“Синий троллейбус, последний, случайный” История

30 апреля исполняется два года изъятию троллейбусов из ташкентской жизни. Не будем говорить о том, хорошо это или нет, правильно или нет, мудро или нет, сейчас не об этом. Сейчас о том, что троллейбус — это не просто (не только) транспорт для перевозки тел, а есть в нем что-то сказочное, романтическое. Например, мы с сыном раньше ходили гулять и просто катались на троллейбусе. На 11-м, через текстильный институт и педагогическую или на шестом, через Фрунзенский торговый центр. На каком еще транспорте захочется «просто покататься»? О каком еще транспорте поет Окуджава?

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.

Еще хочу сказать, что для меня троллейбус — это именно модель ЗиУ-5 (выпускалась на заводе имени Урицкого в Энгельсе с 1959 по 1972 годы), именно относительно этой модели, царствовавшей в моем сознательном детстве, существовали понятия «старый троллейбус», и, позже, «новый троллейбус».  Вот он, родимый, поворачивает с Первомайской на Пушкинскую.

003ff48ef8dcea29a852

В 60-е – 70-е годы на Новомосковскую ходили 4й и 5й маршруты троллейбуса и 21й автобус, но автобус ходил редко и как-то само собой под словом «ехать» подразумевалось ехать на троллейбусе. Еще ходил 3й маршрут от Дархана до Бешагача, но для меня в детстве Бешагач казался чем-то запредельным, наряду с Бухарой и Багдадом, так как он был вне поездок с родителями. А ездили мы на четвёртом к родственникам отца, сначала до Хадры, потом пересаживались на 32 или 36 автобус ПАЗик (а сначала и на «коробочке»)  и ехали до Актепе по Самарканд-Дарбаза, которая начиналась на Чорсу, левее памятника Ахунбабаеву. Или на пятом к маминым родственникам, до Вокзала, потом на 22 или 55 автобусах до Болгарских огородов.  Ездили не очень часто, но я эти маршруты знал хорошо.

Еще пацаном знал почти все троллейбусы, например, до сих пор помню, что троллейбус с номером 384 был не голубого цвета, как все, а бирюзового.

Позже, с 9 класса, меня перевели в 18 школу. И я каждый день ездил на троллейбусе до Асакинской. И обратно. Когда был в 10 классе начала появляться новая модель с тремя дверьми — ЗиУ-9. Так она для меня и осталась навсегда, как «новый троллейбус», хотя и сама за 40 лет сильно устарела.


Фото с сайта Электротранспорт Узбекистана.

На первом квартале Чиланзара часов в 5-6 утра было слышно, как из парка выезжают троллейбусы, соскучился по этому звуку. По щелканию реле, урчанию двигателя и оглушительного хлопания дверей. И даже по вечно спадающим штангам. И по компостерам и кассам с билетами, пережитками своей эпохи. Такие вот воспоминания к 30 апреля.

28 комментариев

  • Фото аватара Farro:

    А я класса со второго-третьего (начало самостоятельного путешествия в школу и обратно — от Дружбы до ЦУМа) ездил на "Тройке", иногда на 11 до Пединститута, а там (пройдя до обувной фабрики) пересаживался — либо на 3-ку, либо на 6-ку.
    А ещё помню, как бы с братишкой ехали с Ц-14 до Ц-4 на 18 (?) — это когда ввели новые, Шкоды. Каждую остановку у него слетали штанги — видимо не приспособлены были Шкоды под наши линии, ну и "благополучно" опоздали на тренировку в бассейн:)

      [Цитировать]

  • Фото аватара J Silver:

    Характерным звуком для троллейбусов было особенное всхлипывание…
    Старый троллейбус это старый троллейбус, но как было приятно ездить на новых Шкодах, хотя они, на мой взгляд уступал по вместимости нашим трехдверным…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ирина:

    А мой знакомый, у которого под окнами шел троллейбус, жаловался, что утром вечно не мог выспаться от этих шумов. Все по-разному воспринимают.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    Самое первое знакомство с троллейбесом случилось где-то в 1974-75гг. Мы с матерью вышли из парка Горького и сели на 8-троллейбус. Он был таким же синим и двухдверным, и помоему внутри было достаточно пространства как для сиденья, так и стоячих мест.

      [Цитировать]

    • Фото аватара J Silver:

      Сидеть — достаточно места, но вот для стояния — не очень удобно было, особенно если народу полно и тебя в середину запихнут, и кто-то постоянно проходит на выход — любили у нас через переднюю дверь выпускать…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Олег:

    Я вижу, раньше,Ташкент был многолюдный-было,кого возить,где люди? Ныне по статистике стало больше, но людей не видно и машин на улицах не так много, если подумать,что пересели на машины.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Чиланзарец:

    Почему нет сюжетов про автобусы (к сожалению марки не знаю), которые в народе называли "Чудо"? По моему они тоже оставили след в истории нашего города.

      [Цитировать]

    • Фото аватара J Silver:

      Чудо — имеете в виду ЛиАЗы?
      Да уж неплохой был автобус для своего времени — достаточно просторный, в принципе шустрый, гораздо лучше львовских, в которых было нормально только сидеть, а уже два человека в проходе с трудом могли разминуться, и лезть было женщинам и старикам крайне неудобно!
      Но с рыжим Икарусом не сравнится ничего…

        [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Видимо, на сайте я из числа аксакалов! Мой первый троллейбус — маленький , с окошками поднимающимися вверх, закрепляющимися двумя щеколдами. Сидения были ещё пружинными, и слева, и справа. Четверть салона занимал "кабинет" водителя. Да сзади ещё длинное сидение. В общем, уютненько, но теснота жуткая. Именно в таких "бомбоньерках" и возникали перепалки из-за паранджи и дастарханов. На N5 ездили мы с вокзала на Жуковскую. Мне кажется, в старом городе они курсировали до 66г. Я пробиралась в махаллинскую аптеку на таком экспонате.

      [Цитировать]

    • Фото аватара lvt:

      Позор моим сединам!!! Конечно, "боНбоньерках".

        [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Речь идёт о троллейбусе МТБ-82Д

        [Цитировать]

      • Фото аватара Валентин:

        Да, это действительно троллейбус марки МТБ-82Д. Где-то в конце 60-х годов такой троллейбус, следовавший по маршруту №11 по улице Педагогической, недалеко от хореографического училища, врезался в частный дом и основательно его разрушил. К счастью никто из жильцов не пострадал.
        На фото Ш. Рашидов в 1957 году открывает новый троллейбусный маршрут…

          [Цитировать]

  • Фото аватара Пётр:

    Навсегда в моей памяти останутся 13 и 16 маршруты. Так было удобно. Жаль, очень жаль.

      [Цитировать]

    • Фото аватара зухра:

      И я ездила на них (13,16)на учебу до Сквера. Водители узнавали меня и останавливались подобрать меня прямо на круге Сквера у биофака.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Улитка:

    на нашей улице в Самарканде проезжал троллейбус, можно сказать прямо под нашими воротами была остановка, и очень часто обрывал линию электропередачи своими рогами, из-за чего у нас дома не было света, ждали монтеров, пока починят то да се. Мы катались на троллейбусе до конечки Водоканал, что было 2 остановки от нашего дома и обратно доезжали до остановки возле дома. Веселые были времена.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светлана:

    А я не любила троллейбусы. Эти вечно слетающие штанги, это дребезжание, что даже зубы друг о друга стучали. А ещё очень часто именно в троллейбусах, когда входишь или заходишь и держишься за поручень — этот самый поручень вдруг бьётся током. И так они медленно ехали!!! Вот трамвайчики — это да. Так по вечерам разгонялись — что просто как на ракете летишь. Если ещё без остановок!!! Хотя, тоже ломались. Лучше метро и автобусов — конечно, ничего нет.

      [Цитировать]

  • Фото аватара зухра:

    Я помню, что 17 маршрут обслуживала Комсомольская бригада и на "морде" троллейбуса был нарисован растянутый флаг с надписью Образцовая Комсомольская бригада (или бригада комсомольского труда? что-то в этом роде) и по этому рисунку я узнавала номер троллейбуса за километр.Хороший был маршрут. Помню, в 80-е на нем ездило много военных врачей, мы сходили на одной остановке ТуркВО, они — в госпиталь, я в институт химии растительных веществ. Началась афганская война….

      [Цитировать]

  • Фото аватара зухра:

    А еще случай с троллейбусом произошел в семье Карима Махмудова. У Карима МАхмудовича была квартира в доме специалистов на Урде. Квартира была угловая, т.е. углом выходила на перекресток ул. Навои и ПОлиграфической. В этой квартире жила его дочь — Мохира опа. Она рассказывала мне, что ночью у троллейбуса сорвалась штанга и с нее слетела тяжеленная железяка (инженеры, простите мне мой технический кретинизм, не знаю как ее назвать), залетела в окно, замоталась в портьеру и сорвала ее с карнизом. Хорошо, что никого не убило.
    А мне все равно жалко, что троллейбусов нет. В последнее время за ними совсем не смотрели, они дребезжали, разваливались, но преданно служили нам, хотя уже мало кто на них ездил.ПОд моим окном проезжали 4,5,17,18 и последние лет 5-6 они были полупустые. Сейчас по нашей Жуковской резво бегает 98й автобус, дымит соляркой беспощадно!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Эта "тяжеленная железяка" называется "башмаком". Её отрыв от штанги — достаточно распространённое явление.

        [Цитировать]

  • Фото аватара ЛеНиН:

    По жизни получилось так, что на троллейбусе №4
    стал ездить с 3-х лет, мой детский сад
    находился сзади Центрального Телеграфа,
    так что этот маршрут помню наизусть!
    Первые троллейбусы были СарЭЗ.
    На некоторых старых фото он есть.
    Что мне очень нравилось в нём-наверху спереди
    были три разноцветные лампочки
    (красная, синняя, зелёная)
    и свой цвет был у каждого маршрута.
    Например, у маршрута №4 был синий цвет,
    у маршрута №5 был зелёный.
    Это было очень удобно в тёмное время суток-
    издалека было видно КАКОЙ маршрут.
    Как сейчас смешно от цен: трамвай-3 копейки,
    троллейбус-4 копейки,метро-5 копеек,
    автобус-5 копеек (экспресс-10 копеек).
    Везде были кондуктора(у них было
    даже специальное СВОЁ сиденье).
    После, в связи с повышенным самосознанием,
    появидись кассы оплаты проезда:
    "Лучший контролёр-совесть пассажира!"
    Каких только касс не помню!!! Плохо что они
    все работали от мелочи( 3 копейки были целые,
    5 копеек были целые, а вот с 4 копейками была морока!)
    А помните разнообразные компостеры?
    Фразы:"Передайте за проезд!"
    "Закомпоссируйте абонимент!" закончились навсегда.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.