Амина Бабаджанова: в царстве Терпсихоры Tашкентцы Разное

Тамара Санаева:

Амина Бабаджанова — заслуженная артистка Узбекистана, солистка балетной труппы Государственного Академического театра имени Алишера Навои. В ее репертуаре немало ведущих партий в балетных спектаклях. И каждая — любимая. Как и партия Гюльнары в балете «Корсар» Адана, премьера которого состоится 10 апреля.

Царственная птица Хумо бесстрашная и гордая Томирис, безоглядная в любви Эгина, страстная Зарема, озорная и веселая Китри, прекрасная Эсмеральда — сколько образов, характеров, прекрасно исполняемых партий в творческом багаже еще молодой балерины!

И сколько, надо полагать еще впереди.
А начиналось все в детстве, как это и бывает обычно у профессиональных артистов балета.

Амина родилась в Намангане. Танцевала, как говорят родные, с пеленок. Едва подросла, замирая, смотрела по телевизору танцевальные программы. Старалась повторить за танцовщицами те или иные движения. Особенно поражали ее хореографические номера в концертах, балетные спектакли, которые иногда удавалось посмотреть на телеэкране. Затаив дыхание, ловила каждое па божественно прекрасной Майи Плисецкой, восхищалась Галией Измайловой, равно прекрасной и в национальном танце, и в балете.

В театр имени Алишера Навои впервые попала лет в шесть, приехав в Ташкент в гости к маминой сестре — Венере Хусаиновне Ахмеджановой. Амину взяли на балетную постановку «Томирис». Ее поразило огромное здание с уносящимися высоко к небу колоннами, красиво украшенные холлы, зал с неимоверно большой люстрой, бархатными креслами и позолоченными ложами. Но более всего потрясла музыка и артисты балета. В особенности, Томирис — стремительная, легкая, то взлетающая над сценой, то замирающая, воздев к небесам руки. Амине казалось, она попала в сказочную страну, где царствовали Музыка и Танец.

Думал ли тогда кто-либо, что восхищенная чудесным искусством хореографии девочка сама будет блистать на этой сцене, радуя зрителей своим мастерством?

Амине не было десяти, когда она в очередной раз приехала с мамой — Дамирой Хусаиновной — в Ташкент в гости к своей любимой тете. Венера Хусаиновна, сама в юности мечтавшая стать балериной, показала сестре газету с объявлением о наборе в хореографическое училище. Сердце подсказывало ей, что нежная и хрупкая племянница, может осуществить ее несбывшуюся мечту.

Когда мама привела Амину на экзамены, они и не думали, что тяжелые двери огромного здания с нарядным фронтоном так легко распахнутся перед девочкой из Намангана, и этот дом на долгие годы станет для нее родным.

Амина беспрепятственно прошла все четыре тура вступительных испытаний и была принята в хореографическое училище, которое ныне носит название Высшей школы танца.

Учиться было непросто. Часами надо было отрабатывать движения у станка, заниматься в классах, успевать и по общеобразовательным дисциплинам. Строгий распорядок дня, уроки, репетиции, экзамены, отчетные концерты… Художественным руководителем учебного заведения был в те годы человек, которого десятки известных ныне балерин считают своим наставником — Коркмас Сагатов. Ему и другим своим педагогам Амина до сих пор признательна за привитые ей в училище дисциплинированность, чувство ответственности, трудолюбие, выносливость и профессионализм. Без этих качеств, считает она, трудно стать настоящей балериной. Сегодня ее наставник по-прежнему рядом, работает репетитором в хореографической труппе театра. С благодарностью говорит она и о своем репетиторе — А. Давлетмуратовой.

Любовь к танцу в Амине и не надо было воспитывать. Танцевать она любила всегда. Отдавалась танцу самозабвенно, мечтая когда-нибудь выйти на сцену прославленного театра, где ей впервые открылся волшебный мир балета.

Как волновалась она и радовалась, когда впервые вместе с другими учащимися выступала в отчетных концертах на сцене ГАБТа, с каким удовольствием танцевала в поставленном силами учащихся балете «Копелия», сколько прекрасных эмоций испытала при выходе на сцену в детской группе в балете «Жизель» из репертуара театра Навои!

После окончания училища сбылась ее первая большая мечта: девушку пригласили в труппу ГАБТа. И начались непростые театральные будни. Каждый день, как и прежде в училище, Амина отрабатывала положенные часы в классе у станка, репетировала прыжки, вращения, поддержки. Танцевала в третьем, втором составе, радуясь любой возможности выйти на сцену. Готовила сольные номера. Особенно хорошо удавались ей испанские танцы. Она умела увлечь публику темпераментным, ярким танцем.

Пришло время, когда балерине доверили выступать в первом составе. За нею утвердили характерные роли, где нужно было продемонстрировать царственность осанки, гордый характер, партии, которые требовали высокого класса хореографии. С годами оттачивалось мастерство, обретался артистизм, пришло признание. Она по праву удостоилась звания заслуженной артистки Узбекистана.

— Я, наверное, никогда не мечтала о журавле в небе, — говорит Амина. — Думаю, что надо иметь трудолюбие и терпение. Приручить вначале синицу в руке. Ведь чтобы добиться даже маленького успеха, надо очень много работать над собой, быть к себе требовательной, строгой. И скромной. Так меня воспитали родители, этому учили в хореографическом училище.

Амина всю себя отдавала любимому делу. И вот уже другая птица расправила над нею крылья. Ей, опытной балерине, доверили роль птицы счастья — Хумо в одноименном балете на музыку Анвара Эргашева.

— Это очень красивый балет, — говорит Амина. Прекрасная музыка, сказочный сюжет о любви и испытаниях, связанных с нею, сбывшейся мечте народа о городе счастья. Все воодушевляет и придает силы в исполнении этого достаточно сложного по хореографии современного балета. Я счастлива, что исполняю роль царицы птиц Хумо. Хотелось показать: эта царственная птица не только прекрасна, но и бесстрашна, справедлива, добра. Балет заслужил Государственную премию Республики Узбекистан.

Амина, несмотря на хрупкость и скромность, умеет быть сильной и телом, и духом. Помнит, как говаривали в училище: «Балерина может ударом ноги убить слона». Насчет слона можно и усомниться, но в силе духа балерине не откажешь. Не раз в критической для труппы ситуации она приходила на помощь. Как-то во время спектакля «Жизель», в котором Амина танцует роль бесстрастной Мирты, исполнительница главной партии получила травму и не могла продолжать выступление. «Будешь танцевать и Жизель», — сказали Амине, когда она вошла со сцены в кулисы.

Перевоплощаться в образ нежной и доброй Жизели девушке пришлось прямо перед зрителями. Партию эту она не репетировала, но на память знала все движения героини. И хотя тело еще жило по заданной ему программе танца Мирты, руки привычно стремились передать жесты властной королевы эльфов, Амина напрягла все силы своей души, и, танцуя, сумела выразить трогательную нежность и доброту простой девушки, всепрощающую силу любви. Так неожиданно сбылась еще одна ее мечта — станцевать Жизель.

Сбылось и другое заветное желание. Амине не доводилось танцевать на сцене «Лебедя» Сен-Санса. Но она с детства восхищалась тем, как танцевала это бессмертное произведение всемирно известная балерина Майя Плисецкая. Амина самостоятельно разучила номер и могла бы станцевать его даже с закрытыми глазами. И вновь судьба дала ей шанс. Случилось это на гастролях в Индии. Балерина, которая должна была танцевать «Лебедя», заболела. И тогда Амина робко сказала расстроенному главному балетмейстеру Ибрагиму Юсупову, что могла бы исполнить этот номер. Предложение приняли. Так что и желание сбылось, и концертный номер не был сорван.

Осталась еще одна неосуществленная мечта — станцевать главную партию в «Лебедином озере» Чайковского. Думаем, в этом балете, где главные партии — черного и белого лебедя — исполняет одна балерина, Амина сумеет раскрыть все грани своего дарования.

Блистательная, гордая, изящная, Амина покоряет на сцене отточенностью и выразительностью танца.

С величайшим уважением относится к публике и с благодарностью принимает ее признание. Бережно хранит целую стопку открыток со стихами-посвящениями, которые находила в букетах цветов после спектаклей.

В жизни она тиха, сдержана, даже застенчива. Во всем аккуратна, трудолюбива, добра и улыбчива.
— В Индии, во время гастролей, — вспоминает балерина, — я была удивлена, увидев себя в Дели на огромных рекламных щитах в роли Китри из балета Минкуса «Дон Кихот». Моя героиня красовалась и на цветных билдбордах, небольших плакатах, в красочных театральных буклетах, на страницах СМИ. Я в шутку решила сфотографироваться на ее фоне.

Когда Амина встала у рекламного щита, прохожие даже не догадались, что хрупкая скромная девушка с мягко лучащимися глазами и есть та искрящаяся озорством, яркая Китри с плаката, летящая в умопомрачительном прыжке над сценой.

— В каких бы странах мира ни доводилось бывать, — говорит Амина, — меня неизменно влечет домой. Как бы ни была прекрасна другая земля, чудеснее нашего края, наших людей, моего родного театра для меня нет. Здесь я родилась, выросла, здесь у меня за спиной словно вырастают крылья. Счастлива передавать эту окрыленность своим зрителям.

На вопрос, из чего складывается жизнь балерины, помолчав в задумчивости, ответила:
— Многие в детстве мечтают пойти в балет, где все так воздушно, нежно, грациозно. Что стоит за этим? Репетиции, тренировки, твердая воля, огромное желание танцевать. Зрителям кажется, что это так легко — порхать на сцене. Но за этой кажущейся легкостью большая работа. Ежедневно час — работа по классике у станка, чтобы отточить движения. Потом 3-4 часа репетиция. В день спектакля прихожу в театр в 10 утра. До двух — работа, репетиции. Потом остаюсь в гримерной, чтобы не терять состояния, настроя на спектакль. Гримерную делю с Тамиллой Мухамедовой, мы вместе с ней учились, вместе выпустились в 1995 году, по-прежнему дружны.
Когда лет в 15 впервые вышла на сцену ГАБТа, такое было волнение! Другие балерины казались мне такими красивыми, так академично, правильно танцевали! Чувствовала себя рядом с ними гадким утенком. Много пришлось поработать, чтобы ощутить себя царственной птицей, а потом не утратить это право. Для этого надо постоянно быть в тонусе.

Спросила о секретах питания.
— Особых секретов нет. Была склонна к полноте. Любила мучные блюда. Сейчас к ним отношусь сдержанно, но особых диет или ограничений нет. Наоборот, должна поесть, чтобы были силы.. Понемногу можно есть все. Не столь важна строгая диета сколько движение. Так как мы, балерины, целыми днями танцуем, можем и поесть. Хлеб немного с утра, обязательно мясо в рационе. Перед спектаклем, часа за два, ем шоколад, наверное этого требует организм. Да и просто — вкусно. Но после 18 часов ничего не ем.

Поговорили и о хобби.
— Люблю языки. В училище 7 лет учила французский, потом немного английский. Как-то летом 2 месяца учила испанский в центре «Фламенко стар» и теперь могу объясниться на испанском. Хотелось почувствовать ритмику языка и передать ее в испанских танцах. Послушайте, как красиво звучит: «Такьеро байляр». Это значит: «Я люблю балет». Люблю и поэзию, много читаю стихов, были и свои, девические опыты стихотворчества.

Поинтересовалась, чем еще любит заниматься Амина Бабаджанова в свободное время.
— Свободного времени немного. Все поглощает работа. Но если есть возможность, люблю пройтись одна по улицам, пообщаться с природой, посидеть в парке. Жизнь в театре бурная, и соприкосновение с природой дает отдохновение, умиротворение. Цветы, вода, деревья, щебет птиц, глубина неба — все дарит энергию. Обожаю деревья, люблю зеленый цвет, считаю его цветом жизни.

С особым волнением говорила Амина о танце.
— Танец свойствен самой природе. Трепет листвы, гибкость ветвей — все в этом мире живое. Танцуешь и чувствуешь, как душа передает танец. Тело наработано, натренировано, но когда включаются руки — они как веточки, они поют. Руки должны допеть, досказать то, что заложено в танце. Выходишь на сцену — душа поет, руки поют, все тело поет. Музыка проходит через каждую клеточку твоего существа, и вместе с оркестром, мелодией скрипки танцуешь — как поёшь. Чувствуешь себя музыкальным инструментом. Порой такой звук услышишь в музыке, такой нюанс уловишь!.. И все хочется выразить в танце. Музыка и балет неразрывны. Балерина выражает чувства без слов — в движениях. Глаза, руки, мимика заменяют слова.

Затронули в разговоре и планы на будущее.
— Часто задумываюсь об этом. Век балерины короткий. Хочется станцевать побольше. Не упускаю возможности, выхожу на сцену и во вторых ролях, и в двоечках — парных выходах. Пока есть время — надо натанцеваться. Сколько смогу — столько буду танцевать. А потом передам свои умения — то, чему научилась в жизни, в театре, в балете — другим балеринам. Постараюсь это сделать, буду, скорее всего, преподавать — в училище, театре. Сейчас тоже балерины обращаются ко мне за помощью, я им не отказываю. Показываю все — от и до: технические тонкости в постановке ног, рук, выражение глаз в танце. Если я интересна молодой балерине, почему бы не показать? С удовольствием!

Амина Бабаджанова гордится узбекской балетной школой.
— Определенная хореографическая школа вырабатывает свой стиль. Но каждая балерина — личность, и в свое исполнение вкладывает свой характер, наполняя движение эмоциями. Я не любит копировать, вкладываю в каждую партию личное. Работая над ролью, обязательно прорабатываю литературное произведение. Глубоко вчитывалась в книгу о Томирис, работая над партией главной героини в одноименном балете. Балетмейстер видит меня только в царственных ролях. Но я могу выразить и самые глубокие драматические чувства лирических героинь.

Задала балерине и прозаические вопросы: как справляется с бытом, как совмещает его с гастролями, если таковые случаются, не хотелось бы пожить в других странах.
— С домашними делами справляюсь, в основном, сама. Силы есть, слава Богу. Выработалась с детства и самодисциплина. Помогает и мама. На ее попечение оставляю своего кота Маркиза, если еду на гастроли. Он белоснежный и пушистый, как пачка балерины. И характер у него прекрасный, как и он сам, такой же гармоничный. Думаю, и у человека характер, мысли, поступки должны быть в гармонии. Хочется, чтобы все в жизни было хорошо, больше было доброты в окружении, в мире царили спокойствие, радость — все самое хорошее.
Чистая душа, благородство, справедливость — все это есть в балеринах, так я считала с детства. Ведь они нежны, прекрасны, чисты. Мне хочется производить именно такое впечатление на своих зрителей. Но для этого надо и быть таким человеком.

Была в Таиланде, Малазии, Сингапуре, Гонконге, Турции, Китае, Пакистане. Японии, Индии, России. Везде хорошо, но так тянет в Узбекистан. Мне не хочется отсюда уезжать, хотя предлагали уехать в Америку, Японию, Россию. Но мне здесь хорошо. Я люблю Ташкент. Здесь любимый театр, любимые спектакли, друзья, близкие. И даже улицы! Город и страна растут вместе со мной. Во многих странах жизнь кажется более красивой. Но ты не ощущаешь там себя — своей. В Ташкенте я родная. И зрители — родные. Хочется лишь, чтобы чаще приходили в театр. Это такая радость — попасть вместе с артистами в царство Терпсихоры, посмотреть красивый спектакль, послушать живую музыку. Мысли придут, цели появятся, подвиги совершать захочется. Для этого я и танцую. Сколько бы ни было зрителей в зале — танцую с полной отдачей.

В «Корсаре», премьера которого состоится 10 апреля, Амина Бабаджанова вновь танцует царственную особу.
— Танцую Гюльнару, жену шаха, — говорит она. — Это красивая партия с множеством эффектных поддержек. Моя героиня яркая, темпераментная, но есть в ней и благородная сдержанность восточной женщины. Весь второй акт в этом классическом балете построен в восточном стиле. Интересна хореография народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова. Он и сам был артистом балета, танцевал с легендарными узбекскими балеринами — Галией Измайловой, Бернарой Кариевой. Стремится привнести в хореографию новые, более сложные элементы. Нравятся мне красивые костюмы, новые декорации В премьерном показе в ведущих партиях выступят мои друзья — заслуженные артисты Узбекистана Искандер Меналиев (Конрад), Тамилла Мухамедова — (Медора, его возлюбленная), Андрей Шалберкин (Бербандо).

Пожелаем нашей героине блистательного успеха и отметим, что музыкальный руководитель и дирижер спектакля — народная артистка Узбекистана Дильбар Абдурахманова, художник Зубайдулло Ботиров, художник по костюмам Лобар Палвонова.

25 комментариев

  • AK:

    Только что посмотрел фильм на канале Культура о матери Майи Плисецкой — Ра Месерер. Она исполняла роли узбекских женщин в кино 20-х годов, т.к. узбечки не могли быть актрисами. Интересный момент — по улицам ей приходилось ходить в паранже. В самом фильме много хроники дореволюционного Туркестана. Сама Рахиль Месерер тоже танцевала узбекские танцы развлекая обитательниц АЛЖИРа.

      [Цитировать]

  • Тамара:

    Узбекские танцы вдохновляли и продолжают вдохновлять танцовщиц. Пример — Даниэла Хилебрант, одна из собирательниц и ярких исполнительниц узбекских народных танцев.
    Но не менее интересно, что на Востоке, в Узбекистане, существует своя балетная школа, тогда как в той же Индии нет балета. И в Японии наши балерины и артисты балета восхищали публику, делились своим опытом с японскими балетными труппами. анцы вдохновляли и продолжают вдохновлять танцовщиц. Пример — Даниэла Хилебрант, одна из собирательниц и ярких исполнительниц узбекских народных танцев.
    Но не менее интересно, что на Востоке, в Узбекистане, существует своя балетная школа, тогда как в той же Индии нет балета. И в Японии наши балерины и артисты балета восхищали публику, делились своим опытом с японскими балетными труппами.
    Приходите в субботу на «Корсара», убедитесь в мастерстве наших солистов. Да и кордебалет сейчас обновился.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    До Плисецкой в Лебеде была хороша ещё Анна Павлова.
    Красивая дама- Амина. Жаль. что в танце её не увижу.

      [Цитировать]

  • Когда она танцует Зарему в «Бахчисарайском…», зрители обливаются слезами. Не о Марии плачут, а о страстной Зареме.
    Как-то я привела в театр подростков-соседей. Вопрос после спектакля: «А она всегда в балете заставляет плакать?»
    А Кошечку как танцует! Я уж не говорю о ведущих партиях.
    Есть и другие талантливые балерины, есть очень красивые: поставь в позу — и пусть стоят — праздник для взора. Амина же настолько эмоциональна, что невозможно не откликнуться на ее чувства, выражаемые в танце. К сожалению, хороших записей спектаклей, поставленных в ГАБТе имени Навои, практически нет.

      [Цитировать]

  • Я рада, что Амина Бабаджанова вышла на передовую нашего балета. Я ее заприметила, когда она еще в кордебалет была или танцевала партии 3-го плана. Бросался в глаза ее талант и «драйв», который она испытывает от танца.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    Да! Балет и хореогафическое училище в Ташкенте ещё и когда я там работала были на высоте и на красоте! Ау нас вот Волочковы стопудовые, но гламурные…

      [Цитировать]

  • Фарида, давайте поддержим Амину, пойдем на премьеру. Со мною пойдут на балет и мои студенты.

      [Цитировать]

  • Тамарочка, я бы с удовольствием пошла но в субботу не могу — земля зовет, дача…. Как писал в советском журнале «Пионер» Эдуард Успенский, «На полях Хрю-хрю-стана начались хрюлевые работы».
    А в будний день я с удовольствием пойду.

      [Цитировать]

  • Жаль, Фарида, а я поездку в Хрюстан отложила на воскресенье из-за «Корсара». Все же первый спектакль — особенный: атмосфера премьеры, особый подъем у артистов труппы, оркестра, за пультом — народная артистка, дирижер-легенда Дильбар Абдурахманова. Это конечно, не новый спектакль, а обновленный. Но — премьера.

      [Цитировать]

  • Тамара, насколько я знаю, «премьера» обычно проходит в несколько дней , так во всяком случае было со Спартаком — первый состав, второй и т.д. Вы не знаете случайно, когда второй показ премьеры Корсара? Совершенно согласна, что обстановка на премьере особенная и очень сожалею, что не попаду сегодня в театр и даже Вам завидую…

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    Ну Тамарочка!
    Не раньте мою душу- адски хочу на Корсара!

      [Цитировать]

  • Фарида, конечно, говоря о премьере «Корсара» в театре имени Навои, надо помнить, что это «освеженная постановка»: новые декорации, костюмы, усложнены некоторые элементы в хореографии. Но знаю, как упорно в последнее время репетировался спектакль, понимаю, что под властью дирижерской палочки Дильбар Абдурахмановой по-особенному звучит оркестр, танцуют артисты. Завтра, в воскресенье, вновь вечером в 17 «Корсар», а потом (сейчас выйду в свой сайт Унизона, там есть Блог Театральная афиша. посмотрю) — ага, оказывается, 16 апреля, в пятницу.
    В ГАБТ премьерой считается спектакль весь сезон, да и в других театрах Ташкента, кажется, тоже, не знаю, как в других странах. Хотя само слово означает «первый». Но спектакль любой — это такая огромная работа, а хороший, сколько ни смотри — всегда обновленный, одинакового исполнения не бывает.
    Иногда последующие спектакли даже интереснее, особенно в драматических театрах. Например, «Гамлет» в «Ильхоме».
    Но первый показ — это всегда особый случай. Дача моя подождет до завтра. А для вас, Руфина, если буду делать снимки солистов, могу лишь опубликовать их у себя в блоге «Аплодименты». Аппарат у меня не профессиональный, к сожалению. Зато такие приятные друзья появились благодаря «Письмам…» А если по правде, этот растянутый текст об Амине весь читали? Или не стоит такие объемные материалы делать? Так жалко оставлять за бортом какие-то детали. Интернет разбаловывает, меня уже ЕС ( шутя, вроде) обзывает… не хочу говорить, как. Но задумалась, надо ли так растягивать публикации. Может, раздражают длинноты. А может, найдется кто, кому интересно. Я вот и в комментах растекаюсь по древу, винюсь, ЕС. Постараюсь быть впредь немногословной. Всегда говорю — как в последний раз, будто потом ни словечка не успею сказать.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    ТАМАРА
    Текст замечательный. Это я тогда высказалась, за что очень прошу простить, в духе хамовитых российских форумов, где просто так принято вначале разругаться а потом подружиться,ну это такой у нас менталитет- я в нём сформировалась и сама тоже люблю позлословить в инете.
    Но балет для меня-святое. И вообще мне надо знать своё место-где можно и это весело, а где не следует- и это не уважительно. Так что ещё раз- сорри, скузи ну и так далее.

      [Цитировать]

  • Спасибо, Русина, я уже вашу эмоционально-добрейшую натуру (не ошиблась?) оценила. Лично для вас — фото со спектакля на
    ru.mediacult.doira.uz
    Они сейчас скачиваются, не знаю, как и что получилось. Записала и фрагменты видео, но этой услуги пока нет или не овладела.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    ТАМАРА

    Огромное спасибо- иду смотреть!
    Да, я слишком порой эмоциональна, ну и добра, наверное. Во всяком случае никогда не злюсь и с утра радуюсб жизни.

      [Цитировать]

  • МАрина:

    В балете должна быть исключительная красота во всём! Возможно,трудолюбие у Амины на хорошем уровне. Я смотрела спектакли с её участием. Но не хватает чего-то. Для мирового уровня или хотя бы СНГ. Узбекский балет вцелом — это гибнущее искусство, не подпитанное ничем,кроме энтузиазма. Настоящих солистов на одной руке можно сосчитать! Амина не из ряда первых солистов. Внешность не соответствует,но трудолюбие на хорошем уровне. Поэтому ведущая соистка не Амина,а Тамилла Мухамедова,хоть и ни стопы у той нет,ни здоровья,но лицо красивое, позволяющее танцевать главных героинь. Это честный взгляд, лести тут напели итак много.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    МАрина
    После Волочковой и её карьерного роста при такой внешности неподходящей для балета я пересмотрела свои взгляды на балет вообще.
    Я очень давно не смотрела узбекский балет, но когда то он был на высоком уровне- правда я- не профи.
    Амина, на мой взгляд, красива, чего ещё желать?

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    Да, и ещё вопрос- здесь достаточно часто пишут о какой либо важности в пределах пространства СНГ. А что это такое?
    Ведь никакого СНГ для России фактически не существует, или это пространство исключающее Россию?

      [Цитировать]

  • Всех мерить планкой исключительной красоты и совершенства Барышникова, Нуриева, Плисецкой, Максимовой — так балет везде разогнать придется. Есть гении, но есть и огромное число артистов, чье творчество и самоотверженное служение сцене достойны самых лестных слов. И не стоит на них скупиться, надо понимать, как много значат они для артиста.
    Тамила Мухамедова берет красотой, Нигора Хамраева — хрупкостью и выразительностью, Амина — экспрессией, эмоциональностью. Они замечательно танцуют. Есть и другие, хороший выпуск балерин влился в кордебалет в 2009 году.
    Много ли в мире выдающихся балерин, певиц? Мы говорим о нашем театре, радуемся возможности видеть это искусство у себя, принимать гостей из других стран и убеждаться в мастерстве и наших артистов. Да, и оркестр не самого лучшего состава, и артисты не отшлифовывались в лучших школах мира, с постановщиками проблема. Театр с трудом, но выживает в сложнейших условиях и лучше поддержать его, чем закидывать камнями. ГАБТ должны закрыть на капитальный ремонт, неизвестно на какой срок. Смотреть мировые премьеры нам не удается, радовались тому, что имеем. Где разместят театр и в каких условиях будет работать труппа, не разбегутся ли артисты — волнует не только меня.
    Спасибо, конечно, за честный взгляд, я смотрю спектакли иными глазами, эти артисты для меня — живые люди, без остатка отдающие себя искусству. Знаю, чего это им стоит, и что они — лучшее, что есть у нас. Вам удается видеть мастеров? Рада за вас. Я могу увидеть мировую классику лишь в записи и, увы, не на самой лучшей аппаратуре. Имею представление об ином уровне. Но ценю и поддерживаю, как могу, наших артистов, которые тоже могли бы уехать за кордон, не пропали бы и там, но они здесь, с нами. И по-настоящему служат нам и сцене.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    Скажите пожалуйста, в Узбекском ГАБТ в Евгении Онегине Татьяна не матюкается и не пьёт водку, подобно современным столичным постановкам?
    Если нет, если классика сохранена- это уже прекрасно!
    У меня , после того как я увидела на фотографиях балет и Амину появилось желание как нибудь специально съездить в Ташкент для приобщения, а я ведь живу в Москве, ежегодно бываю в Вене и мои возможности в этом смысле не ограничены. Но, честно- красивая балерина, дивные декорации, освещение- что ещё нужно!

      [Цитировать]

  • «Евгений Онегин» идет в постановке А. Слонима, я сдержанно отношусь к его работам. Но когда поет молодежь — это праздник. Сейчас в труппе есть прекрасные голоса, целая когорта молодых талантов: Г. Дмитриев, Н.Мавлянов (он в новом сезоне приглашен в Москву, в театр Станиславского и Немировича-Данченко), М. Рахимов, М. Полякова, другие солисты. Жду нового сезона.
    Не знаю только, где на время ремонта разместят ГАБТ.

      [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    В Москву, как правило, приглашают звёзд.А московских звёзд в свою очередь- лучшие сцены мира.

      [Цитировать]

  • Фарида:

    Тамара, по поводу Слонима: правдя ли, что в его оперных постановках для массовости здействован весь коллектив театря, включая рабочих сцены? Хор же иногда прямо-таки вываливается со сцены.

      [Цитировать]

  • Более мощные по массовости постановки у Фирудина Сафарова.
    Это единственный профессиональный режиссер оперных постановок в ГАБТе, окончил Бакинскую, затем Ленинградскую консерваторию, в последней учился на отделении оперной режиссуры. Его «Петр I» и «Огненный ангел» гремели и в Москве, куда приглашались на гастроли, на премьеры этих спектаклей приезжали в Ташкент дирижер Светланов, композитор Петров, искусствоведы из Москвы. Сафаров ставит динамичные оперы, с интересными мизансценами, массовками. У него как раз и бывает за 100 человек на сцене. На спектакли Слонима почти не хожу, что-то не помню даже, чтобы у него было задействовано столько людей. Последнее, что слушала из его постановок — «Царскую невексту», еще «Алеко». Не нравятся у него и декорации, он сам в основном за художника.
    Два дня назад говорила с Сафаровым, сейчас его сотка вне зоны, потом спрошу о том, кто входит в массовку, и напишу еще. Дам и ссылки на публикации о Сафарове в моих блогах. Надо?

      [Цитировать]

  • Фарида:

    да, Тамара, дайте ссылки!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.