Старые фотографии от Ларисы Самарцевой – 3 Старые фото
Спрашивать где это не имеет смысла, про Куранты было много материалов. Давайте лучше ответим, какой номер маршрута мог быть указан на троллейбусе? То есть, какие маршруты проходили под Курантами?
Во-первых,это 1-й,затем 3-й,позднее 10,20
татьяна[Цитировать]
Добавление.До недавнего времени от АТС (напротив бывшего кафе Буратино) до массива Водник курсировал маршрут №28
татьяна[Цитировать]
под Курантами проходил маршрут № 8. Вузгородок-Вокзал
Бекзод[Цитировать]
Бекзоду спасибо за напоминание о 8-м маршруте,но только маршрут назывался вокзал — школа 111.
татьяна[Цитировать]
Ещё от Сквера были маршруты 13-й (Чиланзар, в разное время разные конечные на массиве были) и 16-й (Домбрабад).
Андрей[Цитировать]
Татьяна, спасибо что 3й вспомнили, мало кто помнит, что на Дархане было кольцо его.
ЕС[Цитировать]
ЕС: Первая версия 3-го маршрута троллейбуса вообще была весьма короткой — Сквер-Дархан (в начале 50-х, я еще дошкольником был). В те же годы и 4, и 5 маршруты имели конечную тоже на Дархане. До экскаваторного завода эти троллейбусы пошли позже.
Ильгиз[Цитировать]
Третий маршрут курсировал в дальнейшем от сквера по ул Титова (ныне Яккачинор) с поворотом на бывшую Педагогическую и далее на Бешагач
татьяна[Цитировать]
Только конечная остановка называлась не Дархан,а площадь имени кого-то,а вот кого-сейчас не помню,хотя это был всего лишь Т-образный перекресток там,где сейчас стоит девятиэтажка с ЗАГСом Мирзо-Улугбекского района
татьяна[Цитировать]
Уже с конца 50-х третий тролейбус ходил на Беш Агач. Мы на нем с мальчишками ездили на Комсомольское озеро. Другая конечная остановка называлась ул. Урицкого. Тролейбус разворачивался на пересечении Урицкого и Пушкинской. Остановка была напротив 47 школы. Я это хорошо помню, т.к. жил напротив в доме, где был гастроном Дархан и тролейбус разворачивался напротив нашего балкона. Пока он стоял на конечной, то можно было успеть сбежать по лестнице, перебежать через дорогу и успеть занять свободное место, чтобы проехать три остановки до 50 школы. Под окнами еще громыхал 3 трамвай.
Boris[Цитировать]
Вот цитата из книги «Дорогами ХХ века» своеобразной энциклопедии по ташкентскому ГЭТ.
«В 1948 году был введен в эксплуатацию второй троллейбусный маршрут: Беш-Агач — Эски-Джува. А еще через год — третий: от вокзала до ул. Урицкого. В первую послевоенную пятилетку было также открыто движение троллейбусов по четвертому маршруту: Иски-Джува — ул. Урицкого. В 50-х годах троллейбусные машины пошли по пятому маршруту: Вокзал — ул. Урицкого. Тогда же был открыт и шестой маршрут. Рабочий городок — Чукурсай.» Очевидно, что после пуска 5-го до улицы Урицкого 3-й маршрут был пропущен до Бешагача. Примерно тогда же 4-й продлили до Экскаваторного по Урицкого, Учительской, Ново-Московской, а вот 3-й и 5-й продолжали разворачиваться на кольце «ул.Урицкого». Через Сквер же традиционно и изначально ходил 1-й маршрут. Ну а если брать всю историю троллейбуса, то 3, 8, 8 «А», который потом стал 20-м еще 10, 11, 13, (15?- не уверен, но, пожалуй, временно тоже ходил) 16-й и 28-й. Если бы на фото был виден парковый номер машины, я бы мог попытаться указать и возможные варианты.
Валентин Богданов[Цитировать]
Спасибо Валентину Богданову за очень интересную информацию! А есть ли электронная версия «Дорогами ХХ века»?
4-й от Урицкого шел по Пушкинской, заворачивал на Хорезмскую, дальше мимо ОДО вниз по Братской (Сталина) до Ленина, затем направо по Ленина до Лахути, затем налево по Лахути и Навои до Эски-Джува. У ОДО или 50 школы можно было зацепиться за «колбасу» и проехать часть пути с ветерком бесплатно, а не 4 коп.
Boris[Цитировать]
Валентин Богданов, Вы пишите, что 4й продлили до Экскаваторного, а 5й нет — 5й тоже продлили и только 3й разворачивался на Дархане. И то недолго, его кажется вскоре закрыли, в конце 60-х.
ЕС[Цитировать]
Это не я пишу, Евгений, а конкретно в случае этих трех маршрутов издание 1957 года «Ташкент. Краткий справочник». Вот там маршруты и даны, как было указано. 3-й Урицкого-Бешагач 4-й Эски Жува- Экскаваторный 5-й Вокзал- ул.Урицкого. На момент составления справочника, очевидно, 5-й еще не был продлен до Экскаваторного, что случилось позже. Объяснение думаю, весьма простое. Не хватало подвижного состава для продления. как только пришли новые машины, так 5-й и продлили.
Валентин Богданов[Цитировать]
Что касается 3-го, то его не закрыли, а простоизменили. К примеру, в 80-е он ходил трассой метро площадь Ленина- метро Узбекистансая через Туркменский, проспект Космонавтов, Педагогическую, Хмельницкого и далее односторонним кольцом через Дружбы Народов, Узбекистанскую, 9-го января. Обслуживался первым троллейбусным депо. Позже был закрыт и в 1997 году под данным номером от третьего трамвайно-троллейбусного депо открылся совершенно новый маршрут трассой Каракамыш 2/4- ШПО «Малика» по Фараби и т.п. (Рабочий городок). Просуществовал до 2006 года, когда был закрыт окончательно.
Валентин Богданов[Цитировать]
Электронная версия полностью, насколько знаю, не существует, но на fromuze в теме «Старый Ташкент» выклыдвались некоторые статьи.
Валентин Богданов[Цитировать]
Почему-то совсем не упомянули 14 троллейбус, может быть, потому, что он не ходил на сквер? Я на нем 5 лет в институт ездила. Аэропорт — Эски-джува. Сначала были такие же голубые, как на фото, потом стали новые, с 3 дверями, кажется, на них была надпись ЗИУ, не знаю, чье это производство. Потом стали «Шкоды». До сих пор помню это ощущение: зима, скользко, троллейбус, пыхтя, переваливает через рельсы на Шота Руставели, летят штанги, с проводов сыплются искры… Театральная, следующая — парк Кирова… А от парка Кирова отъехать ой как трудно, там подъем… Мужики, толнем? Толкнули, поехали… Пединститут, Обувная, мебельный, Бешагач, следующая — моя, театр Мукими, улица Алмазар, Нархоз. Слава Богу, не опоздала!
Наталья[Цитировать]
На фото тоже ЗиУ, только ЗиУ-5, а вы вспомнили ЗиУ-9. Производят их на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области, сейчас он называет ТРОЛЗА. Что касается 14-го, то он через Сквер не ходил. Аэропорт-Эски Жува это один из его вариантов. Еще был вариант Аэропорт-Рабочий городок (80-е годы), когда 14-й бьл образцовым и самым часто ходящим маршрутом, интервал в пик был около 4-х минут. После снятия линии до аэропорта 14-й короткое время ходил даже до Театральной, разворачивая через трамвайные пути. Позже был в одну сторону продлен до а/ст Самарканд, а в другую до Завода «Зенит», после закрытия 22-го туда маршрута. Позже закрыт вместе с троллейбусной линией на Зенит. Если не изменяет память то это 2004 год.
Валентин Богданов[Цитировать]
Кстати еще до сокращения 14-го начинались работы по строительству нового разворотног кольца для 14-го маршрута под аэропортовским путепроводом. Там были смонтированы троллейбусные перетяжки и держатели, но троллей так и не был подвешен. Это было одним из несостоявшихся проектов ташкенсткого троллейбуса, как, к примеру, междугородная линия Ташкент-Алмалык или продление троллейбуса по улице генерала Петрова на Рохат или недостроенный троллейбусный завод в Сергелях. Много было планов…
Валентин Богданов[Цитировать]
Валентин Богданов, спасибо за разъяснение, я почему-то был уверен, что 4й и 5й одновременно продлили до Экскаваторного завода. Кстати, тогда от Старта до пл. Куйбышева была одна только сторона, ближняя к к.т. Москва (будущему). Вторую полосу дороги пустили году в 63 или 64.
ЕС[Цитировать]
Не за что, Евгений. Просто 4-й и 5-й до Экскаваторного десятилетиями были привычной реальностью, вот и отложилось. Многие маршруты городского транспорта изменялись, открывались-закрывались. Кто сейчас, к примеру, помнит 21-й трамвай ЦУМ-Чиланзар 26 через Руставели или 14-й а/ст Самарканд-ТашМИ. А это всего только 70-е годы…
Валентин Богданов[Цитировать]
Третий маршрут троллейбуса одно время ходил до станции м.пл.Ленина,а потом его сократили до Ганги,а 14 маршрут ходил до Аллайского базара.
татьяна[Цитировать]
А зачем упоминать 14 маршрут,если вопрос стоит о том,какие маршруты проходили рядом с Курантами?
татьяна[Цитировать]
Татьяна 3-й в виде «Ганга- Каракмыш 2/4» совершенно другой маршрут, открытый в середине 90-х. Никуда его не сокращали до Ганги. Старый 3-й от пл. Ленина закрыли и открыли новый в другой части города. 14-й был продлен до Алайского в начале 90-х. Еще был в варианте Аэропорт- площадь Джами.
Валентин Богданов[Цитировать]
Вспомнил, что 3-й еще существовал в виде Кара-Кмыш 2/4 — Чор-Су (такая конечная была, когда ликвидировали круг на Эски Жува), а позже его пустили до фабрики «Ташигрушка»- Кара-Камыш 1/2.
Валентин Богданов[Цитировать]
Валентину Богданову: Наверное, Вы имеете непосредственное отношение к троллейбусному транспорту? Так хорошо все знаете, куда ходили троллейбусы, как устроены контактные сети… Тогда объясните мне, почему у нас в Ташкенте так часто слетали штанги? Я никогда этого не понимала, по роду работы часто ездила в Минск, там троллейбусов пруд пруди, ездят быстро, гораздо быстрее, чем у нас, и штанги практически не падают. То же в Москве, Новгороде, Ленинграде. Трамваи 21 и 14 помню прекрасно, 21 ездил от ЦУМа на Чиланзар, проезжал по Ш.Руставели, я им довольно часто пользовалась. Еще был 24 трамвай, а/с Самарканд — Вокзал, мне нравилось на нем кататься.
Наталья[Цитировать]
Наталья, штанги слетали из-за традиционно плохого состояния контактной сети. Она в Ташкенте всегда была не на высоте. Дело в том, что в Ташкенте довольно высокие годовые перепады температур и для нормального устройства подвеса контактного провода необходимо было использовать температурные компенсаторы. В 70-80 за этим как-то следили, если помните на некоторых столбах висели бетонные блоки круглой формы. Но уровень подготовки специалистов (а грамотный подвес КС, как вы правильно заметили на примере Минска- это своего рода искусство) оставался в целом невысоким, а с оттоком кадров и вовсе упал…. Также поддержания КС в работоспособном состоянии требует регулярного обслуживания: замены спецчастей, пересечек, стрелок. На все это нужны деньги, но где-то с сердениы 90-х такой работой просто перестали заниматься, покупая новые хорошие машины производста Шкода-Остров, но экономя на устройстве подвеса, что не могло не сказаться на общем результате и постоянных сбоях в работе троллейбуса. На том же перекрестке Садыка Азимова и Пушкинской до самого закрытия линии висела пересечка, которую установили 20 лет назад. Современные же спец.части контактной сети производства той же Чехии позволяют вообще не снижать скорость машин при их проходе. То есть стрелку можно проходить на скорости до 40 км/ч, при этом они радиоуправляемые и не надо использовать маневр тяга/накат для выбора направления перевода стрелки. К электротранспорту профессионального отношения не имею, но сравнительно долго занимаюсь изучением истории ташкентского ГЭТ, много общаюсь с бывшими и нынешними сотрудниками. Это своего рода главное хобби.
Валентин Богданов[Цитировать]
Коль про 14-й, не соглашусь с появлением варианта Аэропорт — Рабочий городок в 80-е годы. Вот история этого маршрута: Открыт в 1970г. «пл. Калинина (Эски Джува) — Аэропорт (гостиница Космос). В 1980г. изменяют на Алайский рынок — Аэропорт, первые несколько лет через узенькие улицы в махалле Укча, после через Абая, т.к. пл. Дружбы Народов будет перестраиваться, строится Дворец, тоннель… из-за этого троллейбусы убираются с ул. Фурката. И таким 14-й маршрут будет до середины 90-х, когда изменят на Рабочий городок — Аэропорт, а на Алайский пустят 7-й маршрут, который перестанет проходить через Узбекфильм, будет через Текстильную. Про изменения в начале 2000-х 14-го маршрута Валентин Богданов, подробно написал, повторяться незачем.
Андрей[Цитировать]
Да, конечно. Алайский в те времена конечная 14-го и 21-гою
Валентин Богданов[Цитировать]
Большое спасибо за объяснение!!!
Наталья[Цитировать]