Улица Почтовая — история почтовая История Старые фото
Пишет Михаил Головин
Заметка о маленьком домике на улице Почтовой повлекла за собой неожиданно много комментариев. Они, в свою очередь, вызывали в памяти все новые и новые воспоминания. Хотелось бы вернуться к этой теме, еще и потому, что, как мне кажется, на один вопрос совместными усилиями мы сумели ответить!
Разногласия возникли по поводу расположения этой улицы. Легче читать заметку, глядя на фрагмент плана 1932 года. План этот, в отличие от схем города Ташкента, является точным. Одна наша знакомая, архитектор, когда-то объяснила мне, что это старый план города, топографическая съемка производилась до революции. При последующих переизданиях изменялись лишь названия улиц. Она показала краешком современный план города, на нем был гриф «секретно». Тогда на всех планах определенного масштаба ставился такой гриф. Началось это, наверное, со времени войны. Все схемы «Как проехать по Ташкенту», которые у меня имеются, исполнены с чудовищными искажениями. По ним никак невозможно определить местонахождение ни одного здания. Особенно это досадно теперь, когда живешь далеко от Ташкента, да и память подводит.
Даже составители энциклопедии 1984 года допустили неточность. Вот цитата, которую привел Boris: «Алексея Толстого улица (до 1945 – Почтовая ул.), между улицами Хорезмской и Гоголя. Протяжённость 0,4 км.». Действительно, расстояние между Хорезмской и Гоголя по плану составляет 400 метров. Но это только часть улицы, она шла дальше через Алайский рынок. Собственно, рынок со всеми магазинчиками и лавками занимал лишь дорогу, проезжую ее часть, а по сторонам находились тротуары с арыками, стояли жилые дома. Вспомнилось, что на углу Гоголевской и Почтовой стоял двух или трехэтажный старый дом из темно-серого кирпича. Далее также были жилые дома, да и двухэтажный торговый павильон, который появился уже на моем веку, выходил на эту улицу. Вспомнилось еще, когда выходили с Алайского рынка на улицу Каблукова (на плане Новая), на противоположной стороне был виден как бы маленький тупик. Оказывается, это было продолжение улицы Почтовой до пресечения с Каракалпакской. Вспомнил, что где-то там жил мой школьный товарищ. В своем письме он подтвердил, что жил на Каракалпакской, а в школу ходил по Алексея Толстого.
Никто из авторов комментариев не упомянул одну замечательную достопримечательность Почтовой улицы. Может потому, что почти все значительно моложе меня? Boris ходил в тот же детский сад, что я, кажется, лишь на год младше меня (я пошел в школу в 57 году). Надеюсь, он подтвердит мои слова. Начиная от Первомайской, в сторону Алайского рынка, проезжая часть улицы Почтовой была покрыта булыжником. Налево шла улица Чайковского, на плане Чичеринская, до нее был уложен булыжник. Как далеко тянулся этот участок булыжной мостовой, где кончался булыжник, где начинался асфальт, уже не помню. Качество дороги было превосходное. От середины дороги к краям был небольшой скат. Если бы пошел сильный дождь, то вода бы стекала в арыки, не было бы никаких луж на дороге. Камни положили намертво, навечно. Думаю, что эта дорога ничем не уступала ни одной из знаменитых римских мощеных дорог. Булыжник был еще «молодой», выступали круглые, не стертые камни. Может движение транспорта по Почтовой было небольшое, а может дорогу замостили сравнительно недавно. Помню это ощущение пружин под ногами, когда наступал на круглые камни в легкой летней обуви. Как-то шел с товарищем, который так и спросил меня: «Чувствуешь, как камни пружинят?» Конечно, эти пружины были у нас в ногах, тогда мы были детьми, Сейчас этих пружин нет. Случилось бы сегодня идти по такой мостовой, так я бы ковылял, спотыкался и, наверное, проклинал булыжник. Когда покрыли эту дорогу асфальтом? Уже не могу припомнить, кажется, еще до землетрясения. В те времена уже почти нигде не было булыжника на дорогах, ну, а теперь таких дорог, возможно, нет нигде. Нам же довелось ходить по булыжной мостовой!
Теперь о названии улицы. Автор комментария под именем Trest высказал такое предположение: «Через дорогу от главпочтамта есть маленькое, раньше оно было желтым, неприметное зданьице. Если заехать с улицы Первомайской, то оно будет справа, следующее за девятиэтажкой. Раньше это был какой то очень закрытый объект связи. Возможно, что это здание и было когда-то той почтой, которая дала название улице». Когда-то и я спрашивал, почему она называлась Почтовой. Мне объяснили, что вроде бы было какое-то здание, принадлежавшее почтовому ведомству, кажется приблизительно там, где указал Trest. Один раз я уже допустил ошибку, рассказывая о магнолиях на Инженерной, за что пришлось извиняться перед читателями. Никаких предположений о местонахождении этого здания, полагаясь лишь на память, делать не буду.
Boris сообщил, что до революции «Калинина» называлась «Скобелевской», а «Почтовая» именовалась «Шипкинской». Названия эти, очевидно, были даны в память о генерале М.Д.Скобелеве, который принимал участие в покорении Туркестана. Итак, Почтовая была Шипкинской. Оказывается, эта маленькая улица пережила не единственное переименование за свое недолгое существование! Обратимся к известной книге А.И.Добросмыслова, на странице 461 можем прочитать: «Туркестанский почтово-телеграфный округ I класса (Шипкинская улица, дом Рубинова) открыт 23 апреля 1886 года, а должности управляющего почтовой частью Сыр-Дарьинской области и начальника туркестанского телеграфного округа упразднены с того же времени. Округу подведомственны в почтово-телеграфном отношении все пять областей Туркестанского края, Бухара и Хива». Стало быть, здесь находилось управление всей почтой в крае, а в советское время, наверное, всей Средней Азии. После революции царский генерал Скобелев стал неугоден новым властям, название «Шипкинская» напоминало о его победах, улицу переименовали. Здание почтово-телеграфного округа, скорее всего, и дало название улице «Почтовая». Где же находился дом Рубинова, теперь мы можем только гадать.
Комментарии помогли найти ответ на один вопрос, но породили и новый. В двух письмах Boris утверждает, что почтамт на Пушкинской был построен в 1920-х годах. В статье «Пушкинская, век назад» есть открытка с фотографией почтамта, там говорится, что это новое здание телеграфа: «Он был построен специально для почтово-телеграфной конторы в 1911 году и функционировал до конца ХХ века». Скорее всего, новое здание телеграфа было построено позже, в книге Добросмыслова, вроде бы, нет упоминаний о нем, а книга вышла в 1912 году. Открытка, вероятно, была выпущена до революции, об этом свидетельствует старая орфография. (Если быть точным, то новая орфография вводилась декретами Народного комиссариата просвещения от 23 декабря 1917 и Совета Народных Комиссаров от 10 октября 1918.) Если бы новое здание телеграфа было построено в 1920-е годы, а открытка выпущена позднее, то было бы напечатано «здание», но не «зданiе». Вот, собственно, и вопрос, когда же был построен почтамт? Ответ, наверное, можно найти в той же энциклопедии «Ташкент» 1984 года, но у меня, увы, этой книги нет.
Нет теперь ни этих улиц, ни этих зданий. Возможно, многим покажется желание узнать точные даты нелепым. Но, если кому-то это все-таки интересно, почему бы не вернуться в прошлое? Решусь вновь предложить читателям полюбоваться фотографией, которая уже несколько раз публиковалась в «Письмах». В первой публикации назывался 1914 год, когда она была сделана. На этой фотографии ясно видно, что новый телеграф еще не построен, но, может быть его строительство уже начато, разобрать это трудно. А, может быть, за зданием все еще находился огромный пустырь? Это и был тот самый участок земли в 2500 квадратных саженей, который незаконно достался окружному ветеринару Н.П.Гороховцеву. Тогда это называлось жульничеством, в наше время «прихватизацией», но суть одна. Это информация из книги В.А.Нильсена, сообщил ее Boris.
Направо, перед зданием со львами, пойдет улица Некрасова. Она такая маленькая, что даже не хватило места для названия на плане. Может быть, это самая короткая улица Ташкента? На этой улице также находились какие-то учреждения, принадлежавшие министерству связи. Далее, за новым телеграфом, направо пойдет улица Крылова, затем улица Лермонтова, между ними, впоследствии, будет располагаться консерватория. Вспомнилось еще, что на улице Крылова, за зданием консерватории, был маленький кинотеатр, что-то вроде «Клуба связиста», а у входа на улице росли огромные чинары. Однако ветеринар Гороховцев был весьма и весьма предприимчив! Любопытно, участок его земли превосходил по размерам парк, принадлежавший Великому Князю? Известно, что дворец Великого Князя некогда окружал большой, замечательный парк. При советской власти его несколько раз урезали, теперь он стал совсем небольшим.
Так уж получилось, что разговор наш начался с Почтовой улицы, вспомнили мы о Туркестанском почтово-телеграфном округе на Шипкинской, затем о новом телеграфе на Пушкинской. Любопытно было бы узнать, как же работала почта в Туркестане в те далекие времена. Поможет нам в этом А.И.Добросмыслов. Книга его доступна читателям «Писем», но, может быть, стоит привести несколько отрывков из нее.
«В 1865, 1866 и 1867 годах корреспонденция доставлялась в Ташкент, в большинстве случаев, при оказии, а казенные деньги пересылались с офицерами, ехавшими в Туркестанский край на службу. Иногда, таким образом, перевозились крупные суммы и Господь Бог миловал, все обходилось благополучно».
И Господь Бог миловал, да и офицеры, видимо, были честные, никто не сбежал с деньгами, хотя считалось, что люди хлынули в край исключительно ради наживы.
«В 1867 году в Ташкенте было устроено при комендантском управлении почтовое отделение, находившееся в заведывании офицера. <…> В фортах заведывание почтовой частью было возложено на офицеров, которые так небрежно относились к делу, что в Ташкенте письма получались без конвертов, фотографические карточки исчезали, журналы доходили без обложек и т.п.).
Скучно было, наверное, офицерам в фортах, вот и потрошили письма, обрывали обложки у журналов. Что и говорить, стыдно, господа офицеры!
«С 1868 года почтовая гоньба по тракту Ташкент-Терекли сдавалась киргизам. Станций не было, выставлялись для проезжающих кибитки, повозок и сбруи также не было, проезжающие должны были иметь свои. Так дело стояло до 1873 года, когда содержание тракта взял на себя купец Иннокентий Владимирович Кузнецов. Лет около пяти, пока был жив Кузнецов, тракт содержался удовлетворительно, но когда в права содержательницы тракта вступила его сестра – жена полковника Софья Владимировна Клименко, тракт был приведен в такое положение, в каком он не был при почтосодержателях киргизах. Н.Ф.Ульянов рассказывает, что в 1881 году он ехал с семьей от Теркли до Ташкента более двух месяцев, сидел на некоторых станциях по 10 дней, есть было нечего. Эта дорога стоила ему 600 рублей».
«И только с 25 августа 1883 года было восстановлено правильное прямое почтовое сообщение Ташкента с Оренбургом. Содержание тракта от Ташкента до Терекли было передано купцу Н.И.Иванову. <…> На многих станциях, находившихся в песчаных местностях, по контракту, вместо лошадей содержались верблюды, которые приучались к гоньбе со скоростью 8 верст в час. Н.И.Иванов содержал тракт до 1 января 1906 года, времени открытия ташкентской железной дороги».
(К началу XX века верста составляла 1,0668км.)
Вот та самая дорога, по которой так долго добирался со своей семьей до Ташкента Н.Ф.Ульянов. На последней фотографии видно, что погонщика, стоящего слева, фотограф рассмешил своей шуткой о птичке. Обратите внимание на рукава халатов, на их длину. К чему такие длинные рукава? Может быть, при отсутствии рукавиц, они зимой спасали от холода? Это открытки 1912-18 годов, почта уже шла по ташкентской железной дороге. Немногим ранее на таких вот верблюдах эти самые погонщики перевозили все грузы и почту.
Эта открытка уже была опубликована в «Письмах», но теперь стоит разглядеть ее внимательно. Выпущена она в 1907 году, фотография, наверное, сделана раньше. На арбы погружены ящики, почти все одинаковые, только один большего размера, на всех видны номера, на некоторых наклеены листы. Не простые это арбы! Скорее всего, это казенные транспортные средства, возможно даже, почтового ведомства. Как знать, может быть, погрузка происходила во дворе того самого дома Рубинова? Работа у этих людей была нелегкая. Можно представить, с какими трудностями приходилось сталкиваться при перевозке грузов по тракту от Ташкента до Оренбурга. Часть пути преодолевалась на повозках, запряженных лошадьми или ослами. Там, где начинался песок, арбы не могли ехать дальше, ящики снимали, погружали на верблюдов и везли далее. Каждая такая остановка приводила к дополнительной задержке.
Фотография выше взята из книги Е.А.Глущенко «Россия в Средней Азии». Это перевозка почты, под иллюстрацией есть подпись. Почту везут в мешках, а не в ящиках. Может быть, на большие расстояния почту, все-таки, перевозили в закрытых ящиках? Неспешно катит арба, беззаботно сидят на мешках почтовые служащие. Вот так доставляли почту в то время. Фотография, скорее всего, вызовет улыбку умиления. Доедет ли это колесо до Петербурга? Колесо, возможно, не доедет, а вот письма доедут!
Попытаемся выяснить, насколько лучше стала работать почта в XXI веке. Только необходимо сделать одно замечание. Начиная с середины мая 1888 года, открылось железнодорожное сообщение между Самаркандом и Красноводском, позднее железная дорога была доведена до Ташкента. Почта в центральную Россию уже, наверное, шла по железной дороге через Красноводск, конечно же, значительно быстрее, чем на верблюдах по ташкентской дороге. С 1-го января 1906 года, как сообщает Добросмыслов, письма из Ташкента шли уже по железной дороге через Оренбург еще быстрее. В те времена, когда грузы возили на верблюдах, письма, конечно, шли очень и очень долго. «Еще сравнительно недавно, чтобы перебраться из Туркестана в Россию или обратно, надо было месяц ехать на почтовых, а с караваном и все два. Ведь расстояние громадно. Тогда товары грузились на верблюдов, которые шли через пески к Каспийскому морю или в Оренбург». (Энциклопедия 1913г.)
Старых писем с датами до 1888 года у меня нет. Предлагаю читателям обратиться к материалам, которые имеются, сравним даты на почтовых штемпелях.
Штемпели: Ташкент, 2 мая 1905г., Радом, 12 мая 1905г. Это письмо, быть может, ехало через Красноводск, паромом до Астрахани, по железной дороге до Москвы. Здесь его отправили поездом до Варшавы, а от Варшавы до Радома еще около 90-100 км.
Отправитель подписывает: 15 ноября. Штемпели: Термез, 16 ноября 1906г., Казань, 24 ноября 1906г.
Отправитель подписывает: 30 января. Штемпели: Самарканд, 31 января 1908г., Санкт Петербург, 7 февраля 1908г.
Отправитель подписывает: 9 января. Штемпели: Чарджуй, 9 января 1910г., Казань, 15 января 1910г.
Отправитель подписывает: Бухара 25 ноября. Штемпели: Ташкент-206-Чарджуй(?), 25 ноября 1910г., Ростов Ярославский, 2 декабря 1910г.
Отправитель подписывает: 5 марта 1913г. Штемпели: Ташкент, вокзал, 5 марта 1913г., Москва 10 марта 1913г. Это был самый благополучный год в жизни старой России.
Отправитель подписывает: 22 декабря. Штемпели: Ташкент 23 декабря 1914г., Сергиевский Посад Московской губернии, 29 декабря 1914г. Уже идет война, страна испытывает трудности.
Еще одна открытка отправлена в Бельгию ровно сто лет назад. Некто, находясь в Ташкенте на вокзале, 11 декабря 1910г. решил поздравить своего друга с Новым годом. Он отправил открытку в Брюссель, текст на французском языке. Жаль, но бельгийский штемпель не имеет даты. Не узнаем мы, за какое время открытка из Ташкента доехала до Брюсселя.
Боюсь, что утомил читателей. Продолжать не буду, много еще есть старых открыток с точными датами. Теперь же посмотрим на письма, которые я выбрал наугад, получал их в самое последнее время. Все эти письма были отправлены авиа почтой.
Ташкент 7 декабря 2007г., Москва 15 декабря 2007г.
Ташкент, 15 апреля 2008г., Москва, 25 апреля 2008г.
Ташкент, 5 июня 2008г., Москва, 16 июня 2008г.
Ташкент, 21 февраля 2009г., Москва, 5 марта 2009г.
Ташкент, 20 января 2010г., Москва, 9 февраля 2010г.
Нынче наши письма едут в быстроходных автомобилях, между городами летят в реактивных самолетах, но, увы, никак нельзя утверждать, что приходят к нам быстрее. Любопытно было бы сегодня отправить письмо из Термеза или Чарджоу в Казань, или из Ташкента в Радом, да посмотреть, за какое время дойдет? В те времена быстрая доставка писем достигалась, очевидно, благодаря четкой организации работы. Письма быстро сортировали, разбирали, отвозили к поезду. Если требовалось, то письмо быстро погружали в другой поезд, оно ехало дальше. Остается еще вопрос о надежности работы почты сегодня. Всегда ли доходят письма? В самое последнее, смутное время я получал письма и бандероли, приходившие из заграницы непременно вскрытыми. Да и раньше, в застойные, благополучные времена, приходилось мне часто отправлять посылки из Ташкента в Москву. Отправляю посылку самому себе, делаю это перед отъездом. Прихожу получать, а произошло чудо, метаморфозой называется такое чудо. Был у посылки один вес, стал другой. Мне показывают, что на приклеенном листочке вес указан новый, то есть уже после преображения. Невдомек им, что я сам отправлял эту посылку.
Так что, глядя на арбы, на грузчиков и почтальонов на этих старых фотографиях, следует оставить ироническую улыбку. Работали они усердно, быстро, думается, что очень добросовестно. Да и работа у них была нелегкая!
Благодаря «Письмам» все мы имеем возможность возвращаться в город, которого уже нет, который остался лишь в нашей памяти. Пусть кто-то относится к нашему увлечению с иронией или даже насмешкой. Но вот мы вновь и вновь встречаемся на улицах нашего старого Ташкента, гуляем по ним, вспоминаем что-то и даже пытаемся узнать что-то новое для нас! В одном из комментариев Boris написал: «Этот замечательный сайт, спасибо Евгению, становится своеобразной коллективной памятью о Ташкенте». Так оно и есть. Спасибо Вам, Евгений!
С уважением Михаил Головин.
P. S. Спасибо не мне, а всем авторам, наполняющих сайт воспоминаниями и размышлениями. Е. С.
Не могу найти слов, чтобы поблагодарить вас, за эту статью. Мои родные, любимые места. В детстве моим любимым развлечением было посидеть на спине у льва… где они сейчас? Обязательно скопирую эту статью, и оставлю себе. И вы правы, замечательный сайт, спасибо Евгению! И, уважаемый Михаил, у меня к вам огромная просьба, не только моя, но и мужа, тоже коренного ташкентца. Не могли бы вы вы, если у вас имеются, конечно, выслать карты Ташкента до землетрясения? Шестидесятых годов. Если вам не сложно, мой е-мейл — tanitaap@gmail.com С уважением, заранее благодарная Татьяна.
Татьяна[Цитировать]
Уважаемый автор!В статье Вы упоминаете об открытках,которые есть у Вас:хотя нельзя читать чужие письма,но авторов их и получателей уже нет,а наслаждение от старой орфографии и стилю ничем не заменить,как прочтением оных…Опубликуйте,пожалуйста(с разрешения Е.С.,конечно) тексты и сами открытки…А если они уже где-то опубликованы,то не сочтите за труд,дайте,пожалуйста ссылку…
С уважением.
alla[Цитировать]
Огромное спасибо Михаилу за эту поистине энциклопедическую статью.Особая благодарность Евгению Скляревскому за возможность читать такие статьи. Я присоединяюсь к каждому слову комментариев Татьяны. В детстве мы жили поблизости ( на ул Каблукова 37) и от Алайского до Пушкинской знали почти каждый дом этой улицы. В 50-х годах на углу ул А. Толстого и Гоголевской , слева , если встать лицом к Пушкинской на юг, был заводик или цех , 2-х или 3-х этажн корпус , выпускавший динамики к радиоприемникам. Мы пацанами там паслись и подбирали выброшенные бракованные динамики и радиодетали для самоделок..Возможно , он тоже имел какое то отношение к связи и к старому названию ул.- » Почтовая» . Вот если бы так подробно и ул. Гоголевскую исследовать?Особенно в районе между ул. А. Толстого и Пушкинской. Там много интересных зданий , памятников и фонтанов. Есть огромная просьба к Михаилу или Евгению : если у Вас есть план города Ташкента ( особенно центральной части) до землетрясения ( 50-60-е годы)? опубликуйте его на этом сайте. Он теперь уже не секретный и представляет только историческо- ностальгическую ценность. Думаю , многим это будет интересно и вызовет большую волну воспоминаний. И дополнит такую ценную коллективную копилку знаний об ушедшем навсегда Ташкенте нашего детства.. Мой Е -мейл:mrzw@yandex.ru.
алекс[Цитировать]
Все планы и карты, которые у меня есть, опубликованы и их можно посмотреть по тегу «Карта» — через «Облако тегов» в верхнем меню.
Скляревский Е.[Цитировать]
Автору:
Ташкентская Почта сегодня работает отлично!
Без метаморфоз и прочих чудесный преобразований.
Посылка весом 9.8кг была доставлена узбекской почтой из Ташкента в Будапешт за 8 дней,в целости и сохранности!На почте срок доставки назвали максимально 14 дней.
Не понравилось ваше устаревшее впечатление о работе почты,поэтому делюсь своим сегодняшним опытом. Что было,то прошло. Надеюсь вам будет приятно это узнать.
Вам желаю всех благ!
Другая Зухра[Цитировать]
Уважаемый Михаил! Я в восхищении! Не жалейте, что у Вас нет энциклопедии «Ташкент». Статьи в ней не идут ни в какое сравнение с Вашими иследованиями. О Ташкентском почтамте там только сказано, что он основан в 1900 г. на базе Ташк. почтово-телеграфной конторы (1987 г., Московский проспект) и с 20-х годов находится в нанешнем здании (на 1984 год).
Булыжную мостовою я тоже хорошо помню, т.к. многократно по ней ходил с мамой с Пушкинской на Алайский. Кстати эта мостовая была не единственная в центре города. Улица Коммунистическая на участке от Сквера до Чаули или даже немножко дальше была также их булыжника. Мой дедушка жил на Коммунистической и я по ней часто ходил. Зимой там была приличная горка и можно было кататься на санках, но не всегда снежный покров покрывл полностью мостовую и приходилось ждать хорошего снега. Мы с Пушкинской бегали туда кататься. Может быть я что-то путаю, но мне кажется и трамвайные пути на Первомайской в то время лежали в булыжнике. Когда я учился во 2-ом или третьем классе, т.е. примерно в году 1961, на углу Первомайской и Энгельса была большая авария трамвая. То ли трамвай перевернулся, то ли что-то другое, но когда мы с мальчишками прибежали из 50 школы посмотреть на это событие, то мне запомнились несколько пятен крови на булыжниках.
Также хорошо помню кирпичный 2-х этажный дом на углу Гоголя и Почтовой. Он по-моему был с прямоугольной аркой и пройдя под ней можно было попасть во двор, где было несколько подъездов этого дома.
Ещё раз спасибо за Ваши исследования о нашем любимом городе
Boris[Цитировать]
Немного дополню — В первом дворе по А.Толстого на углу Хорезмской (справа) жил в течение длительного времени директор 50 школы Василий Феофилович Ермолаев с женой Пелагеей Константиновной ( о которой тоже упоминали в комментариях к Полтиннику). потом располагался Военкомат Центрального района , затем семенная контрольная инспекция, затем большой жилой двор и на углу Первомайской — контора Заготживсырье.По той же стороне через Первомайскую, как раз напротив нынешнего Главпочтампта, на месте бокового крыла девятиэтажки было здание Городского суда, которое углом выходило на Первомайскую и переходило в здание Верховного суда ( эти здания строили после войны пленные японцы) . Далее, на углу Толстого и Гоголя располагался небольшой заводик Минсвязи , а напротив него большой угловой жилой дом из темно-серого кирпича.
На ул. Широкой была большая ( по моим тогдашним понятиям) общая баня, в которую ходили все мы, жители всех улиц , примыкающих к Почтовой.
Семен[Цитировать]
Супер исследование.
Хотелось бы внести и свои мысли, впрочем, никак не связанные с какими-либо воспоминаниями, а просто так, с некоторыми фактами…
Все пишу под грифом «насколько мне известно», если у кого есть более точная информация, только будет еще интереснее…
1) Добросмыслов написал свою книгу в 1910 году. В 1912 году была опубликована версия с исправлениями..
2) Почтовое управление, сама почта, телеграф и прочие сопутсвующие ведомтсва и их здания (до постройки нового здания на Пушкинской) находились между Московской и Хивинским ровно у начала Шипкинского проспекта
3) Шипкинский проспект оставался таковым долгое время, даже после переименования города Скобелев в Фергану в 1924 году
4) Советских почтовых учреждений (насколько мне известно) на Шипкинском проспекте не было
евгений смехов[Цитировать]
Жень,
никак не соображу где был этот Шипкинский проспект. Если Московская и Хивинский пересекались напротив ОДО..
Тимур[Цитировать]
Посмотри на свою же собственную карту, приводимую в этой статье. Вот там, где Почтовая (Шипкинский) вклинивается в Хивинскую, заканчивался комплекс построек почты (своей тыльной стороной).
евгений смехов[Цитировать]
Это понятно, а где «между Московской и Хивинской», если этого между нет и не было?
Тимур[Цитировать]
Чего то я тебя не понял…:) Я что то не так написал? (что, в принципе, возможно в 2 часа ночи)
Еще раз: Если возьмем трапецию Николаевская Пушкинская Московская Хивинская, то ровно сверху в эту трапецию (или больше похоже на треугольник) вклинится Шипкинская, а в этом треугольнике почти все место занимали здания, связанные с почтовыми услугами…
евгений смехов[Цитировать]
«…Одна наша знакомая, архитектор, когда-то объяснила мне, что это старый план города, топографическая съемка производилась до революции. При последующих переизданиях изменялись лишь названия улиц…..»
А можно поподробнее узнать о плане, о котором идет речь? Если не у Вас, то у других читателей сайта, которые обладают такой информацией.
Дело в том, что у меня существует некий пробел между 1910 и 1920 годом. Я краем уха слышал, что существует некий план 1913 года, а также 1915 года. Никогда и нигде я этих планов не видел, и от специалистов ничего подтверждающего не слышал.
Хотя, исходя из своего собственного опыта, знаю, что существовать могут такие карты, о которых нигде вообще никто не говорит и не пишет, а они просто лежат и пылятся где то…
Как то однажды я получил информацию, что в Фергане у некоего дедушки есть карта 1915 года, но это не точно, и хочет он за нее целое состояние. Не будучи коллекционером, я, разумеется, не поехал… хотя, теперь жалею… надо было взглянуть…. может быть, оно того и стоило..
Так что… вопрос? Обещаю, пытать не стану :-) Просто, если кто то видел или знает, скажите, они есть или нет…
евгений смехов[Цитировать]
Уважаемый, Михаил!
Спасибо за увлекательное повествование.
Сейчас пытаюсь составить каталог почтовых штемпелей Туркестанского края. Не могли бы вы скинуть мне на эмел сканы или фото адресные стороны имеющихся у вас открыток?
Если найдете для меня время мой адрес
grbvadim@rambler.ru
Всего доброго, Вадим.
Горбунов Вадим[Цитировать]
В середине 50-х Алайский поглотил три квартала Почтовой\ Толстого\. От Гоголя, по обе стороны улицы, в открытых павильонах отчаянно колошматили жестянщики,между Лермонтова и Калинина продавали кислое молоко,до Каблукова — чижиков в клетках, а главное,свежие пивные дрожжи,которыми лечились и вонючую барду для скота.И то и другое шло нарасхват.Справа, если смотреть в сторону Каблукова, за киосками,стояли маляры в ожидании нанимателя.
lvt[Цитировать]
«Чижики в клетках» — хорошее заглавие. Маляры что делали? Малярили? Малевали? забыла.
elleчка[Цитировать]
еllечка,случайно обнаружила Ваш вопрос. В 50-е маляры белили, если применяли мел или извёстку; красили,если пользовались масляной краской; трафаретили, нанося рисунок по шаблону.
lvt[Цитировать]
Желтое здание завода на углу Гоголевской было. Был ли это завод МинСвязи — не знаю зато точно знаю что рядом с воротами завода были ворота гаража почтамта. Наша семья прожила на Гоголя долгие годы. До землетрясения — это был двор в самом высоком месте Гоголевской.В дальнем правом углу этого двора стоял дом в котором жили Красильникова это мои предки. В 1969 мои родители получили квартиру в доме 13 . Наш подъезд находился в сотни метров от того места где находились ворота нашего двора . Прямо против ворот росла большая чинара, в которую выезжая в первый из двора врезался на 403 «москвиче» мой отец.
ceргей дианов[Цитировать]