Как американцы «спасли» русскую коллекцию музея в Нукусе Разное

В Риге прошел единственный показ американского документального фильма The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещенного искусства»), который, как утверждает местная пресса, стал сенсацией и открытием для зрителей всего мира(!). Работа над лентой,  посвященной  уникальной коллекции русских авангардистов, собранной в Нукусском музее Игорем Савицким (1915-1984), продолжалась целых семь лет. Ее снял Чавдар Георгиев, который  родился в Одессе в семье тогдашнего консула Народной Республики Болгарии в СССР. Потом он закончил Чикагский институт искусства и стал аспирантом Киношколы Южнокалифорнийского университета. Его соавтор — Арманда Поуп.
Организаторы Рижского Фестиваля и инициатор данного проекта агентство «PR — Линия» сделали показ бесплатным. Фильм рассказывает об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами в государственном музее искусств Республики Каракалпакстан.

Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий, совершил настоящее чудо — в 1966-1984 годах он вывез из Москвы и других городов Советского Союза свыше 44 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего русского  авангарда. Его расчет оказался верным — вдали от столицы советского государства и от могущественных «чиновников от искусства», запрещенные и неугодные власти полотна обрели шанс на жизнь.
При этом коллекция создавалась на государственные деньги, которые выделялись музею на приобретение экспонатов.
«Есть советское искусство и есть савицкое искусство», — шутил коллекционер, который последние приобретения для музея делал во время отлучек из московской больницы, будучи уже смертельно больным.
В фильме собраны интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками, использованы кадры документального кино, уникальные фотодокументы. Авторы правдиво рассказывают о непростой истории Советского Союза, трагической судьбе его интеллигенции.
Картины, которые показаны в фильме, поражают яркостью и смелостью своей формой, силой своего содержания. Игорь Савицкий в фильме говорит голосом голливудского киноактера Бена Кингсли.
И дальше пошла полная ахинея в американском стиле, сочетающем полугамотность с отровенным пиаром.
Оказывается, авторы ленты встревожены судьбой коллекции. Узбекские власти якобы не заинтересованы в сохранении уникального собрания, западные музеи готовы растерзать его на части, что неизбежно приведет к гибели всей коллекции. Плюс и Россия, как обычно,  не проявляет никакого интереса к этому пласту великой русской культуры.
Картина была показана на фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге и во Владивостоке. Но вот беда, у российской стороны так и не возникло желания сохранить коллекцию. Только, дескать, «Газпром» хотел прикупить несколько работ. Еще в Нукус приезжал Церетели.
« Мы думали, что россияне отреагируют на этот фильм с большим энтузиазмом, но, к сожалению, этого не произошло. Может быть, его покажут на канале «Культура», но пока у россиян нет планов на этот фильм. Интересно, что в Израиле его показывали уже везде и все русские в Израиле его видели, и им это интересно.
А в России интереса мы не встретили — нет пророка в своем отечестве. Фильм не видели и на родине Савицкого — в Киеве. Но рано или поздно фильм придет в Россию. Для нас было важнее познакомить с ним международную общественность, чтобы она смогла помочь повлиять на Узбекистан в плане сохранения этой коллекции», с апломбом заявил Чавдар Георгиев.
Без провокаций американцы, пусть даже и самого свежего разлива, не могут. О каком спасении коллекцуии русского авангарда идет речь? Или господин Георгиев не ходил по музею имени Савицкого в нукусе, который построен уже в годы независимости и который не имеет себе равных во всей Средней Азии?
Или он не знает, что Савицкий уже после смерти был награжден за свои труды высшим  узбеским орденом? Или не в курсе, что с коллекцией русского авангарда в Нукусе работаю десятки европейских, американских, азиатских ученых и никто из них еще ни азу не поднял вопрос о «спасении шедевров»?
Не удивительно, что «сенсационный» подход к теме русского авангарда в музее Нукуса встретил прохладное отношение в России. Там отлично знают, что вторая по численности коллекция (первая — в питерском Русском музее) находится в надежных руках, что ничто ей не угрожает. А потому не следует  пороть чушь на ровном месте.

Вести.уз

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

6 комментариев

  • Тамара:

    Вчера обсуждали эту статью на встрече блогерского клуба «Лангар» с Министром по делам культуры и спорта Турсунали Каримовичем Кузиевым, который одним из первых прочел этот текст и буквально цитировал ее.
    Он совсем недавно побывал в Нукусе. И коллекция на месте, и условия — далеко не всякий музей такие имеет. К тому же, чтобы расширить экспозицию, принято решение построить еще, кажется, даже два новых корпуса.
    Я и сама была в музее имени Савицкого в 2004 году. Впечатление ошеломляющее. Коллекция настолько уникальна, что потрясает своим богатством. Картины Усто Мумина, Кашиной, Фалька, Волкова, Бенькова — не стану перечислять всех, но то, что есть в Ташкенте — крохи, в сравнении с коллекцией музея в нукусе.А еще керамика и расписной фаянс начала века, интересная коллекция каракалпакского народного искусства, словом — богатейший музей.
    Его директор музея, Мариника Бабаназарова, недавно была в Ташкенте на Биеннале современного искусства. Государственный музей имени Савицкого не раз проводил выставки в Ташкенте и за рубежом — в Германии, Франции,в 2010 году — в Гронингенском музее в Голландии, проводилась слайдовая презентация музея в Италии. Это только то, о чем сама слышала. Кстати, полную информацию можно получить на официальном сайте Государственного музея искусств им. И.В. Савицкого, вот ссылка: http://museum.kr.uz/russian.
    Читайте и смотрите, господа хорошие, — авторы фильма The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещенного искусства». А вот здесь галерея русской живописи 20 века из этого музея: http://museum.kr.uz/Russian_arts
    Со слов Т.К.Кузиева, сейчас проходит паспортизация всех 90 музеев страны и вскоре все фонды этих музеев предстанут в интернете на официальных сайтах. Я даже усомнилась, что такая работа будет проведена — это огромный труд, но раз жаноб министр сказал — сделают, он, насколько знаю, слов на ветер не бросает. Вот только, несмотря на перспективу увидеть картины из музея имени Савицкого в Интернете, так хочется поехать в Нукус и не в один прием, как это было семь лет назад, а хотя бы за 3-4 дня осмотреть все, что там можно увидеть и поделиться своими впечатлениями.

      [Цитировать]

  • Эльмира:

    Музей уникальный, слов нет. Я с детства в нем пропадала, даже проводила мою выставку там же у Мариники еще в старом музейном корпусе. Я так понимаю, фильм-то о том периоде, когда Савицкий собирал коллекцию, а не о нынешних временах, так что, господа, остается только гордиться тем, что родилась и выросла в городе, где есть такая жемчужина мирового масштаба как наш музей.

      [Цитировать]

  • Джага:

    1. Оказывается Усто Мумин, Кашина, Фальк, Волков, Беньков были заклеймлены, были художниками-изгоями. Поэтому их картины закупали при их жизни узбекские музеи и выствочные фонды, а именем Бенькова в сов.!! время назвали училище.
    2. Оказывается их искусство было «запрещено» и поэтому «коллекция русского искусства создавалась на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ!! деньги, которые (при поддержке ЦК КПУз и КК-го обкома — Минфин Узбекистана и Каракалпакии, Минторг, облпотребсоюз и т.п.) выделяли музею на приобретение экспонатов».
    3. Кто ж виноват, что художникам в РФ мешали те же художники, кто во все!! времена пробирался ближе к кормушкам и делил пироги. Кто знает, м.б. кого-то задвинули на задворки и Челлини или Микельанджело? :о)
    4. Кстати, такого «формалиста» как Шостакович даже в партсовпрессе осуждали, но никто не сажал и музыку его играли, даже в Ленинграде во время войны и после. Ахматову осуждали, но издавали, печатали.
    5. Великого художника!, а не только коллекционера лечил академик Ефуни Сергей Наумович из 4-го КРЕМЛЕВСКОГО! управления Минздрава. Кстати о ИС как о художнике ни слова в фильме.
    6. Да, конечно, был Хрущев с его отзывом о художниках-«пидарасах», но никто их не преследовал, а после его отзыва картины начали активно скупать коллекционеры всех родов и музеи, а некоторых вывезли за бугор, как, якобы, диссидентов.
    7. После сов времени кто-нить знает известных российских художников или коллекционеров,которых ВДРУГ заценил Запад сейчас, когда нет ни Советов, ни КПСС и о ком можно было бы снять фильм как о Савицком?
    8. Фильм интересн был бы, если бы не оголтелый антисоветизм времен Маккартура — что есть глупость, если не хуже. Впрочем, б.м. это маркетинговый ход, чтобы привлечь потребителя, но делать паблисити СЕЙЧАС на антисоветизме и памяти великого художника — недобросовестно или непрофессионально.

      [Цитировать]

    • Рустам Т.:

      Джага, Вы плохо владеете этой темой… русским авангардом начала 20 века и авангардистами второй волны — нонконформистами шестидесятниками.
      Прислушайтесь к словам Элеоноры Ш.

        [Цитировать]

  • Элеонора Ш.:

    «Оказывается Усто Мумин, Кашина, Фальк, Волков, Беньков были заклеймлены, были художниками-изгоями. Поэтому их картины закупали при их жизни узбекские музеи и выставочные фонды…»

    Покупали, да. Но это были эпизоды. Если ранние картины — то это 20-е годы, когда сталинский диктат еще не был столь людоедским. (Кстати, «узбекские музеи» — это были те же советские музеи.)
    Позже тоже покупали, но в основном заказные работы, прославляющие социалистический труд и «новый мир». А те работы, что нынче являются брендами художников, названных в фильме «запрещенными», работы, которыми так дорожили сами авторы, — нет, не покупали. Именно они стали поводом для фабрикации всевозможных «дел», разработок якобы участия художников в контрреволюционных заговорах.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.