«Скарабей» Искусство
Максумова Камила (Государственный музей искусств Узбекистана)
Я держу его в руках, ощущая излучаемое им тепло, всматриваясь в бегущие темные ручейки прожилок светлого каменного тела – Сколько времени прошло с начала его путешествия от песчаных барханов египетских пирамид сюда до темных залов музейных хранилищ? Две, а может три тысячи лет точно ни кто не знает. Какие тайны он скрывает? Какой силой обладает?
«Солнце безжалостно палит над ливийской пустыней Амон-Ра, проплывая на своей ладье, обратил внимание на плетущейся вдали вереницей караван, направляющейся в Каир. Уставшие путники посмеивались и громко обсуждали что-то, перебирая наваленные грудой награбленные сокровища, поздравляя друг друга и подсчитывая доходы, которые могут выручить за эти реликвии. Могучий Ра бросил предосудительный взгляд на движущуюся процессию, опалив её своими лучами. Обоз был полон чашами с украшениями, ритуальной утварью и скульптурками божеств египетского пантеона. Всем им выпала учесть пополнить богатейшие коллекции лавок драгоценностей на Каирском рынке».
Не трудно предположить, что в одной из чаш, среди прочего мог лежать маленький, неприметный светлый камень. Скарабей! Что? Скарабей? Спросите вы. Да кому он нужен? Позволю не согласиться. Возможно, он не приметен и не блещет красотой классической резьбы, его нельзя сравнить с золотом погребального культа, но одно я знаю точно, он так прост и не зауряден потому, что служил амулетом – вещью, которая оберегала его владельца. Ну, согласитесь, кому придет в голову делать амулет из золота и драгоценных камней, ведь его истинная цель не украшение. Амулет сопровождает хозяина всегда, оберегая его в период дня и ночи, оставаясь незримым стражем его жизни и здоровья.
Работая в музее искусств несколько лет и ежедневно погружаясь в мир красоты и вкуса, которые невольно вошли в жизнь, поселившись в душе и сподвигли меня на написание небольшой истории, о которой хочу поведать.
По широкому коридору, скрытому от глаз посетителя, спускаюсь по крутой лестнице вниз в недра музея искусств. Здесь на глубине, окутанной тишиной, за каждой дверью царит увлекательная атмосфера старины.
Одни двери, охраняют пыль веков и исторические хроники государства. За другими, хранятся картины узбекских классиков и современников. За третьими, струятся и переливаются богатые по красоте восточные ткани и вышивки. Философия буддийских храмов, красота цветных сари, скрытое таинство крылатых львов и божеств Суматры, песчаный бриз барханов Аравии и Египта, волшебство перевоплощения масок Кабуки и множество других путешествий ждут за дверьми хранилища шедевров зарубежного Востока. Именно здесь, разбирая египетскую коллекцию, я впервые увидела небольшой амулет овальной формы, сделанный из неизвестного камня. Не сразу бросается в глаза его форма. Мраморные линии и легкая моделировка деталей, уводят от восприятия формы к фактуре, на контраст светлого и глубоких темных пятен. Он отличается от других видов жуков, представленных в коллекции.
Поэтому его находка поразила, ведь образцы египетского искусства редки в собраниях наших музеев, а незначительная коллекция лишь отражает общую стилистику культуры Египта. Но мне захотелось опровергнуть сложившийся стереотип и доказать, что хранимые в музее образцы больше, чем просто сувениры и их истинная ценность может поведать о еще не известных нам страницах культуры других стран. И помогла мне это сделать учебная командировка в Египет, которая заранее вселила надежду на получение новой информации. Но давайте по порядку.
Скарабей – Амулет – Оберег.
Амулеты и обереги появились в жизни человека в те незапамятные времена, когда наши праотцы осваивали законы природы, опасаясь и подчиняя их себе. Со временем пережитки фетишизма остались в
культуре многих народов, а в племенных образованиях Америки и Африки наряду с тотемами, обереги получили большое распространение. Подлинное определение многих амулетов и их магическая сила, которую им приписывали, остаются неясными.
В царских захоронениях найдено множество амулетов и эмблем, украшавших тела правителей. Так сильно страшились жители древнего Египта опасностей загробного царства, что защищали своих фараонов многочисленными амулетами от напастей во время путешествия в потусторонний мир.
Чувствуя своё бессилие в борьбе с природой, египтяне наделяли явления и предметы сверхъестественной силой. Так появился фетиш в виде двух перекрещенных стрел и лука, соединенные в футляре, ставший священным символом богини Нейт; деревянный предмет в виде задвижки — фетиш бога Мина; «острые зубы»- атрибут бога Сопду, а украшенный перьями и лентами папирусный посох- атрибут бога Ух. Самый известный культ солнца, которому отдавалось первенство прародителя человечества, был культ бога Амон-Ра, представлявшийся в виде круглого диска. Культ «священного камня» отразился в применении обелисков в религиозной архитектуре. В форме священной пирамиды отождествлявшей гробницу царя, запечатлелся древний культ гор и скал. Культы «земли» и «воды» связались в пантеоне с именами богов Гэбе и Сопду, где последний изображался в виде крокодила.
Осириса, старшего из богов, египтяне почитали с особым усердием, благодаря его животворящей силе. Он встречается в облике фараона, в виде проросшего из травы силуэта человека, а также в облике царя на троне, являясь судьей загробного мира. Изображение самого фараона в виде «могучего льва» с головой человека- Сфинкса, возлежащего у подножия пирамид, внушало неприступность и величие древних мемориальных строений.
А что скарабей? Этот амулет наиболее известный на сегодняшний день. С древних времен в Египте он являлся воплощением и символом Хепри, одного из древнейших египетских богов, связанного с сокровенными таинствами солнца. Если Ра по мнению египтян считался символом дневного солнца, бог Атум – ночное, служившее светом для потустороннего мира, то Хепри – божество с головой скарабея олицетворял раннее утреннее солнце.
Связано это с образом жизни жука. Жуки – навозники, к числу которых относится скарабей, лепят из перегноя шарики, где откладывают личинок, перекатывая шар с востока на запад. Шар в аллегории стал аналогом солнечного диска, перемещающегося по небу. А жизнь, заключенная в этом шаре прототипом возрождения и воскрешения импульса жизни во всех существах.
«… Зимний Каир 2009 года, после дождливого февральского Ташкента, ослепительно яркое солнце, часто поднимающийся с песком ветер и удивительно серые и туманные облака — привычный пейзаж в столице Египта. Но самое удивительное ожидало меня в стенах Каирского музея». /em>
Получив массу впечатлений от просмотра реликвий Древнего и Среднего царства, наша делегация поднялась на второй этаж для знакомства с залом мумий и вдруг неожиданно для себя, я увидела среди массы предметов погребального культа знакомых скарабеев.
Они были в виде отдельных изделий, в изображениях на плитках и сосудах. Но самое большое потрясение было в зале с золотым кладом Тутанхамона. На мумии при раскопках гробницы было 35 предметов, которые составляли принадлежность магического характера, в частности амулеты. Под разнообразием ожерелий, подвесок, гемм и пекторалей на длинной золотой проволоке был подвешен большой скарабей из черной смолы. Он прикреплен к золотой пластинке, а его крылья инкрустированы изображением птицы Бенну из цветного стекла. Значение этого предмета глубоко сакральное: скарабей в египетской мифологии отождествляет «сердце», птица Бенну – «душу» Эта композиция одно из многочисленных воплощений умершего фараона, «когда он выходит как душа, живущая после смерти». Так египтяне утверждали свою веру в бессмертие души и ее дальнейшее воскрешение. Другой амулет — пектораль в виде трех скарабеев выполнен из лазурита. Жуки поддерживают эмблему неба, диски солнца и луны. Здесь, мистическая связь скарабеев с солнечными и лунными дисками неоспорима. Лунный диск символизирует бога Тота, олицетворяющего месяц. Солнечный диск по традиции во все времена отождествлял почитаемый «культ солнца», который, оставался основным не только в отношении людей живущих, но, в большей степени, в отношении умерших. Значение этой пекторали прочитывается как: «сердце фараона» под защитой солнечных богов Ра и Хепера и лунного Тота, что призвано пробудить силу и мудрость сердца, в новую жизнь, в новый этап существования.
Представьте, моему ликованию не было предела, пусть наш скарабей и не схож с царскими амулетами, но подтверждение существования культа скарабея в Египте было неоспоримо. Вполне возможно, что наш скарабей также мог быть из разряда погребальных амулетов какого-либо чиновника или вельможи. Но не будем забегать вперед.
Я представила:
«Каир 1876 год. На базарной площади многолюдно. Слева и справа ни счесть лавок с пряностями, восточными сладостями, ароматными фруктами, платками, струящимися на ветру. Идет оживленная торговля верблюдами и лошадьми. Толпа зевак облепила спорящих о цене иностранца средних лет и торговца транспортом. Их жаркий спор привлекал все больше людей, наконец, торговец сдался и довольный иностранец, взяв под узды резвого скакуна, чинно пошел дальше. Пройдя немного, он вошел в небольшой шатер, где на узких полках красовались старинные украшения. Вся комната была усыпана бюстиками фараонов, папирусными свитками, браслетами, большими кувшинами и чашами, курильницами, всевозможными базальтовыми плитками с иероглифами и многим другим, что для не искушенного иностранца было в диковинку. Он внимательно разглядывал аккуратно расставленные предметы и не мог отвести глаз от каждого.
Предприимчивый торговец сразу разглядел в будущем покупателе состоятельного человека и поспешил обратиться к нему с предложением помочь в выборе. Он стал доставать из под прилавка все новые и новые образцы, искушая иностранца на покупку дорогих украшений и рассказывая взахлеб о том какому правителю они принадлежали. Спустя час окрыленный господин вышел из шатра с туго завязанным полотняным мешочком, крутя в руках маленький предмет, продетый на нитку. Взяв лошадь, он не спеша, направился по оживленной улице в сторону места, где он остановился. У него оставалось несколько дней до отплытия корабля, где на родине его ожидала семья.
Промозглым утром Лондон встретил горожан не ласково. Лил сильный дождь и свистал ветер. По мокрой улице бежал экипаж, унося вдаль уже известного нам господина. Долгожданная встреча с родными, горячий чай и теплые булочки, все о чем мечтал наш герой, проносясь по улицам родного города. Его мечты рассказать о жаркой, дикой, таинственной стране, культура которой, его так потрясла, уносились в даль. В руках он продолжал вертеть маленький предмет, нанизанный на нитку. Торговец сказал ему: — «Он принесет удачу», и господин не выпускал его из рук до конца своего пребывания в чужой стране».
Возможно, Вы догадались, что этот загадочный предмет, сопровождавший господина, и был уже известный нам амулет скарабея. Но не долго каменный скарабей охранял своего владельца. Ему было суждено попасть в большое путешествие и обойти мир, поменяв множество хранителей, пройдя пески и моря и придти к нам в пыльные недра музейных фондов.
И так. Попав в дом англичанина, амулет был отдан маленькому сыну. Проведя в его игрушках несколько лет, он таинственным образом исчезает, а вскоре всплывает на городских улицах в руках умелого игрока в камешки. При обмене, амулет попадает в руки цыганенка.
Вместе с новым хозяином амулет направляется в старую Европу, где за небольшую плату цыгане отдали амулет местному скупщику краденого.
Тот в свою очередь, желая хорошо заработать, придумал легенду о скарабее египетского царя. Ходил по дворам рассказывая о чудо – царе.
Но народ лишь посмеивался над ним, — «Каменный амулет не царский защитник, вот если бы золотой…». Отчаявшись, меняла забросил его в коробку, где он пролежал еще несколько лет, до тех пор, пока торговца не схватили жандармы. Арестовав все имущество, они передали его государственной комиссии. Но в их число скарабей не попал. Его как не большой трофей, один из жандармов забрал себе, проиграв в последствии в карты одному заезжему гастролеру. Гастролер оказался человеком странствующим, и задумал путь на Восток. Но сложившаяся в Европе обстановка внесла коррективы в планы гастролера. Быстро нарастающая военная активность по переделу мира и противоборство стран в решении этого вопроса, вылилась в военные действия, стремительно развившиеся как на территории самой Европы, так и на территории Арабских стран. Проникшись духом освободительной борьбы, новый хозяин скарабея прибывает в один из гарнизонов войск Антанты, где в боях за Алжир погибает при странных обстоятельствах.
— «Как же так? — спросите Вы, ведь с ним был амулет, Почему же он его не уберег?»» Действительно, эти вопросы заставляют задуматься, не было ли это роком судьбы, или амулет может принадлежать, лишь человеку для кого был сделан. Но эти мистические тайны не могут разгадать и сами египтяне.
«Война, разруха, голод, царившие в колониальных странах вынуждала людей заниматься мародерством. Дома управляющих и местных чиновников предавались разорению, что вынуждало иностранцев покидать колонии, вывозя с собой предметы искусства и старины. В одной из таких коллекций был замечен египетский каменный амулет, уже известный нам. Каким образом он попал в эту коллекция, остается загадкой, но путь его следования лежал в Индию. Новый хозяин амулета был командирован по дипломатической линии в Бомбей. Известный доктор политологии, славился своими предпочтениями и любовью к восточным странам и их искусству. Собирательство предметов старины было его хобби, но главное — его коллекция, располагала образцами малоизученных видов искусств разных стран. В этом разнообразии манер и техник, выделялась одна линия, коллекционер предпочитал работы неизвестных мастеров, искусство которых его восхищало. Он был уверен, что его коллекция бесценна, потому как имена мастеров скоро войдут в сокровищницу мировой культуры.
Некоторое время спустя на одном из дипломатических приемов, доктор подарил скарабея молодому историку, мечтавшему сделать мировое открытие. К сожалению, молодому человеку не хватило упорства для определения истинной цены амулета и он поменяв предпочтения, оставил подарок на кафедре в университете. Пролежав еще несколько лет без определения, скарабей теряется при переезде кафедры. Каким было его дальнейшее путешествие, и как он попал в Центральную Азию, мы только догадываемся».
«Держа в руках магический камень, я вновь поймала себя на мысли, что мое знакомство с ним было не случайным. Создавалось ощущение, что он манил меня, вдохновляя на раскрытие его истории, такой чарующей и захватывающей. Неслучайной возможно была и поездка, ведь познание египетской культуры на исторической Родине оказывает совершенно другое впечатление, чем в книгах.
Невозможно посредством печати передать атмосферу, царящую в Каирских музеях, тот дух, который окутывает все экспонаты и создает впечатление посвящения в тайны».
Удивительная история, произошедшая со скарабеем и затронувшая большое количество стран не случайна. Ведь культура страны складывается не только из традиционных канонов, но и из синтеза культур других государств. И это всеобщее влияние выделяет различные, а порой и схожие черты народов. Рассказанная мной история еще раз показывает насколько египетское искусство отличимое от других восточных культур и в то же время нельзя не найти общей истории повлиявшей, на развитие как египетской цивилизации, к частичке которой мы можем прикоснуться в стенах музея, так и узбекской распространившейся на большое расстояние удивляющей своей красотой весь мир.
Последнее фото — Шайхантаурские ворота старого Ташкенте. Выставлены в фойе музея.
Бекзод[Цитировать]
И, здесь, жучок. Похож на того, переделанного «Запорожца» с соседнего поста, который с ядовитым окрасом.
Off Интересно, эти старые ворота, иногда, хоть, открываются? Или, так и стоят всегда в закрытом виде?
elle[Цитировать]