Одна из шапок Служебное Фото
Не правда ли в этой картинке есть что-то сказочное? Все такое красивое, родное, знакомое и почти все исчезло… кроме разве павильона с башенкой…
Хотя кажется здание то что слева с открытыми окнами цело и сейчас реконструируется.
Вдали виден куб с куполом Пятничной мечети, о ней рассказывал Б. Голендер на экскурсии. На этом месте была мечеть, построенная Хаджи Ахрором перед отъездом его в Самарканд ко двору правителя. В середине прошлого века мечеть была разрушена землетрясением, на ее восстановление дал средства император Александр III и мечеть стала называться «царской». И были споры — можно ли во время службы (в начале перед чтением Корана прославляют руководителей местности) упоминать царя, если он не мусульманин? И была придумана формулировка, не оскорбляющая верующих и сохраняющая традиции и условности. Во второй половине прошлого века мечеть снова стала аварийной, начала разрушаться, но это огромный куб с куполом так и возвышался над рынком и площадью Чорсу.
По указу Президента мечеть была реконструирована и над площадью поднялись такие знакомые всем три купола.
А как же, все-таки выкрутились с упоминанием царского имени? Заинтригована!
акулина[Цитировать]
Вот склероз, предысторию помню, а кульминацию запамятовал… :0)
При встрече снова спрошу у Бориса Анатольевича.
Может, кто-то из участников экскурсии напомнит?
ЕС[Цитировать]
Нет повода для интриги и выдумывать, на самом деле, ничего не потребовалось. Молитва мусульман с упоминанием имени правителя(она называется хутба) читается только по пятницам и считается обязательным элементом исламского ритуала. В Казани и некоторых других городах России, где проживало много мусульман, хутбы с именем императора читались без каких либо проблем. В Средней Азии российские власти этого не требовали. В ташкентской соборной мечети Джами, которая после ремонта на деньги Александра III действительно в народе стала называться Царской, хутба читалась лишь один раз — 29 июля 1888 года при первом богослужении после ремонта. Читалась она по тексту казанского сборника «Хутбалик» в присутствии генерал-губернатора Н.О.Розенбаха. Очевидец тех событий писал, что «заместитель имама, когда читал казанскую хутбу, то потел и так коверкал имена государя и наследника, что даже генерал Розенбах улыбался. До того была непривычна и комична эта сцена, что говорить о других распоряжениях местного русского правителььства относительно молитвы за царя излишне» (ЦГА РУз фонд 1009, оп.1, дело 88, лист 67). Для интересующихся вопросом более подробно могу порекомендовать (там и текст хутбы есть): Ю.С.Флыгин. «…Нужно писать сдержанно и основательно». Материалы Востоковедческих чтений 2007 года. Ташкент, 2008.
Ю.Ф.[Цитировать]
Спасибо за дельный комментарий.
ВТА[Цитировать]