Узкая колея История
В 1901 году в городе Ташкенте была открыта для пассажирского движения первая линия городской конно-рельсовой дороги. Дорога была построена и эксплуатировалась бельгийским акционерным обществом «Tramways de Taschkent».
Акция и облигация акционерного общества «Tramways de Taschkent». По состоянию на лето 2007 года, данные изображения были доступны на сайте аукциона Ebay.de (http://ebay.de). По состоянию на конец 2007 года, изображения не были доступны в Сети.
В 1913 году в Ташкенте открылось движение электрического трамвая. Вплоть до установления в городе Советской власти трамвай принадлежал бельгийскому акционерному обществу.
В 1936 году началось строительство первой трамвайной линии широкой колеи (1524 мм). На протяжении более чем трёх десятилетий в городе существовали две трамвайные сети: колеи 1000 мм и колеи 1524 мм.
Толчком к окончательному уничтожению узкоколейного трамвая послужило разрушительное землетрясение, произошедшее 26 апреля 1966 года, и последовавшая за ним реконструкция города.
В 1971 (?) году последняя линия трамвая колеи 1000 мм была закрыта. С этого времени в Ташкенте работает только ширококолейный трамвай.
Интересно, а с какой целью наш трамвай переводился на широкую колею?
Timur Uzakov[Цитировать]
С целью того, что пр-во узкоколейного подвижного состава в СССР сворачивалось (с целью унификации ПС). Крохотные партии российских уже вагонов, выпускавшихся для неперешитых на широкую коллею систем типа Пятигорска- не в счет. Остальные системы узкой коллеи -Калининград, Львов, Винница, Евпатория были относительно небольшими и в силу некоторых условий и по сей день используют чешские вагоны, а ранее вагоны типа Gotha пр-ва ГДР (такие были и в Ташкенте). В Ташкенте же травмайная система была весьма крупной (4-й по размерам в СССР после Ленинграда, Москвы, Киева), потребность в большом кол-ве вагонов- постоянной, плюс вагоны на широкой коллее конструктивно более вместительны, что также необходимо при больших ташкентских пасссажиропотоках. Кстати, гаш город установил еще и мировой рекорд (или антирекорд:-) по времени перехода на широкую коллею. Завершился он 1973, а начался аж в 1938-м. По плану же реконструкции Ташкента 1937 г. предусматривалось до 1942 г. закончить перешивку путей трамвая, но этот процесс растянулся на несколько десятилетий.
Валентин[Цитировать]
Я отлично помню узкоколейные тамваи — они ходили ещё и тогда, когда я был уже старшекурсником (закончил ТашГУ в 74-м). Такие были милые вагончики! не то что эти усть-ккатавские шарабаны.
Александр Жабский[Цитировать]