Арии в Узбекистане, развитие темы История Разное
Пишет Виктор Ивонин.
6 августа 2010 на Вашем сайте был опубликован интересный материал «В Узбекистане в 1-м тыс. до н.э. жили славяне арии. Жаркурганские руны в Узбекистане». Я подождал. Вижу его не читают. А автор между тем авторитетный и хорошо известен в научных кругах. Вот я и написал в развитие этого материала, поскольку сам Германов просил меня написать. Материал большой и к тому же я прилагаю две иллюстрации. Это фотографии сделанные В.А. Германовым. На одной обложка книги — «Туркестан от Франца фон Шварца» (по русски лучше перевести «Туркестан глазами Франца фон Шварца»), на другой — титул книги «Туркестан — колыбель индогерманских народов».
Ещё раз об ариях в Узбекистане
К статье от 6 августа 2010 «В Узбекистане в 1-м тыс. до н.э. жили славяне арии. Жаркурганские руны в Узбекистане»
Теория о том, что на территории Туркестана некогда проживали арии — не нова. Она подтверждается этнографическими экспедициями, археологическими изысканиями и письменным наследием великих мыслителей прошлого. По сути, на сегодняшний день это доказанный исторический факт. И тут нужно заметить, что современные историки до сих пор опираются на работы, выполненные в середине прошлого века. Ранние же источники до сих пор остаются «за кадром». И всё же не так давно я столкнулся с материалами нашего выдающегося учёного историка В.А.Германова, который работая над проблемами истории науки, в библиотеке Астрономического института Академии наук Узбекистана случайно обнаружил раритетные труды бывшего руководителя Ташкентской обсерватории Франца Ксавье фон Шварца (1847-1903). В конце позапрошлого века фон Шварц вдоль и поперек исколесил край в составе многих туркестанских экспедиций. В итоге им опубликовано в Германии несколько фундаментальных трудов по истории Туркестана. Они вышли на немецком языке, отпечатаны готическим шрифтом, и несмотря на огромную научную ценность, до сих пор не переведены ни на узбекский, ни на русский языки. В своё время эти труды получили высочайшую оценку европейских учёных и были отмечены Малой золотой медалью Российского Императорского географического общества, но учитывая противоборство Германии и России в мировых войнах ХХ столетия, были напрочь забыты, и сохранились у нас лишь чудом.
Отмечу лишь три его книги, имеющие прямое отношение к ариям на территории современного Узбекистана. Это «Великий потоп и великое переселение людей» (Штутгарт, 1894), «Туркестан от Франца фон Шварца» и «Туркестан – колыбель индогерманских народов» (Фрайбург, 1900). В этих трудах Франц фон Шварц, используя весь арсенал науки того времени и результаты экспедиций, участником которых он был, доказывает, что именно Туркестан является прародиной всех европейских народов. Отсюда вышли все индоевропейцы – часть из них переселились на юг в Индию, другая мигрировала в Восточную и Западную Европу. Переводя выводы фон Шварца с научного на обычный бытовой язык, можно представить суть его доказательств в простой фразе – «современные узбеки – это те же немцы, только со знаком качества». А это уже не расистская теория арийской расы, а глубоко научное обоснование изначальной общности людей различных современных национальностей.
В этих же трудах Франц фон Шварц вплотную подводит более поздних исследователей к теории происхождения на территории Туркестана человека разумного.
Научную эстафету фон Шварца по исследованию Туркестана подхватывает выдающийся немецкий исследователь Вилли Рикмер Рикмерс (1873-1965). Он стоял у истоков снаряжения грандиозных экспедиций в Туркестан и на Памир. В 1913 г. в восточной части хребта Петра Великого в Дарвазе, работала большая немецкая экспедиция, организованная Германским и Австрийским альпийским обществом во главе с В. Рикмер Рикмерсом, Х.фон Фикером и Р.Клебелсбергом. А в 1928 г. состоялась Советско-германская экспедиция под руководством Николая Петровича Горбунова (1892-1937). Её результаты были столь разительны, что за этой экспедицией последовала многолетняя Таджикско-Памирская экспедиция, в состав которой немцев по понятным причинам уже не приглашали. Как пишет Ефим Россельс, основной целью экспедиции при обследовании географического «белого пятна» на картах Средней Азии, являлся поиск таинственного племени, которое по свидетельствам местных жителей, подтверждавших ранее опубликованные в Германии материалы Франца фон Шварца живёт в недосягаемых ущельях Танымасса, после того как спасаясь от людей оно ушло через перевалы — Кашаль-Аяк и Танымасс и после этого пропало без вести. Деятельность экспедиции находилась под контролем руководства ВКП(б) и в результате в 1937 г. Н.П.Горбунов был арестован и расстрелян, а материалы этой экспедиции безвозвратно утеряны.
Лишь в 1958 г. Академия наук СССР организует масштабную экспедицию в Памиро-Алайский регион с участием учёных различных специальностей для комплексного исследования слабо изученной территории. В район недоступного Танымасса новая экспедиция так и не дошла, но получила прекрасные результаты по географии, флоре, фауне, этнографии неисследованного ранее региона. В её составе был профессор Б.Ф. Поршнев, которого, как историка, в первую очередь интересовало происхождение человека мыслящего. Он считал, что недостающее звено между первобытными людьми и человеком разумным образовалось в процессе эволюции в результате спаривания первобытного человека и представителя таинственного Танымасского племени, описанного Францем фон Шварцем и экспедицией 1928 г. По результатам экспедиции в Памиро-Алай в 1963 г. Б.Ф. Поршнев издаёт работу «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» (Москва, Изд-во Всесоюзного института научно-технической информации, 1963 г.), но учитывая, что книга, раскрывая эволюционную суть происхождения ариев на территории Средней Азии, не вписывается в официальную идеологию, она практически исчезает из поля зрения учёных.
Продолжение исследований о древнем Танымасском племени под влиянием трудов Франца фон Шварца было начато в 1988 г. экспедициями под руководством опытного горовосходителя мастера спорта В.Д.Кулешова. В состав экспедиций на этот раз входили и немцы. Однако в условиях распада ГДР и СССР научный интерес, а следовательно, и финансирование исследований по проблеме иссякло и в это время используется единственно возможная в то время форма публикаций в виде художественных приключенческих рассказов, представляющих собой удивительный симбиоз реальных фактов деятельности экспедиций, местных легенд и исконно немецкого романтизма. В такой необычной форме протянулась длинная историческая цепочка от замечательных трудов Франца фон Шварца до современников — последователей его легендарных идей о происхождении и исходе ариев из Туркестана.
А про гору Арарат там ничего не сказано? Вот я поэтому поводу всегда думал что лучше для студентов изучать лже-науку и марксистко-ленинскую филосфию или собирать остатки хлопка.
А когда Арал соединялся с Каспием и Черным морем то демография явно была другой.
Юра Осокин[Цитировать]
В.А.Германов материал просмотрел. Неточности нашёл. Позвонил. Оказывается я его не совсем верно понял. Книги Франца фон Шварца ему удалось разыскать только во Франции в Париже в Национальной библиотеке. А у нас в Узбекистане этих книг нет — канули в лету. Он полагал, что по автору и названию он их тут сможет найти и почитать. Да не тут-то было. Тогда ему российские коллеги историки эти книги в Москве разыскали и снимки внешнего вида выслали. Я их здесь и привёл. Да вот беда, опять не то сделал. Оказывается обе приведенные фотографии, несмотря на то, что идут под разными названиями — «Туркестан от Франца фон Шварца» и «Туркестан — колыбель индогерманских народов» принадлежат одной книге. В одном случае — это обложка, а во втором — титул. Вот так я обмишурился в этой сложной истории наших родных узбекских ариев. Но при этом стало ещё интереснее, оказывается французы тщательно хранят в своих библиотеках все письменные свидетельства о Туркестане — своей прародине. А мы читаем о своих предках только в Европе. Да и не хотим читать. Поскольку, когда речь идёт об ариях в Туркестане, то нам убедительно доказывают несостоятельность этой теории убийственным аргументом из Чеховского «Письма к учёному соседу» — «Этого не может быть, потому что этого быть не может».
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Написал вот уточнения к статье, а сам подумал, а не хитрит ли Германов. Быть может книга всё же в Ташкенте. Это раритет, и по сути, по своей научной ценности представляет собой национальное достояние. Цены этой книге нет, и на зарубежных аукционах цена её может исчисляться шестизначным числом. Так вот не увёл ли Германов потенциальных похитителей раритета из Ташкента в Москву и Париж? Не корпит ли он сейчас в потаённом подвале при свечах над загадочными готическими письменами, расшифровывая удивительные загадки происхождения и жизни ариев в Туркестане? Дело не шуточное и в связи огромной ценностью артефакта может вполне перерасти в детективную историю.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]