Переход трамвая на широкую колею История

Есть комментарий, достойный отдельной статьи. Автор Владимир. Спасибо!

В 50 начале 60 годов все трамваи, которые ходили от Воскресенского были узкоколейными и в боковых отводах от Первомайской на остановках были разъезды. Первым на широкую колею и 2-х путку перевели 3-ий маршрут и пустили 2-х вагонные иностранные трамваи(немецкие или чешские). Конечная была вокруг Сквера в конце Пушкинской. За тем переложили 2-ой маршрут, когда пробили ул.Энгельса от ул. Урицкого до п-ка Победы, а так он ходил в объезд через табачку и площадь против парка до Узбекселмаша. Последними поменяли 1-ый и 4-ый маршруты. Но еще долго лежали параллельные рельсы для разных типов трамваев. Был еще 6-ой маршрут — однопутка с разъездами, Куйлюк — Рисовый, там ходил 1-вагонный трамвай с 2-мя кабинами, на конечной остановке вагоновожатый переводил дугу и ехал в обратном направлении. Это было вызвано тем, что по Куйбышевскому ш. через ж/д пути не было моста, а был обыкновенный ж/д переезд. До него доходил 5-ый трамвай от Воскресенского. Люди выходили, переходили пути и ехали дальше на Куйлюк.

6 комментариев

  • Фото аватара Валентин:

    Это неверная информация. Вот как на самом деле осбтояло дело. Из статьи Д.Мерзлова «Ташкентскому трамваю 100 лет»: В 1934 г.(то есть за 15 лет до указанного с статье времени- В.Б.) Ташгорсовет принял решение о переводе трамвайной сети на стандартную железнодорожную. Причина в том, что советские заводы прекратили выпуск узкоколейных вагонов. Кроме того, узкая колея плохо состыковывалась с подъездными железнодорожными путями, что препятствовало увеличению грузовых перевозок. 8 октября 1936 г. закрыта узкоколейка по ул. Ленина (Буюк Турон) от Ходры до Узбекистанской ул, в ноябре 1936 – по ул. Бешагачской и Зенгиатинской от Бешагачких ворот до Текстильстроя. Эти линии заменила ширококолейная линия маршрута № 11 Ходра – Текстилькомбинат, открывшаяся 6 ноября 1936 г. Так что это произошло еще задолго до того времени, про которое вы пишите. Никаких двухвагонных иностранных вагонов там тоже не было (тем более чешских. Первыми чесшкими были татры Т3 в 80-е. До этого было какое-то количество вагонов типа Гота). Были поезда Х М пр-ва мытищинского завода. Позже появились поезда КТМ1-КТП1 для широкой колеи. И только «С 14 по 24 апреля 1967 г. полностью перешит на широкую колею маршрут № 2 от центра до Узбексельмаша, а 20-22 августа — маршрут № 3 по ул. Пушкина и Генерала Петрова(Паркентская).» А вот ширококолейка по 4-му появилась раньше. «1 марта 1966 г. открылось движение ширококолейных вагонов РВЗ-6 и ЛМ-57 от вокзала до ТашМИ по ул. Пролетарской, Первомайской и Маркса (маршрут № 13). На этом участке был уложен третий рельс, что позволило одновременно эксплуатировать вагоны узкой и широкой колеи.»

      [Цитировать]

  • Валентин, спасибо за уточнение

      [Цитировать]

  • Фото аватара потомок:

    В конце 40х 3й маршрут уже был «безразъездным,как и 4й последним на 2хпутный путь был переведён 2й. да в 50у годы на 3м маршруте использовались 2хвагонные немецкие (ГДР) трамваи.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Валентин:

    Нет…это не правда на счет второго маршрута. Обратимся все к той же статье Д.Мерзлова: «10 апреля 1968 г. узкоколейные маршруты № 1 и 4 были закрыты на перешивку; 14 апреля открылось движение по широкой колее на первом маршруте, а 29 апреля – на четвёртом. При перешивке линия по ул. 9-го января и Хмельницкого была перенесена на ул. Узбекистанскую и продолжена по просп. Дружбы народов до ул. Мукими. Новая линия позволила кратчайшим путём соединить новые микрорайоны Чиланзара с центром города. 5 сентября 1968 г. трамвайные линии по ул. Руставели и Пролетарской были соединены магистралью по вновь пробитой ул. Лахути (Шахрисабзской). 11 сентября 1968 г. ташкентцы в последний раз увидели на улицах города старые бельгийские узкоколейные вагоны, срок эксплуатации которых составлял более 50 лет. Последние узкоколейные маршруты № 5,6 и 12 закрылись на реконструкцию. Уже через четыре дня по маршрутам Вокзал – Ст. Хамза и Вокзал – ВРЗ побежали ширококолейные трамваи РВЗ-6. Перешивка линии Ст. Хамза – Куйлюк закончилась лишь через несколько лет.» Точнее закончилась она в 1973 году- В.Б.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимир:

    Прошу прощения у спорщиков, но я с 1951г.р. и все проходило на моих глазах.
    Жили мы на Кафановой, в Тихом тупике, конечная рядом. На Камсу, пацанами, цепляясь за буфер 3-го троллейбуса, который ходил по Стрелковой, ехали до Бешагача.
    Купались до одури, выпрашивали хлебушка в пекарне, что была у детской ж/д. в парке. Потом обжигая пятки об асфальт или булыжниковые мостовые в одних трусах, добирались до дома.
    1-ый трамвай 50-60годах ходил от Вокзала (потом Зеленрго бозара) до Бешагача. 4-ый Воскресенский — Бешагач ,через улицу 9-го января. Маршруты, которые ходили за Туркменским базром по Чехова, Саперной, Ленина, Навои и Ш. Руставели были ширококолейными.
    Жалко ТОТ город, жалко людей, которые еще там остались.
    Это целый пласт до сих пор не изученный и ни кем не понятый. Как люди разных культур, вероисповеданий, национальностей, воспитания, мировосприятия могли жить вместе без особенных трений, помогать друг-другу, подставляя плечо. Тезиковка в те годы, где двигались обрубки людей в солдатской форме, на самодельных тачках с подшипниками. Люди выжили, во все лихолетья, пережили землетрясение, но эту свободу пережить не смогли.
    Очень жаль, но вернуть уже ничего нельзя.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Валетин:

    Владимир, спасибо большое за Ваши личные впечатления- они бесспорно неоцинимы и замечательны, но есть вполне точно описанная (и задокументированная самим трамвайщиками из ТТТПУ при Горсовете, позже ГК ТЭТ) история ташкентского трамвая. 1-й трамвай ходил тогда дальше- до пл.Ахунбабаева (это район нынешний г-цы Чор-Су). Движение туда открыто аж в 1915 году. 4-ка же в те времена (середина 50-х) ходила от ТашМИ, а не от Воскресенского (да и всегда ходила кроме нескольких лет перед закрытием, когда трамвай укоротили до ЦУМа). И на Бешагаче к середине 50-х 4-ка уже была проходящим маршрутом… Она ходила к Чор-Су как и первый. Оба шли по Узбекистанской, потом до переноса линии по 9-го января, потом через нынешнее метро Бунедкор (Дружба Народов) и петляя махаллей выбирались на пл.Ахунбабаева. Там еще, кстати позже появились 18-й- он шел от управления дороги к махалле Мевазара (С.Рахимова) и 19-й от Ахунабаева на Чиланзар. Линию сняли в 1975-76 со строительством метро. 4-й же и открывал на той линии движение по Карла Маркса от Сквера (когда там еще было кольцо). В разные времена конечная ТашМИ называлась по-разному: и Госпиталь и Кауфманская больница и больница Полторацкого и просто Мединститут и ТашМИ-2. Вся история ташкентского трамвая с точными датами и т.п. существует. Собрана воедино она трудами Дмитрия Мерзлова- очень серьезного специалиста в этой области и ничего объемнее и точне по таш.траму пока не создано и вряд ли будет в ближайшее время. Это своего рода канон в этой сфере: http://uz-electro.narod.ru/history-tash.html

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.