Про создателей Нукусского Музея Искусство
Пишет farida_cha а своем ЖЖ.
Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого (http://www.savitskycollection.org) пригласил меня на презентацию книги о создателе Музея Игоре Витальевиче Савицком.
Естессно, 7 февраля я сорвалась с работы пораньше и помчалась при – 5° окружающего воздуха искать художественную галерею „GRANART”. Адрес, который по началу казался простым — Дархан, Бизнес-Центр, С-восточная сторона, д.13, 4й подъезд, — потребовал недюжинных знаний географии и методов ориентации в пространстве. Потому что: №13 нигде не указан, афиш и указателей нигде нет, сотрудники близлежащих фирм не знали, во-первых, что такое галерея, во-вторых, что такое художественная, а в-третьих, никогда не слышали названия GRANART. Пришлось остановиться и ориентироваться по полной луне, где у нас тут северо-восток.
На входе в галерею всех встречала Мариника Бабаназарова, директор Музея и близкий друг Игоря Витальевича, ее дочь Назира и организаторы презентации. Честно говоря, галерею я не разглядела, т.к была озабочена покупкой книги о Савицком и получения автографа автора, Мариники Бабаназаровой . Автор был недоступен – ее окружали очень бурно радовавшиеся друзья. Зато есть предлог снова сходить в галерею: глаз выхватил там несколько неплохих картин и сюзане.
Хотя презентационный зал галереи рассчитан всего на 40 посадочных мест, а температура в нем была чуть выше уличной, народу набилось порядочно. Ташкентцы соскучились по Нукусскому музею, а последняя выставка его картин была ажно в 2005 г. Музей, наверное, заграницей бывает чаще, чем в столице нашей Родины. Организация выставки сопровождается очень серьезными вопросами финансирования, разрешения и страхования. Страховка там должна быть нехилой: картины и другие арт-объекты (objets d’art) этого музея стоят неимоверные деньги в долларовом исчислении.
Как таковой презентации книги не было : и то правда, что о ней говорить. И так ясно, что книга нужная и очень интересная. Покупай (поддержав таким образом Музей) и читай.
Зато показали совершенно обалденный фильм о Савицком: The Desert of Forbidden Art (Пустыня запрещенного искусства). Фильм снимали американцы и не-американцы Amanda Pope , Tchavdar Georgiev и другие (http://desertofforbiddenart.com/)
Что значит, когда фильм снимают профессионалы? А то, что ради полуторачасового фильма одних только интервью наснимали 190 часов, т.е. примерно целый месяц с 6-7 часовым рабочим днем. А ведь за этим стоит и поиск этих людей, и расшифровка интервью, и перевод, и монтаж, и т.д., и т.п. А интервью эти снимались не только в Нукусе, куда создатели фильма приезжали дважды, но и в Москве, и в Загорске, и в каких-то других городах, например в Бухаре (я думаю, она для среднеазатского колориту была взята).
И это ведь только интервью. А сколько времени ушло на поиск архивных материалов? А на их осмысление? А на написание сценария? А на монтаж? А на поиск денег, наконец? На все про все ушло 7 лет : с 2003 по 2010.
В общих словах , этот фильм можно описать так, как это сделал GRANART на фейсбуке: «Это рассказ об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами… о коллекции живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий совершил настоящее чудо – он вывез из Москвы и других городов Союза свыше 30 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным – вдали от столицы, запрещенные и неугодные советской власти полотна обрели шанс на жизнь..»
А не в общих словах, я скажу о том, что привлекло прежде всего меня.
О том, как официализировали музей, рассказывает Каллибек Камалов, первый секретарь Каракалпакского обкома КПСС в 60-е – 80-е годы, вплоть до Перестройки, в которую его посадили по «узбекскому хлопковому делу». Помню, когда его выпустили уже в годы Независимости, в Нукусе устроили как бы негласный праздник. Очень Камалова уважали.
Итак, Савицкий уже 10 лет собирает каракалпакское прикладное искусство, а точнее, всякие старые коврики с порога юрт, старые вышивки, браслеты. В моде было все импортное и фабричное, ручная работа считалась признаком бедности. А Савицкий ведь художник – у него потрясающее видение. Ну вот, сидит себе Игорь Витальевич в своей каморке в Нукусской Академии Наук со всем этим старьем и просит, нехило так, у Первого секретаря обкома, 3 миллиона рублей (да пол-Нукуса за эти деньги тогда можно было скупить!).
Каллибек Камалович, настоящий мужик, понимает, что «ни один Каракалпак не сделал столько для своего народа, как Савицкий».Он звонит своему министру финансов :
— Вот, — говорит, — Савицкий просит у меня 3 млн руб на свой музей.
Каракалпакский министр финансов отвечает, что не может дать таких денег, потому что ему его узбекский коллега за это снесет голову.
— Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я? Все равно будешь ходить без головы,- сказал Каллибек Камалович.
Чисто каракалпакский юмор и чисто степняцкая смелость! « «Вот так мы и создали музей полулегально», посмеивается Каллибек-ага. Получается, что два смелых и где-то хитрых человека создали музей.
О находчивости Савицкого рассказывает Мариника:
— Игорю Витальевичу надо было пропустить через закупочную комиссию рисунки Надежды Боровой, которые художница делала с натуры во время своей многолетней отсидки в сталинских лагерях. Савицкий показывает эти страшные рисунки советской комиссии и говорит, что это, мол, рисунки из нацистских лагерей. Комиссия одобрила это обличение фашизма и дала денег. А на самом-то деле это были наши родные, коммунистические лагеря!
Или вот этот замечательный бык с глазами как дуло нагана. Почему-то всяким инспекциям этот бык не нравился. Так Савицкий перед комиссией снимал картину и прятал.
— Вот меня сейчас спрашивают, почему такой авагардный музей в Нукусе, разве нельзя было в Москве? А вот именно что нельзя было. Только в Нукусе и можно было, -рассказывает сын художника Волкова.
Савицкий был спасателем. Он спас русский Авангард от забвения и небытия. Это известный факт.
— Отца отлучили от всякой выставочной деятельности, картины никто не покупал. В холодные зимы, мы снимали холсты с подрамников, которые кидали в печку. Что делать с холстами? Их свернешь – они сыреют, развернешь – они от жары сохнут. Краска осыпается, — рассказывает сын художника Волкова.
Он всем знакомым художникам советовал отдавать картины Савицкому в музей. Там картины будут жить, а не тихо умирать в каморках художников. Картины живут, пока на них смотрят. В фильме показывают дочь художницы Елены Коровай (кто видел ее розовых и синих бухарских евреев, сразу поймет, о ком я говорю).
Картины художницы, как водится, при жизни никому не были нужны. А дочь ее, уже пенсионного возраста, живет в каком-то старом доме. И вот она вытаскивает из какой-то подвешенной кипы картины матери, одну за другой. А тут же рядом стоит холодильник, раковина, чуть далее, я подозреваю, еще и плита есть, на которой что-нибудь да кипит, обдавая паром и чадом эту домашнюю коллекцию.
В музее, оказывается, есть даже картины со штампом Третьяковки – их выслали за несоответствие канонам соц.реализма. То есть сначала Третьяковка закупила их, потому как посчитала талантливыми, а потом разглядела, что они не соцреалистичны. «Моего отца [Александра Волкова] обвиняли в том, что у него лица узбеков специально выходят перекошенными и уродливыми», рассказывает сын художника.
То есть соцреалистично советский человек выглядел так:
А у Волкова современник вышестоящего советского человека выглядел так:
Лично я никакого уродства не вижу, пролетарии похожи на своего вождя, который слева на стенке висит
Мариника говорит, что сейчас все прекрасно понимают, прежде всего, финансовую ценность коллекции и очень за ней бдят. Это радует. И даже правительство решило построить второй корпус музея. А что же со старым зданием музея, в котором на первом этаже располагался очень даже неплохой Краеведческий музей, а на втором – картинная галерея Савицкого, в которой не было ни одного квадратного дециметра, свободного от картин?
Музей располагался в центре города через него шла дорога на базар, в Универмаг, в Парк, в Дом Пионеров. И в знойный летний день, нам, детям, было очень удобно забежать, побегать в прохладном здании, остыть от жары. Сейчас я понимаю, какое мне привалило счастье в жизни – бегать в детстве вдоль шедевров мировой живописи.
очень хороший музей. не всякому городу на такой повезёт!
александр махнёв[Цитировать]
Ох и горжусь я нашим музеем! И мы бегали по нему и летом и зимой… А потом я своих учеников уже водила в музеи.
Эльмира[Цитировать]