Встречи с Т. К. Кузиевым. В гостях у Сабира Рахметова Tашкентцы

Состоялась очередная встреча блоггеров с Председателем Академии художеств Т. К. Кузиевым. На этот раз мы были в гостях у Народного художника Узбекистана Сабира Гафуровича Рхметова. Мастерская художника находится в одном из так называемых «домов художника», построенных в 80-е годы. Тогдашний Председатель Союза художников Узбекистана Рахим Ахмедов уговорил Ш. Рашидова построить мастерские для художников, что послужило стимулом развития живописи.

Первые мгновения мы в шоке от обилия картин и экзотических предметов на стеллаже, просим разрешения все рассмотреть и сфотографировать. Пока знакомимся, разговор еще не сложился…

Даже неудобно вроде: пришли к художнику, а разглядываем стеллаж… Но оторваться от него невозможно, столько на нем чудес: старинные самовары, кунганы, медные тазы для умывания, кувшины, камни, черепа… все это Сабир Гафурович находил в поездках по Узбекистану. « — Люблю писать портреты стариков из глубинки, из дальних кишлаков, они как-то проще, более открыты, хотя часто и не без хитринки».

«— А этот старый деревянный ляган я нашел в мусорной куче среди навоза:»

Особенно в восторге Лилия Николенко, давно собирала материал о деревянной местной посуде и тут такой экспонат. Оказывается, в таких ляганах не только подают кушанья, но и готовят в них, промасленная древесина не обугливается в печи, в тандыре, в духовке и возможно придает особый аромат.  Турсунали Каримович вспоминает, что в Сурхандарье  во время его детства тоже была в ходу деревянная посуда и были мастера, вырезающие ляганы. Я естественно спросил про токарный станок (на нем изготовление лягана займет минут 5-10), но Кузиев сказал, что народ считает якобы, что техника убивает душу дерева, поэтому только вручную, ножичком, не спеша…

Сабир Гафурович начинает показывать картины.

Но старт настоящему бурному общению снова дает Т. К. Кузиев, живописно рассказывая, как в юности они с Сабиром ютились в фанерных мазанках на берегу Буржара около мясокомбината, как им сдавала крошечную комнатенку тетя Вера и как она ждала день расплаты: 10 рублей в месяц, а стипендия была тогда 21 рубль. И снова вспоминают известные слова о том, что приезжим надо было пахать намного больше «местных», чтобы учиться и реализовать свой талант.

И беседа разгорелась, Сабир Гафурович рассказал про своего отца и деда, про маму (была депортирована в 1944 году в Казахстан, попала в детдом, потеряла братика, ее взяла на воспитание казахская семья, потом вышла замуж за отца Сабира) и про отца (рано пошел работать так как деда расстреляли в годы репрессий, был мастером на все руки), рассказывает как мечтал попасть на учебу в Ленинградскую Академию художеств им. Репина и как эта мечта сбылась.

Что особенно запомнилось: в Узбекистане удалось сохранить классическую школу живописи, порушенную в других странах СНГ, теперь они вынуждены приезжать на учебу к нам.

На вопрос, зачем Вы преподаете, это же отнимает время и силы, Рахметов отвечает, что это нравственный долг, миссия каждого художника. Если он не будет учить молодежь, то получится, что украл у своих учителей.

Рассказывает, как студенты пишут лица и отдельно руки, как изучают анатомию: мышцы и кости и как движется человек, как подробно изучают лицо, какие мышцы работают для мимики, как получается больное, гневное, уставшее или веселое лицо.

Картины Рахметова куплены дирекциями разных музеев и выставок. Картина «Красный интерькр» демонстрируется в нашем Музее искусств.

Для полноты изложения и любителей полной информации приведу данные  о художнике из Сети.

Рахметов Сабир Гафурович

Народный художник Узбекистана,

Академик Академии художеств Узбекистана.

Родился 19 декабря 1952 года в г.Чимкенте, Южно-Казастанская область, Казахстан.
1969 — 1973 г.г. учеба в художественном училище им. П.П.Бенькова на живописно-педагогическом отделении. Окончил с отличием.
1973 — 1979 г.г. учеба по направлению в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Репина. Окончил с отличием.
С 1979 г. – преподаватель, позже доцент кафедры «Живописи» Ташкентского театрально-художественного института.
1982 – 1985 г.г. Аспирантура при Академии художеств СССР, руководитель Рахим Ахмедов.

Начало активной творческой деятельности.
1985 г. – член Союза художников СССР.
1986 г. – лауреат премии Молодежи (ЦК ЛКСМ) Узбекистана
1992 г. – персональная выставка в г.Ташкент.
1994 г. – персональная выставка в г.Анкара, Турецкая Республика.
1997 г. – персональная выставка в галерее «Вакиф банк», Турция
2000 г. – присвоенно звание Народного художника Узбекистана.
2003 г. – избрание Академиком Академии художеств РУз.
2007 г. – персональная выставка в г.Сеуле, Ю.Корея.
2008 г. – профессор кафедры Живописи Национального института искусств и дизайна им. К.Бехзода. Руководитель творческой мастерской.

Произведения автора находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств Узбекистана в г.Ташкенте,
в собрании Дирекции художественных выставок, Галлерее Национального банка РУз, а также во многих частных коллекциях Великобритании, Турции, США, ФРГ, Ю.Кореи, Франции.

Наверное не удалось передать всю ауру и приятность от беседы с таким человеком, но уж как смог. Спасибо всем участникам, Т. К. Кузиеву за организацию и Сабиру Рахметову за гостеприимство и рассказы.

2 комментария

  • Какие замечательные лица на портретах! Как хорошо,что такая живопись существует,а замеча-
    тельный художник радует людей своим творчеством.

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Я вообще большая поклонница реализма. Именно такого. И Инесса Кимовна права: замечательные. одухотворенные лица. Какое счастье знать, что такие художники еще есть!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.