“О, соле мио!” Разное

Пишет Татьяня Перцева.

Каждый год, в очередной поездке, я даю страшную клятву: никогда больше! НИ-КОГ-ДАААААА!

Старая больная женщина, которой давно пора бы дома сидеть! И лапы ломит, и хвост отваливается, и шерсть клоками лезет…

Балкон Джульетты

Но год проходит. И у моей подруги Аллы грядет очередной отпуск.

— Куда едем? — спрашивает она в лоб. (Алла у нас бухгалтер. Женщина строгая, серьезная и прагматик. То-есть полная мне противоположность).

— Да я.. да мы… да вы… — мямлю я — Ноги… спина… и вообще….

— И вообще мы едем. Совесть иметь надо! Подруга ты мне или ехидна?!

И после этого кому захочется быть ехидной? Кроме того, если честно признаться, у меня уже начался зуд дальних странствий. Очередной приступ. А ЭТО мы еще не… и ЭТО не… и ЭТО….

Поэтому я позорно капитулирую. Начинаются поиски объекта.

На сей раз поисков не было. Потому что поездка в Северную Италию сорвалась в прошлом году. Не набралась группа, — такое бывает, маршрут немного нетрадиционный, не включает Рима, Неаполя, Пизы, и т. д. Там мы уже были. Нас интересовал север.

Тогда пришлось спешно лететь на Мальту. Чтобы не пропал аллин отпуск.

Зато в этот раз все срослось. Слава богу, ненавижу менять планы в последний момент.

Документы, как всегда, получены в предпоследний день. Это у нашего сурового постсоветского туризма фишка такая. Одна из многих. Просто поразительно, как это еще люди ездят за границу при таких условиях. Должно быть, дорвались. Потому что любая поездка бывшим советским обходится где-то на треть дороже, чем, скажем, немцам или американцам. Проверено! При этом экскурсии у них интереснее, содержательнее, условия проживания — комфортнее и т. д. Тоже проверено… Но делать нечего: приходится довольствоваться тем, что есть.

Итак, мы летим. С опозданием всего на час. Это для чартерного рейса, считай, тьфу, семечки. В тот раз я сидела в Домодедово четыре часа. И мрачно предсказываю, что на обратном пути в аэропорту Римини начнется страшная толкучка, когда у паспортного контроля или у стойки регистрации сойдутся пассажиры с трех рейсов одновременно! Вот это да, испытание очень даже нелегкое. Плавали, знаем. Потные, разгоряченные люди, и безнадежная очередь. И три-четыре часа задержки. Но это через неделю. А пока — мы летим!!!

Главное правило туриста, решившего посетить Италию, Испанию, и отдельно Сицилию, хоть это и есть Италия: осторожность, осторожность и еще раз осторожность. Никаких ценностей в номере не оставлять! Лучше и в сейфе портье не оставлять: всякое бывает. Носить при себе в кошельке на шее или поясе деньги и паспорт. И обязательно — документ о страховке. НИКОГДА не носить сумки «лицом» к мостовой. Только так, чтобы они были обращены к стене. Иначе рискуете очень. И вообще в сумку лучше не класть что-то важное и дорогое. Потому что сумки рвут не только скутеристы, но и просто бандиты на улице. Я сама была свидетельницей не менее пяти случаев. Вырвали сумки, в Барселоне и Палермо, пытались вырвать — Флоренция и Севилья. Украли деньги из номера: Рим.

Простите за отступление, но предупредить-то нужно!

Прилетаем. Встречают. По идее и согласно программе должны везти в Сан-Марино, карликовое государство, торгующее без налогов и пошлин. Не везут. Развозят по гостинцам Римини. Тех, кто на отдых — первая линия отелей. Нас тоже привозят к морю, но уже в пятнадцати километрах от Римини. Неважно. Ночь переночевать — и в путь. Долго гуляем по набережной. Суем носы в сувенирные магазинчики, запасаемся водой, скука смертная, день потерян. Постсоветский туризм во всей красе…

Наутро будят в семь, завтрак в половине восьмого, отъезд в восемь. Едем. Я, по приобретенной годами привычке, немедленно закрываю глаза, и уже ничего не слышу. До Венеции — почти четыре часа. В Венеции мы уже были. Я — весной, когда народу было мало. Алла — летом, но утверждает, что народу тоже почти не было. В этот раз — кошмар и давка. Ну мы, понятно, по делам к тете, а куда остальные?!

В Венецию нужно добираться катером. По прошлому опыту знаю, что прикормленные гиды сразу ведут туристов в стеклодувную мастерскую, где наивные туристы покупают дорогое муранское стекло. Сразу предупреждаем, что в мастерскую не идем. И во дворец дожей — тоже. Но про дворец я расскажу, потому что хорошо его помню.

Вся Венеция стоит на сибирской лиственнице, не гниющей, а только каменеющей с годами. И не лиственница виновата. Море. Оно старается поглотить неповторимый город.

На входе на площадь Сан-Марко, две колонны. Одна — с крылатым львом святого Марка, вторая — со святым Теодором, попирающим дракона. Проходить между колоннами не рекомендуется — примета плохая. Только сбоку. Слева — библиотека и Кампанила, колокольня, на которую можно подняться. Там обзорная площадка. Напротив — дворец дожей и собор святого Марка. Дворец дожей — поразительное здание, основание которого легче верхней части. И полы, которые ходят под ногами. Говорят, ходят много лет. Чтобы здание не разрушилось… вот этого я совсем не понимаю. Зато там картины: Тициан. Тинторетто, Вечеллио, Веронезе, и даже Босха, самого загадочного и поразительного в мире художника, прародителя всех ужастиков на свете. Чуть подальше — зловещий Мост вздохов, по которому в подземные тюрьмы вели заключенных. Многим больше не суждено было увидеть свет.

В этот раз в собор попасть не удается, стоять в дикой очереди на жаре — удовольствие не из приятных. Вздыхаем и разглядываем разномастные колонны. Когда строили собор, благочестивые крестоносцы везли из крестовых походов все, что могло бы украсить здание. Даже колонны. Зеленые, темно- коричневые, больше всего серых. Поэтому все они разнокалиберные.

Теперь на площади запрещено кормить голубей. А тогда… у меня есть фото, где на моих раскинутых руках сидит больше десятка птиц. И корм больше не продают. Зато влево от собора тянутся галереи с магазинами. Там прохладно… Там же и уличные кафе и, что больше всего меня радует — инструментальные ансамбли. Причем интересно, что ансамблей четыре/один перед библиотекой/, а друг друга не перебивают. Играют популярную классику, и хорошую зарубежную эстраду. Не современную. Как правило, это квартет. Солируют скрипачи. На четыре квартета — две скрипачки и два скрипача. Около каждого я надолго замираю наслаждаясь действительно хорошей игрой.. Один играет мою любимую «Тень твоей улыбки»…

Долго бродим по улочкам, любуясь поразительной выставкой изделий муранского стекла в витринах. Заходим на Риальто, первый мост через венецианский канал. Жарко…. хорошо, что каналы еще не зацвели — тот бы был запашок! И на гондолах в этот раз мы не катаемся, с меня и одного раза хватило. Осадка низкая, а мне с моим несчастным воображением постоянно кажется, что гондола перевернется, и я окажусь в этой ужасной грязи. В тот раз серой, в этот — тошнотворно зеленой. Хорошо еще, что каналы не «цветут» — запаха пока нет. Присесть негде — во всем городе ни одной скамейки Приходится сидеть в кафе, хотя цены… Венеция — один из самых дорогих городов Италии.

Словом, в этот раз все не так. В прошлый — я влюбилась в Венецию и ее дворцы, выстроенные вдоль Гранд Канале, Большого канала.

Уезжаем мы именно по нему. Такие величественные, необыкновенно красивые сооружения, и почти все — пустуют. Жить в них слишком дорого. Владельцы покинули Венецию. Жаль -то как, но что поделать? Венеция умирает. Опускается в море. Хоть бы нашли способ ее спасти!

На обратном пути слушаем занимательный рассказ сопровождающего о штрафах для автолихачей. Оказывается, вместе с правами каждый водитель получает двадцать условных очков. Нарушил — очко долой. Это кроме штрафа. Истратил все: новый экзамен на на сдачу прав: время, деньги… Превысил скорость или сел за руль в нетрезвом виде — специальная комиссия квалифицирует степень риска для окружающих. Самая малая — полторы тысячи евро штрафа, и пять очков долой. Средняя — три тысячи и минус десять очков. Высшая — шесть тысяч, пожизненное лишение прав и продажа машины с аукциона. Деньги идут на благотворительность.

Невольно позавидуешь… Это я вам как заслуженный пешеход-ветеран говорю.

Ночуем в местечке Лугетто.

Завтра — Верона.

Вот куда я мечтала попасть. Верона… старый-старый город. Примечательно, что во всех европейских городах исторические центры никто пальцем не смеет тронуть. Тринадцатый век — так тринадцатый, восьмой — так восьмой. В этих домах живут, да еще и обязаны содержать их на свой счет, и это считается большой честью.

Нас сразу же ведут в домик Джульетты. Кстати, когда-то в этом доме жило семейство Дель Каплетто. А в доме Ромео — семейство Моникотти. Уловили сходство?

Дом ничем особо не примечательный, во дворике — бронзовая статуя Джульетты. К ней не подойти: толпы туристов норовят сфотографироваться, потрогать левую грудь — на счастье в любви. Мы с Аллой не подходим: мне такого счастья не надо, у Аллы оно есть.

Знаменитый балкон — подделка. То-есть, это шестнадцатый век, но перенесен сюда из другого здания.

Далее нас ведут в дом Ромео.

Увы, детей, как всегда разлучили банальные, но вечные вещи: политика и бабки. Родители принадлежали к разным партиям: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины — сторонники германского императора, формально правившего разрозненной Италией, гвельфы: сторонники папы римского. Обе стороны никак не могли договориться, кому назначать епископов в различные герцогства и королевства. Епископу несли налоги. Он, по нынешней моде, давал откат своей крыше. Деньги, деньги… а дети погибли. Впрочем, не такие уж дети. При тогдашней средней продолжительности жизни в сорок-сорок пять лет, четырнадцать — это уже почти зрелость…

И, кстати, в Вероне существует «Клуб Джульетты», куда приходят письма со всех концов света. Волонтеры отвечают на каждое, и поскольку среди них много профессиональных психологов, дают вполне квалифицированные советы.

А правило тогда Вероной семейство Скалигари, люди надменные и спесивые настолько, что велели выставить свои саркофаги напоказ, вознеся их на высоту второго этажа… Ох, не поэтому ли их род вымер, не оставив наследников?

Гуляем по Вероне. Все в цвету, различные цитрусовые висят прямо на деревьях и прямо на улице.

Увозят нас на озеро Гарда, в крошечный средневековый городок Сирмионе. Сейчас это модный курорт, но исторический центр — это царство туристов.

Озеро красоты необыкновенной. Покой и умиротворение. На набережной цветут олеандры, причем, не кусты, как мы привыкли видеть, а деревья. Удивительное зрелище: не слишком высокие деревья в белых и розовых цветах. Да, и повсюду, где мы только ни бывали, — цветущие магнолии. Очень высокие и раскидистые, и совсем низенькие, почти кусты. Белоснежные, словно фарфоровые, цветы.

Исторический центр до сих пор огорожен высокими крепостными стенами, с зубцами, очень похожими на кремлевские. Гид подтверждает: именно этот архитектор позже строил московский Кремль. Никаких достопримечательностей, кроме лебедей в бывшем рву, и узких крутых улочек, но очень живописно и, бывая в подобных городках, я неизменно замечаю, что на душе становится легко, а заботы куда-то исчезают. Остается такое редкое ощущение полной свободы!

Бродим, сколько возможно. После чего идем к месту встречи группы, как всегда, оказываемся там минут за пятнадцать до срока. Тут же и скамеечка! Садимся, к нам подсаживается интересный мужчина, заводит разговор — русский русского видит издалека Впрочем, и всякий итальянец мгновенно отличает русского от западника….

Турист из Сибири, на отдыхе.

На этот раз нас везут ночевать в Милан. Кое—кто из женщины возбужденно обсуждает шопинг. Мы с Аллой не обсуждаем. Шопинг нас не интересует. Посмотреть бы, что можно!

Приезжаем довольно рано. Отель, на наше счастье, в самом центре, у станции метро, и рядом супермаркет, где вода куда дешевле, чем на уличных лотках, Запасаемся водой, как умирающие от жажды, и немедленно едем к собору.

Восемь остановок. Коротких. Метро, к сожалению, как все европейские метро, спроектировано по западному образцу, что на мой взгляд, куда хуже советского. У нас посредине платформа, по бокам — поезда. Сел не туда — перейди на другую сторону платформы.

На Западе — наоборот. Сел не в ту сторону — иди обратно, поднимайся по лестнице — эскалаторов там очень мало, далеко не везде, разве что в Австрии, где очень глубокое метро, потом спускайся снова, теряй время…

Поднимаясь наверх, знакомимся с выходцами из Казахстана, отцом и дочерью, которые заговаривают с нами, услышав русскую речь. Позже снова встречаемся с ними на площади, и они нас сфотографировали на фоне собора, спасибо им.

Выходим… и мгновенно замираем, разинув рты.

Поверьте, я видела много соборов. Очень много. Но тут… никакие снимки, никакие фильмы не могут передать ощущения той легкости и изящества, поразительных для такого огромного здания. Очень светлое. Кружевное. Летящее. И десятки шпилей возносятся к небу, словно руки молящихся.

Поверьте, этот собор ВОЗВЫШАЕТ. В отличие от Кельнского, заставляющего почувствовать свое ничтожество перед господом.

Все еще ошеломленные, выходим на площадь, и немедленно становимся жертвами самого пошлого развода. Я на секунду отворачиваюсь. А когда поворачиваюсь снова, вижу, как Алле суют что-то в руку, на которую садятся несколько голубей.

— Снимайте! — кричат мне. — Снимайте!

Я машинально снимаю, потом все повторяется, после чего и мне суют в руку несколько зерен кукурузы, на которые тут же слетаются голуби. На этот раз фотографирует Алла, которая раньше меня поняла, в чем дело. Молодой человек предлагает сфотографировать нас вместе, но она решительно отказывается. И права: мошенник просто скрылся бы с камерой. А так… всего лишь приходится платить пять евро за грошовую кукурузу… конечно, эффект внезапности…

Но назавтра мы предупреждаем всю группу о потенциальной опасности.

Мы долго гуляем по городу. Находим здание Ла Скала… ох, какое разочарование, особенно потому, что его никак нельзя сравнить со зданиями Гранд Опера и с Венской и будапештской оперы. Очень скромное, невидное. И внутрь не пускают. В отличие от вышеперечисленных. Там можно даже заказать экскурсию/ в Вене /. А в Гранд Опера, слышала, как в ложе поет какая-то девушка, и тихонько подпела. Кто может сказать, что я не пела в Гранд Опера?!

Пускают только в музей Ла Скала, где собраны музыкальные инструменты, картины, документы великих музыкантов. Дирижерская палочка Тосканини…

Я восхищаюсь галереей Виктора Эммануила II. Очень красиво, хотя там нет ничего, кроме магазинов. Зато какой мраморный паркет с гербами! Налюбоваться невозможно.

Возвращаемся домой уже в темноте. Как-то не по себе. Алла признается, что и с ней то же самое, хотя в других странах мы всегда гуляем допоздна. Но это Италия, следовательно, подсознательно ждешь неприятностей.

Наутро экскурсия. Мы с Аллой отлыниваем, потому что ведут по тем же местам, что и накануне. Интересна только поездка в знаменитую крепость Сфорца, как и Кремль, выстроенную из красного кирпича. Я ловлю каждое слово гида, потому, что в моей работе описание замка очень пригодится. А тут еще и двойная решетка: вход во двор охраняет одна, за которой, оказывается, еще один двор. И тоже с решеткой. Интееересно…

В крепости на первом этаже хранится незаконченная работа Микеланджело «Пьета Ронданини» — дева Мария с мертвым Христом. Целый зал «Асси» посвящен работам Леонардо.

На втором этаже — интерьеры: мебель, белье, картины и т.д, от XV до XVIII веков…

А крепость строилась на вечность. И семейство Сфорца было одним из самых знатных в Италии.

Во второй половине дня уезжаем в швейцарский городок Лугано. Опять же, достопримечательностей никаких, если не считать так редко испытываемого ощущения полного покоя и некоего благостного состояния души.

Кто-то остался гулять по набережной. Мы идем в парк. Огромные магнолии, совершенно шикарные гортензии, озеро Лугано, с типичной для швейцарских и австрийских озер водой цвета нежно-нежно бирюзовой зелени, лебедями/ один из них у меня на снимке/, благодать. Кстати, я там вспомнила пост, где показывались изрезанные деревья, так вот: я ни разу не видела за границей ни одного изрезанного дерева. В центре парка ведутся какие-то работы: территория огорожена, а деревья, кстати, именно чинары, взяты в высокие короба. Чтобы не повредить. За срубленное или поврежденное дерево полагается гигантский штраф, и подрядчики не хотят рисковать.

Едем в Милан, на последнюю ночевку. Завтра — Генуя!!

Я влюбилась с первого взгляда и навсегда. Гавань, лазурное море, корабли, и среди них каравелла из фильма «Пираты» Романа Поланского. Ее перегнали сюда из Америки… Жаль только, что на нее нельзя подняться, как на «Конунг», корабль викингов в Швеции. Но это так романтично! Рядом —самый большой в Европе аквариум и зеркальная сфера, где царит тропический климат и летают красные ибисы. Действительно красные, с длинным носом-лопаточкой.

В аквариум, конечно, не идем, а идем с гидом на экскурсию. Генуя — город банкиров. Удивительно современное мировоззрение было у этих банкиров. Они считали, что все покупается, дело только в сумме. Семьсот лет Генуя не воевала, откупаясь от нападавших, и предлагая взамен отправиться на грабеж в Неаполь или Пизу. Правда, и дела вели честно: сохранился позорный столб, к которому приковывали нечестных банкиров. Имущество распродавали, чтобы вернуть деньги пострадавшим… нет, везет же людям! И до чего же правильное законодательство! Вот бы у нас так!

Улочки как во всех южных городах, узкие и крутоватые. И, как во всех приморских городах, увы, сильно попахивает канализацией. Уж не знаю, в чем дело, но это повсеместно распространенное явление. Идешь по почти несуществующим тротуарам. А тут еще и машины.. Зато на улочках всегда прохлада: солнце сюда почти не проникает. Гид ведет нас на улицу с великолепными дворцами. Говорит, только один из них принадлежит прежним хозяевам. Остальные забрало государство вместо налога на наследство. Предлагало чем-то пожертвовать. Чаще всего — дворцами. Наследники соглашались содержать такую махину стоит дорого. В двух дворцах сейчас музеи. В одном скрипка Страдивари «Кремона». Ее владелец, скрипач Никколо Паганини подарил ее родному городу. В благодарность за это родной город снес переулок Черной кошки, где родился скрипач, так что теперь показывают только место, где этот переулок был. А самого скрипача оказался хоронить на генуэзском кладбище… после чего начались бесконечные скитания его сына с гробом отца по дорогам Италии. Никто не хотел хоронить дьявола. И при этом в голову никому не приходила простая мысль: дьяволы не умирают. А человек имеет право упокоиться в земле.

Но моя мечта исполнилась: я видела скрипку Паганини…

А вот поход в Палаццо реале — королевский музей не удался: по средам он работает до часу дня.. в остальные дни — до шести. Какая обида!

Зато мы гуляем во великолепному центру города с фонтаном и потрясающе красивыми дворцами. И идем в собор. Дуомо — так во всех итальянских городах называются кафедральные соборы. Только этот собор особенный. Огромные деньги позволили генуэзцам приобрести бесценные реликвии: одну из чаш Грааль, — не удивляйтесь. Я тоже удивлялась. Но этих чаш — четыре. Местонахождение всех известно. Одна находится в соборе. Пятигранная, разбитая, зеленое стекло. Там же мощи Иоанна Крестителя и святой Вероники. Блюдо, на котором Саломея поднесла Ироду голову Иоанна Крестителя. Шип из тернового венца Иисуса Христа. Волосы Богородицы. Гвоздь из креста…

За посещение сокровищницы нужно платить. Многие из нашей группы отказываются. Мы идем. И это счастье.

Каждое утро я даю себе зарок: больше ни-ни. Ни за что. И каждый день, как завзятый алкоголик, нарушаю данное слово и пью то сок со льдом, то смути, коктейль из фруктов и льда, делается в таких аппаратах, в каких раньше делали молочный коктейль. то граниту, — много—много льда с соком… несчастное мое горло! Но ведь жарко же!!! И мороженое. Лимонное или ананасовое. Фруктовое иногда делают прямо с кусочками фруктов. Горло будем дома беречь!

Опять, опять, не зная меры…

А назавтра я поддаюсь соблазну еще раз поехать в Ниццу и Монте-Карло. В Ниццу — побродить по местам боевой славы. В Монте-Карло — во второй раз побывать во дворце князей Гримальди.

Приезжаем в Ниццу: веду Аллу посмотреть на улицу Жана Медсена, где когда-то жила. Ранее оживленная улица сейчас словно вымерла. Тоска смертная. Идем на Английскую набережную, с ее бесчисленными ресторанчиками морепродуктов. Ницца — жаркая. Ее даже море не спасает. И в Николаевский собор мы сегодня не попадем. В прошлый раз нас возили. Сегодня — нет. А самим добираться далеко. Но собор очень красив, и внутри и снаружи.. Поразительные иконы. Собор построен после смерти цесаревича Николая, сына Александра II. Именно поэтому на престол взошел Николай Второй. Говорят, если бы правил ТОТ Николай, революции не случилось бы. Кто знает…

В Ницце море потрясающего цвета всех оттенков лазоревого, голубого и синего… Не поверите, однажды на Мальте я видела кусочек Средиземного моря почти черного цвета. Там же есть Голубой грот, где море переливается самыми невероятными оттенками…

Зато пляж в Ницце, на мой взгляд — кошмар. Это даже не галька, а булыжники Некоторые величиной с мой кулак, некоторые — побольше. Того и гляди поскользнешься, и ногу сломаешь, при мне бывали прецеденты.

Но тут полно богатых вилл и есть неплохие музеи. В том числе музей Матисса. А в потрясающей красоты отель «Негреско» я пыталась проникнуть в прошлый раз: черта лысого! Даже в вестибюль не пустили…

А вечером вся Ницца выходит на Английскую набережную… как когда-то Ташкент — в парки и к фонтанам. Играют уличные оркестрики. Торгуют чем-то сувенирным. Очень празднично и нарядно. Опять же, говорят, что наши доблестные олигархи скупили пол-Ниццы, вот радость-то!

А в Монако жаааааарко…. туристов полно. В основном, сами догадайтесь, из какой страны. Тут и речи-то местной не слышно, одна русская. В княжеский дворец пускают по билетикам. Вот фотографировать нельзя. Даже во дворе. Я в тот раз пробовала, тут же откуда-то появились два солдатика, и очень вежливо объяснили, что к чему. Много портретов и бюст Грейс Келли, очень красивой и очень несчастной американки. Уж точно, не в деньгах счастье.

Мебель, картины, вазы, безделушки, — роскошь неимоверная. Как во всех дворцах…

Комната за комнатой, зал за залом, сказка за сказкой.

Группой идем в казино. На входе требуют паспорта. Сразу же делают ксерокопии, так что я еще с прошлого раза вошла в анналы. Зал игорных автоматов устроен не так давно, и я тогда успела проиграть пять евро. И еще десять — в рулетку. И еще десять — берут за вход. Капитал! Зато потом я гордо объявляла, что проигралась в ТОМ самом казино, где играли еще светлейшие и просто князья, кинозвезды, и когда-то жестоко проигрался Достоевский. Самое первое казино Монте- Карло.

Входим внутрь: старая тогдатошняя роскошь, хрустальные люстры, роспись стен, паркет, картины, тишина, и наша группа: джинсы, кроссовки, майки, и среди них дама нелегкой комплекции и сильно постбальзаковского возраста в обдергайной блузочке, коротких штанишках и неописуемой обуви фасона «лапти матерчатые». Что поделать, ноги не казенные. Ходить как-то надо. И одеваться так, чтобы в любую минуту плюхнуться на мало-мальски подходящее для сиденья место…

Дама походит к кассе, смело берет фишек аж на десять евро.

Ставит на красное под восхищенные взгляды тех, кто не решается на подобный подвиг.

Рулетка крутится. Красное. К двум фишкам прибавляется еще две. Дама не берет выигрыш, обалдело глядя на происходящее.

Шарик крутится. Красное. Еще две…

Дама не двигается с места.

Шарик крутится. Красное. Еще две…

Крупье смотрит на даму, понимает всю глубину ее переживаний, оценивает степень опыта и подвигает к ней выигрыш.

Даааааааа! Это до какой же степени возросло невезение в любви, если всегдашняя неудачница в игре вдруг выиграла….

Тут только всю жизнь гордившаяся полным отсутствием азарта в любого рода играх и лотереях дама осознает все то , что владело игроками, ставившими на карту или шарик целые состояния. Нехороший, лихорадочный азарт подталкивает немедля поставить все, и снова выиграть. И снова. И снова…

Черта с два!!

В последний раз оглядев интерьер, дама строевым шагом выходит из казино.

Не дождетесь!!!

Ну что еще на сегодня? В океанографический музей Кусто не пойду — была там в прошлый раз. И в океанариуме — тоже. Наверное, художники по тканям могли бы днями сидеть, перерисовывая чешую рыб: в горошек, в цветочек, в квадратик, в полоску, косую и параллельную, а какие краски… Только акулы портят все. Морды у них… прямо скажем….

В этот день нам пришлось посетить еще и парфюмерную фабрику: гидам тоже нужно заработать свой процент. Только не на нас. Мы стоим во дворе — даже присесть негде. Духи продают без фирменной упаковки, просто в алюминиевых флакончиках. Лично мне это кажется подозрительным. Знаем, плавали… один раз уже побывали на такой фабрике…

А назавтра — Флоренция.

Увидеть во Флоренции все можно, разве что за год. Не за день и не за месяц… Но что-то я увидела. В прошлый раз — галерея Уфицци, в этот — дворец Питти, Дуомо Санта Мария Дель Фьоре, что в переводе означает «мадонна с цветком», Золотые ворота баптистерия собора, сам баптистерий, церковь Санта-Кроче… Гид попался очень хороший. Очень грамотный. И что важнее всего — следящий за группой. В Дуомо среди захоронений всех знаменитых людей могилы Макьявелли, Брунеллески и Джотто. В баптистерий, с его знаменитыми золотыми воротами, выложенными бронзовыми позолоченными пластинами поразительно искусного литья, мы зайдем позже. Сами. А гид ведет нас на главную площадь — площадь Синьории, где стоят статуи: Геракла, копия «Давида» Микеланджело, а, главное, мой любимый-любимый бронзовый «Персей» работы Бенвенуто Челлини. Подлинник. Невероятно изящно. Невероятно элегантно. Статуя покрыта благородной зеленой патиной, и я, как и в прошлый раз, не могу отвести от нее глаз… Поразительно, как человек такого бурного темперамента, и мягко говоря, буйного характера, мог с непередаваемым терпением создавать шедевры — от статуй до мааааленьких табакерок.

По дороге мы заходим в маленькую церковь, где похоронена Беатриче. Да-да, та самая она очень рано умерла, но даже сейчас у стелы с ее именем стоят корзинки, в которые складываются записки с просьбами…

Я тоже успеваю положить записку…

Ко дворцу Питти идем через Понте-Веккьо, Старый мост, с обеих сторон огражденный ювелирными магазинчиками. Сколько золота ! Правда, неимоверно дорогого, но изделия потрясающие, поверьте знатоку!

Дворец Питти… вот уже второй раз не могу попасть в сады этого дворца. Времени не хватает. А, говорят, там просто рай.

Картины, обстановка… один волшебный зал за другим… я , как всегда, проникаюсь уважением к людям, все бережно сохранившим. Даже после «знаменитого» наводнения шестьдесят шестого, когда река Арно вышла из берегов и затопила город. Погибло много шедевров. Но большую часть удалось спасти.

Осталось еще немного времени, и мы заходим в баптистерий собора Санта Мария дель Фьоре. Тихо. Прохладно. Роспись. Сегодня никого не крестят. А когда-то очень давно крестили раз-два в полгода, и на крестины собирались дети со всей округи…

Ну вот и последний день.

Встаем в пять: предстоит поездка в Сан-Марино, а потом — домой.

Сан-Марино, карликовое государство, на высокой горе Титано. Беспошлинная торговля. Все действительно дешевле, чем в Италии. Все — это кожа, золото, серебро, кораллы, аудио — видеотехника, солнечные очки, и т. д. Продавцы все, как на подбор, — русскоязычные, в кафе предлагают борщ, туристы — исключительно русские, словом, идиллия.

Если идти все время в гору, попадаешь на главную площадь Свободы. Она же смотровая площадка, откуда открывается чудесный вид. Сан-Марино охраняют три крепости, Когда-то оригинальные крепости разрушили, но спохватились и выстроили новые, точные их копии. Узкие улочки с двух сторон обрамлены магазинчиками. Очень живописное местечко, второй раз попадаю, второй раз — с удовольствием. По преданию, государство основал бежавший из Хорватии, вернее того государства, что было на месте нынешней Хорватии, каменотес Марино. Больше всего поражает, что власть в Сан-Марино меняется два раза в год. Там из существующего совета выбирают на полгода капитана-регента, правителя страны. Через полгода — переизбирают.

На этот раз мы в гору не пошли. Сил нет. Немного поднялись, погуляли. Сфотографировались среди роз. Хорошо!!

Даже несмотря на туристов…

Очень мало времени дали. И вообще, прочитав все это, можно сказать, что я вечно «галопом по Европам». Не виноватая я. Ну, денег нет на настоящее путешествие с индивидуальным гидом. Я же не олигарх!

Да и времени — тоже. В том смысле, что очень хочется увидеть как можно больше. Пока еще ноги кое-как ходят, и голова кое-как работает. Пока еще жива.

А в аэропорту, вопреки моим мрачным прогнозам, все обошлось. И прошли мы контроль и регистрацию быстро. И улетели вовремя! Чудеса, тем более, что следующий рейс, правда в Петербург, который должен был лететь через двадцать минут после нашего, задержали на четыре часа… вот это и есть она, аэропортовская обыденность и неизменная черта всех чартерных рейсов.

Все. Вряд и я снова поеду в Италию. Ведь мы еще не были там… и там… и там…

Что ни говори, а все впереди! И в шестьдесят пять жизнь только начинается!

P.S. Вообще путешествия. не имеющие отношения к Ташкенту, не публикую, это одно из немногих исключений. Так как Татьяна Перцева один из самых популярных авторов сайта. ЕС.

70 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.