Алайский базар История
Пишет Айида Каипова.
Как-то на сайте вспоминали Алайский базар. Таким, каким его запомнили в разные годы читатели сайта. Говорили о том, какой он сейчас.
На картине В.М. Петрова Алайский базар давно забытых времен. Что продавали в этих магазинах?
Кстати, о картинах В.М.Петрова в «Письмах о Ташкенте» также был материал.
В одном был книжный, а вдругом — ювелирный
Акулина[Цитировать]
Узнал и я свой книжный. Всегда заглядывал в него, будучи на Алайке, в надежде увидеть в продаже какую-нибудь дефицитную книгу. Эх, как чертовски хочется пройтись по своему базару, да нельзя…
Влад Губенко[Цитировать]
В книжном я когда-то купила книгу «Русский романс». Поразительная подборка стихов… Она у меня и сейчас есть. Многие, переезжая, оставляли книги, а я загружила контейнер, и все-все захватила. И ювелирный… до сих пор помню брошку-негритенка, в роскошном, усыпанном «драгоценными камнями». костюме и чалме. И с саблей!!
Было же все это… а сейчас только в нашей памяти.
Татьяна[Цитировать]
А правее ювелирного — ткани…
А позади книжного — спорттовары в стекляшке.
А справа от книжного — культтовары — музыкальные инструменты, пластинки и пр, а перед ним спекулянты с рук толкали модные шмотки.
ЕС[Цитировать]
А за углом культтоваров — стекляшка артельная. Обувная. И — дынями торговали. И чуть подальше — цветочный. За самими культтоварами — комиссионка, парфюмерия, галантерея всякие мелочи — чулки, носки, шпильки… Перед тканями — какие-то палатки, в одной продавали уцененку, остальные — фрукты-овощи, продукция колхозов. У самого центрального входа — часовщик. а напротив что-то, типа лоскута, там даже обрезки от ковров продавались. Рядом с этим лоскутным была палатка, где торговали узбекскими лимонами, теми, что по две штуки на килограмм — не преувеличиваю, они были огромные и очень-очень толстокорые.
Там, где дыни, продавали и цветы. Какие же осенью там были хризантемы!
Так… а за книжным в семидесятые было построено несколько стекляшек. Тоже галантерея, комиссионка, одежная и мебельная. А на углу, напротив института травматологии, был огромный хозяйственный, а за ним = тоже ткани.
Татьяна[Цитировать]
А вот стишок одного мальчика, который, я надеюсь, отчасти посвящен и мне.
Алайский базар
В поэзию чуточку прозы,
Добавить реальных примет….
О, розы! Конечно же розы,
Но по трояку за букет.
В ведерке под марлей у бабки –
Сирень, пять гроздей по рублю.
— Я сбавлю, бери две охапки.
Сирень я давно не дарю.
Все спаяно, слито, едино.
Торговцы у дынь голосят:
— Ха-а-ароший, медовая дина!
— Берите! По два пятьдесят.
Любови, как пчелы над ульем,
Жужжат. Но, как птицы, горды.
Мы гордой походкой минуем
С корейской морковкой ряды.
Но в книжном, что возле фонана,
Я жизнь поверну свою вспять,
Промолвлю спокойно и странно:
— Подайте мне молодость, Анна!
В пыли, ту, за семдесят пять
Копеек….
Eva[Цитировать]
Ох… на всю жизнь запомнила одну хризантему… Одну, по тому что купила я ее одну — чисто японская акварель: темно-бордовая. с золотистыми крапинками, и стебель изящно изогнут почти под прямым углом… Потом она долго стояла в колбе у меня на работе… И пакеты из плотной бумаги, как в американском супермаркете…. туда овощи и лепешки складывали. А помните такую тонкую пастилу… и запах в самых первых рядах от центрального входа… пряности. А весной там пахло грибами…. и узбечки, нарезающие морковку — только ножик мелькал!
Татьяна[Цитировать]
Вот, еще вспомнила: по другую сторону от культтоваров тоже были магазинчики. Изумительная обувь, сумки. одежда. И одежда-то вся импортная: ГДР, Венгрия, обувь чехословацкая… тогда в шестидесятые не было такого понятия — дефицит. Было все. Хрусталь, ковры, одежда… вот мебель — не очень.
Татьяна[Цитировать]