Монументально-декоративное искусство Узбекистана 30-х годов. Часть 1 Искусство История

Из истории советского искусства
Абдулхай Умаров

Атмосфера жизни нашей страны в начале 30-х годов с ее небывалым трудовым подъемом, энтузиазмом, героическими трудовыми победами, неслыханными достижениями в области науки и культуры требовали от художников искусства, обращенного к самым широким народным массам, искусства, которое говорило бы с ними не только языком агитационного характера, но монументального. Именно в эти годы А. В. Луначарский, фиксируя свои воспоминания о зарождении идеи ленинского плана монументальной пропаганды, о первых шагах в его осуществлении писал: «…мы подходим к временам и условиям, при которых данная тогда Лениным идея может быть воплощена гораздо более широко и удачно, чем в те первые военные, голодные, холодные годы гражданской войны».
В 1934 году в Москве состоялось первое творческое совещание архитекторов, скульпторов и живописцев по вопросам синтеза искусств. В нем докладами и выступлениями активно участвовали видные зодчие, скульпторы и живописцы, имевшие опыт в создании монументально-декоративных произведений, а также крупные искусствоведы— историки, теоретики классического западноевропейского, русского изобразительного искусства и архитектуры. На совещании ставились и обсуждались вопросы историко-теоретического характера, говорилось о роли и задачах искусства, о специфике и возможностях синтеза искусств.

Всесторонне разработанная комплексная программа развития синтеза искусств могла осуществляться, естественно, только в связи с развитием советской архитектуры и градостроительства и знаменовала собой начало определенного периода в ее истории. Наступление нового периода развития синтеза, естественно, не могло обойтись без обобщения опыта советской архитектуры, без критического анализа этого опыта, отказа от ошибочных, однобоких, не всегда оправданных конкретными условиями увлечений конструктивизмом и голым рационализмом в архитектуре, гигантоманией и дезурбанизмом в градостроительстве. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) 1935 года «О генеральном плане реконструкции Москвы» явилось программным документом для всей градостроительной работы советских зодчих.
Проект перепланировки Ташкента, авторами которого были Е. В. Быстров, К. М. Тильтин и другие, впервые возник еще в 1924 году. В 1930 году проект реконструкции Ташкента был предложен архитектором А. Сильченковым. Предлагалось всю территорию старого города отвести под центральный парк, а город расположить вокруг этого парка. По одному из первоначальных проектов реконструкции Бухары архитектора Ф. Долгова предполагалось почти всю территорию города превратить в «заповедник», а сам город вынести за пределы этого «заповедника».
Проблемы градостроительства, планировочной работы стояли в центре внимания и первого республиканского съезда архитекторов Узбекистана.
В 1938 году бригада Мособлпроекта под руководством архитектора А. Кузнецова разработала проект реконструкции Ташкента, который был создан с учетом задач, выдвинутых упомянутым постановлением ЦК ВКП(б) и СНК «О генеральном плане реконструкции Москвы».
В апреле 1938 года проект реконструкции Ташкента был представлен на обсуждение специалистов. В этом проекте оставалась почти без изменений сетка «новой» части города и органически связывалась с ней в единое целое подвергшаяся реконструкции «старая» часть города. Существующий центр «новой» части города (сквер — Красная площадь) развивался в сторону «старой» части города и объединял эти две части. Сеть городских парков связывалась между собой полосами озелененных водных магистралей, чтобы вместе с зелеными массивами, окружающими город, служить резервуарами чистого свежего воздуха, а также местами отдыха трудящихся. Автор проекта предусматривал водные зеркала во всех районах города. По его замыслу вода и зелень должны были стать важнейшими средствами архитектурно-художественной выразительности, подчеркивающей богатства природы Узбекистана. Среди ряда достоинств проекта, как отмечали специалисты, было и то, что сеть парков культуры и отдыха равномерно распределялась по территории города и в загородной парковой зоне. Проявлена была забота и о развитии физической культуры и спорта, предполагалось строительство сети спортивных площадок и стадионов, в том числе крупного стадиона у канала Салар, вблизи улицы Пушкинской, вмещающего до 45 тыс. зрителей и содержащего целый комплекс сооружений по различным видам спорта.
Обсуждение проекта вызвало ряд критических замечаний и пожеланий художников. «Мы отмечаем,— писали они,— следующие недостатки схемы проектировки Ташкента. В схеме здания административного назначения являются возглавляющими архитектурные ансамбли. Мы считаем, что театры, клубы, дворцы и пр. при равномерном распределении их по городу могут стать во главе архитектурных ансамблей. За небольшим исключением, отсутствует декоративная архитектура: колонны, арки, большие фонтаны. Мало предусмотрено садово-лесных массивов. В схеме реконструкции скульптура не использована авторами как художественное оформление города. А между тем художественное оформление города должно основываться на синтезе трех искусств: архитектуры, скульптуры и живописи. Мы считаем, что специальное совещание с художниками и скульпторами восполнит эти пробелы».
Во второй половине 30-х годов развернулись работы по реконструкции и других городов Узбекистана. Эти работы были сосредоточены в Узпланпроекте, созданном в 1938 году. Еще в конце 30-х годов началось составление плана реконструкции Самарканда (автор М. Булатов). Автор предусматривал в районе органическое объединение старой и новой части города в единое целое. Центр города определялся на месте бывшей крепостной площади в виде единого комплекса площадей, окруженных зеленью, водоемами и крупной городской застройкой—Дом Советов, театр и т. д. В ансамбль города органично включены и уникальные архитектурные памятники.
В рассматриваемый период велись активные работы и по возведению новых городов социалистического типа, подобных городу Чирчику, который впоследствии стал крупным индустриальным центром Узбекистана.
Претворяя в жизнь предначертания пятилетних планов, республика развила строительство заводов и фабрик, гидростанций и ирригационных сооружений, жилых домов и объектов культурно-просветительного характера.

Отсюда

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.