Когда мы были молодыми, или культура в Таше. Часть третья. Продолжение История

Пишет Татьяна Перцева.
Начало, окончание.

Вот в «Искру» я ходила куда реже, да и очереди там были просто огромные, несмотря ни на какое телевидение. И опять стоп-кадр ленты памяти: вечер, страшный дождь, лужи, и огромная безнадежная очередь перед кассами «Искры»…

И все равно: а помните «Золотую симфонию» в «Искре»? Для нас это наверное было первым знакомством с фигурным катанием, до этого в Ташкенте слыхом не слыхивали… роскошное эфэргэшное ледовое ревю. Там еще были тирольские йодельн с переливами: «дон-тики-дон-тики-дон все ближе, донн-тики- дон тики дон, ты слышишь этот нежный звон..

Щас спою… как тот волк… можно по компьютеру петь?

И Лолита Торрес. Наверное, даже на родине у певицы не было такой популярности, как у нас. «Возраст любви»…»Жених для Лауры». «Коимбра, — чудесный наш город, сколько связано с тобою»… «Наши судьбы — две дороги, перекресток позади…мы чужие, обо мне забудь. Я не знала, что тебе мешала, что с тобою связан другой в жизни путь»… — довольно неуклюжий русский перевод, но бьюсь об заклад, мелодии остались с каждым, кто видел эти аргентинские мелодрамы: о сериалах тогда речи не было А я… я, как тот Митрофанушка, была уверена, что Коимбра — аргентинский город, пока не попала в Португалию, и не выяснила, что Коимбра — один из старейших университетских городов Европы, еще с той поры, когда Португалия соперничала с Испанией во владычестве над морями.

А «Ватан», потом «Родина», потом театр им. Хамзы?! Помните: тонкие резные, очень легкие на вид  колонны, первый широкоэкранный кинотеатр, внутри красота невероятная, «Дон Кихот», «Илья Муромец» с Андреевым, очаровательной Мышковой, и мачо Бурхановым? Вот все мы рты пораскрывали, на такую новинку, как широкий экран!
Я недавно участвовала в дискуссии, по поводу «излишеств» архитектурного решения этого здания. В свое время архитектора сильно осуждали за неверное решение здания, и я тут вспомнила, что рассказывала мне мама, по долгу службы бывшая в курсе всех последних веяний генеральной линии партии. Она вроде бы, говорила, что «Ватан» сильно ругали, и что «наверху» здание не понравилось, а мне вот нравилось и нравится до сих пор! Я за ампир и излишества!!! И поневоле будешь, живя в бетонной клетке с потолками высотой два семьдесят пять!!
В Доме знаний, выстроенном в конце шестидесятых тоже кино показывали.

Очередной стоп-кадр: я иду на фильм с Марио Ланца. «Первый поцелуй». Come prima, come prima, I’m in love….

Что ни говорите, а повезло нашему поколению: столько хорошего успели увидеть. Где ж это все сейчас…если Людмилу не в гарем Черномора, а в современный бордель увозят и наркотиками накачивают, а Руслан не столько спасает, сколько в нумера тащит…, а Фарлаф на столе стриптиз танцует, а на авансцене голые девки бегают, причем, заметьте, это не моя больная фантазия разгулялась, это чья-то другая. Вот такая у нас нонеча культура! «Дом-2» и тому подобные  прелести…не представляете, одна моя знакомая, правда, не близкая, рассказывала, что записывает на диски все… ВСЕ выпуски «Дома-2». При этом она не скучающая домохозяйка и не бабушка на лавочке, а преподаватель техникума. Культууууурааааа…

Да, так о чем я? О кинотеатрах. Конечно, в те времена, когда о кондиционерах слыхом не слыхивали, в жару весь Ташкент устремлялся в летние кинотеатры. Перечислить их просто невозможно. В начале шестидесятых, например, в летнем кинотеатре «Кафанчика»  показывали нигде больше не идущие импортные фильмы, предваряемые лекцией какого-нибудь искусствоведа, который с жаром расписывал ужасы зарубежной жизни,  лекция длилась минут двадцать, после чего можно было спокойно наслаждаться фильмом.

Был такой кинотеатр и на улице Лахути, рядом с отделением милиции. Стоп-кадр: мы с будущим мужем смотрим то ли немецкий, то ли австрийский приключенческий фильм «За мной, канальи»…

Но, конечно, самыми главными, были «Хива» и «Фестиваль». Полагаю, «Хиву» назвали так, когда прежнее здание сгорело, а новое стало кинотеатром «Молодая гвардия».  «Фестиваль» построили позже. Места хватало, и оба кинотеатра вмещали, как мне кажется, больше зрителей, чем обычные.

Вот в одном из них, хоть убейте, не помню, в каком точно, по-моему, в «Хиве», играл ансамбль, причем эта традиция сохранялась до конца пятидесятых, а, может, и дольше.. И играл там на аккордеоне завуч нашего музучилища, имени Хамзы, Дмитрий Штерн.  Я уже писала о нем: повторяться не буду.  Знаю только, что на свете еще живет очень много благодарных ему учеников. Говорят, умер он совсем недавно. Где-то в Америке, мир праху его.
Одно было общим у всех кинотеатров: везд есущие мальчишки, которые грачами облепляли близрастущие деревья и крыши соседних домов. Так это было трогательно, и я всегда расстраивалась, когда их гоняли.

Два стоп -кадра: в одно ташкентское лето середины пятидесятых по вечерам зарядили дожди, что очень мешало администрации обоих кинотеатров. Весь день солнце, небо голубое, как стемнеет — так ливень. И вот в один из тех дней мама повела меня на фильм «Ив Монтан в Москве». Моим сверстникам даже не нужно напоминать, кто такой Ив Монтан. Бешеный, совершенно безумный успех этого певца на московских гастролях, был сравним только разве с нынешним поклонением Майклу Джексону /чего я совершенно не понимаю, ну, да бог с ним/.

И, конечно, полил дождь. Опять же не помню, в каком из кинотеатров были балконы. Публика сбилась под эти балконы и мужественно досмотрела до конца. А еще во второй половине осени днем было жарко, а по вечерам — холодрыга. И вот идешь в кино и думаешь: а, что там, пронесет. А потом сидишь, умираешь от холода, и тебе уже не до фильма, а признаться молодому человеку по моим тогдашним понятиям было неудобно… До сих пор помню тот колотун.

Самый грандиозный кинотеатр, широкоформатный «Дворец искусств» был построен в середине шестидесятых, почти напротив моего дома. В нем проходили разнообразные съезды, Фестиваль стран Азии и Африки, и, конечно, давались фильмы. С ним связаны воспоминания о картинах «Мужчина и женщина». «Этот безумный, безумный, безумный мир» и гениальном «Беге». Но уж слишком официальным он был, не то, что старенькая и любимая «Молодая гвардия» или «Тридцатка». Как-то не лежала к нему душа.
Только недолог был век моих любимых кинотеатров. Жить «Молодой гвардии» оставалось до землетрясения…и ничего он не был разрушен. Разрушили.
Представляете, при таком количестве кинотеатров сколько информации на нас обрушивалось! Только успевай переваривать!
А еще.. а еще у нас было общество «Знание». Собственно говоря, не только у нас . Общество было всесоюзным. И работали в нем десятки людей, всех-всех профессий и специальностей. Многие подрабатывали. Как мой папа. Лекторы ездили по всем городам и поселкам, и читали лекции, по-моему… ох… что-то около шести рублей лекция. Каменных палат не построишь, но если у тебя имелись знакомые, распределяющие эти самые поездки, жить можно было. Кажется, в месяц разрешалось читать пять лекций.
А Дом Знаний он не пустовал. Отнюдь не…

Да, ведь еще был такой пласт очагов культуры, как дворцы и клубы. Свои дворцы имели текстильщики, железнодорожники, авиастроители, обувщики…не перечислить. И, конечно, Дворец пионеров и школьников. Бывший дворец князя Романова. Туда уж  точно мог прийти каждый, и совершенно бесплатно /что сейчас трудноосуществимо/ записаться в любой кружок. Мой муж учился в тамошней музыкальной школе. Я играла в оркестре, а были еще и хор, и художественные и технические кружки, и чего там только не было. Ничего не портили, не ломали, не расписывали граффити, /тогда все граффити ограничивались трехбуквенным словом на заборах/. А какие же там внутри были чудеса! Я была там в последний раз, уже когда дворец «избавили» от пионеров, отреставрировали и устроили нечто, вроде музея. Впускали только с экскурсией. Не менее четырех человек в группе. Нас было двое. Где-то с час ждали еще двоих. И повели нас по дворцу. Ключи от города, экспонаты из раскопок, национальные костюмы, документы….
Больше никогда этого не увидеть….
Помните вход с оленями и собаками? Помните фонтан с крокодилом и лягушками? Помните совершенно волшебные интерьеры, с резьбой по ганчу?
Это хорошо, что помните, потому что теперь побывать там очень мало кому удается.
Во всяком случае мне уж точно — нет.

Что ещё почитать:  1913 год в цвете. Каким был мир 100 лет назад

А Дворец текстильщиков? Представляете, там была изостудия, где таланты могли не только рисовать, но и лепить! Секция скульптуры. Про театр-музыку-пение- хоры-литобъединение я и не говорю!

Театр при дворце имел звание народного! В Ташкенте был народный оперный театр. Четыре драматических. По-моему, еще пара-тройка: кукольный, миниатюр…

Не меньшей славой пользовался Дворец культуры железнодорожников. Там вообще работали народные университеты. Любительские объединения. Шикарная библиотека. …

Во Дворце культуры швейников была своя любительская киностудия. Понимаю, в это трудно поверить сейчас, но я сама когда-то видела произведения самодеятельных  скульпторов. И спектакли кукольников тоже видела.
Вообще каждая сфера деятельности имела если не дворец, то клуб. Вот сейчас так и вижу, как расплываются в улыбках лица моих друзей. Потому что я вспоминаю Клуб связи.

Находился он на улице Крылова, и примыкал к Консерватории. Все, живущие в том районе, считали его собственным клубом. Рая Володина вспоминает: когда-то, в сороковые-пятидесятые, чтобы попасть в кинозал клуба связи, нужно было занимать очередь в десять утра, тогда можно было надеяться попасть в кино на вечерний восьмичасовой сеанс. Очередь весьма напоминала те, что вились у первого «Макдональдса» в девяностых. Вот и Рая помнит фильм «Мост Ватерлоо», говорит, что после фильма сидела на уроках, как в бреду, и и все учительские наставления пропускала мимо ушей…

Женя Томпаков рассказывает, что директором клуба в то время был некий Бекташев. Его сын Слава играл в той самой команде «Пахтакора» и погиб в авиакатастрофе.

Женя клянется, что человеком он был колоритным и харизматичным, очень добрым, но, к сожалению, подверженным часто встречающемуся пороку, а именно —  страстной любви к горячительным напиткам.

Интересно, что в клубе помимо обычных кружков был кинотеатр повторного фильма. Старые фильмы давали каждый день по будням: два сеанса, в восемь и десять вечера.

По воскресеньям обязательно мультики, и Женя до сих пор облизывается, вспоминая вкус тогдашнего фруктового мороженого, продававшегося в буфете клуба…

Как-то в ДК агрегатного завода / не представляю, где он находился/, видимо, из-за отдаленности, объявили концерт Высоцкого. Люда Стамбула, не задумываясь, сбежала с работы, поскольку концерт был еще и дневной, и поехала туда. Зальчик был небольшой, народу много, люди сидели во всех проходах, и концерт был камерным. Высоцкий в тот раз много говорил о поездках, о своей жизни, и какой-то плохо воспитанный человек, стоявший у двери /а, может, и провокатор/, то и дело прерывал разговор неуместными вопросами. И тут Высоцкий сказал:
— Не мешай, если хочешь поговорить, — после концерта.

Голос был таким напряженным, что наглец замолчал, и больше не возникал до самого конца концерта.

А вот я очень часто бывала в клубе «Восток». Клубе завода им. Чкалова или восемьдесят четвертого. /нынешнюю зубодробительную аббревиатуру ТАПОиЧ, только в бреду можно произносить, тогда окружающие пугаться не будут/. Это был не слишком большой, но удивительно уютный клуб, находившийся на Навои 16, в правом крыле, если стоять лицом к зданию. В левом был букинистический, — сочетание невероятно для меня счастливое. В самом доме, кстати, тоже жили работники завода. Перебравшись после свадьбы в дом 14 я первым делом… что? Ну, конечно, стала расспрашивать где тут библиотека. Ура, она оказалась в соседнем доме. Библиотека, надо сказать, чудесная. Книг, что взрослых, что детских много, и журналов полно. И новые появлялись регулярно. Я немедленно подружилась с заведующей Аней и библиотекарем, пожилой дамой, и они звали меня разбирать новые книги. Ни у кого зависть не шевельнулась? Вот мы эти стопки разбираем, и жадно рвем книги друг у друга.

— Где тут у нас вкусненькое? — говорит пожилая библиотекарь.

Нет, я человек благодарный и знакомый с библиотечным делом, а посему немедленно сажусь оформлять новичков: ставлю номера и печати, приклеиваю кармашки, надписываю формуляры…библиотекарям остается только поставить в верхнем левом углу каталожные обозначения. А за это, а за это…ага!!! Я уношу домой «самое вкусненькое». Вот оно, счастье. И вообще я попала в рай: в нашем доме в левом крыле книжный, плюс в соседнем библиотека, плюс букинистический… Такой удачи у меня потом никогда не бывало! Заведующая книжным магазином Тамара Дмитриевна, реэмигрантка из Шанхая, меня полюбила и оставляла книжки стихов. Вплоть до Цветаевой. Ну, что еще нужно человеку?

В клубе кинозала не было. Слишком маленькое помещение. Зато были национальный ансамбль, насколько я знаю, вокально-инструментальный, и художественная студия, где преподавал мой хороший друг Юра Стрельников. Не знаю, каким он был художником, по-моему, совсем неплохим, но воспитал хороших учеников, в том числе Татьяну Редкину, талантливую девочку, к которой так несправедлива была жизнь.

А библиотеку и тамошних женщин я помню до сих пор.

С этим клубом связан случай, повлиявший на всю мою последующую жизнь, хотя к культуре, вроде бы, не имеет никакого отношения.

Отступление второе:
КАК ЛЕНТЯЙ МОЖЕТ В ОДНОЧАСЬЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ТРУЖЕНИКА.

Я уже говорила, что особым прилежанием не отличалась? В университете поначалу было то же самое. Нет, я училась, конечно, у нашего Евгения Федоровича Ваганова, декана который, не особо забалуешь. Вмиг вылетишь, оглянуться не успеешь. Но и рвения никакого. И так все два года. А тут — землетрясение. И случилось так, что у жильца соседнего дома, то-есть шестнадцатого, где был клуб «Восток», после очередного толчка затопило квартиру. Лило сверху. Хозяева ночевали в другом месте, и не сразу спохватились, что роскошный румынский гарнитур, с огромным количеством предметов, — на всю трехкомнатную, заботливо укрытый от пыли и штукатурки одеялами и покрывалами, — несколько дней простоял под этим промокшим пластырем. Честно говоря, я в первый и последний раз видела такую красоту в одной, отдельно взятой квартире.  Румынская мебель. Из цельного дерева. Темная полировка. Дверцы не гладкие, а волной… денег это стоило немерено, а у хозяина, видать, и блат был тоже немереный. И вот вся полировка пошла огромными белесыми и зеленоватыми пятнами. Расстроенный владелец попросил разрешения перевезти весь этот теперь уже ужас в клуб. Там я все это и увидела. Отыскал где-то владелец краснодеревщика, маленького, сухонького старичка-еврея, содравшего с него огромные деньги — рупь в час. И вот я, мало что сама, так еще и мужа привела посмотреть, как он творит волшебство. Не знаю, как и что, работал он медленно, но гадостные пятна исчезали на глазах. Гарнитур явно возрождался.

А я начала что-то понимать.

«Добила» меня свекровь. То-есть, ее умение шить. Она шила. Шила прекрасно. Но как же она старательно готовила выкройки, как отделывала каждую деталь, как собирала, как мерила…

И тогда до меня окончательно дошло. Любое дело, любая работа, — это труд, труд всюжизненный, которому ты либо посвящаешь себя, либо можешь и дальше не трудиться, простите за каламбур. С тех пор я не выношу, когда кто-то кому-то говорит:
— Ну, что тебе стоит, подумаешь, ты же умеешь/ шить, чертить, переводить, стихи писать, на голове ходить/…
Стоит. Времени. Усилий. Души….
И, знаете, напрасно говорят, что человека нельзя перевоспитать. Можно. При одном непременном условии: если он сам этого захочет. В точности, как алкоголик. Пока не бросит сам, ничего не поможет.
Вот так я превратилась из среднестатистического лодыря в трудоголика. Теперь уже совершенно неисправимого.

Что ещё почитать:  И снова я о детстве...

Стала я писать дальше, и задумалась. Как классифицировать ОДО? Не дворец и не клуб. Офицерское собрание… пожалуй, ближе всего. Он всегда был Офицерским собранием. К сожалению, не остался.

Люди добрые, а помните часы? Те самые, что висели со стороны Энгельса? Кто из вас, ровесники мои, не стоял под этими часами? Круглые такие, чуть ли не официальное место городских свиданий? Мне бы сейчас туда, в молодость, и слушать, как выговаривает мне кавалер, о котором я совершенно забыв,  дефилировала возле ОДО вовсе не с ним.. вот было счастье-то!

А забор-решетку помните, на входе? Говорят, ее снесли. А парк? Какой же был парк, одно из любимых мест прогульщиков пятидесятой школы? И фонтаны с розовыми водяными лилиями. И летнюю эстраду справа, если стоять спиной к зданию? И банановые деревья с листьями-опахалами? И летний театр, в самом конце, и спортивная площадка слева и тир в подвале? И зелень, и скамейки. И влюбленные, влюбленные, влюбленные….

А библиотека? / кто о чем…/, а лучшие в городе курсы кройки-шитья и домоводства? А кино- и фото-кружки? А кинозал, где столько всего перевидено? А концерты!!!
Денег вечно не хватало, причем катастрофически, родители -пенсионеры, но я дружила с дочерью директора ОДО, жившей на Энгельса 1 в большом коммунальном дворе — странное это словосочетание — коммунальный двор, но таких в Ташкенте до землетрясения было очень много, — и нас пропускали на все концерты. Кто помнит Ирину Масленникову? Колоратуру Большого…
А Беллу Давидович, исполнительницу Шопена? А Эдуарда Грача? Совершенно удивительный скрипач. А… не перечислить.
Я до сих пор вспоминаю это зал с лепниной, настоящий, красивый, концертный.
Да, совсем забыла! А ТАНЦЫ! ТАНЦЫ!

Самые престижные в городе танцы. Градация была такова: на первом месте ОДО, потом — парк Горького, потом — парк Тельмана, потом  — все остальное. Танцы в ОДО считались самыми безопасными: там драк не бывало. И пойти туда девушке из приличной семьи/да-да, такие были понятия/ считалось незазорным.  Военные патрули — это вам не шутка. Да, а играл в те времена на танцах оркестр Евгения Живаева. И как играл!
И тут отступление третье:

КАК Я ПОПАЛ В ОДО.

Рассказал мне эту историю Боря Шамшидов, одно время игравший в этом оркестре. На танцах.
«У Жени Живаева был настоящий профессиональный оркестр, а на танцах подрабатывали консерваторские пацаны. Трубачи были слабые, а саксофоны, тромбон и контрабас — классные. Пользуясь тем, что это танцы, оркестр играл музыку американских композиторов. Я и напросился играть на фоно вместе с другими любителями во время двадцатиминутных перерывов. При этом порядок был воистину военный, что на зимней, что на летней площадке.

Вот так я стал своим, и на танцы меня пускали бесплатно. Я играл два-три раза в неделю, и успел выучить репертуар. И тут Живаев внезапно заболел. Пианиста нет, заменить некем. Тогда я сел за фоно и стал играть на слух: ноты в то время я не слишком хорошо знал. Болезнь Евгения оказалась тяжелой, и я играл месяца два, все это время мне платили, как Евгению. Постепенно я выучился играть по нотам. Выздоровев, Живаев ушел в оркестр на радио, а я продолжал работать до самого окончания института, а потом уехал по распределению.

Мне запомнился приезд Иосифа Кобзона, который выступал в летнем театре ОДО, Поскольку во время войны он жил в Янгиюле, многие бывшие тамошние жители его знали. После концерта Кобзона увез к себе Миша Левин, директор крупного таксомоторного парка, и там народный артист пел собравшимся всю ночь. Так просто. Про дружбе.

Танцам настал конец, когда приехала офицерская комиссия и выяснилось. ЧТО именно играет оркестр»…

Мне прислал свои воспоминания уже сильно немолодой музыкант из Литвы Юргис Бартининкас. Он служил в Ташкенте, и до сих пор с нежностью вспоминает те годы. Тогда он был причислен к оркестру ТуркВО. Я приведу здесь несколько его писем: где только не выступал оркестр! По всему Узбекистану!

«…..Думаю, вы уже сделали вывод, что  деятельность Ансамбля ТуркВо была довольно интенсивной В Ташкенте мы готовили новый репертуар и оттачивали старый, а концерты можно разделить на две группы: однодневные, когда выезжали из Ташкента в ближайшие местности, например, в Янгиюль, Чирчик, Алмалык и т.п. Другая группа — многодневные выезды, так называемые командировки, Хотя мне кажется, что точнее было бы назвать гастролями… Командировки, наверное, потому, что вольнонаёмные получали командировочные. Мы. солдаты срочной службы питались в воинских частях. Например, моя первая командировка длилась с 15 сентября  по 30 сентября. Кроме концертной деятельности я отвечал за сохранность одной литавры— это медный котёл, открытая сторона которого затянута кожей. В ансамбле были две литавры, и за них отвечали два солдата. Как только я прибыл в ансамбль, мне сразу одну литавру и поручили, и я до сих пор не знаю, кто этим занимался до меня… Наверно, кто-то хитро воспользовался приездом новичка… Я должен был присматривать за этим инструментом погрузить в любой транспорт, выгрузить, поставить на сцену, после концерта опять  погрузить или закрыть в помещении… Сам факт того, что я должен был возиться с литаврой, меня ничуть не смущал, ведь музыкант, играющий на ударных, не мог всё тащить с собой. Ударник сам возился с большим барабаном, с маленьким барабаном и с тарелками. Кстати, литавры не были тяжёлые, только неудобны….

Оркестр давал концерты и для гражданского населения, в этом случае они были платными. Выступал на лучших сценах Ташкента, особенно в театре Навои. Поблажек слишком уж больших не было, и как во всяких коллективах подобного рода имелись свои подковерные течения и интриги, но солисты там были замечательные и оркестранты тоже».

В 1988 году я была в Ташкенте в последний раз. Повела сына в парк. Уже тогда его обкорнали. Тогдашним властям парк показался слишком велик. Осталось несколько аллей и это почти все. Что там сейчас?

До сих пор при слово «ОДО» мне безумно хочется назад, в пятидесятые-шестидесятые.

Что там клубы, какая на предприятиях самодеятельность была! Это уж непременно. Свои коллективы были даже при школах, я уже не говорю о крупных предприятиях Скажем, о ГКТБМ, переименованном потом в НПО «Технолог».

Отступление третье:
КАК БОРЯ ШАМШИДОВ ИГРАЛ В ОРКЕСТРЕ «МОДУЛЬ».
Оркестр «Модуль» начался с приходом туда Олега Асриянца, который когда-то тоже учился у Мины Борисовны Шамшидовой, и закончил школу Глиера по классу кларнета.  Видимо, поддавшись уговорам родителей о том, что нужно же иметь нормальную профессию, он закончил мехмат политехнического, но кларнета не бросал. В это время директором НПО стал Михаил Андреевич Кандауров, переведенный с 84 завода. Человек в Ташкенте известный и большой меломан. Он поручил Асриянцу создать оркестр. На дворе стоял конец 65 года. Тогда Боря Шамшидов работал в КБ «Сигнал» технологом экспертного отдела. Вот идет он как-то по цеху, а навстречу бежит взволнованный Олег. Спрашивает, сколько получает Боря. Тот получал 130 рублей, обычная ставка в те времена. Пообещав 160, /совсем неплохие деньги/ Олег переманил Борю в НПО. Тот не хотел уходить, но прельстила перспектива работать в серьезном конструкторском отделе. Вот так он стал работать и репетировать. В состав оркестра входили две трубы, тромбон, четыре или пять саксов и небольшая ритм- группа. Первый концерт давали на новый 66 год, играли всю ночь. Оркестром руководил ныне покойный Лев Хавкин, когда-то игравший в ОДО на контрабасе. Но вскоре оказалось, что как руководитель он не справляется, и его место занял Эдуард Календарев /Каландаров/, издающий сейчас в Америке журнал о кино. Он оказался не только знатоком джаза, но и прекрасным руководителем. Кандауров оркестр очень опекал, купил инструменты, и специально летал в Ереван, чтобы приобрести там рояль. На следующий новый год оркестр дал уже двухчасовой концерт, который вел Борис Голендер, химик, кандидат наук, теперь известнейший краевед…
Вскоре оркестр, пользуясь покровительством Кандаурова, окончательно распоясался, и стал играть в стиле больших американских оркестров, что для того времени было прям-таки революцией! Календарев писал музыку в стиле каунт бейси, и расписывал партитуры  Асриянц был администратором. Это он привел Юрия Корнилова, и тот вместе с Календаревым написал композицию в джазовом стиле, посвященную комсомольцам 20-х годов.
К сожалению, долго такой разгул и разврат продолжаться не могли. Оркестр распался в семьдесят втором, когда Кандауров получил выговор за то, что Календарев числился инженером только формально  (полагаю, кто-то донес). Эдуарда уволили, Боря ушел в аспирантуру, а он тогда был вторым дирижером. Музыканты разбрелись по другим оркестрам. И очень жаль. Вот такая тогда бывала самодеятельность!
Да, а парки-то! Во всех больших парках были кружки, студии… когда-то, в конце девятнадцатого века, в парке Горького проводились промышленные и сельхозвыставки, в летнем театре ставились спектакли, при советской власти там были кинолекторий, шахматный клуб, летом, поскольку парк считался детским, там был городской пионерский лагерь. Такой же кинолекторий был и в парке Тельмана. Все та же Нина Прокофьевна, моя соседка и бывшая балерина вела там кружок бальных танцев, и я сама у нее училась, и даже до сих пор кое- что умею… Остальные парки тоже вполне можно назвать очагами культуры, хоть выражение это и старомодное. Много там чего было. Не только пиво в «котлованчике» парка Тельмана!И нечего тут!!!
Я позволю себе привести комментарий Александра Колмогорова к очерку Николая Красильникова про кино на Кукче. Очень он как-то в тему пришелся. Александр, простите, что не спросила разрешения:
«Наш район в Ташкенте в народе назывался ШУМИЛОВКОЙ. По парку отдыха им. Шумилова. Целых три кинотеатра были в нашем распоряжении. Два летних: в самом парке и на улице Солдатенкова (?), да еще и кинотеатр «Мир». Пишу «были», потому что нет их теперь. «Мир» превратился в обшарпанный склад, а два летних сломали. Ладно бы просто сломали: весь парк превращен в огромную свалку. В осушенное озеро машинами свозится мусор. Лежат вповалку деревья, цементные обломки… В прошлом году был в Ташкенте, увидел это и плохо мне стало. Я подумал: ешкин кот! Ведь этот парк был действительно островком культуры и отдыха для тысяч людей! Здесь гуляли с детьми, влюблялись, назначали свидания, смотрели концерты, фильмы, купались в озере, загорали. Я даже помню, что первая библиотека в районе находилась в парке: у входа стоял вагончик на колесах, и в нем выдавали книги. Что случилось?! Нет денег на его содержание? Территорию парка кому-то продали и новому хозяину не до него? Я слышал, что скоро в Ташкенте стартует программа по благоустройству парков. Так хотелось бы знать, что парк Шумилова, или как он теперь переименован? — снова станет парком, а не огромной мусоркой.»

Что ещё почитать:  В МЧС рассказали о погоде на Новый год

А парка Горького, того, куда горожане по вечерам и выходным водили своих детей, поить газировкой, кормить мороженым, катать на каруселях, где подростки и люди постарше катались на лодках -качелях, где входящих встречала аллея портретов пионеров-героев, где под звуки «Арабского танго», около летней эстрады танцевала молодежь, не на танцплощадке, а просто так, где когда-то устраивались карнавалы/ как я съезжала с горки нацепив бумажную маску/, где на летней эстраде выступали тогдашние барды/Борис Брейва, индийские песни/, где качались на лодках-качелях влюбленные, где по дорожкам, усыпанным песком, прохаживались пенсионеры, этого центра притяжения всего города больше нет. И былого парка ОДО — тоже. И, говорят, прежнего парка Тельмана тоже нет. И джунглей парка Победы…  Вроде бы, остался парк Кирова. И Комсомольское озеро. Вряд ли в том же виде…

В пятьдесят восьмом мне было тринадцать лет. Тогда я мало интересовалась съездами и конференциями. А моей подруге Лоре Осадчук было семнадцать. Взрослая девушка. Она ходила почти на все мероприятия, связанные с конференцией писателей стран Азии и Африи. Ну-ка, кто сейчас помнит турецкого писателя Назыма Хикмета? А ведь драматургом и поэтом он был вовсе не плохим, я смотрела спектакль по его пьесе «Дамоклов меч». За свои убеждения он восемнадцать лет отсидел в турецкой тюрьме. И все равно, остался красивым, могучим, только совсем седым и очень больным человеком. Лора говорит, что при очень добротном костюме, на ногах у него были шерстяные тапочки в клеточку, видимо, ноги сильно болели.

Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто тогда рассеет тьму?

Назым Хикмет

Дадим шар земной детям,
дадим хоть на день, дадим,
как раскрашенный шарик,
пусть с ним играют,
пусть играют и песни поют среди звезд.
Дадим шар земной детям, дадим,
как громадное яблоко,
как теплый круг каравая,
пусть едят они досыта хоть день.
Дадим шар земной детям,
пусть хоть день шар земной узнает, какое бывает доверье.
Из рук наших дети возьмут шар земной, посадят бессмертные деревья.

1962
Перевод М. Павловой

ОРЕХОВОЕ ДЕРЕВО

Голова моя — пенное облако, море в моей груди. 
Я — дерево ореховое в парке Гюльхане, 
разросшееся, старое, ветвистое — гляди! — 
но ни полиция, ни ты не знаете обо мне.

Я — дерево ореховое в парке Гюльхане. 
И листья, как рыбки, дрожат с зари и до зари, 
они, как шелковый платок, шуршат, шуршат — бери, 
сорви их, милая моя, и слезы свои сотри.

Листья мои — руки мои, сто тысяч зеленых рук, 
сто тысяч рук я протянул, касаюсь тебя, Стамбул, 
листья мои — мои глаза, и я гляжу вокруг, 
сотнею тысяч глаз гляжу, гляжу на тебя, Стамбул.

Листья мои — бьются они, как сотня тысяч сердец. 
Я — дерево ореховое в парке Гюльхане, 
но ни полиция, ни ты не знаете обо мне.

Перевод М. Павловой.

В те времена мы очень дружили с Индией. Хинди-руси — бхай -бхай, перевод этого лозунга знали все: индийцы — русские — братья. Просвещенная публика зачитывалась романом Мульк Радж Ананда «Два листа и почка», Рабиндранатом Тагором, / моя одногруппница Адиба Арифханова снималась в одной из картин «Узбекфильма» по его рассказу.

Тагора не было, а вот Мульк Радж Ананд приехал. Лора ходила на на встречу с Анандом. Уставший вид, умное интеллигентное лицо, черные волосы с сильной проседью… И Мухтар Ауэзов был на конференции. Тот самый, кто написал «Путь Абая»… ну кто, кто сейчас об этом помнит? Для нее главным событием стала встреча с Симоновым, на которой он читал свои стихи.

И еще вещь совершенно небывалая и дикая для тех времен/ кстати о ней рассказывала и моя мама/, во время или перед этой конференцией, на фасаде гостиницы «Ташкент» кто-то нарисовал свастику.

Говорят, их поймали и страшно избили. Арестовали, конечно. Пытались стирать свастику, но получалось не слишком. Пришлось закрыть эти места табличками с названием «Гостиница Ташкент» на русском и узбекском языках.

46 комментариев

  • Guzal_I:

    Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      [Цитировать]

  • Владимир:

    на летней эстраде выступали тогдашние барды/Борис Брейва, индийские песни/,
    Спасибо за упоминание Бори Брейвы. Я много лет работал с ним на Иновещании, он был диктором фарси м мы много лет сидели рядом в одной комнате. Я гордился тем, что мы были коллегами, у нас в отделе он был незаменим — читал в эфир, переводил, выпускал передачи, да еще и мастер на все руки, делал и чинил ювелирные украшения, причем бесплатно. Мы все в отделе, в последние годы, были младше его на 15-20 лет. Все знали, что когда-то он был известен как певец, но в наши годы — с конца 1970-х до 1994, когда его внезапно не стало, он уже не пел, или пел для своих, в узком кругу. В 1992 мы отмечали его 6о-летие, год был страшный, начиналось что-то неведомое, все рушилось, а Боря всех утешал… В 1994 я уехал в Израиль, а через два месяца Бори не стало. Оторвался тромб. Для меня это было страшное известие… В спустя несколько лет не стало и иновещания, где прошла вся его жизнь. Певец, он был предан своей основной профессии ираниста, окончил Военный институт иностранных языков, потом ТашГУ, потом радио..иСпасибо Вам за воспоминания. Они теплые и солнечные. В Ташкенте бываю часто, но он уже другой. В нем нет таких людей, как Боря…

      [Цитировать]

  • Bладимир:

    Если позволите маленькое уточнение. Футболист В.Бекташев не погиб в той страшной авиакатострофе, за Пахтакор он играл раньше

      [Цитировать]

    • tanita:

      Владимир, простите, мне так сказали. Сама я Бекташева не знала. Ошибся тот, чьи воспоминания я приводила, но все равно, исправлю.

        [Цитировать]

    • Ефим Соломонович:

      Слава Бекташев, обладатель приза лучшего игрока кубка «Юности» в 1965 году в составе юношеской сборной Узбекистана по футболу, затем Слава Бекташев несколько лет играл за ташкентский «Пахтакор», а потом за команды рангом пониже.
      Говорят, что стал тренером, не знаю, не могу подтвердить.

        [Цитировать]

  • Aida:

    А общество «Знание» никуда не делось, оно существует в РФ и по сей день. Имею честь быть его лектором, даже удостоверение соответствующее имею. Лекции читаю по своему основному профилю. На Северо-Западе, у общества много дочерних образований — народный университет «Здоровье», например. Как это ни странно (хотя в наше время удивляться нечему), под эгидой общества «Знание» образован Православный университет. Это трехгодичный лекторий для всех желающих, верующих и неверующих, вход свободный и лекции бесплатные. Лекторы — специалисты богословских дисциплин. Бывала на этих лекциях — очень профессионально. Православный христиан, закончивший этот лекторий, может получить право служить диаконом.
    Еще в Ташкенте меня после какой-то конференции пригласили читать лекции. Но надо было ездить в область, а у меня ребенок был маленький, я отказалась, сотрудники мне говорили — зря, лекцию прочитать нетрудно, и деньги идут (это было уже больше, чем 6 рублей).
    А когда оказалась в России, попала в самый «эпицентр» этой работы. Никто и не уговаривал, просто давали путевку на предприятие или в организацию, иди, читай. Правильно говорят, все в жизни надо делать вовремя. Почитала бы в Ташкенте — здесь бы не пришлось:)))

      [Цитировать]

    • акулина:

      Общество «Знание» тнперь называтся «Машъал». незнаю, как там сейчас насчет лекций, но много всевозможных практически курсов вроде бухгалтерских, рукодельных и т.д

        [Цитировать]

      • акулина:

        Прошу прощения за опечатки

          [Цитировать]

      • лариса:

        Акулина, откуда у Вас данные про центр «Машъал», я его давно ищу. Напишите, пожалуйста, где его можно найти. Очень нужна справка. Я там ранее работала, но из здания общества «Знание» они переехали, никто не знает куда. ..

          [Цитировать]

  • lvt:

    Что за «паркофобия»! Возле этого озера в парке Шумилова я, как мне казалось, разглядела в звёздном небе мигающий огонёк первого спутника. В летних театрах парков Горького и Шумилова вечерами шли спектакли театра им. Горького. Летом ташкентцы не любили сидеть под крышей, ведь кондиционеров в зале ещё не было. Танита, залпом прочла все три части.Наш старый Ташкент был таким маленьким! Мы ходили по одним улицам, смотрели одни и те же фильмы, встречали по дороге одних и тех же людей… А вот насчёт «Искры» вы не правы. В утренние часы она стояла пустёхонькой и служила отличным убежищем для прогульщиков. Побеги в «30-лет комсомола» ,были большой ошибкой . Учителя 50-ой и 44-ой школ бежали прямо туда или в парк ОДО в поисках исчезнувшего класса. Поэтически-музыкальная часть стала для меня открытием. К сожалению, в юности эти музы пролетели мимо моей глупенькой головёнки. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!!

      [Цитировать]

  • tanita:

    LTV, у нас просто были разные среды обитания? Не помню, чтобы прогульщики бегали по утрам в «Искру» Исключительно в «Тридцатку» и в ОДО. Лично меня, клянусь, ни разу не ловили, но я еще и в публичке и в зоопарке и в музеях отсиживалась, поди, поймай!!!
    Оказывается, сколько у нас прогульщикооооов было! Слава те господи, не я одна. А насчет «Искры» я имела в виду вечера. По утрам ни разу не бывала, это точно!
    И вас тоже с Рождеством и желаю всего самого лучшего на свете.
    Татьяна.

      [Цитировать]

  • J Silver:

    Сам-то я не могу такого помнить, но мама рассказывала, что в свое время самыми лучшими оркестрами считались оркестр в ОДО и в кинотеатре Искра. Моя бабушка даже договаривалась в свое время, чтобы оркестр из ОДО играл на выпускном у моей мамы…
    А в Искре одно время играл муж моей тети, стало быть мой дядя…

      [Цитировать]

  • alla:

    А я знаю,где находится клуб Агрегатного завода—на Большой Алмазарской Трассе…(А вот что там Высоцкий выступал-не знала….)Этот клуб построили на месте летнего кинотеатра без названия,куда мы всем двором ходили,причем,с подушками и одеялами для удобства и тепла и табуретками,на случай,если места сидячие кончатся))))Билеты стоили 10 копеек.Там мы смотрели страшного Вия,Операцию Ы….и много еще разных фильмов!

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Cпасибо за потрясающее путешествие в наше чудесное прошлое. А «Тридцатка» это действительно культовое место для тех, кто жил рядом. И не только для 50-й и 44-й школы, но и для 60-й, в которой я учился и где сейчас французское посольство, и для 145-й (угол Куйбышева и Жуковского). Кстати рядом со 145-й, был клуб Винзавода, прозванный в народе «Винбочкой», где nfr;t покызывали кино и проходили различные концерты, к этому клубу был приписан вокально-инструментальняый ансамбль «Ровесники» не такой популярный как, скажем «Скифы» или «Киборги» но тем не менее, на их концертах зал был всегда полный.
    Ещё раз спасибо.

      [Цитировать]

  • акулина:

    Наши классные «тусовщики» ходили в винбочку и в железку в зависимости от репертуара на текущий день.
    Кроме того, на массиве Черданцева был летний филиал клуба ТОМЗ, под названием «Василек». Жители ближних и не очень окрестностей охотно туда ходили. В нем шли новые фильмы по 2 дня подряд. Ходили семьями, с колясками, некоторые в халатах и тапочках.
    В 1971 году построили новый штаб ТУРКВО, а рядом с ним музей и разбили очень приятный парчок, в котором разместили военную технику памятник воину-туркестанцу и несколько скульптур, посвященных разным родам войск.Территория парка была тщательно спланирована (там росли и экзотические для Ташкента березы и липы, и более привычные для Ташкента ленкаранские акации и японская шелковица) и он был очень ухоженным. по воскресеньям в парке играл духовой оркестр, люди гуляли семьями, но уже не в халате и тепочках, а вполне прилично одетые. Несколько позже там открыли небольшое летнее кафе с прохладтельными напитками и мороженым

      [Цитировать]

    • tanita:

      Так! Как человек относительно честный, предупреждаю: последние два коммента и еще один коммент Акулины забираю и присваиваю, как дополнение к очерку. Уж не взыщитЕ, очень в тему пришлись, а у меня синдром Плюшкина, и я я все тащу и прячу. Ну очень нужно…

        [Цитировать]

  • tanita:

    Не знаю, где написать. Но сегодня узнала о трагической гибели Евгения Живаева — я много писала о нем и его оркестрах. Его похоронили сегодня. Светлая ему память и вечный покой. Он не заслужил подобной смерти.

      [Цитировать]

  • lvt:

    В одном из летних кинотеатров (в «Хиве» или в «Фестивале» )перед сеансами играл небольшой оркестр. В его составе на скрипке играл учитель математики из 44-ой школы Игорь Абрамович. Почему-то это раздражало руководство. P.S. Татьяна, только что онлайн посмотрела с помощью интернета «Рим в 11 часов», отправляюсь в эфир за другими фильмами начала 50-х.Заставки разглядела. Они замечательные.LVT.

      [Цитировать]

    • tanita:

      Игорь Абрамович был и моим учителем. Мы с ним сдружились на «почве» скрипки. Он мне ноты давад… А раздражало — понятно. Подобное занятие казалось чем-то не совсем приличным. типичное советское ханжество!

        [Цитировать]

      • Виктор Арведович Ивонин:

        Это не ханжество. Это КЗОТ (Кодекс Законов о труде). Там было сказано, что человек может работать по совместительству только с письменного разрешения руководителя предприятия по основному месту работы. Существовала статистическая отчётнось о соместительстве и итоги подводились ежемесячно. Так что это была дополнительная работа и головная боль и бухгалтеру и директору. Вы деньги получали, а они бесплатно Вашими бумажками занимались. Поэтому и свирипели. Существовало только два места, где на совместительство не нужно было согласие администрации. Это Общество «Знание» и Университет марксизма-ленинизма. Там интеллигенция и подрабатывала.

          [Цитировать]

      • Нелли:

        Ой, скажите пожалуйста, а фамилия учителя математики Игоря Абрамовича, играющего на скрипке, — не Дорфман ли? Он был нашим преподавателем в математическом спецклассе 110 школы и одновременно преподавал в школе Успенского (тоже математику, но на скрипке играл великолепно). Неужели совпадение? Или математиков-скрипачей, да еще и тёзок, в Ташкенте было несколько?

          [Цитировать]

        • lvt:

          Фамилию не помню! Прошло 50 лет. Довольно высокий, худощавый, в круглых очках, остроумный, не читал морали, а в критических ситуациях восклицал: «Позор! Интеллигенция!» Хотелось, что бы это был тот самый Игорь Абрамович!!!

            [Цитировать]

          • Нелли:

            Всех, кто учился и знал Игоря Абрамовича Дорфмана, приглашаю на сайт, посвященный ему, который разработал его ученик, мой одноклассник Виктор Тельнов : http://dorfman.obninsk.ru/dorfman/index.html.
            Возможно, вам будет интересно. А может, у вас появится желание поделиться своими воспоминаниями на форуме? Было бы здорово!

              [Цитировать]

        • tanita:

          Нелли не помню, но вполне-вполне возможно.

            [Цитировать]

  • lvt:

    Светлая память!

      [Цитировать]

  • Глафира:

    Еще стоп-кадр.Кинотеатр » Узбекистон» или «сколько-то лет Узбекистана»
    Фильм «Тарзан». Очередь занимали с вечера.Химическим карандашиком писали номера на ладошках.Киноаппараты — Украина.Новинка по тем временам.Открылась касса. Толпа сминая друг друга ринулась за билетами.Мой одноклассник, заводила, но хулиган умеренный,махнул нам рукой, издал замечательный крик и запрыгнул на головы толпащихся у двери.Так как сбросить его некуда — плотно стоял народ-так его и занесли в помащение к кассовым окошкам. Вскоре он вышел помятый,но счастливый.
    В его руках были билеты, но не на всех.Выдавливая билетеров мы прорвались в зал все 12 человек на 8 билетов!
    Танита! Спасибо!

      [Цитировать]

  • dlev:

    Как старожил Ташкента позволю себе сделать небольшую поправку. В части, касающейся Олега Асриянца отмечу, что мехмата в политехе не было, это в САГУ, ныне ТашГУ. В коммунальном дворе возле ОДО жила Маргарита Терехова, которая вначале училась на физическом фокультете ТашГУ, а потом стала знаменитой артисткой- Бегущая по волнам, Собака на сене, Три мушкетера.

      [Цитировать]

  • dlev:

    За рассказ спасибо, это рассказ не только об очагах культуры, это рассказ о ВРЕМЕНИ, и дух времени передан хорошо. Все старые ташкентцы имеют особый нюх и сразу узнаем этот особый родной запах нашего времени. Спасибо за возвращение в старый Тащке7н6т.

      [Цитировать]

  • акулина:

    существует такая то ли байа, то ли правдивая история, поскольку я ее слышала в передаче со слов одного из бывших (очень пожилого) преподавателей ТашГУ, то точно сказать было ли это на самом деле не берусь. А история такова: к этому самому преподавателю, стоящнму в очереди за колбасой подходит незнакомая интересная женщина и очень горячо благодарит его за то, что из-за неудавшейся в очередной раз семикратной попытки сдать ему экзамен она была отчислена из университета, в результате чего стала знаменитой актрисой

      [Цитировать]

    • Нелли:

      Вот этот преподаватель (Моисей Гидальевич), кстати, был и преподавателем Игоря Абрамовича Дорфмана. Про Терехову я от него лично слышала, не помню только, сколько именно раз она ему сдавала, но его заслуги перед отечественной культурой несомненны :).

        [Цитировать]

  • Глафира:

    А мы старославянский професору Коляде Григорию Ивановичу тоже по 5 -6 заходов делали!
    Но всё же получали зачет.
    Вива! ФилФак!

      [Цитировать]

  • ольга:

    А я училась во второй школе.Парк ОДО был самым любимым для меня местом в городе.В нашей школе был маленький двор и мы ходили на уроках физкультуры в парк бегать-наш Евгений Адамович,физрук,пытался из нас сделать олимпийцев.

      [Цитировать]

  • илья:

    ИГРАЛ В ОРКЕСТРЕ «МОДУЛЬ когда им руководил Календарев с 1969 по 1972 год. Боря шамшидов должен помнить Меня звать Илья Стафариади хорошие ю\были времена я играл на контрабасе.

      [Цитировать]

  • илья:

    Борис! вспомни нас «Марик,Масик и Илюша.по ирригационному институту.А меня еще как контрабасиста в оркестре «Модуль»к стати у меня есть фотография оркестра на сцене театра на первом джазовом фестивале в Тащкенте 1967г.А помниш как мы в обеденный перерыв играли в музыкальной комнате в ГКТБ ты,Марик на ударнике. и я.,иногда заходил Володя Теригулов Саксофонист и вы с ним играли на саксофонах. Мы играли для себя что хотели и как хотели получали от этого удовольствие.Я премного благодарен тебе и ребятам Леве Пасынскому,масику (Павлу Листравому) Марику благодаря вам я приобщился и полюбил джаз.Собратся бы и поиграть. я играл на контрабасе если вспомниш. Играл на корпоративах с Каландаровым Эдиком,Юрой жеваевым идругими с радио.напиши одно слово -«помню» пока с приветом Илья

      [Цитировать]

  • tanita:

    Илья, я должна вас разочаровать: Ьорис Шамшидов — мой друг,но на этом сайте не бывает почти никогда. Если хотите, напишите ваш е-мейл, я его передам Боре.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Не читает. Решительно. Иногда читает мои статьи, и то редко. Я ему присылаю. Я написала Бубе, переслала вашу почту как обещала.

      [Цитировать]

    • илья:

      Спасибо .буду надеятся может прочитает. Как его здоровье не знаете? Я последний раз его видел только где-то в 80-х годах. Выглядел он неважно. Кто-то непомню мне сказал что это базедова болезнь.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Да, одно время он сильно болел, но слава богу, все обошлось. Он хорошо выглядит, работает, живет в Израиле, четырежды дедушка. По-прежнему обожает Джаз, и когда я была у него , играл мне Нат Кинг-коула.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Илья, ваш адрес недействителен. И Борис, и я посылали письма, но они возвращались. Поэтому с разрешения Бориса даю вам его е-мейл: bshamshidov@gmail.com

      [Цитировать]

    • илья:

      tanita я новичок в интернете Вы посылали на stafariadi@yandex.ru у меня этот адрес высвечивает с вами -же я переписываюсь .ну попробую со своей страницы с ним переговарить. спасибо за адрес и за содействие.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Понятно. Вы посмотрите, что написали! У вас в первом адресе ошибка. Теперь в адресной строке напишите адрес Бубы, как я вам написала, и все дойдет. А я ему ваш правильный адрес передам.

      [Цитировать]

    • илья:

      Я ему написал а мне пришла какая-то ересь с интернета короче что письмо отправлено через yandex.ru черти что ладно я приглашу кого нибудь.Извините за беспокойство.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.