марат    незаметно   ставил  пластинку   с  записью  Бенко  Шандора  «Petite  Fluer»  — «Маленький  цветок»,  автором  этой  гениальной  музыки  является   композитор  и  исполнитель  Сидней  Беше,  уроженец  штата  Луизианы.
     Под  эту   любовно  —   сексуально  —  романтическую     музыку  начинали   танцевать  даже  самые      деревянные  в  движениях  ученики,    например  Бахтиша  Бадалов,  будущий  доктор   химических  наук,      который  изо    всех  сил  норовил   охмурить   красавицу   Тому   Колычеву.        Музыку   «Маленький  цветок»   называют  как  танго,  так  и  слоу  фокс,  то  есть  медленный  фокстрот.   Но  самый  кайф  был  в  том,  что  по  окончании  музыки,   когда     чудесный   звук  кларнета   Бенко  Шандора  медленно  затихал,  то  тут  же  медленно,  как  будто  бы  издалека,    но  очень  зазывно  и  щемяще    начинал  играть  аккордеон  в  исполнении  Марата  Акчурина,    танцующие  ничего  не  замечали,    они    думали,  что  все  ещё     играет  пластинка,  и  продолжали  танцевать   с  томными  глазами,   а  Марат    начинал  играть  на  аккордеоне  свой  вариант  «Маленького  цветка»   все  громче  и  громче,  музыка  в  его  исполнении  вызывала   внутреннюю   дрожь,  появлялись  какие  —  то  неутоленные  желания,  хотелось   чтобы  танец  не  заканчивался  и  чтобы  твоя  одноклассница    Тома  Колычева    так  и  танцевала  с  тобой  как  можно  дольше  не  отпуская  своих  крепких  рук  гимнастки  с  твоих  худосочных  плечиков,    а  будущая  «наше  все»     российской  художественной  гимнастики,     неимоверно  красивая,   импозантная   и   сексапильная     Ирина  Винер    медленно    и  красиво   двигалась  в  такт  музыке  с  Алишером  Тургуновым,  а  рядом  стояли  ещё  человек  двадцать   бойцов  —  девятиклассников  и  старше,     жаждущих  потанцевать  с   прекрасно   сложенной     Ириной  Винер,        затем    на  сцене  незаметно  появлялся     Адик  Моргулис   с  аккордеоном,   а    Марат    так  же  незаметно  с  пересаживался  за  фортепьяно,  и   они   Адиком   начинали   по  очереди  солировать,      а  тринадцатилетний    ударник  Марат  Гафуров,   уже   тогда  называвший  себя  не  иначе   как     «percussionist»,     тихо,     в  такт  музыке,   нежно   взмахивал  кисточкой  по   ударным  инструментам,    и  тут  же,      гитарист   и  будущий  трубач  Ставицкий,  пританцовывая     отбивал  ритм    маракасами.
Душой   и    руководителем   школьной  джаз  —  банды   был   Марат  Акчурин,  он     учился  музыке  дома,  под  руководством   бывшего   офицера  белогвардейца.       Наставник   и  учитель  музыки   братьев      Акчуриных,     офицер  Белой  Гвардии   господин  Н.,      привил   братьям   Марату,   Тахиру   и  Оскару    Акчуриным   не  только  любовь  к  музыке,  но  и   любовь  к  литературе,     поэзии,  древней  истории,   а   заодно    обучал   братьев  Акчуриных   и   этикету,      этот    белогвардейский  офицер   чудом  выжил  во  время   сталинских    репрессий   в тридцатых  годах,   и   слава  Богу,  что   вот   таких,     чудом  выживших    офицеров  Белой  Гвардии,    а  также  и  Красной  Армии,    сбежавших  вовремя  от   рук  НКВД  кулаков,    разоренных  советской   властью,  но  выживших     купцов,     мнимых  «врагов  народа»,      и    просто   богатых  и   хороших  людей    спасшихся      от     репрессий  в  тридцатых   —  сороковых  годах,     в  Ташкенте  оказалось  немало.       В  отличие  от  Марата,   Тахира   и  Оскара   Акчуриных,    получивших    блестящее    белогвардейское    образование  и    воспитание  на  дому,      Адик   Моргулис   вместе  с  братишкой  Мариком    несколько  лет    учились   в   рядовой   советской   музыкальной  школе.      Вообще — то,     в   сорок  второй  школе  учились   только   двое    братьев    Акчуриных,     а  третий,  младший  брат  Оскар,  учился  в  другой  школе.        Марат  и   Тахир,  оба  талантливые  во  всем,  Марат  был    отличником   гуманитарием,  а  Тахир  круглым  отличником  с  признаками  гениальности.    Когда  Тахир  отвечал   уроки   по  истории,  литературе  или    скучной   для  меня   биологии,  то    послушать  его  ответы  приходили  многие  учителя    во  главе  с  директором  школы  Аминовой,    пардон,  имя  и   отечество   нашего  директора   школы  не  помню,    так  как  никогда  и  не  знал.     Тахир  завладевал     аудиторией   также    легко,    например,    как  это  делали   ведущие  любимых   телевизионных  программ   типа,    «Клуба  Кинопутешественников»,     или  «Международной  Панорамы»    он  выходил  за  рамки  учебников    школьной  программы,    за  рамки  Большой   Советской   Энциклопедии,  он   рассказывал  столь  интересно,    так  вдавался  в  тему,    так  легко,   доступно  и  широко  раскрывал  её,    что   ахали   и  восхищались   его  знаниями   не    только  учителя    школы,  но  и  все  проверяющие  из  Октябрьского   районо,  гороно,     Министерства  Образования  УзССР,   райкома   и  ташкентского   горкома  партии.           Тахир    закончил  школу  с  золотой  медалью,  а  потом     с  красным  дипломом   МГИМО,  после  окончания   которого
   Тахир    работал  в  посольстве  СССР  в  Венгрии  и  в  институте  философии  Академии  Наук  УзССР.      А  третий  брат   Оскар,      сначала   закончил  технический  ВУЗ,    но  любовь  к  музыке  взяла  верх   над  профессией  инженера,   и  Оскар    получив  дополнительно  ещё  и  музыкальное  образование,  стал  профессиональным  музыкантом.    Оскар  лауреат  многих  международных  конкурсов  —  вокалистов.    Он поет  песни  как  на  стихи  Марата  Акчурина,  так  и  на  свои,    сам  пишет  музыку,    виртуозно    играет  на   клавишных  и  гитаре.       Вообще,     если  человек  талантлив,  то  он  талантлив  во  многих  сферах,  это  относится  и  к    руководителю   школьной  джаз  —  банды   Марату   Акчурину,    который     стал  не  просто    классным  поэтом  и  прозаиком,    отличным    музыкантом,  но   он  ещё    и  талантливый  переводчик   арабского  и  английского  языков,       Марат  также    работал  в  одной  известнейшей    «софтовой»  компании,      над  созданием   компьютерной   программы  по  переводу  многих  восточных  языков  на  английский  язык.

   Братьев   Моргулисов   тоже    трое,  они  все  отличались  талантами  в  языковедении ,  в  инженерной  работе     и  в  музыке.
   Аркадий  был  самым  трудолюбивым  учеником  и  студентом в  изучении  языков,  он  целыми  днями  пропадал  в  библиотеке  или  в  лингафонном  кабинете,      Аркадий  учась  в  ВУЗе,    даже  по  таким    скучным    предметам  как  теория  фонетики    и  теория  грамматики    английского  языка,    всегда  получал   оценки,    только,  «Отл».      В  отличие  от  аскета  трудяге    Аркадия,     его  братишке   Марику  учеба  в  том  же  ВУЗе   давалась  немного  тяжелее,      но   это  потому,  что  Марик   кроме  учебы  занимался  тысячей  других  дел,    зарабатывал  деньги  себе  на  джинсы  и  батники,   шузы  и  дубленку,   на  модные  японские   часы,      музицировал,  то  есть  «лабал»  в  кафе,  проводил   много   времени    с  девочками    в   разных  компаниях,    везде  Марика  встречали  как  своего,    он   посещал  «Зарик»    и    «Узбечку»,  обожал     вкусно  поесть  в  старом  городе,   и  т.д..    Но  Марик,   очень  добродушный   и  всегда  улыбчивый   студент,     любимец  всех  преподавателей,   не   имея  никакого  понятия   ни   о  теории  фонетики,  ни  о   теории  грамматики,  тем  не  менее  свою  заслуженную  «Удочку»  на   этих   экзаменах  получал  с  первого  раза.    Марик  учился  не  в  сорок  второй  школе,   но   будучи  школьником    часто  приходил  к  брату  в  школу     и,    иногда,    тоже  музицировал   в    джаз  —  банде  под  руководством  Марата  Акчурина.
В  отличие  от  братьев  Акчуриных,   где  главным  добытчиком    в  семье   был  отец,  работавший  на  очень  ответственной  работе,    семью  Моргулисов  тащила  на   себе  их  мама,    отец  у    них  умер  рано,  и  старший  брат  Миша,  чтобы  помочь  маме  тянуть  братишек,      начал    работать  и  учиться   в  вечерней   школе, а  потом,    Миша    и  ВУЗ  закончил  учась  на   вечернем   факультете  Политеха.  Мамы,    что  у  братьев  Акчуриных,  что  у  братьев  Моргулисов  были  писанными  красавицами.   Глядя  в  глаза    этих   мудрых  и   всегда  корректных  женщин,      невозможно  было   соврать  на  их  вопросы,  о  том    сейчас  находится   Марат,  Адик,  Марик  и  т.д.,  и   почему  от  них  пахло  сигаретами   вчера,    также  как   пахнет    от  меня   в  данный  момент.      На  их  вопросы  я  всегда  отвечал  честно  и  откровенно,  за  исключением  тех  случаев  когда    ребята    гуляли   с  девочками  срываясь  с  уроков.     Но  мамы   ребят  и  сами  понимали,  что  я  их  не  выдам,  и  поэтому  прекращали  мучить  меня.    Обычно,    я  и  сам  уходил  с  уроков  с  ребятами,    но  бывали  дни  когда  я    не  мог   уйти  из —  за  тренировок  по  футболу.   И   откуда  их    мамы  узнавали,    что  ребята  ушли  с  уроков,  для  меня   это   до  сих  остается  загадкой.      Мамы  Акчуриных  и  Моргулисов    имели  огромное  влияние  на  сыновей,   они  интеллигентно,   ровным  голосом,  не  срываясь  на  крики,       объясняли  своим  мальчикам   что  такое  хорошо,  а  что  такое  плохо.  И  этот  метод   был  убедительным,  и   доходил  до  их  сыновей  очень  быстро.
   Упорство   Аркадия  в   стремлении  стать    профессионалом   высочайшего  уровня   в  своей  профессии   вызывает   уважение    и   заслуживает  отдельной     темы  для  рассказа.      Аркадий     многого  достиг,   и    на  сегодняшний  день,  он   является    одним    из  лучших  переводчиков  в  мире,    он   переводит  первых  лиц    страны  под  названием   USA.
Сибарит  и  эстет  Марат   не  любит  ходить  под  чьим  —  либо  командованием,    он  проработав   несколько  лет    в  системе  госдепартамента   USA  понял,  что  работать  на  самого  себя  гораздо  ближе  его  менталитету,  и  говорят,  что  он  создал  свою  фирму  и  стал  бизнесменом.

  Марат     Акчурин   и    Аркадий  Моргулис    имели  огромное  влияние  на    разум   своих  одноклассников.   Благодаря  Акчурину  и  Моргулису  наш  класс  подсел  на  джазовую   музыку,   познакомился  с  песнями  Фрэнка  Синатры,    Битлз,   Роллингов,   с   рок  и  поп  музыкой,     они   учили  нас    обсуждать        прочитанные    книги,    привили   любовь  к    поэзии,    к    сочинениям,        Марат  Акчурин  был  законодателем    музыки   и   мужской  моды  в  школе,   его  сочинения   по   литературе  перечитывались в  школе  всеми  девочками  и  расходились     на  цитаты,     ребята,  его  бывшие  соученики  до  сих  пор  помнят    со  вкусом   подобранные,  а  самое  главное  модные,      в  клетку  рубашки   и    настоящие    джинсы  надетые  Маратом   на  Первое  Мая.    Помню,  что   сразу   после  демонстрации,    мы   с  ребятами    пошли  домой  к  Марату,  и  он  сняв  свои    джинсы    фирмы     «Wrangler»   и  чтобы  доказать  нам,  что   они  настоящие,   в  буквальном  смысле  этого  слова,      поставил  их  на  пол,  и   джинсы  так  и  простояли  на  полу   некоторое  время.     Все  ребята   восхищенно    щелкали  языками  и  говорили,  —  «Да,  настоящие».
Как  вы  уже  догадались,  братья  Акчурины  и  Моргулисы  живут  за   океаном,  причем  уже  очень  давно,  но  родной   русский  язык  не  только  помнят,   но   и   любят,  обожают  и  вовсю  им  пользуются.   Печально,  что  Тахир   серьёзно   и  долго  болел,    и  несколько  лет  тому  назад  скончался.
В  нашем  классе   также   учился   умница ,    книгочей  и  библиофил,   весельчак  и  балагур,    но  ярый  двоечник    Юра  Умнов,  впоследствии  ставший  офицером  милиции,
  Юра   рано  ушел  из  жизни,    говорят,  что  он  совершив  какой —  то  поступок  несоответствующий  его  моральным  принципам,  застрелился  из   своего  табельного  пистолета,  так  же  как  это  делали  русские  офицеры  в   его  любимых  книгах   Бунина,  Шмелёва,  Куприна   и  других  многочисленных   писателей  прочитанных    нашим   Юрием.    Эта  печальная  весть  потрясла  нас,   нам  тогда   не  было  и  двадцати  пяти  лет.
А  какие  большие  надежды  подавал  как  спортсмен,    талантливый    велосипедист ,  любитель  джаза   и  рассказчик  анекдотов   Аскер  Файзуллаев,    но  поступив  в  ВУЗ,  он  бросил  заниматься  спортом  и  сразу  погрузнел,     тем  не  менее  Аскер   доволен  жизнью  и     уже    давно   живет  с  семьей  в  Израиле.

Самая  большая  радость  для  меня  была  тогда,  когда   по  средам,    меня  и  ещё  нескольких  ребят   вызывал  в  каморку  под  лестницей  наш  учитель      физкультуры   и  тренер  по  футболу  на  стадионе  «Старт»    Анатолий  Федорович  Блинков,  и    раздавал  нам  футболки,  моя  была     под  номером  четырнадцать,    Анатолий  Федорович   просил    нас  постирать   футболки,   это  означало,  что  в    ближайшее    воскресенье,     мы    будем  играть  в  основном     составе   юношеской  команды     в  чемпионате  Ташкента  по  футболу.     Потом,    после  игры,    он  снова  забирал    футболки    и  прятал  их   в  каморке,  и  так  до  следующей  среды.  Постирав  футболку  под  номером  четырнадцать,  я  носил  её   как  пасхальную  рубашку  до  самой  игры,  снимая  её  только  на  ночь,   и  глядя  на  мою  футболку,     с   уже  почти   стертой  на  груди   небольшой   надписью    «Старт»,       наши     кукчинские    пацаны   —  футболисты   говорили,  что  они  тоже  хотят  ходить  в  секцию  футбола  на  стадионе  «Старт»,   но  дальше   разговоров  у  них  не  шло.

Володя  Кирюшкин  закончив   ВУЗ,       работал    сварщиком,   бросил  играть   в  футбол  и  заниматься   музыкой,     и  подсев  на  стакан  рано  ушел  из  жизни,   так же  как    наш   «percussionist»    Марат  Гафуров,   имевший  абсолютный  музыкальный  слух,    умевший  изобразить  своим  голосом   все  виды  музыкальных  инструментов,       но      из -за   любви  к   Бахусу  так    и  не  ставший   профессиональным    музыкантом.  Володя  Кирюшкин,   всю  свою  жизнь  любил  свою  Эсмеральду,    причем  взаимно,  но  из — за   
   своей   привязанности    к  выпивке  он  потерял  её,  и  стал  пить  ещё  сильнее.    Эсмеральда,  так    в    действительности      зовут   единственную  любовь  Володи  Кирюшкина,    была   его   одноклассница,     она   намучилась  с  ним,  они  то  сходились,  то  расходились,  но  в  итоге  оба   остались  одинокими.    После  смерти   Володи    Кирюшкина,    Эсмеральда  серьёзно  заболела  и   потом   долго  лечилась.

Алишер  Тургунов,  он    наш  великий  и  любимый   гуру   в  карате,  и  не  только  в  карате,    но  и  в  спорте      вообще,     Алишер   человек   многогранный,   талантливый      организатор    во  всех  сферах  деятельности  где бы   он   не   работал,    а   работал  он    в  разных  отраслях  и  в  разных  министерствах,  и  везде  позиционировал  себя  как   опытного  профессионала,      Алишер,  в  свои,    уже  немного  за  тридцать …….,           по  прежнему  элегантен,      помнит  и  любит  всех   наших   одноклассников,   и  почти  со  всеми  состоит  в  переписке,  обожает  свою  красавицу  жену  и    маленьких  внуков.
Бахтияр  Бадалов  прятавшийся  на  уроках  химии  за  спины  товарищей,  так  же  как    я  прятался    на  уроках  математики,   вдруг  сам  стал  химиком,   доктором  наук,   и  сейчас,    заведует  какой  —  то   большой  химической  лабораторией.
Женя  Косенков  сам  ставший  учителем    математики,  ныне  работает  сторожем  на  автостоянке,  играет  в  нарды,   готовит  плов  на  той  же  автостоянке,  и  вот  таким   образом,  по  вечерам,     они  с  ребятами  расслабляются.
В  параллельном    классе    учился  Руфат  Рискиев,  настолько  простых,  добрых  и  отзывчивых  братьев  как  Алишер  и  Руфат  Рискиевы  наверное  в  мире  больше  нет.    Несмотря  на  то,  что  оба  брата  знаменитые  боксеры,   их  доступность,  отсутствие   всякой  звездности  просто  поражает.   Руфата,  ныне,    иногда    мучают  болячки,  связанные  с  его  профессиональной   деятельностью,   Алишер  работал  фотокорром  в  УЗТАГе,  чем  сейчас  занимаются  братья  Рискиевы,  не  знаю,  но  дай  им    Всевышний   здоровья.

  Учитель  узбекского  языка  и  наш   любимый   классный  руководитель  Мухсим  Талипович   Мухитов   заслуживает  отдельной   песни.
Самый  главный  секрет  в  том,  что  мы  оба  с  ним  кукчинские,    и  мне  очень  приятно  упомянуть  здесь,  что  Мухсим — ока  в  нашей,     абсолютно,     русско  говорящей  школе,     разговаривал  со  мной,  исключительно,  по  узбекски,    причем  при  всех,  и  при   учителях,
    и  при   директоре,  и  при  учениках,  в  то  же  время,  Мухсим  Талипович  вне  класса,  со  всеми   остальными   разговаривал,  только,  по  русски,  даже  с  кукчинцами,  коих,  в  сорок  второй   школе    училось  человек  двадцать.  В  нашей  школе,    находящейся  в   анклаве    Лабзако  —  Горьковских  улиц,     даже  многие  ребята  —  узбеки  не    умели  разговаривать    по  узбекски.     Мухсим  ока,  после  первого  полугодия  учёбы,  когда  мне  светила  двойке  по  алгебре  и  физике  за  полугодие,    подойдя  к    открытой  двери    каморки   учителя   физкультуры    Анатолия  Федоровича  Блинкова,  и   не  заходя  в  неё,    Мухсим  — ока    окликнул    Анатолия  Федоровича  таким  образом:
—  «Толик,  ээ…   онайни  сапоги,  чик (выходи),  давай  помогай  своему  футболисту,  ты,  иди  проси  у    Медведева (  учитель  физики),    а я  пойду  к  учительнице  математики».
  Анатолий  Федорович,   наш   учитель  физкультуры  и    тренер  по  футболу    на  стадионе  «Старт» ,       тридцатипятилетний   пофигист  высшей  марки,    по  нашим  меркам   уже   «глубокий  старик»,   никуда  не  хотел  идти,   у  него  на  тот  момент    были  свои  марьяжные  интересы,    так  как   в  это  время  в  школу  пришло  много    студенток   из   разных   ВУЗов  на  практику,   и  было  самое  время  охмурять  их,  а  не  заниматься  двойками  футболиста,  тем  более  промазавшего   и  не  забившего  такой  нужный  гол  с  удобной  позиции,     в   последней    игре   с  командой  «Ташкабель» .     Но  Мухсим  Талипович,   часто  посещавший  игры  нашей  команды,  особенно  когда  мы  играли  на  стадионе  «Спартак»,   говорил  Анатолию  Федоровичу,  —  «Толик,  давай  быстрей  иди  к  Медведеву,    а  то  он  уйдет» ,   тогда  Анатолий  Федорович   зазвал  Мухсима — ока   в  каморку,  показал  ему  что  —  то(обычно  коньяк)  и   сказал,  что  Медведев  сам  заглянет  к  нему  через  через  несколько  минут.
Мухсим  Талипович   тут   же    прогнал   меня  на  урок,    и  просил  больше  не  получать  двойки,    и    сказав    Анатолию  Федоровичу  о  том,  чтобы  без  него  не  начинали,  быстро  ушел  к  учительнице  математики  просить  за  футболиста —  двоечника.

  Сорок  вторая,  легендарная  чапаевская   школа,  сколько  талантов,     умников  и   умниц    прошли  через  неё,  а  ещё  больше   ленивых   бестолочей,  которые     просто  делали  вид    что  учатся,      но  каждому  она  что  —  то  дала,   кому  —  то  знания,  кому  —  то   настоящую    путевку  в  жизнь,   кому — то   школа  открыла   дорогу  в  спорт,   кому  —  то  в  искусство,  кто  —  то  стал  музыкантом,    кто  —  то  актером,      кто  пошёл  не  той  дорогой,  нет  по  кривой,  хотя  таких   которые     заполнили     криминальный    вагон  и      маленькую     тележку  было  предостаточно,    нет  я  другое  имел  в  виду,   просто,  я    знаю  несколько    своих  одноклассников    мечтавших  стать
  инженерами,      а  они  стали  врачами,     двое    из  них  мечтали    поступить  в  военное  —  морское    училище,    но   один   закончив  «нархоз»    стал  важным   министерским   чиновником,    а  второй   биофак  ТАШГУ,  но  по  специальности  никогда  не  работал,     эти  ребята  вопреки  своим   мечтаниям   пошли   не   дорогой   своей  судьбы,    не  по  призванию   души   и  сердца,  а  по  той   тропинке  которую   им  указали   родители  или  другие   влиятельные родственники,   они  тоже  стали  неплохими  специалистами,   но   они  мне   не  раз   признавались,   что   у  них  до  сих  пор  болит  душа,     когда    они   вплотную  сталкиваются   с   настоящими   профессионалами   работающими  по  той   специальности,   от  которой  они     отказались   в  свои  молодые  годы,  и  они  от  души    завидуют  этим  ребятам  ставшими   высококлассными    профессионалами.
    Но  есть  среди  учеников     и  такие,  которым   очень   повезло,      повезло  больше  всех  в  этой  жизни,     они  встретили  в  этой  школе  свою   первую  и  настоящую   любовь,   и  с  этой   своей     любовью,  они  до  сих  пор  шагают  по  жизни,      и  это   их    самый  главный    приз,    и  я  им  всем   стоя     аплодирую    и  радуюсь   за  них.
Я  знаю  несколько  таких   счастливых   пар,   наших  чапаевцев,    дай  им  всем  Бог  здоровья!!!

Не  люблю  я  школу,  и  никогда  не  любил  её,   но  почему  в  каждый  свой  приезд   в  Ташкент,     я   специально,    изменив   маршрут   поездки,  стараюсь   проехать   мимо  школы,    причем     делаю  это    несколько  раз   за  отпуск,     и   всегда   прошу  остановиться  таксиста   около  школы    хотя  бы  на  минуту,   чтобы    посмотреть  на    одиноко  стоящее,  постаревшее   и   осевшее   здание  школы,  чтобы   из   окна  такси  смотреть  и  смотреть   на  неё   и   никак  не  наглядеться,   чтобы  сказать   здравствуй   сорок  вторая,     чапаевская,   и  всегда  услышать   в  ответ  голос    моего   любимого  учителя    Мухсима  Талиповича,   » Булди,  энди  иккиларингни    йук  кил,    математика  дарсига   катнагин» ,  —   » Хватит,   получать  двойки,  давай  посещай   уроки  математики»,     и   почему  так  щемит    сердце  в  этот  момент,    почему    перед  глазами    в  этот  момент   мелькают  лица   наших   учеников   и  преподавателей   школы,   почему  на  душе  становится  тоскливо,      и   почему  я  не  могу  прекратить  эти  экзекуции    со  своими   чувствами.
                                                Почему?
                         

78 комментариев

  • Урикзор:

    Мда. Паркинсон не дремлет. Уважаемый, Медведев Александр Сергеевич был не учителем физики, а преподавателем математики, что удивительно — татарин по национальности при таком сочетании ФИО. Лучшим в Ташкенте был. Что бы ни говорили разные там хехрики из 50-ой школы. Он — инвалид войны. И лучший учитель математики в городе. Ни одного слова про войну мы от него не услышали, сколько ни просили. Только слезы на глазах у него наворачивались. Руфат Рискиев сто лет назад умер. Про Муксима Талиповича тоже не верю. Это был интеллигентнейший человек. Переводчик. И по-узбекски все говорили. В русском классе было из 30 человек где-то 15 узбеков, еще 12 — бухарские евреи, татары, ашкеназы и прочий интернационал, и оставшиеся — двое русских и кореянка. Минимум 27 человек из 30 отлично говорили по-узбекски. Правда, я учился позднее. Зря еще не упомянули об учительнице истории Ждановой Людмиле Константиновне. Исключительный человек. В 12 лет во время войны был награждена орденом Красного Знамени. Работала токарем на заводе «Ташсельмаш». В начале смены рабочий ставил ее на ящик к станку, а к концу смены снимал. План — 1000%. Вдумайтесь в эту цифру — тысяча процентов!

      [Цитировать]

    • Ефим Соломонович:

      ОЛ.
      Да, этот тот самый Марат Олегович Акчурин. Вождь и предводитель
      нашего девятого класса. Сейчас он живет в Вашингтоне.

        [Цитировать]

    • Ефим Соломонович:

      Пароль — «Урикзор».
      Отзыв — «Сорок вторая школа».

      Медведев А.С. преподавал у нас физику, что для учителя математики было нетрудно, а в других классах он преподавал и математику. Муксима Талиповича я знаю лучше вас во много раз, так как он был не только моим соседом, но и дальним родственником. В те годы, не только в нашем класс, но и вообще все 9 — 11ые классы не разговаривали по узбекски, так как школа была абсолютно русскоязычная, мы поэтому и перевелись с Кукчи в сорок вторую школу, чтобы подтянуть русский язык. Про Жданову Л.К., лучше всего вам самим надо написать, так как ваши сведения очень интересны. Про ваш класс, и про его национальный состав, ничего не могу сказать, поэтому вам и карты в руки.

        [Цитировать]

    • Владимир:

      Да, вы что? Руфат Рискиев жив, правда не очень здоров, на инвалидности и получает нищенскую пенсию, но жив.

        [Цитировать]

      • Ефим Соломонович:

        Владимир, Вы совершенно правы, Руфат жив, только что разговаривал с ним по телефону. А то некий «Урикзор» написал, нечто несуразное о Руфате, а я с Руфатом в прошлом году на Кукче шашлык вместе ел.

          [Цитировать]

        • на OL:

          Голова кругом идет-Руфат Рискиев-ташкентский тигр-189 боев 174 победы .А Вы правы-самые красивые парни Ташкента учились в 42 школе,правда до сих пор я думала ,что во второй им Крылова.Спасибо за Ваш рассказ об одноклассниках,я тоже любила наш класс и не помню,чтобы мы ссорились или как то плохо относились к друг другу ,у всех были свои необидные прозвища, мы даже как то и летом умудрялись надолго не расставаться ,у нас был популярен волейбол и баскетбол,позже наши мальчишки увлеклись футболом и даже играли за клуб корейского совхоза(как то так,забыла название команды)Очень жаль,что в старости известному человеку приходиться бедствовать.

            [Цитировать]

          • Ефим Соломонович:

            В те годы футбол был развит в двух корейских колхозах Ташкентской области,
            имени Свердлова (ныне Ким Пен Хва) и «Политотдел», колхоз имени Свердлова выступал в классе «Б», и там одно время была очень сильная команда. А «Политотдел» выступал, периодами, даже в первой лиге, не в высшей, а в первой, по нынешним меркам ФНЛ.

              [Цитировать]

            • OL:

              Вроде»Политотдел»,но это были 1964-1966гг.и «мальчишки» сейчас в Питере живут.

                [Цитировать]

            • Дилором:

              Колхоз имени «Ким Пен Хва» — это бывший колхоз «Полярная звезда» Уртачирчикского района Ташкентской области. А колхоз им. Свердлова был и Среднечирчикском, и в Верхнечирчикском районах.

                [Цитировать]

  • tanita:

    Урикзор, ну зачем вы так? Ну что-то забыл человек, не слишком молодой, почему сразу Паркинсон. Вообще-то Паркинсон тут не при чем, вы хотели сказать Альцгеймер? И все равно, не нужно бы так резко. И зачем вы разом оскорбили выпускников пятидесятой, к которым принадлежу и я. Там были прекрасные математики. и физики и стоит ли сейчас выяснять, кто был лучше, что за ребяческие соревнования? Очень у многих были прекрасные учителя, воспитавшие прекрасных учеников. Независимо от школы. Очень вы меня огорчили. не ожидала от вас такого….

      [Цитировать]

  • OL:

    Спасибо ,Факим Ильясов!Хотелось бы о своих одноклассниках также много знать,как и Вы.Перечитала несколько раз.Моей школы нет(№2 напротив одо)

      [Цитировать]

  • OL:

    Простите,Факим Ильясов!Марат Акчурин -это ТашГИВ,и он сейчас в Вашингтоне живет.Ну,выглядит(если это он )весьма!!

      [Цитировать]

  • AK:

    Сколько раз завидовал кукчинцам что у них есть свой Великий Бытописатель, но постепенно география расширялась, становилось теплее и вот уже Чвпаевская школа. В ней училась моя мама — Камальдинова (Исмаилова) Сания Зарифовна. Они жили в проезде Мархамат до 1947 года. Тогда школы были раздельными для мальчиков и девочек. Во время войны в этой школе располагался госпиталь. Судя по сохранившейся фотографии школьных подружек эта школа была в основном татарской.

      [Цитировать]

    • AK:

      «..В отличие от братьев Акчуриных, где главным добытчиком в семье был отец, работавший на очень ответственной работе..» — Олег Михайлович был глав.бухом ГорПищТорга.
      «..он учился музыке дома, под руководством бывшего офицера белогвардейца..» — не исключено что это человек с ул.Малясова (дом Жемчужникова), попробую уточнить при возможности.

        [Цитировать]

    • Ольгана:

      Извините, в каких конкретно годах училась в этой школе Ваша мама? И жива ли она?

        [Цитировать]

      • AK:

        с 1938 по 1947. Если хотите что узнать я у нее спрошу

          [Цитировать]

        • Ольгана:

          О, конечно!!! Если Вы читали последний мой материал об Анне Гкрман, то сразу все поймете! https://mytashkent.uz/2014/02/07/i-snova-anna-german-ishhem-ochevidtsev/ Именно в конце тридцатых мама Анны Ирма Мартенс преподавала в этой школе немецкий язык, и я уже долгое время ищу людей, хоть как-то связанных со школой № 42 в тот период — учителей ли, учеников… Спросите Вашу маму, наверняка, она знала ее!!!!! Фотография, которая приводится в статье, датированна 1939 г. Возможно, Ваша мама знала кого-то из девочек, окружавших Ирму, может, кто-то из них здесь, в Ташкенте? Очень прошу Вас помочь в этом вопросе… Вчера я была в школе, увы, у них нет никаких архивов, и ни о ком, кто меня интересует, у них нет информации, там так все изменилось…

            [Цитировать]

        • Ольгана:

          Так Вы сможете мне помочь? :-) Очень жду ответа…

            [Цитировать]

          • AK:

            я показал маме фото из статьи об Анне Герман, но там более старшее поколение, моя мама пошла в школу только в 1941. вот фото 1946 после праздника в 42 школе (хотя какой праздник 21января?)

              [Цитировать]

          • AK:

            я показал маме фото из статьи об Анне Герман, знакомых там нет, она училась в 42 школе с 1941 года.
            вот еще фото 1945 года — хоровой кружок в 42 школе

              [Цитировать]

  • Bekhzod:

    Нынче 42-школа весьма и весьма популярна. Многие узбекские семьи отдают туда своих детей. Вот и моя племянница пойдет в Чапаевскую в этом году.

      [Цитировать]

  • Балуева Н.Н.:

    неважно, все ли мы помним четко и точно, совсем неважно…главное — какие чувства пробуждаются…Спасибо Вам! Я 42 окончила в 1967г, многих помню учителей,а уж Мухсима Талиповича — особо! Попала в январе из другого города в 8 класс — ну и какой мне узбекский язык? На контрольной он мне дал задание — напиши слева все узбекские слова, какие только вспомнишь, а справа — перевод…Пока вспоминала «нон», «китоб» и прочие вывесочные, незаметно для себя перешла на английский, спохватилась и давай зачеркивать…Мухсим увидел и говорит: «Оставь все, что написала, не трогай! Мне надо, чтоб была страница исписана». Потом я из дневника переписала все дни недели и вообще все, что там было и отдала. Позже оказалось, что с этим листком он ходил к Зинаиде (Аминовой) и заучу (Нисенбойм), выпросил у них разрешение на аттестацию за 8 класс сразу! А на уроках узбекского языка давал мне поручения — переписывать кое-какие бумаги…

      [Цитировать]

  • Константин ташкентский:

    Спасибо. Хорошо написали.

      [Цитировать]

  • Лилия Свердлина:

    В 42 школе учителем географии работала Гала Валериус,впоследствии уехавшая в Париж. Ее муж -Даниэль Должанский -родился в Париже и имел право вернуться на родину. О моей подруге Гале—удивительно светлый солнечный человек, мудрая, красивая, добрая абсолютная бессеребриница, умеющая быть верным другом… Светлая память и огромная благодарность за то,что она была в моей жизни…

      [Цитировать]

  • Лилия Свердлина:

    очепятка—бессребреница

      [Цитировать]

  • Гуз..:

    Интересно…

      [Цитировать]

  • Иван:

    Спасибо за воспоминания!Я выпускник 1968 г,»А»класса.Многих персонажей воспоминаний помню…Аминова Зинаида Петровна,директор,в 5-8 классе вела у нас математику,Блинкова,если память не изменяет,звали Анатолий Петрович.Были и ещё отличные учителя,такие,как Розовская Елена Моисеевна,Юлий Земович Нисенбойм,Вячеслав Николаевич Шагин(он был учитель Божьей милостью),возился с нами в 4 классе.Может кто знает о них что-нибудь?Интересно было-бы узнать…А в целом,о 42 школе остались только светлые воспоминания!В силу возраста и прожитых лет,наверное.Но было в ней что-то…Атмосфера отношений,что-ли…А может это вообще Ташкенту присуще…Жили дружно,делить особо было нечего…Сейчас,когда внуку рассказываю о моей школе,он удивляется,как много я помню о том времени,а мне всегда приятно вспомнить дорогих сердцу одноклассников,уважаемых учителей и школьные годы…

      [Цитировать]

    • шавкат:

      Иван.

        [Цитировать]

      • шавкат:

        Иван. Мне кажется я вспомнил Вас. Я учился в классе «Б» , но в 1966 году ушел в 110-ю школу. С вами учились , в «А» Юра Соколов, Валя Мячина. Я с ними вместе занимался легкой атлетикой на «Спартаке». Чтобы вспомнить меня, откройте в «Одноклассниках» группу «42 школа». Я на фото в очках.

          [Цитировать]

        • Иван:

          Совершенно верно,Шавкат!С Юркой мы занимались у одного тренера/метали-толкали/,а Валя бегала у другого!Вас не вспомнил,давно это было…Да и мозг уже не тот!Есть и вопросы.Автору эссе 65,а пишет о Марате и Тахире,наших ровесниках.А Винер в каком году выпустилась?А Колычева?Не припоминаю…Но всё-равно приятно!Значит ностальгии по нашей школе/вернее по ребятам и многим учителям/подвержен не только я!Всего доброго Вам и рахмат!

            [Цитировать]

    • Сара:

      Елена Моисеевна преподавала нам русскую литературу. Я выпускница 1991 г.

        [Цитировать]

  • Здравствуйте!
    Нет ли среди вас выпускников первой половины 1960х? Не знакома ли вам эта девочка — https://mytashkent.uz/2013/11/11/razy-skivaetsya-sem-ya/ ?

      [Цитировать]

  • AK:

    фото 1947 май 6 кл.

      [Цитировать]

  • AK:

    список участников

      [Цитировать]

  • lvt:

    Какая неисчерпаемая тема — школа. Чем дальше, тем интереснее! Из-за малого количества снимков самой школы в «Письмах…» позаимствовала кое-что «у соседей». Теперь в ФБ приличный альбом. Сейчас помещу туда новые снимки. Спасибо Большое матушке АК.

      [Цитировать]

    • AK:

      есть еще старые фото 25 школы. О ней был прекрасный рассказ на Письмах.
      Кто бы добавил ссылки на предыдущии статьи о 42 школе. В Облаке Тэгов не полные списки.

        [Цитировать]

      • lvt:

        А статей было немного. Да практически о школе только эта. Дальше фотографии и упоминания Школы № 42. Одна из ссылок есть в комментариях. На ФБ, на своей странице, собираю Альбомы со ссылками. Присылайте фотографии шк.25! Очень хорошо! Можно заходить и копировать всё, что нужно. Не знаю, где ещё можно разместить сгруппированные снимки, чтобы всем было удобно туда заглядывать? Что-то сегодня с трудом попадаю на ФБ,

          [Цитировать]

          • AK:

            Элвета, Вы зря даете ссылку на Фейсбук. Многие не пользуются им из-за необходимости указывать свой номер телефона. Людей пугает не только тотальная слежка за жизнью пользователя, но и воздействие по методике НЛП через систему френдов. Старшее поколение понимает опасность в отношении себя, а молодежь уже не остановить, затопчут. У нас конечно не так опасно как в Каире или Киеве (моментально реагируют), но практически все страны где есть доступ к Фейсбуку или его русскому аналогу «В Контакте» (именно в них пасется молодежь) обречены на разрушения ( а в Китае, к примеру, давно эти сайты изолировали). Так что не стоит лишний раз распространять заразу.

              [Цитировать]

            • Aida:

              В ФБ, чтобы зарегистрироваться, совершенно необязательно давать свой номер телефона

                [Цитировать]

            • tanita:

              АК, о каких телефонах вы толкуете? Никто ничего с меня не требовал. А потом насчет слежки: что такого можно написать, чтобы меня начали преследовать? Только план теракта или объявление о скупке оружия и наркотиков. Все, что я читаю у друзей и пишу сама пусть читает кто угодно. Не страшно. Да и у вас на Письмах я ничего такого крамольного не читала. Или вы считаете. что сайт не контролируется и не просматривается? Интернет насквозь прозрачен, и ФБ — не опаснее остальных Щас пойду на ссылку Элветы.

                [Цитировать]

              • lvt:

                АК! Вы что! Это ссылка на мою страницу! Мне кажется, по ней можно зайти и посмотреть фотографии, известные многим читателям «Писем…», только разложенные по папочкам. И при этом нужна регистрация? Я сама проверить не могу, т. к. у меня уже есть регистрация. В ФБ встречаюсь со многими читателями «Писем…». При регистрации в интернете часто указываю емейл, а телефон — только в магазинах с доставкой на дом. Эти альбомы собираю для наших читателей, поэтому готова переместить их куда угодно. Только подскажите куда, и как это делается.
                Кстати о слежке. Молодые балбесы на гастролях в Ульяновске собрались что-то отмечать в гостиничном номере. Предполагалось, что номера прослушивались. Когда дошло дело до анекдотов, после очередного рассказа засовывали свои нетрезвые головушки под стол и сообщали страшным шёпотом:»Мы пошутили!» Казалось, что это смешно и интересно! И потом пусть «ОНИ» знают, что о них думают! Это было так давно…

                  [Цитировать]

              • OL:

                Некоторые чего только о себе не пишут…И номер телефона,и эл.адрес и политические убеждения,и что любят покушать…и все одно -никому они не нужны…У одного 5000 друзей ,у другого 5 …и все равны перед ФБ…..Да и кто мы -коллекционеры прошлого…а оно кроме нас самих никому и не нужно..У каждого свое прошлое…

                  [Цитировать]

  • lvt:

    Это эссе про школу № 42 — одно из лучших произведений Фахима Ильясова. Его необходимо иметь в школьной библиотеке. Вы не поверите, но на одном школьном сайте недавний выпускник спрашивает: «Ирина Винер? Кто такая?»

      [Цитировать]

  • rano:

    Я закончила 42 школу в начале 80-х годов. И тоже помню Марию Степановну -учительницу по химии, даже Ольгу Емельяновну — преподавателя начальных классов, и Мухсин Толипович преподавал, Макарон Рива Яковлевна — наш незаменимый математик, Валентина Петровна Бабич-Белова — учительница русского языка и литературы, кстати она тоже в этой школе училась. А ботаничку — Раису Ефимовну помните, учительницу немецкого языка -Анну Исаевну.
    А наши традиционные дни выпускников, которые проводились один раз в два года 9 февраля! Это был какой-то таинственный вечер воспоминаний, приезжали выпускники со всего Союза, из Германии и даже Чехии. Как мне сейчас захотелось в свой класс на 4-м этаже, по-моему у нас даже перила в школе были особенные.

      [Цитировать]

  • Иван Ильичёв:

    Друзья! Вновь кидаю клич, хотя пока ничего не удалось «раскопать» на искомую тему, но сегодня найдена еще одна зацепка. Не могу не воспользоваться возможностью обратиться к читателям этого замечательного форума и не спросить: В 1942 году директором школы был некто по фамилии З.Кашин либо З.Камин. Кто-нибудь что-то знает о нём? Не сохранилось ли его фото? Спрашиваю не просто так… Именно его подпись стоит в трудовой книжке Ирмы Мартенс — матери Анны Герман, преподававшей немецкий язык в школе №42 имени Чапаева!!! Буду благодарен за ответ!!!

      [Цитировать]

    • (AK):

      по воспоминаниям моей мамы осенью 41 их перевели из 42-школы в Шейхантаурскую мечеть (справа от ворот, рядом хауз), а потом в 217-школу (возможно здание снесенное в 80-х на перекрестке Абая и 50-лет_УзССР). Школу превратили в госпиталь, а директор Колмаков ушел на фронт (после войны вернулся и снова стал директором).
      Возможно школу ликвидировали в начале 42 и Кашин был и.о.директора.

        [Цитировать]

  • Ольгана:

    Да, мы (Иван и я ) побывали в школе и фотографировали (это будет опубликовано чуть позже здесь вместе с материалом по теме). По поводу архивов школы я уже писала здесь: я обращалась к администрации, увы, у них ведется архив только с 1946 г., все документы до этого года были уничтожены то ли огнем при пожаре в школе, то ли водой.

      [Цитировать]

  • Rano:

    Интересно, музей школы № 42 на четвертом этаже сохранился.
    …Посмотрела фото по ссылке, данной lvt, общие фотографии классов что в 60-х годах, что в 80-годах почти не менялись. Та же форма, тот же стиль фотографии, и, самое главное, те же безмятежные лица учеников. Как же я скучаю по своей родной школе. А столовая, действительно находится там же на первом этаже. И в ней за 40 лет ничего не изменилось?

      [Цитировать]

  • Иван Ильичёв:

    Я думаю, что по поводу документов того времени стоит обращаться в районный или городской архив образования. Скорее всего там есть такие данные. Если они, конечно, сохранились. Но раз Ирму принимали в 42 школу официально, то значит копии школьных приказов автоматически шли в райархив или в горархив образования… Другой вопрос — сохранились ли они там… И скорее всего в Ташкенте у кого-то дома хранятся какие-то фотографии того периода, когда в школе работала Ирма Мартенс. В Сибири в городе Осинники мы также кинули клич и через несколько месяцев нашлись и школьные документы, и даже фотографии Ирмы в школе с учениками. Будем надеяться, Ташкент тоже подарит нам такие находки!!!

      [Цитировать]

  • Эпштейн (Зубок) Любовь Иосифовна:

    В комментарии АК от 22.02.2014 в 00:17 показано фото 6 класса , датированное маем 1947г.
    Это — класс 6А, а я училась в 6Б. Меня тогда звали Люба Зубок. После 7 класса я ушла учиться в техникум, потом работала и училась в Ташкентском вечернем педагогическом институте и вернулась в свою родную 42 школу в 1957году учителем младших классов, где проработала до 1990 года. Меня знают по имени Любовь Иосифовна Эпштейн.
    На фото 6А класса я узнала, конечно, всех учителей, а также девочек Нелю Нариманову и Хаю Руди.
    У себя я нашла две аналогичные фотографии нашего класса — 1947 года(6Бкл.) и 1948 года (7Бкласс).

      [Цитировать]

    • LVT:

      Аналогичных не бывает. Все фотографии становятся со временем единственными и неповторимыми. Если можно, пришлите на сайт ваши фотографии. Это ведь память! У 42 -ой есть отдельный ресурс общения, но там разговаривают недавние выпускники, в основном! А здесь собирается «пыль веков»

        [Цитировать]

    • Эпштейн (Зубок) Любовь Иосифовна:

      6 б класс 1947 год

        [Цитировать]

    • Эпштейн (Зубок) Любовь Иосифовна:

      7б класс 1948 год

        [Цитировать]

  • Эпштейн (Зубок) Любовь Иосифовна:

    Прошу извинить за задержку отправки фото.
    А теперь попробую дать списки. Правда,не все имена и фамилии я помню и ставлю знак/ ?/, но надеюсь ,что ,учитывая мои 83, мне это простят.
    6Б класс:
    1 ряд — /?/ Нина?/ Валя Шувалова/ пионер-вожатая/ Женя Борщевская/ ?/ Элла Барбье/
    2 ряд — Маня Любакина/Рива Разумович/ ?/ Элла Ермолаева/ Леля Шполянская/ завуч Галина Мухаммедовна/?/
    3 ряд — Зинаида Петровна Аминова/ Глафира Львовна ?/ историк Софья Исаковна/ физкультурник Гена Владимировна/ директор А.И.Калмыков/ Лия Павловна(рус.яз)/ Макс Маркович(мат)/ физик?/ географ?/
    4 ряд — Санаат?/ Лариса Шнейдер/ ? Мицмахер/ Тая Ерохина/ Соня Живица/ Люба Зубок (т.е. я)/ Леля Слободян/ ?/ Мария Никитина/

    7Б класс:

    1 ряд — /?/ Лариса Шнейдер/ Мазам Бабаджанова/ Тая Ерохина/ Мицмахер/ М.Никитина/ В.Шувалова/
    2 ряд — /Рая Столяр/?/ Р.Разумович/ Р.Ершан/ Катя ?/ Ж.Борщевская/Э.Ермолаева/ Люба Зубок/ Леля Шполянская/
    3 ряд — /?/ ? / завуч Нина Ивановна/ директор Александр Иванович/ Лия Павловна/ Макс Маркович/ Зинаида Петровна/ Леля Слободян/.
    4 ряд — /?/ Нина Лучкина/ Рая Фрумина/ Соня Живица/ Маня Любакина.

    Если я и ошиблась в чьих-то именах, — прошу простить. Ведь я с этими девочками училась только до 7 класса , а с 1990 года живу в Израиле и, естественно, ни с кем из них не общалась.
    Зато многие из моих учеников ,которых через мои начальные классы за 34 года прошло не менее четырех сотен, находили меня в Интернете, и как же мне было это приятно!
    Если вдруг на эти фотографии обратит внимание хоть кто-нибудь и даст о себе знать, я была бы очень рада.
    Особо хотелось бы получить весточку от Руфата Рискиева, который вместе с сестрой учился у меня в классе и даже тренировал моего сына.

      [Цитировать]

  • LVT:

    Уважаемый Евгений Семёнович! Мне кажется, комментарий и фотографии ученицы и учительницы школы № 42 Любови Эпштейн достойны отдельной публикации. Вдруг найдутся одноклассницы и ученики?

      [Цитировать]

    • Эпштейн Лев:

      Спасибо за внимание к школьным фотографиям моей жены.
      Но и у меня возникло желание показать вам кое-что, а именно выпускную виньетку моей группы 29-51-ГУ (Гидроэнергетические установки) Энергетического факультета САзПИ.
      Мы окончили в 1956 году. Из нашей группы вышло много крупных руководителей в энергетической,строительной и водохозяйственной отраслях Узбекистана — их можно увидеть на этой виньетке. Некоторые еще и сейчас успешно трудятся, насколько я знаю.
      К сожалению и к стыду моему, состояние моей виньетки за почти 60 лет ,из которых 25 — вдалеке от Ташкента, весьма плачевное, я даже не могу вспомнить, чье фото было крайним слева во 2 ряду снизу.
      И если вдруг это мое письмо попадет на глаза кому-нибудь из моих однокашников , я буду очень рад возобновить контакты.

        [Цитировать]

  • Эпштейн Лев:

    Наверное, стоит назвать по именам тех известных в республике людей, которых я упомянул в тексте. Это Валентин Аркадьевич Афонин, Наиль Фатыхович Клеблеев, Хабибулла Абдумаджидович Шагазатов, Ирина Алексеевна Шигильчева, Тимур Юнусович Юнусов.
    Может быть, у кого-то сохранилась виньетка в более достойном виде , и они смогут выложить ее взамен моей?

      [Цитировать]

  • Shukhrat:

    Добрый день! Я тоже учился в этой школе, с 70 по 79 годы… Кариева Мая Акмаловна, Раиса Александровна, Елена Моисеевна, Алла Борисовна, Мария Ивановна (кажется, химия), Николай Пантелеевич — еще не директор, Муксим Талипович!!, Анна Ивановна -немецкий, ботанику/биологию сразу не вспомнил, Блинков, Гена Владимировна -физкультура…….. только самое хорошее и светлое

      [Цитировать]

  • Камилла:

    Сейчас я учусь в этой школе. Директор Тамара Алексеевна. Учителя классные, особенно по физике Диляра Хаббибуллаевна.
    Сейчас в классах много учеников от 35-52. Но несмотря на это учителя находят подход к каждому ученику, объясняют что к чему.

      [Цитировать]

    • Сара:

      Диляра Хабибуллаевна была самой красивой учительницей в школе. Мой классный руководитель. Здоровья ей! И в начале и конце 80-х в классах было по 42 ученика. Сидели по трое за партами.

        [Цитировать]

  • Лариса Аксютина:

    Здравствуйте все! Так здорово, что я наткулась на этот сайт. А искала я год постройки 42 школы. В этой школе училась моя мама. В 1941 году она ушла из школы после 9 класса. Мама уже ушла в мир иной. В 1952 г. она меня привела в 1-Б класс 42 школы. Моя первая учительница Шапиро Софья Иосифовна. Да, первые годы наша школа была женской. Первые мальчики появились в 3 классе. Их было 5, но помню только двоих: Женю Гинзбурга (Покойный уже кинорежиссер Евгений Гинзбург) и Рустама Иноятова. Только после взрывов 1999г. я узнала его в главе Службы Безопасности. Еще в нашем классе училась Лида Подымова. Её мама, Надежда Александровна, преподавала математику в средних классах. После 4 класса, организовали еще один класс. Для «костяка» пять человек из нашего класса перевели в 5-Г. Классным руководителем у нас была ПАВЛОВА Ольга Павловна. Ленинградка. Очень строгая, но очень хорошая и заботливая. В школе ходил стишок:Гром гремит, земля трясётся — Ольга Павловна несётся, на высоких каблуках с матаматикой в руках. Мы её очень любили. Русский язык преподавала Валентина Кузьминична, Историю — Раиса Иосифовна, английский — Инна Петровна, ботанику — молоденькая учительница, которая потом ушла в декрет, а зоологию — Нина Ивановна, завуч. На фотографии она еще темноволосая, а в наше время уже седая. Читая комментарии, очень отчетливо вспомнила фамилию Эпштейн. Вы не вели у нас географию? Очень хорошо помню нашу школьную метеоплощадку. М. б. из-за нее я и ушла после 7 класса в гидрометтехникум. Это было в 1959 г. Больше я в школе не была, но она мне снится до сих пор. И перила у нас, и впрямь, были необычные: такие широкие с углублением посередине всей длины и на них были набиты ромбики. Видимо, чтобы не катались на них. На каждом лестничном пролете посередине сверху и снизу стояли дежурные, чтобы мы не носились и соблюдали правостороннее движение. Дежурные стояли и на первом этаже, куда нам проход был запрещен: ведь в конце коридора жил директор и Нина Ивановна. Помню дядю Федю, киномеханика. На 4 этаж нас тоже не очень-то пускали — там было царство старшеклассников, а еще там была странная узкая лестница ведущая еще выше. Думаю, из-за неё нас и не пускали наверх. Мне очень хотелось забраться по ней, но было страшно…Вот такие детские воспоминания о моей самой лучшей на свете школе. Да, еще в холле 1 этажа висел вышитый портрет Л. Н. Толстого. На класс старше меня училась Света Норбаева, а в нашем Г классе Кучкар Каримов, кино оператор, но тогда я этого не знала.

      [Цитировать]

  • Шамиль Карычев:

    Я окончил школу в 1957 году. Это была образцовая школа. Сюда приезжали видные деятели политики и культуры, например был Радж Капур. А однажды школу посетила делегация преподавателей из Великобритании. Нас долго готовили и нам казалось, что они не такие как мы: трех или четырехглазые. А вошли в класс молоденькие девушки с невиданными для нас устройствами — кинокамерами. Одной девочке с улыбкой задали вопрос: Who is the greatest poet of England? Девочка молчала. Все зашептали: Джек Лондон, Марк Твен, Томас Манн, но все знали, что это не так. А когда гости ушли, наша классная руководительница, преподаватель англиийского языка, великолепная и незабываемая Инна Юзефовна Завальон хваталась за сердце и кричала на нас: да как же вы не знаете? Да это же Шекспир! — Как же Шекспир? Он же писал пьесы! -Он писал сонеты! И поэтому он величайший поэт Англии!
    Кто из преподавателей приводит сейчас своих учеников домой? А мы приходили к Инне Юзефовне в ее маленькую комнату и слушали на пластинках Баядерку, Сильву, Летучую мышь. А химию нам преподавал директор Владимир Иванович. Из его рук мы впервые в жизни потрогали невиданное-прозрачную тряпку — полиэтилен. Сын Владимира Ивановича был корреспондентом в Москве и на пресс-конференции им предъявили суперсовременный материал шаров- зондов с провокационными материалами, которые американцы запускали в сторону Советского Союза с западными ветрами. Сын урвал кусочек материала и отправил отцу, чтобы он показывал ученикам.
    А еще была молодая и красивая преподавательница литературы. Она знала всего Евгения Онегина наизусть. В общем, наши преподаватели были незаурядные личности. А в аттестате мне по английскому была поставлена четверка, а не пять. В институте мои знания иностранного оказались настолько основательными, что преподаватель на занятиях подсаживал ко мне других студентов, чтобы я им помогал переводить свои «тысячи». Кто учился, тот знает-это тысячи знаков. В общем, так же как можно гордиться окончанием Оксфорда или Кембриджа, мы можем гордиться тем, что учились в 42 школе.

      [Цитировать]

  • edisit:

    Мухсим Талипович был не Мухитов.
    Фамилия его была Мухримов.

      [Цитировать]

    • edisit:

      Навёл справки.
      Фамилия М.Т. по паспорту была Талипов, а Мухримовым был его родной брат.
      У старшей в семье Василя — опы фамилия была совсем другой. Это стало возможным благодоря тому, что первоначально паспорта выписывались согласно тому, что писалось в заявлении. Вот М.Т и записался по имени отца, а брат его — по имени дедушки)).

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.