К 90-летию со дня рождения Искусство Ташкентцы

Рустам Шагаев, фото автора.

                                    
Хотя эта зарисовка написана пять лет назад, но она даст читателям «Писем» более полное представление о замечательном художнике Рахиме Ахмедове, чья персональная выставка открылась 2 декабря в Галерее изобразительных искусств Узбекистана. В 12 залах Галереи представлено более 200 живописных и графических работ.

ТВОРЕНИЕ РАХИМА АХМЕДОВА

Ровно полвека назад художник Рахим Ахмедов создал одну из лучших своих работ – портрет «Материнское раздумье». В образ этой женщины он вложил всю любовь к своей рано ушедшей из жизни матери. Полная светлой печали картина сразу обрела всенародное признание, и сегодня глубоко волнует людей.
Кстати, именно эта работа стала прообразом скульптуры Скорбящей матери на площади Мустакиллик. В своих выступлениях Президент страны Ислам Каримов неоднократно с теплотой упоминал о ней.
В далеком 1953 году он только вернулся из Петербурга, где окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина. С головой окунулся в работу, много ездил, пробовал себя в самых разных жанрах. Стремительно, словно метеорит ворвался в художественную жизнь страны. Годы учебы запомнились как самые счастливые, хотя часто бывало, что замерзал от студеного ветра с Невы. Тогда согревал лежавший в кармане студенческий билет, легко открывавший двери всех музеев «северной» столицы.

В Петербурге он получил блестящее художественное образование, но все эти годы душой был дома. В краю, где смуглые люди и певучий говор, синие горы и быстрые реки, щедрые сады и жаркое солнце, согревающее триста дней в году…
После возвращения на родину, началась и педагогическая деятельность Рахима Ахмедова. Многие десятилетия он был преподавателем кафедры живописи Ташкентского театрально-художественного института. Слова «пиши, как чувствуешь», ставшие девизом жизни, он часто повторял ученикам.

На выставке, посвященной 70-летию художника 5 июня 1992 года (слева Чингиз Ахмаров, а справа – Рузы Чарыев). 

И сегодня, в свои восемьдесят пять, художник полон энергии, активно творит, остается одним из самых ярких светил узбекской живописи.
В его просторной мастерской, расположенной на десятом этаже дома, что напротив «Голубых куполов», разбит зимний сад. Вдоль больших окон – сплошь живые растения. А рядом с мольбертом – велотренажер. Удобно: отложил на пять минут кисти и размялся.
Художник вновь и вновь возвращается к образу матери. Эта тема вдохновляла его всегда, была музой жизни. Вот и сейчас, через полвека, на мольберте стоит авторское повторение «Раздумья». Даже недописанный холст смотрится законченным произведением.
Вот что значит кисть мастера!
Старая женщина в тени дерева, позади уютный дворик и белая мазанка. Сюжет картины незамысловат и лаконичен, но в глазах матери столько грусти, так мастерски выписаны натруженные руки и краски природы, что от портрета трудно оторвать глаза.
После «Материнского раздумья» Рахим Ахмедов стал знаменитым, получил много наград и званий, но в душе остался художником, с сыновней нежностью воспевающим Родину!

КОРИФЕЙ УЗБЕКСКОЙ ЖИВОПИСИ

Со стороны виднее. Прошло три года, как его нет среди нас, но сегодня еще больше раскрывается его величие.
Эх, какой это был человек!

С народным артистом СССР Маликом Каюмовым. 5 июня 1992 года.

Он прожил большую, трудную, но прекрасную жизнь, столько сделал для нашей страны, что не осилить и десятерым. Двадцать два года Рахим Ахмедов был бессменным председателем Союза художников Узбекистана. За это время были построены дома и мастерские художников за «Светланой» и на Ак-тепе, на Себзаре и около гостиницы «Россия». Сотни художников получили образование в лучших вузах Москвы и Петербурга.
Во многом благодаря именно ему достигло таких высот изобразительное искусство Узбекистана!
Несомненно, Рахим Ахмедов один из величайших художников современности. За портрет «Материнское раздумье» он был удостоен звания народного художника СССР, стал действительным членом Академии художеств СССР. Из узбекских художников только Урал Тансыкбаев и Рахим Ахмедов удостоены таких высоких регалий!

Выступает Народный артист СССР Шухрат Аббасов.

Величие – в простоте. Действительно, он никогда не хвалился своими званиями, был прост в общении и открыто говорил человеку, что о нем думает. За это его уважали.
Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречи с этим художником. Особенно близки мы были в последние годы, я любил приходить в его мастерскую, слушать рассказы Рахим-ака, наблюдать, как он творит.
Не один раз я возил его на Акташ. В живописнейшем месте, у журчащей речки, раскинулась его дача с большим садом и бассейном. Ранней весной мы заезжали на базар, и он покупал сотни саженцев цветов. Любил цветы и краски, которые радуют глаз.
Летом дача превращалась в чудный райский уголок (курортологи не раз отмечали, что роза ветров Крыма и Акташа – самые целебные в бывшем Союзе). Во все времена года эти горы, девственная природа вдохновляли его на проникновенные пейзажи.
Еще хорошо помню, как к 80-летию художника в Академии художеств открылась большая выставка «Рахим Ахмедов и его ученики». Это был потрясающий праздник изобразительного искусства. Ведь больше половины членов академии – его ученики!
Он был настоящий труженик, писал каждый день.

Последний раз я видел его 8 июля 2008 года в Акташе, за день до кончины. Я не думал, что эта наша последняя встреча. На мольберте стоял эскиз неоконченного натюрморта… 

«Последнее лето» 8 июля 2008 г. 17.00

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.