О первом трамвае Ташкента История

Долго мы бродили по обширному двору депо, где среди заржавевших потрепанных трамваем, давно списанных в утиль, стоял выкрашенный традиционной темно-красной краской вагончик — самый старый ташкентский трамвай. Такой трамвай я помню, видела на улицах в своем далеком детстве. Двухосный с  узкими дверями, с деревянными рамами окон. В маленьком салоне еще сохранились деревянные скамейки. Сидения из деревянных реек, а ножки — резные, как у старинных стульев.

Долгую жизнь прожил этот трамвай. Если бы смог рассказать получилась бы целая летопись истории города Ташкента. Трамвай издавна был важнейшим видом транспорта, сыгравшим огромную роль в развитии всего городского хозяйства Ташкента. Как только родился трамвай на свет, даже самый маленький город начинал внедрять у себя этот экономически удобный и быстрый вид общественного транспорта.

Городу нужен трамвай- такое решение приняли и ташкентские власти в сентябре 1908 года. Заключили договор с бельгийским анонимным обществом, которое называлось «Ташкентский трамвай». Ташкентцы уже были знакомы с этим видом транспорта, это конка — появилась в городе еще в 1901 году. Линия тянулась от железнодорожного вокзала до базара в старом городе и от улицы Романовского до Сергиевской церкви, которая стояла на Пушкинской улице. Конка имела 230 лошадей и 30 вагончиков. Владельцем конки было то же бельгийское анонимное общество.

Электрический трамвай впервые прошел в Ташкенте в 1913 году по Пушкинской улице.
В 1917 году в городе уже было 26 километров узколейки, по которым на 4 маршрутах ходило 50 моторных и 20 прицепных вагонов. В июле 1928 года трамвай перевез уже 2,5 миллиона пассажиров. Осенью 1936 года была сдана в эксплуатацию первая широкая колея. К 1940 году протяженность трамвайных путей составляла уже 100 км. Даже появившиеся конкуренты в 1947 году – троллейбус, а к 1950 – многоместные  ЗИЛ-154 – не могли отнять у него первенства.

Где теперь тот старенький ветеран, который был во 2-ом трамвайном депо на Хадре? И самого — то депо уже нет. Но старожилы-трамвайщики рассказали, что ветеран еще долгое время работал маневровым вагоном. А однажды ему пришлось поработать при съемках фильма «20 дней без войны» . Съемки проходили в Ташкенте. Трамвай подкрасили, и специально для него на Кукче было построено еще одно кольцо, где велись съемки. Тогда-то он снова и попал во времена своей молодости.

Источник

13 комментариев

  • Hans:

    На Кукче, кольцо маршрута трамвая №8, появилось чуть ли не до войны. Сперва, на Кукче было кольцо, только, для восьмого трамвая, а чуть позже это же кольцо стало родным и для маршрута одиннадцатого трамвая. Затем после землетрясения 1966 года, маршрут восьмого трамвая продлили до махалли «Штаб», а потом ещё дальше, до махалли «Таккачи». А в девяностых годах, кольцо трамвая на Кукче убрали, и сделали трамвайное кольцо, напротив Первой Горбольницы, между остановками «Известия» и «Дарбаза». Ещё помню, когда мы, пацаны, ездили в 42 школу на трамвае до «Хадры», до люди в трамвае говорили такие слова, — «Уй(как мы говорили » участка») сотиб олсанг, травмайнинг бекатига якин булсин, — «Если покупать дом, то пусть он будет недалеко от трамвайной остановки», а потом добавляли, «Худо шукур, бизларга трамвай якин», — «Слава Аалаху, что мы живём недалеко от линии трамвая. В шестидесятые годы, личного автотранспорта у людей, не было и в помине, поэтому проживание вблизи остановок общественного транспорта, считалось благом, в этом отношении наша Кукча стояла особняком, так как на кольцевой остановке, всегда стоял трамвай, и пусть он, после твоей посадки в вагон, стоял на месте, ещё целых 15 — 20 минут, но ты всегда был уверен в том, что он скоро тронется. А когда снимали вышеупомянутый фильм ( Двадцать дней без войны), а это, кажется было, начало семидесятых, а может в конце шестидесятых, то на кольце трамваев №8 и №11, вернее, рядом с трамвайным кольцом, уже появились первые кукчинские «бомбилы», на «Москвичах».
    От Кукчи до «Хадры» проезд на машинах «бомбил» стоил 50 копеек, а до сквера один рубль. Проезд на трамвае стоил то ли три копейки, то пять копеек, а точнее, сперва билет три копейки, а потом уже пятачок.
    По приезду в Ташкент, я обязательно, хоть один раз, но проедусь на трамвае до Кукчи, ведь это, ни с чем несравнимая радость окунуться в житейские разговоры со знакомыми ( а в трамвае, слава Богу, обязательно встретишь какого — либо кукчинского знакомого), на узбекском языке, почувствовать изменения в языке, заметить, что хоть в него и добавляются арабо — турецко — персидские словечки, но большую часть иностранных слов составляют в нашем узбекском языке, всё таки слова из «великого и могучего» языка.

      [Цитировать]

  • Акулина:

    Сначала у билетов была стоимость в зависимости от проезжаемого расстояния. У кондуктора висело несколько рулончиков билетов, а затем , вне зависимости от количества проезжаемых остановок, билет стал стоить 3 копейки трамвайный, 4 -троллейбусный и 5 — автобусный. Но в автобусах были еще загородные участки с удвоенной стоимостью билетов

      [Цитировать]

  • евлампий:

    проезд от одной остановки до другой (автобусом) стоил 15 дохрущёвских копеек,трамвай 30 , так что было выгоднее на одну остановку ехать автобусом.

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    А я помню трамваи , в которых нужно было открывать и закрывать двери. Это потом они стали автоматическими, а сначала там была такая ручка, и этой ручкой закрывали и открывали двери.

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Ганс, простите, МК — не женщина. Даже наоборот — мужчина. А о ташкентских переводчиках будет интересно и мне. я сама переводчик. Правда, не ташкентский…увы…

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Ганс, вот и очень будет интересно прочитать. Если не выложите на сайт, напишите, я дам свой е-мейл.

      [Цитировать]

  • Julia:

    А у меня бабуля как раз и водила один из таких трамваев. Рассказывала много забавных случаев. Надо бы ещё пораспрашивать))

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.