Предания о появлении Мавзолея святого Даниила в Самарканде Фото

Ссылку на источник прислала Кира Геллер. (Фото мои. ЕС)

Между холмами городища Афросиаб в современном Самарканде, на берегу небольшого притока Зарафшана — Сиёбча, есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически, а царящий там покой, казалось, оберегают даже птицы.

Хранители Мавзолея и местные жители поведают Вам о том, что здесь захоронены мощи Даниила — ветхозаветного библейского пророка. Другие скажут, что здесь лежит Даниял — сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса. Третьи изложат версию о том, что Даниёр – это местный святой, заслуживший себе особое уважение среди горожан. Но и те, и другие, и третьи сходятся в одном — здесь лежит святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

Патриарх Алексий II, посетивший Самарканд в 1996 году, во время празднования 125-летия Ташкентской Православной Епархии, отметил необычность этого места, и даже позволил себе задержаться в Мавзолее Святого Даниила больше отведённого протоколом времени. «Очень благостное место», — повторял православный владыка, меряя шагами древнюю святыню.

Считается, что дух захороненного здесь Святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Как самаркандцы, так и множество приезжающих сюда людей верят в то, что молебен у Мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесёт удачу.
Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия Мавзолея. Его сладковатая минерализованная вода не только вкусна, но и полезна. Её пьют, ею умываются и забирают с собой – для того, чтобы дома добавлять в питьё, в воду для купания или стирки. Практичные самаркандцы, исторически воспитанные в духе толерантности, отдают дань уважения всем своим святыням — и пользуются их благами.
Между тем, историки, исследователи и туристы вспоминают о том, что в мире существует несколько Мавзолеев святого Даниила, претендующих на официальность (в Израиле, в Иране, в Ираке, в Турции). И вновь возникает вопрос: так кто же захоронен в самаркандском Мавзолее?
Версия первая: мощи святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Тимуром.

Легенда гласит, что на рубеже XIV и XV столетий Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, в ходе которой был осаждён один из маленьких городов в Иране — Сузы.
Город, однако, не сдавался. Это было невероятно: великолепно обученная армия великого полководца не могла сломить сопротивления небольшого городка! Пытаясь найти объяснение происходящему, Амир Тимур обратился с вопросами к местным жителям и своему духовному учителю. В ответ он услышал, что город охраняется духом самого Даниэля — ветхозаветного еврейского пророка.
Тимур объявил о прекращении осады, и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению Святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил властей предать их земле (как того требуют религии Единого Бога), а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы Святого.
Согласно легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и знак был понят. Здесь прах Святого был предан земле, а на его месте воздвигнут Мавзолей.
Бытует мнение, что под прахом должна пониматься часть мощей Святого – но вряд ли… Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших, и требует их немедленного захоронения. Прекрасно об этом зная, Тимур мог выслать в Самарканд только землю с захоронения Святого, — которую тоже именуют «прахом».
Именно этим обстоятельством может объясняться длина надгробия (она составляет более 10 метров): логика строивших Мавзолей могла опираться на то, что прах из Суз, смешанный с самаркандской землёй, уже не сможет быть изъят или украден.
Однако ряд византийских источников утверждает, что на момент похода Тимура в Малую Азию мощи святого Даниила уже были вывезены в Константинополь (хотя Мавзолей в Сузах остался). Историки также констатируют, что исследованные источники пока не смогли дать однозначную ссылку на события, описанные в этой легенде.
Существует также версия о том, что прах с могилы святого Даниила привезли в Самарканд ещё в V-VI вв. переселенцы из Мосула (современного Ирака), где находится одно из официальных мест захоронения пророка Даниила. Теоретически, они могли это сделать, но, опять же, — этому нет подтверждений в известных исторических источниках.
Версия вторая: библейский пророк Даниил… жил и умер в Самарканде.
Приверженцы этой версии отмечают, что пророк Даниил, переживший всех вавилонских царей, мог служить у персов, которые освободили иудеев из вавилонского плена. Версия гласит, что Великий Дарий мог сделать исключение, и назначить Даниила своим сатрапом в Согдиане, столицей которой был Самарканд. Однако данная версия также не подкреплена историческими источниками.
Версия третья: в Мавзолее лежат останки пророка Табба.
Эта версия упоминается в «Кандии Малой» — литературно-историческом произведении XVII века,  которое ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что «… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: «Я, Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы». И тому, кто желает сделаться одаренным откровением, следует каждую пятницу, после пятничного намаза, прислуживать на мазаре того пророка…»
Интересно, что Ходжа Абду-Дарун проживал в Самарканде в IX веке. Если цитирующие его не ошибаются, то Мавзолей Святого появился на берегу самаркандской речушки за 4-5 веков до Тимура.
Версия четвёртая: в Мавзолее лежат останки Даниёла, сподвижника Кусама ибн Аббаса.
О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении «Самария» (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Кусамом ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

Эти и другие версии отрабатываются историками и археологами и, возможно, вскоре мир познает историю загадочного Мавзолея. Но пока самаркандская земля хранит свои тайны, у Мавзолея звучат мусульманские, иудейские и христианские молитвы людей, прибывших в Самарканд наполнить свои сердца и души светом святости.

7 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.