Самарканд: любовь мастера к легендарной Биби Ханум и моя белая зависть Фото

Эльмира Алейникова

 

Четвертая статья из серии задуманных рассказов о любимом городе Самарканде. Время не властно над этим городом, пережившим и периоды расцвета, и периоды упадка, и периоды равнодушия.

 

Зависть — не моё, радоваться за других могу по-детски непосрественно, а вот завидовать не умею. Хотя в детстве чего не случалось, но, сформировавшись как личность лет эдак в шестнадцать, из себя это чувство вытравила, поняв, что от него одна головная боль мне, и только мне. Нравится что-то, захоти это сильно, — так, чтобы терпеть сил не было, и всю свою неуёмную энергию направь на достижение цели, и только через свой труд. Тогда и исполнившееся желание доставит огромное удовольствие, и душа останется светлой, и опыта наберешься, научившись на пути к цели новому. Нелегко. Однако, это единственный путь достижения цели, не разрушающий меня и гармонию во мне.  

Так и жила, пока не услышала старинную романтическую легенду о мечети Биби Ханум в Самарканде. Если рассказать вкратце, то получается невероятная по красоте история.

Биби Ханум была самой любимой женой великого АмираТемура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Темур уехал в один из походов, она решила сделать ему подарок, а, заодно, увековечить своё имя — построить грандиозную мечеть, которая своими размерами, великолепием и убранством превосходила бы все существующие постройки. Руководил работой молодой зодчий, который влюбился в неё с первого взгляда.

И вот мечеть уже почти выстроена, остается лишь одна огромная портальная арка. Но влюблённый архитектор не спешит, зная, что не увидит больше Биби Ханум, как только исполнит поручение. Тем временем Темур шлет весть о скором своем возвращении, и жена с нетерпением ожидает окончания стройки. Дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать. Биби Ханум разгневана, угрожает и возмущается, он же неумолим. Тогда она идёт на хитрость. Приказав принести яйца, раскрашенные в различные цвета, говорит: «Посмотри на эти яйца, с виду они все разные, но внутри все одинаковы. Таковы и мы, женщины! Я подарю тебе любую из своих рабынь, которую ты захочешь». На это зодчий приказал принести два бокала: один наполнил обыкновенной водой, другой — белым вином. «Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой — он обожжет меня. Такова и любовь!».

А Темур уже подходит к столице. Биби Ханум вне себя от того, что сюрприз может не получиться, соглашается на поцелуй, от которого на её щеке остаётся красное пятно, — настолько поцелуй влюблённого мастера был горяч. И вот Темур въехал в столицу, его восхищенному взору представилась во всем блеске соборная мечеть — подарок любимой жены. Но и пятно на щеке не ускользнуло от взора грозного супруга. Думаю, что и придворные постарались донести “правду” до повелителя. Конечно, зодчего ждала смерть. Понимая это, он поднялся на один из минаретов только что построенной мечети и бросился вниз. Есть и вторая версия его смерти, но не настолько романтичная, — его убили по приказу самого Темура и похоронили в подземелье под мечетью.

 

Красивая легенда. Вымысел от начала до конца, однако, вдруг, мои многолетние убеждения отступили перед самой белой-белой завистью к вымышленной женщине, даже не к ней, а к любви безымянного мастера к ней. А ну вот меня так кто полюбил бы, чтобы от любви безнадежной с минарета спрыгнуть? Кто-то подумал, наверное, что я кравожадная и эгоистичная, но сразу же хочу оправдаться, – я бы его не пустила на минарет или на крышу, достаточно, если бы он сиганул хотя бы со скамейки в парке.

Романтика, романтика… Но зависть, хотя и светлого тона, точила моё сердце не один день. Мысленно перебирала знакомых мужчин — коллег, друзей, знакомых, — потенциально пригодных к роли безнадёжно влюблённого, способного на безумства. И тут же браковала кандидатов одного за другим, находя недостатки, отмечая слабую силу духа или просто потому, что не очень нравились внешне. Если бы кто-то из них в тот момент мог прочитать мои мысли, просто бы перестал со мной здороваться, настолько я была близка к выводу, что все знакомые мужчины слабаки и трусишки, слишком благоразумные для настоящего поступка ради женщины. Потеряв всякую надежду найти похожего на романтического героя из легенды, уже было собралась повторить бабское “Все мужики…”, как встретила человека, который был готов ради меня не то что спрыгнуть откуда угодно, но и лететь из другой части света, чтобы только побыть рядом пару дней. Но это уже другая история. Настоящая. Романтическая.

 

Вернёмся же к легенде о молодой красавице супруге Амира Темура и безрассудном зодчем, породившей в моём девичьем сердце ростки зависти. Была ли она в реальности? Нет, не было никакой Биби Ханум, построившей мечеть и давшей ей своё имя. Здесь меня ждало разочарование. Вместо неё была старшая жена властителя, шестидесятилетняя Сарай Мульк Ханум. И надпись на арабском на арке мечети гласит, что мечеть построена по приказу самого Темура: «Этот собор окончен в 806 году Великим Султаном, полюсом мира и веры, Эмир Темуром Гурганом, сыном Эмира Тарагая, сына Эмира Бергила, сына Эмира Анжила, сына Эмира Кара Чирнуяна, да продлит Аллах на вечность его царствования».

Тогда причём же здесь название – Биби Ханум? В честь кого назвали архитектурный ансамбль? Источники утверждают, что мечеть построена в честь умершей матери Сарай Мульк Ханум, т.е. в память о тёще Амира Темура. Название при этом переводится по разному: “Госпожа-повелительница”, “Старшая принцесса”. Если уж быть дотошным, то “биби” — это самая распространенная приставка к женским именам у народов Средней Азии и казахов,башкир и татар, а с тюркского переводится как «госпожа». Ханум же означает “принцесса” или тоже “госпожа”. Потому и получается, что Биби Ханум – это “Госпожа принцесса” или “Госпожа госпожа”, что, впрочем, смысла не меняет, показывая, что названа в честь особы, близкой к повелителю. По преданиям, сама Сарай Мульк Ханум руководила строительством здания напротив мечети, которое называют мавзолеем Биби Ханум.

 

 

Строительство мечети было начато в 1399 году после завершения победоносного похода Темура в Индию. Замысел проекта был беспрецедентен для того времени: строительство самой большой соборной мечети в Средней Азии и одной из крупнейших во всем мусульманском мире — мечеть Биби Ханум должна была затмить все виденное Тамерланом в других землях. Мечеть строилась пять лет. Грандиозные здания занимали прямоугольную площадку размером 167 х 109 метра. (Не слишком большое строение по современным меркам, но не будем забывать, что это средневековый Самарканд!). На её западной стороне возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для молящихся прихожан. Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами, достигавшими пятидесяти метров. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом и двумя минаретами. Наружные стены помещений украшены геометрическим орнаментом и религиозными изречениями, выложенными разноцветным глазурованным кирпичом. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаикой, резным мрамором, позолоченными узорами. Внук Темура Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора, где и стоит по сей день.

 

 

Видимо, сам Амир Темур и его зодчие попытались перепрыгнуть своё время и уровень знаний на тот момент и соорудить то, что ещё не было возможным. Поторопились, опережая умения строителей, опыт архитекторов, отсутствие специальных строительных материалов, в результате чего здания ансамбля начали разрушаться еще при жизни Темура. И он сурово наказал ответственных за постройку мечети через повешение, что, однако, не помогло сохранить Биби Ханум от постепенного превращения в руины. Во время землетрясения 1896 года обрушился купол главной мечети и многокупольная надворная галерея. В ХХ веке это уже были развалины недалеко от базара.

В 1968 году начались работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби Ханум. Дело двигалось медленно, и только к началу туристического сезона 2003 года реставраторы представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение. И до сих пор работы продолжаются.

 

 

Строили века назад пять лет, а восстановление требует десятилетий, т.к. тут важно не повредить основной слой, не утерять орнаменты и архитектурный облик. Заново возведены и облицованы три угловых минарета, за исключением четвёртого частично сохранившегося — северо-западного, его облицовка также полностью новая. При реконструкции высоту минаретов сделали меньше оригинальных, с учеток сейсмологических условий. Купол мечети и её верхняя часть были отстроены заново. На главной мечети восстанавливать пришлось примерно 90% облицовки. Даже на снимках видно, что оригинальная облицовка темнее, а современная светлее.

Зависть моя оказалась беспочвенной, ибо не было ни влюблённого зодчего, сбросившегося с минарета, ни красавицы жены Темура, решившей сделать царский подарок своему супругу. Да и я нашла свою половинку, и мне совсем не хочется, чтобы мой любимый совершал безрассудные поступки, даже в мою честь. Пусть лучше всё время рядом идёт, освещая наш путь светом любящих глаз и согревая меня во время житейских бурь.

 

Эльмира Алейникова

Ташкент-Самарканд

Использованные источники

 

«Легенды о Самарканде» Н. Якубов. Самарканд, 1990.

http://www.samarkandinfo.uz/legends/bibihanim.htm

14 комментариев

  • Ташкентка:

    Эльмира, спасибо и за это интересно написанное повествование.
    Ваша «зависть» оказалась не беспочвенной, а очень и очень плодовитой — поскольку подтолкнула Вас к мощному потоку визуализации, который привлек в Вашу жизнь те чувства и того человека, о которых Вы мечтали.
    Мало того, я почти уверена: если Вы попытаетесь вспомнить, каким именно Вам представлялся зодчий из легенды, Вы обнаружите, что Ваш муж, чисто внешне, чем-то схож с ним.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Эльмира, я с вами не просто согласна, а солидарна. И меня грызет белая зависть, особенно когда читаю подобные истории. Пусть они всего лишь истории и легенды. Но как красиво. Я, неисправимый романтик/ вот к чему ведет бесконтрольное поглощение книг, учтите, Владимир/, все жизнь искала такого мужчину… и даже когда-то нашла, но это было очень давно, сейчас, при слове «романтика» подруги тычут в меня пальцами и презрительно ухмыляются.Подобная зависть не может быть беспочвенной, это хорошая зависть.
    А сам ваш очерк о Самарканде — бесподобен. Я прочитала, подумала, перечитала еще раз. Вот если бы ЕС не «крутил» так быстро страницы, а немного задерживал каждую, можно было бы легче искать и перечитать еще пару раз….

      [Цитировать]

  • завис-ть:

    Не знаю с чего начать, милые женщины. Как же это выразиться. Не понимаю этого чувства — зависть. Белой люди называют зависть, на мой взгляд потому, что хотят выглядеть, больше в своих глазах порядочными. Когда я вижу откровенную человеческую зависть, честно, не понимаю. Ну, можно, хотя бы скрыть это всепоглощающее чувство. Я, действительно, совсем не завистливый человек. Это, не есть хорошо. Немножко зависти не помешало бы. Глядишь, и жизнь сложилась бы по другому.

      [Цитировать]

    • байдарка:

      «…милые женщины…» Тьфу. Вруша. Завидуешь. И ещё как. Молодости завидуешь. И всему, что к ней прилагается.

        [Цитировать]

  • ВТА:

    С удовольствием прочитала чудесный рассказ. Впервые побывала в Самарканде и слышала историю о Биби Ханум еще до реставрации, как раз в 1968 году. Впечатление незабываемое, руины его только усиливали. Было в них нечто мистическое, что для меня (подчеркиваю, лично для меня!) ушло после реставрации, хотя и прекрасной. Но тем не менее, Биби Ханум остается самой потрясающей древностью города.

      [Цитировать]

  • байдарка:

    Раз тут пошла такая байда про любовь, рискну. Вот, не усну ведь, пока не спрошу. Подскажите мне пожалуйста как быть. Например вы Танита. Вкратце суть: я переписываюсь с одним чуваком. У нас с ним всё виртуально. Вообщем, скоро дело дойдёт до этого, ну, сами понимаете. Предупреждаю, всё виртуально. Чтоб не подумали чего. Короче, я хочу ему заслать такие вот строчки:
    Касаюсь губ твоих сухих
    своими влажными губами
    касаюсь глаз твоих закрытых
    своими тёплыми руками
    хочу я кожей стать твоей
    хочу я плотью стать твоей
    в крови твоей я растворяюсь
    я прикасаюсь прижимаюсь
    руками плотно обнимаю
    я жадно в плоть твою впиваюсь
    я прикасаюсь растворяюсь…
    Но, тут проблема. Я не знаю, что ему больше нравится. Когда губ касаются губами, глаз(обязательно закрытых, в открытые не полезешь, ведь) руками. Можно — наоборот:губ касаться руками, а глаз касаться губами( ой, кажется ничего не перепутала). Подскажите, Варианты приветствуются. Идём дальше. У меня после этих строчек шли 2 эротические строчки. Но, я подумала, покумекала и решила, что эти 2 никак не монтируются между собой. Хоть как ты их ставь, конфуз один получается. Идём ещё дальше. Так. Тра-та-тра-та-та( мы везём с собой кота). Ой, прокота — это не моё. Вот — последняя строчка. Тоже есть варианты. Я прикасаюсь растворяюсь( раздеваюсь, прижимаюсь уже было, можно увлажняюсь, но это комильфо, может удивляюсь). Жду ответа,

    ПЭСЭ:была_небыла.

      [Цитировать]

    • tanita:

      Elle, я стараюсь не говорить на жаргоне. не сочиняю стихи, сторонюсь графоманов и не люблю фамильярности. Уж извините, возможно, вам лучше поможет другой консультант.

        [Цитировать]

  • Эльмира:

    Ооххх! Совсем не ожидала таких комментариев. Спасибо всем за добрые слова. А Зависть… Есть такое чувство у людей. Что ту поделаешь? Наверное, главное, вовремя остановиться и работать. Ну, я об этом уже написала в очерке.
    Последний комментарий вообще вышиб меня из реальности… Все же… плотью не не нужно, наверное. Как-то не романтично. Мужская плоть и т.д. А потом из той плоти в туалет ходють… не, про плоть не нужно. Оставьте глаза в глаза ибо же виртуально.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Эльмира, сейчас я вам расскажу про свое понимание зависти. В молодости я была ужасно бедна. Новое платье было для меня чем-то вожделенным. Но что может понимать девчонка? Конечно, завидовала нарядам одноклассниц, а потом и сокурсниц, тогда на романо-германском одевались ой-ой, как!! то продолжалось довольно долго. Свободные деньги появились, когда я стала давать уроки. И тогда я, став старше, обнаружила одну удивительную закономерность: никогда никому нельзя завидовать всерьез. Ибо всегда найдется человек, у которого крупнее бриллианты, богаче муж, красивее жена, выгоднее работа, больше таланта…. и так до бесконечности. Поэтому истинная зависть может тебя сгрызть, как собака — кость. Можно заболеть и умереть , если все время кому-то завидовать. Можешь и ты заболеть или умереть, если тебя уж очень завидуют. Поэтому для меня возможна только зависть белая. Вроде той, о чем вы писали. Зависть беспредметная — это и есть та самая , белая…. видите, и на этот раз дискуссии не получилось. Ибо мы во многом согласны. И видимо, исповедуем одни и те же идеалы. А вам еще раз спасибо…. надеемся на новые статьи.

      [Цитировать]

    • Эльмира:

      Татьяна, мне такая завить тоже знакома. Я сама из бедной семьи, выросла с бабушкой в поселке. Платья, наряды, сережки с брюликами, сапожки и т.д. были недоступны абсолютно. Но в 16 лет я поняла, что важнее иметь мозги и двигать себя вперед, чем тратить время на зависть. И все. Стала работать и учиться и все у меня появилось со временем. А сейчас даже смешно кому-то по серьезному завидовать. Жизнь бежит так стремительно, что завидовать-то некогда. И еще. Когда можешь себе позволить почти все, то желания все это иметь нет. Иногда зайду в дорогой магазин, погляжу на дорогие тряпочки, развернусь и иду по старой привычке в отдел с пряжей и тканями, чтобы потом самой со спицами сесть и связать тряпочку получше той, что за такие деньги. Вот это круто! Своими руками. И не от бедности, а от желания быть не как все :-)))) А то что могут извести другие завистью… А не нужно с такими общаться. Беречь себя нужно. Жизнь-то ваша. Спасибо!

        [Цитировать]

      • gorlitsa:

        То, что своими руками сделано никогда не сравнится с разными дорогими штамповаными «тряпочками» в магазине. Потому что сделано «с душой». Человек свое творение сначала в воображении рисует, потом использует всю фантазию, чтобы воплотить этот «рисунок» наиболее точно. В результате получается именно сделанное с любовью. Поэтому так ценится в наш век индустриализации именно ручная работа.

          [Цитировать]

  • tanita:

    Эльмира, я бы с удовольствием связала, да глаза уже на исходе, вы моложе. Мне глаза нужно беречь для работы. А ведь вязала и как вязала, без хвастовства. Вот шить не умею. А насчет зависти: видите ли, можно навлечь на себя зависть, этого не желая и не общаясь с людьми. Если напишете мне на е=мейл, расскажу подробнее. Не все хочется выкладывать на люди. А так я вам кое-что объzсню, tanitaap@gmail.com

      [Цитировать]

  • Эльмира:

    Спасибо!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.