Память о ТАПОиЧ. Винтокрыл История
Пишет Радик Газиев.
В 1961 г., по типу нашего филиала ОКБ им. О. К. Антонова, на ТАПОиЧ, был организован филиал ОКБ Н. И. Камова, где конструкторы начали доводить до летного состояния винтокрыл Ка-22. Эта уникальная машина опережала эпоху самолето и вертолетостроения на десятки лет. На каждом из двух двигателей были установлены подъемные и тянущие винты. Впервые, винты изготавливались из новых материалов. Подобной конструкции не было в мире. Винтокрыл мог подниматься вертикально, с грузом до 15т., и лететь, как самолет, на большие расстояния. Однако, при перегонке на летные испытания первого винтокрыла из г. Ташкента в г. Жуковский, он упал в степях Казахстана. Экипаж погиб. Заводчане переживали не меньше, чем камовцы, наша продукция не имела нареканий со стороны эксплуатации, и вдруг, такой случай.
Второй винтокрыл был отправлен по железной дороге в разобранном виде и, однако, там с ним тоже произошло ЧП. В это время, на ТАПОиЧ находился Н.С.Хрущев и, при нас, к нему обратился Генеральный конструктор Н. И. Камов с просьбой продолжить программу производства винтокрыла Ка-22. Н.С.Хрущев демонстративно вывернул пустые карманы своего плаща и сказал: — «Денег в казне нет, где я тебе возьму». Так закончилась эпопея винтокрылых машин. Филиал ОКБ Н.И.Камова свернули, конструкторов мы приютили у себя. Два незаконченных винтокрыла отправили в утиль, не обращая внимание на просьбы авиационного музея г. Монино, завод не хотел терять свой имидж. Но память о винтокрыле на ТАПОиЧ осталась. С уважением, Радик.
Надо же — уже в 60гг. в СССР разрабатывали подобные машины!! А ведь американцы свой аналог винтокрыла — CV -22 только в конце 80-90гг разработали, но в отличие от нас довели дело до конца — нормально функционирует в армии.
Murad[Цитировать]
Винтокрыл сохранился в подарочных моделях, которые выпускал завод. Основная проблема конструкции заключалась в том, что нужно было обеспечить синхронность подъёмной силы несущих винтов. Камовцы проблему попытались решить в лоб, гениально посадив оба винта на одну ось. Но оказалось, что этого было недостаточно. Общий вал испытывал неуправляемые нагрузки и под действием деформаций не мог обеспечить стабильность подъёмных сил. Это и было причиной катастроф. Идея, по простоте решения, была гениальной, но не сработала. Её предстояло серьёзно дорабатывать.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Здравствуйте Виктор Арведович. Известно, что все вертолеты ОКБ Камова, в отличие от ОКБ Миля, имеют соостные лопасти винтов, без хвостового винта, и они должны работать синхронно при любом полете вертолета и его разворотах, т.е., вопросу синхронности систем управления двигателями и винтам в ОКБ уделяют достаточное внимание. Первые летные испытания на ТАПОиЧ подтвердили это. Мне неудобно откровенничать, ставить конструкторов в неловкое положение, но катастрофа произошла, как мне делились ребята из ОКБ, однокурсники МАИ, из за банального случая, трос управления двигателем перерезался об острые края нервюры в зонах отверстия облегчения. Также и самолет ЯК-42 был снят с производства из за катастрофы, конструкторы забыли указать закалку винта регулирования угла стабилизатора,это было обнаружено и на других самолетах, «Конкорд» погиб с пассажирами и тема была списана, из за куска металла на взлетной полосе и не учли разлет кусков шины шасси, т.е. из за непредусмотренных мелочах. Но вообще ваш ответ удовлетворяет, нас конструкторов, за что спасибо. С уважением, Радик.
Радик Газиев.[Цитировать]
Я работала в цехе 31 с 1964 года. Вспоминаю, что мы летали в командировку в Москву на расплазовку кабины вертолета КА-26. Каждое утро я садилась на электричку с платформы Новая в района шоссе Энтузиастов, ехала в Люберцы, где на камовском вертолетном заводе наша группа и работала в плазовом отделении около 3х месяцев. Но потом этот вертолет тоже не пошел в серию. Причины этого для нас остались неизвестны.
аветата[Цитировать]
Винтокрыл Ка-22М с номером 01-01 потерпел катастрофу 28 августа 1962 во время перегона из Ташкента в Москву. При заходе на посадку на аэродроме Джусалы в Кзыл-Ординской области Казахстана (в 60 км восточнее космодрома Байконур) винтокрыл завалился влево, перевернулся и столкнулся с поверхностью земли. Весь экипаж (7 человек во главе с командиром экипажа лётчиком-испытателем Д. К. Ефремовым) погиб. Причиной катастрофы стал разрыв троса системы управления.
Владимир[Цитировать]
Здравствуйте Владимир. Спасибо за подтверждение, высказанное мною, о причине катастрофы первого винтокрыла. Годы стирают завесы секретности, опровергают стириализованные фразы старых времен, угодных для общественного мнения. Другое обидно,часто, из за мелочей, меняются взгляды на хорощие идеи и их творцов. Так пострадали ракетные катера на подводных крыльях Алексеева в г.Горьком, экранопланы Бартини в г.Таганроге, малые сельскохозсамолеты Антонова («Пчелка» и др.) в Киеве и т.д. Мой друг, ведущий инженер винтокрыла Ка-22, и затем, Главный конструктор ОКБ им. Н.И.Камова, Женя Пак, с которым мы учились в МАИ, был родом из Средней Азии, написал ряд книг. А тогда, мы вечерами бродили по Ташкенту, вспоминали наш институт. В памяти остались его убеждения о перспективах нового направления в авиации, и он оказался прав. Подобное винтокрылу Ка-22, в настоящее время, в авиации США, винтокрылы типа «Оспрей» V-22 (символично), но уже, с поворотным крылом, широко завоевывает внимание военных ведомств мира. С уважением, Радик.
Радик Газиев.[Цитировать]
Спасибо, Радик! Я работаю на Байконуре, а про катастрофу Ка-22 прочитал кажется в 1997 году в журнале «Крылья Родины», там довольно было написано о её причинах. Мой друг родом из посёлка Джусалы, он тоже рассказывал про эту катастрофу, которую он наблюдал лично в 1962 году, будучи пацаном. С уважением, Владимир.
Владимир[Цитировать]
Вот тут подробно описана история Ка-22, в том числе и про катастрофу:
http://vertoletciki.forumbb.ru/viewtopic.php?id=133#p1751
Кажется, как раз это из той статьи взято.
Владимир[Цитировать]