Монументально-декоративное искусство Узбекистана 30-х годов. Часть 6 Искусство История

Памятник В. И. Ленину в Ташкенте, явившийся одним из последних осуществленных проектов Б. Королева, был первым подлинно монументальным произведением скульптуры в Узбекистане, принципиально верно решавшим вопросы синтеза в истории советского узбекского изобразительного искусства. В чем выражалась эта принципиальная верность решения вопросов синтеза? Б. Королев был убежден, что «скульптура не может быть просто «расставлена». Она должна быть связана с архитектурой, представляя с ней единое тектоническое и стилистическое целое. Только при этом условии может быть достигнута необходимая эффективность воздействия скульптуры и архитектуры на зрителя».

Значение произведения Б. Королева в том, что оно явилось для архитекторов и скульпторов Узбекистана наглядным примером глубокого творческого, принципиально верного решения вопросов синтеза. Памятник В. И. Ленину положил начало широкому и активному решению на практике вопросов синтеза архитектуры и пространственных искусств в республике. Этим, естественно, нельзя никоим образом умалять роль, и притом не менее важную, самих создавшихся благоприятных для решения вопросов синтеза условий второй половины 30-х годов. Успехи социалистического строительства, работы по реконструкции городов, пополнение кадров скульпторов и художников, накопление ими профессионального опыта, возросшее внимание творческих сил к вопросам синтеза искусств, проявляющиеся в жарких дискуссиях и представительных собраниях по этим проблемам,— все это также создавало самые благоприятные условия для совместной творческой работы архитекторов и художников. В органическом сочетании монументально-декоративной живописи, пластики, искусства народных мастеров было создано целостное произведение — павильон Узбекской ССР на ВСХВ в Москве.
Из промышленных предприятий текстильный комбинат был единственным архитектурным объектом, украшенным произведениями монументальной живописи, а здание Полиграфического комбината2Б (иначе Газетно-журнального комбината) в Ташкенте было первым промышленным сооружением, фасад которого был обогащен монументально-декоративной скульптурой. Барельеф, созданный по эскизам архитектора А. Мухамедшина, был размещен на глухих торцах производственных корпусов, выходивших на улицу Полиграфическую — одну из оживленных магистралей города в «старой» его части. Этот рельеф, идущий широким фризом на уровне второго этажа здания, был посвящен теме созидательного труда. Выполненный в бетоне, рельеф по цвету, фактуре был органически связан со стеной, отделка которой имитировала облицовку из естественного камня.
Многие замыслы зодчих и художников, в частности зодчих и скульпторов, созревшие в это время, остались неосуществленными. Так, например, случилось с проектом строительства республиканского стадиона «Динамо» 26. По проекту архитекторов Ф. Долгова и А. Нетросова этот большой спортивный комплекс должен был включать в себя и произведения скульпторов. В проекте горного факультета Ташкентского политехнического института (архитектор А. Покорный) над портиком здания также предусматривалась установка монументально-декоративной скульптуры.
В годы первых пятилеток перед нашей страной стояла проблема развития хлопководства. В решении ее огромная роль принадлежала Узбекистану. Осуществление грандиозных мер по освоению новых земельных массивов для развития хлопководства потребовало проведения ирригационных работ—сооружения каналов, водохранилищ, строительства гидротехнических сооружений. Эти работы, дававшие жизнь новым землям, явились осуществлением вековечных стремлений народа. Поэтому строительство каналов и водохранилищ получило подлинный размах народных строек. В короткие сроки были сооружены Большой Ферганский, Северный и Южный Ферганский, Северо-Ташкентский и другие каналы.
В архитектуре этих сооружений зодчие, инженеры, скульпторы стремились отразить высокий пафос народных строек, торжество свободного труда, осуществление мечты народа.
Подготовительные работы к открытию ВСХВ в Москве с отдельными павильонами всех национальных республик потребовали мобилизации лучших творческих сил, в том числе мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства, стали серьезным экзаменом для художников и архитекторов, решавших проблемы синтеза, послужили своеобразной школой овладения навыками, закономерностями монументально-декоративного искусства для художников-станковистов, принявших участие в оформлении выставки. Все это особенное значение имело для творчества художников Узбекистана, ибо им впервые предстояло решать вопросы органического слияния искусства с архитектурой в тех объемах и масштабах, какие предполагались в павильоне УзССР на ВСХВ. По проекту композиция павильона должна была отражать расцвет сельского хозяйства в республике. В центре архитектурного ансамбля ротонда—с высокой коллонадой, богато орнаментированной капителями. Между колоннами располагался бассейн с фонтаном. Павильон украшен четырьмя скульптурами. На переднем плане две работы О. М. Мануйловой— «Дутарист» и «Бубнист». В глубине по бокам входа—скульптурная группа работы Страздина и Кучи-са—женщины каракалпачка и узбечка, несущие блюда с фруктами. Все внутреннее оформление павильона было подчинено единой идее показа победы колхозного строя.
Наиболее своеобразным элементом декора явились резные ганчевые панно и росписи, исполненные народными мастерами Усто Ширином Мурадовым, Якубджаном Рауфовым, Алимджаном Касымджановым, Максудом Касымовым и другими. Что касается других компонентов искомого синтеза в архитектуре павильона, то как один из положительных примеров следует назвать большое, решенное в декоративном панно «Сбор винограда» О. Татевосяна, золотисто-зеленая цветовая гамма которого гармонично вписывалась в интерьер, где были выставлены плоды земли узбекской.

Отсюда.

2 комментария

  • Фото аватара J Silver:

    Здание Полиграфического комбината, в котором полиграфией так и не запахло — началась война, и о полиграфии на время пришлось забыть…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    «В разных местах нашей страны мы встречаем такое изваяние: гипсовый охранник с собакой, устремленный вперед, кого-то перехватить. В Ташкенте стоит такое хоть перед училищем НКВД, а в Рязани — как символ города: единственный монумент, если подъезжать со стороны Михайлова.
    И мы не вздрогнем от отвращения, мы привыкли, как к естественным, к этим фигурам, травящим собак на людей.
    На нас»
    А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». Том 2. — М.: Советский писатель, 1989, с. 606

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.