Алайский, ЦУМ и «Практика» Разное Фото
Пишет Марк Фукс
Фотографией я заболел в далекие пятидесятые годы, а первую свою камеру получил в подарок ко дню рождения в мае 1957 года.
Это был добротный и надежный ФЭД.
Помимо надежности и простоты он отличался солидным весом и ремень его рыжего кожаного, без дураков (!) футляра до сих пор давит на мое плечо.
Со временем, пройдя через студии дворцов пионеров, я научился фотографировать, чем и занимаюсь, с удовольствием, и по сей день.
Главным было понять пользу ножниц и мусорной корзины.
Таким образом, ФЭД, весом в три четверти килограмма, прочно устроился на моем детском плече и оставался на нем, с небольшими перерывами, вплоть до начала восьмидесятых годов.
Мне приходилось снимать и другими камерами. В армии я работал «Ленинградом» и «Зенитом».
Я даже ухитрился приобрести себе широкопленочную «Москву 4», но это так, для отдохновения души.
Я перечитал и изучил много литературы по фотографии, выписывал «Советское фото», покупал чешские или польские фоторевю, главным образом из-за имевшихся там снимков обнаженной натуры. Все это не могло, не отразится на общем уровне знаний в данной области.
Главными моими учителями стали Д.З.Бунимович, Е.А.Иофис, В.П.Микулин, вернее их книги и справочники.
К, относительно, зрелым годам я уже вполне прилично снимал, строил кадр, начинал догадываться, что такое перспектива и свет, составлял растворы проявителей.
В моем доме давно уже поселились фотоувеличитель, софиты, вспышки, штативы. Я часто терроризировал семью, перекрывая доступ в ванную.
В середине семидесятых я стал медленно переходить на цветное фото. Сначала, года три, снимал цветные диапозитивы на обращаемой пленке.
Еще та история.
Друзья отсылали пленки для проявки в Москву.
Я же обзавелся наборами химикатов для обработки обратимых пленок и все делал сам. Труднее всего было стабилизировать температуру растворов, но природа была на моей стороне, оказалось, что в разгаре лета температура водопроводной воды в Ташкенте не превышает 16-17 градусов, что дало мне возможность без особых забот устроить охлаждающие теплообменники.
Еще сложнее оказался для любителей негативный лабораторный процесс.
Появление в Ташкенте в середине восьмидесятых экспресс-лабораторий «АГФА», положило конец моим лабораторным изысканиям.
В начале восьмидесятых, снимать стареньким ФЭДом стало уж совсем неприлично, и я стал присматриваться к «Зенитам».
В то время развитие «Зенитов» дошло до пика своего совершенства, и я уже было приценился к самой современной модели, но в мою жизнь вошла «Практика».
Конечно, к тому времени, я уже понимал, что кроме советской техники существует и зарубежная, но считал, что для моих скромных нужд сойдет и современный «Зенит».
Увлечение фотографией, косвенно, повлияло на то, что в середине восьмидесятых я сменил профиль специальности и занялся копировально-множительной техникой.
Переход к новой специальности оказался органичным и логически выстроенным. Я относительно легко освоил теорию электрофотографии, микрофильмирование и все прочее, что было связано с обработкой документов.
Отдел, в котором мне предстояло работать ведущим инженером, помимо «Ксероксов», «Пентакты» и прочей техники располагал хорошо оснащенной фотолабораторией. Я получил доступ в нее.
Заведующий лабораторией Юра Мигунов, несмотря на находившийся в его распоряжении, парк советских аппаратов, снимать предпочитал собственной «Практикой» и гонялся, в то время за «Минольтой» или «Яшикой».
В начале семидесятых в фотоотделе ташкентского ЦУМа, на первом этаже красовались красивые и недоступные мне по цене немецкие «Практики» и «Экзакты».
Я часто в обед забегал туда, но фантастическая по тем временам цена не позволяла мне стать обладателем такой игрушки.
Когда в более зрелые годы я уже мог примериться к чему нибудь серьезному «Практики» уже исчезли и из ЦУМа, и из «Динамо» и из московского «Юпитера».
Однажды моему коллеге Юре позвонили из комиссионки на Алайском и сообщили, что кое-что есть.
Через четверть часа мы были уже там. В витрине красовался «Хассельблат» с полной палитрой объективов и элегантный «Никомат».
Юра повертел в руках «Никомат», однако брать не стал, я также проявил интерес, но японская игрушка оказалась мне не по карману.
Мы уже собрались уходить, когда заметили, что продавец, глядя на нас, вытаскивает из сейфа что-то новенькое.
Так в мои руки попала моя первая «Практика LLC».
Камера оказалась почти новой, однако с несколькими изъянами: не работал счетчик кадров, не хватало крышки объектива, система TTL вызывала вопросы, отсутствовала инструкция и паспорт.
Приценились. Цена в двести пятьдесят рублей против 270 за «Зенит» показалась нам удовлетворительной. Решающим было то, что, по словам Юры, в Москве в пентаконовской мастерской камеру приведут в порядок без особых проблем.
Так эта прекрасная машина попала ко мне. При первой же возможности, будучи в командировке в Москве, я направился в фирменную мастерскую, адрес которой помню до сих пор: улица Космонавтов, 8, рядом с гостиницей «Космос».
Механик вышел ко мне в вестибюль. Мы сумели понять друг – друга, ремонт камеры был произведен вне очереди и я получил ее через пару дней.
Возвращая мне камеру, мастер поинтересовался источником моего приобретения.
— Купил в комиссионке.
— Берегите документы, камера, по все видимости, ворованная, редкая и малочисленная серия, в Союзе не продавалась.
Стало понятным, почему не хватало аксессуаров и паспорта с инструкцией.
— Стоило покупать? — поинтересовался я.
Мастер взял в руки камеру, взвел затвор, приложил к уху и нажал на спуск. Удовлетворенно кивнул.
— Стоило. Берегите квитанции!
Уже дома, в Ташкенте, я подобно московскому механику протестировал камеру, затем взял для сравнения в руки «Зенит», прослушал его работу.
Впечатление от «Зенита»: падающий, громыхающий лифт. На указательном пальце остался красноватый кружок – след от спуска.
Своей первой «Практикой», к своему полному удовольствию, я снимал много.
Я вообще люблю инструменты и точную механику.
«Практика» пополнила этот список замечательных игрушек.
Мужчины, а может и некоторые женщины меня понимают.
В конце восьмидесятых мне выпала редкая удача: командировка в тогдашнюю ГДР.
Коллеги заранее составляли списки барахла, которое нужно было привезти оттуда.
Мой список состоял из одного пункта: новая «Практика».
Прямо из Шенефельда нас увезли на юг, в Тюрингию.
Здесь, в маленьком городке в Тюрингском лесу, среди живописной природы предстояло провести почти две недели.
При первой же возможности я посетил местный магазин, но оказалось, что таких дорогих фотоаппаратов там не держат. Мне предложили советский ЛОМО.
Мой немецкий коллега успокоил:
— В субботу поедем на экскурсию в оружейный музей, в Зуль, там и купишь.
Зуль оказался аналогом русской Тулы. Оружейная столица Германии. К сожалению, времени у меня было мало, я пробежал по залам музея, наскоро пообедал с товарищами в кафе и отправился в торговый комплекс «Центрум».
На все, про все, у меня было не более получаса. Нам предстояло еще в этот день посетить столицу зимнего спорта Оберхоф.
Я быстренько сориентировался в большом торговом центре и уже через несколько минут вертел в руках различные модели «Практик».
Все, до мелочей, было мне знакомо по литературе, оставалось только сделать окончательный выбор. Я остановился на одной из моделей, быстренько заполнили гарантийные документы, деньги ушли в кассу и я стал обладателем вожделенной камеры.
Оставалось еще немного денег на мелкие подарки родным.
Только на следующий день, утром, в воскресенье, я зарядил аппарат и начал снимать.
Отщелкав кадров десять, поставил аппарат на автоспуск, а сам устроился, напротив, на балконе, на фоне реки и живописной горы, покрытой лесом.
К своему огорчению, я обнаружил, что автоспуск не работает. Не то чтобы он мне очень нужен был, я этой игрушкой пользовался, не более двадцати раз в жизни, но стало очень обидно. Отвалил кучу денег, купил новую вещь, и такой казус.
Понедельник и вторник были загружены у нас до отказа, в среду была намечена поездка на юг в Лауша и Зоненберг, в четверг днем мы улетали в Ташкент.
Мой немецкий коллега, с удовольствием говоривший о работе и избегавший всяких разговоров о политике («Кайне политик, Марк!»), узнав, что я не собираюсь критиковать качество продукции социалистического предприятия «Пентакон», радостно, позвонил в Зуль и объяснился.
Представитель «Центрума» был готов обменять камеру, а, узнав, что мы в Зуле больше не будем, был настолько любезен, что вышел на связь с Зоненбергом и договорился об обмене у них.
К такому сервису, после Советского Союза я был не готов и
успокоился я только по прибытии в Ташкент.
В Зоненберге пришлось доплатить. Предложенная ими для замены модель была дороже. Я согласился и никогда об этом не жалел.
В дальнейшем у меня появились сменные объективы к ней и прочие аксессуары.
«Практикой», приобретенной в Германии я снимал до самого последнего времени, в силу своего консерватизма и привычки не желая переходить на цифровики.
Года три тому моя «Практика» заболела. Сработалась муфта проскальзывания механизма перемотки пленки. Ремонт, к сожалению, оказался нецелесообразным.
Что делать?! Прогресс привел меня к цифровой камере.
Я долго примерялся, советовался, интересовался и узнавал, рыскал по Интернету. И как результат всей этой суеты, получил ко дню рождения подарок из Германии, от кузена.
И что бы вы думали? Правильно! «Практику».
Эта миниатюрная красавица с фантастическими, для своего класса, возможностями всегда со мной. При первой необходимости, а чаще и без нее, я достаю ее из наплечной сумки и снимаю в свое удовольствие.
Конечно, цифровой аппарат прощает многие ошибки и способен новичка сделать «мастером», а простейшая программа по обработке и редактированию снимков – вознести его на высоту.
Но оказалось, что и прошлый опыт идет в зачет. И прикрытый левый глаз, и твердая рука, привыкшая сжимать корпус ФЭДа, и затаенное дыхание на рефлекторном уровне – все учитывается и дает результат.
Во всяком случае, так утверждают друзья.
Если посетители сайта «Письма о Ташкенте» не возражают, могу познакомить их с некоторыми подборками своих фото на самые разные темы.
Для начала я приглашу Вас горную часть Болгарии – Родопы и Рила, где иногда мне приходится, к удовольствию, бывать.
Господин Фукс, ждём фотографии Ташкента 70х годов!
Ю
yultash[Цитировать]
Да, и фото 50х и 60х годов Ташкента тоже конечно!!!
yultash[Цитировать]
АДМИН!Отредактируйте текст—в конце целый кусок-повтор!!!!С уважением.
А фото и рассказ замечательные!Спасибо автору!Я не думала,что Болгария -такая красивая страна!Вы мне прямо глаза открыли…
alla[Цитировать]
Да, я бы тоже с превеликим удовольствием посмотрел работы о прошлом Ташкенте… ведь туда уже не вернуться, а так интересно смотреть как наш город выглядел раньше и как выглядели его обитатели…
Фаррух[Цитировать]