История живописи в Узбекистане Искусство История

Изобразительное искусство Узбекистана. Вторая половина XIX века. Первая половина ХХ века.

В ХIХ веке изобразительное искусство в Средней Азии проявляло себя в частности, в творчестве миниатюристов Ташкента, Самарканда, Бухары и Коканда. Известно, что выдающийся просветитель ХIX века Ахмад Дониш (1827-1897), поэт, философ, каллиграф, астроном, обладал талантом художника, о чем свидетельствуют сохранившиеся его рисунки: миниатюра «Поэт и художник» выполненная к рукописному изданию Абдукадыра Бедила «Четыре элемента» и сатирическая миниатюра, изображающая миршаба — шефа городской полиции. Выполненные им миниатюры отличают тщательный завершенный рисунок, локальные краски, ясная непрерывная линия контура, графичность почерка. Известность получил также его ученик Абдулхалик-Махмум, как талантливый живописец насекомых и цветов.

О стремлении народов Средней Азии к художественному отображению действительности говорит и тот факт, что еще на Туркестанской выставке 1886 года житель Ташкента Тохта-Садык Ходжаев показал скульптурные изображения лошади и оленя, собственноручно вырезанные им из алебастра без помощи каких либо скульптурных инструментов и резцов простым ножичком. На этой же выставке были показаны выполненные ташкентскими кустарями модели домов: европейского, двухэтажного, сделанного из ганча, и двух узбекских домов, сделанных очень искусно и схоже с действительностью.

Известный узбекский мастер-резчик по ганчу Ташпулат Арсланкулов (1882-1962) в здании Военного собрания (ОДО) в Ташкенте выполнил из ганча, пользуясь фотографиями, портретные барельефы-медальоны А.В.Суворова и М.И.Кутузова.

В 1915 году ташкентская литография выпустила эпическую поэму «Гёр-Оглы» с иллюстрациями Сирожиддина Махсума Сиддики — художника-рисовальщика. Это единственный художник-узбек, чье творчество было связано с типографской печатью в конце 19 — в начале 20 вв.

Изобразительное искусство Туркестана последней трети XIX и начала XX века было представлено русскими художниками, главным образом воспитанниками Петербургской Академией художеств. Их творчество отразило историю и современную действительность, природу и быт Средней Азии.

Первым и наиболее значительным художником, отразившим в своем творчестве жизнь и быт Туркестана, был В.В. Верещагин. Туркестанские картины явились подлинным художественным открытием этого края для многих стран и народов. В туркестанских циклах художник создал проникнутую гуманизмом, целостную и многостороннюю картину культурного и бытового уклада жизни в крае. Он показал в ряде произведений высокую строительную культуру и изумительное декоративное мастерство среднеазиатских зодчих и народных мастеров.

С появлением в Туркестане, в начале ХХ века, художников-преподавателей, которые обучали рисованию и черчению в средних учебных заведениях, можно говорить о первых ростках изобразительного искусства и изобразительной грамоты в крае. Это способствовало сложению некоторой художественной среды в Туркестане.

Популярный ташкентский пейзажист Сергей Петрович Юдин (1858-1933) руководил театральным кружком железнодорожных рабочих, а также писал декорации для ташкентских любительских театров. По окончании Петербургской Академии художеств он в 1902 году приезжает в Ташкент. С.Юдин — мастер солнечного пленэрного этюда Наибольшую популярность он приобрел пейзажами-картинами, которые написаны в традициях академической пейзажной живописи. В пейзаже С.Юдина «Зимний вечер», написанном в 1910 году, ощущается живой непосредственный контакт художника с природой и немалое мастерство в передаче световоздушной перспективы. В его горных и равнинных пейзажах с большой ясностью и отчетливостью переданы пространственные планы, игра света и тени.

Уроженец Самарканда Леонард Леонардович Бурэ (1887-1943) с юности проявил интерес к живописи. В 1904 году уехал в Москву, где начал изучать живопись, затем продолжил её в Петербурге в Академии художеств. Получив образование, он вернулся в родные края, где не только творил, но и преподавал до конца своей жизни в Самаркандском художественном училище.

В пейзажной живописи Бурэ ограничивался этюдами с натуры. Его архитектурные пейзажи отличаются правдивостью колорита, тонким чувством цвета. Бурэ избегал шаблона в выборе точки зрения на архитектурный памятник, всегда находил новые ракурсы. В коллекции представлены три архитектурных пейзажа: «Лябихауз», 1907 года; «Двор медресе», 1910 года, и прошлогоднее приобретение «Самарканд», 1929 года, написанные в любимых городах художника — Бухаре и Самарканде.

С Ферганой связаны жизнь и творчество одного из наиболее известных художников Узбекистана, живописца и поэта Александра Николаевича Волкова (1886-1957). Народный художник Узбекистана, родился в Фергане, учился в Петербургской Академии художеств, преподавал в художественном техникуме в Ташкенте.

А.Волков следовал традициям русских художников, но осваивал опыт французских кубистов. Он был захвачен поисками собственного стиля в живописи. Волков стремился сочетать неповторимый живописный строй, своеобразную ритмику и богатую красочность востока с приемами «парижской школы» первой четверти ХХ века.

Автобиография А.Волкова свидетельствует, что с 1916 по 1928 год темами его картин оставались чайханы, караваны верблюдов, старый город и тому подобное. Эти темы и сюжеты трактуются им в кубическом и экспрессионистическом плане.

Картина «Гранатовая чайхана», хранящаяся в Третьяковской галереи написана в 1924 году, когда он увлекался кубизмом. В 1968 году она экспонировалась в Париже и имела широкий отклик в парижской прессе, демонстрировалась по французскому телевидению.

Находящийся в коллекции банка «Осенний пейзаж» написан в 1931 году в стиле импрессионизма, сложная градация цвета и света разработана в этой картине с выдающимся мастерством.

Был влюблен в древнюю культуру, в богатейшее народное искусство Средней Азии и художник Александр Владимирович Николаев, вошедший в историю изобразительного искусства Узбекистана под именем Усто Мумин (1897-1957).

Ученик К.Малевича, Усто Мумин приехал в Самарканд в 1921 году. Великолепные памятники архитектуры, декоративизм одежды и украшений пленили его. По мере того как Усто Мумин приобщался к культуре края, он с всевозрастающим вниманием изучал не только искусство народных мастеров, но и наследие классической среднеазиатской миниатюры. В 1925 году он переселяется в Ташкент. Высокоодаренный художник, крупнейший мастер графики и живописи, проникшийся народной, национальной культурой Узбекистана, своеобразием и богатством среднеазиатской орнамента, стремился сплавить в своем творчестве в нераздельное целое итальянские и русские художественные традиции с традициями узбекского искусства.

В коллекции банка находится графический рисунок, выполненный тушью «Вышивальщицы», 1930 год.

Близкий по характеру своего творчества к С.Юдину художник Максим Евстафьевич Новиков (1886-1982). Он закончил Петербургскую Академию художеств. В историю изобразительного искусства Узбекистана Новиков вошел как пейзажист-лирик и повествователь. В коллекцию вошли две картины автора — «Строительство канала» и «Палаточный город», в которых он рассказывает нам о строительстве Большого Ферганского канала.

На строительстве Большого Ферганского канала, Чирчикского химического комбината делали рисунки, писали этюды многие художники. В их числе были и Константин Павлович Чепраков (1907-1972), выпускник Ташкентской студии живописи и Алексей Федорович Подковыров (1889-1957), выпускник Пензенского художественного училища.

Самыми значительными в коллекции являются два портрета передовиков строительства — Нурнапасова и Султанова (оба 1947 года). Это портретные зарисовки Чепракова сделаны с натуры. Свободно оперируя линией, уверенно и выразительно художник передает портреты типичных представителей того времени.

Эскиз А.Подковырова «Строители Ферганского канала», 1939 года, ещё одна страница истории больших строек Узбекистана.

Искусство графики получает развитие в Узбекистане с распространением типографского шрифта и книгопечатания.

В двадцатых годах в области плаката и журнальной сатирической графики активно работают Л.Бурэ, М.Курзин, В.Рождественский, А.Волков, Усто-Мумин (А.Николаев), В.Еремян.

Михаил Иванович Курзин (1888-1957) — сложное и интересное явление в живописи и графике Узбекистана двадцатых — тридцатых годов. В республику он прибыл в 1923 году и поселился в Ташкенте. Он получил профессиональное образование в Казанском и Московском училищах живописи, ваяния и зодчества.

По приезду в Ташкент Курзин активно включается в художественную жизнь города, работает художником-декоратором в театре, сотрудничает в газете, преподает в художественной студии.

В 1924 году впервые в узбекистанской прессе появляется имя Урала Тансыкбаева (1904-1974). Рецензент газеты, рассказывая о клубной выставке, сообщает о незаурядных способностях молодого рабочего У. Тансыкбаева. В заметке отмечается, что в работах Тансыкбаева чувствуется стремление отразить национальный быт, туркестанскую природу и большое художественное чутье. Он со вниманием и знанием дела изображает кишлачный быт со всеми его подробностями и особенностями: юрты с их обитателями, караваны верблюдов, виды гор и долин. Первые работы Тансыкбаева выполнены преимущественно углем и карандашом.

Профессиональное образование он получил сначала в Ташкенте, а затем в Пензенском художественном училище.

Мастер эпического пейзажа Урал Тансыкбаев, для которого природа с начала его творческого пути была источником вдохновения, неустанно совершенствовался, в пейзажных этюдах и композициях он добивался выразительной простоты и такого колористического строя, который воплощал бы поэтическую сущность пейзажного мотива с наибольшей глубиной и ясностью.

Поэтому, наверно, критики его назвали «глава узбекских колористов».

Близок был к А.Волкову и У.Тансыкбаеву в ту эпоху Николай Георгиевич Карахан (1900-1970), ученик С.Юдина.

Н.Карахан увлечен природой горного Узбекистана. Разрабатывая в этюдах и картинах сюжеты, связанные с сезонными полевыми работами сельских тружеников, он варьирует мотивы весны и осени, утра и вечера, соединяя пленэр и жанр в одно живописное целое. Он мастерски передает состояние природы залитое солнцем.

Ученица А.Волкова, одна из первых женщин-художников, Шамсирой Хасанова (1917-1956), представлена на выставке портретом учащегося технического училища. Хасанова с интересом относилась к своему историческому прошлому, к жизнедеятельности выдающихся представителей науки, культуры, к современникам. Она внесла большой вклад в развитие исторического портрета в Узбекистане.

http://www.nbu.com/about/gallery/history.php

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.