Поляки в Ташкенте Старые фото
Пишет Радик Газиев.
Немного истории. Во время завершения учебы в МАИ, я устроил сюда свою младшую сестру, Розу, которую родители не хотели отпускать из Ташкента: -«она медалистка, и здесь ей место найдется». В некоторой степени они были правы, с третьего курса института ее увез в Варшаву Казимир Ржемек, поляк, окончивший МАИ, позже меня. Однако, они там пробыли недолго, Казимира, знавшего три языка в совершенстве, направляют представителем государственной авиакомпании Польши «ЛОТ», обратно, в город Москву. Возвращаются они оттуда уже с дочкой Нигарой, которая заканчивает школу в Москве. Здесь Казимир развивает бурную деятельность по внедрению советских самолетов в Польше, которая эксплуатировала иностранную авиатехнику.
Через 3-4 года, после полной замены авиапарка в Польше, за ней потянулись другие демократические страны Восточного блока: Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Албания, Монголия, они долго сопротивлялись новому веянию. Рядом с Варшавой, в г.Мелец, при его содействии, перестраивается авиационный завод на изготовление самолетов Ан-2, который, позже, станет единственным заводом в СНГ. Было выпущено около 10 000 самолетов Ан-2 и его модификация Ан-3. Казимиру, по роду работы, приходилось часто видеться с Генеральными конструкторами ОКБ С.В.Ильюшиным, О.К.Антоновым, Г.В.Новожиловым, и др., самолеты которых были приняты в эксплуатацию Польшей. В ОКБ, у них, он был своим человеком.
Что удивительно в судьбах, отец Казимира встретил начало Второй мировой войны, в сентябре 1939г., с винтовкой в руках, был ранен, отсидел в концлагере (кажется Освенцим) 4 года, и по освобождению его Советской армией, был переправлен в Сибирь, на лесозаготовки. Вернулся он оттуда уже совсем больным и долго не смог потянуть. Мать поднимала на ноги троих детей, живя огородом. Впоследствии, новая семья Казимира и Розы, с двумя дочками, почти каждое лето, приезжали к нам, на ГЭС Кадырью, нашу Альма-Матер, где он любил отдыхать в кругу, нас и моих родителей, и, по вечерам, сидя на крыльце, молча пить холодное, домашнее вино.
Польскую «Солидарность» и его вдохновителя Леха Валенса, во время перестройки в СССР, Казимир встретил неохотно, силы были неравные, он получил инсульт и был списан на инвалидность. После прохождения некоторого курса лечений, Казимир пытался создать музей авиации советской эпохи в Варшаве, получил добро от Министерства культуры Польши, но не помощь. Он оборудовал свою дачу под музей, сделал ряд моделей самолетов и вертолетов, но не смог привлечь спонсоров, и через год, все заглохло. Как говорят: — «Обстоятельства сильнее нас». У дочек, похожих на узбечек, своя судьба, не менее интересна, но не по теме. Предлагаю три фото с Казимиром.
С уважением, Радик.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.