История театра Оперетты Искусство История

Изложить историю театра в нескольких страницах печатного текста -задача не из простых. Одно перечисление известных имен заняло бы половину этого буклета. Театр это люди, их взлеты, их судьбы, взлеты и разочарования, поиск новых ярких форм. Театр, целя жизнь, и, конечно же, спектакли. История театра — это традиции, а традиции это то, чем мы богаты сегодня.
Свою жизнь Ташкентский Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) начал с августа месяца 1972 года, когда он был создан по решению Правительства Республики Узбекистан.

Народный артист Узбекистана, профессор Гинзбург А.И. долгие годы возглавлявший прославленную труппу Академического национального театра Узбекистана назначается художественным руководителем, а директор — Водченко А.И. На них легли все заботы по организации нового театрального коллектива, не имевшего пока еще своего здания.
Костяк творческой группы составили выпускники Московского музыкального училища имени Гнесиных (курс профессора Гинзбурга А.И.) и творческих ВУЗов Узбекистана. Вместе с молодыми актерами труппу пополнили опытные мастера: дирежер А.Серебряник, режиссер Г.Спектор, балетмейстер И.Пасикова, хормейстер Г.Резкина, артисты: Н.Шацкий и Ф.Оленева, В.Василенко, А.Качуровский, Н.Летова, Ю.Летов, В.Мишин, В Митрофанова, Н.Шибаева, Г.Шумский, солисты бале М.Адаев, Р.Ковригина, Ю.Кислюк. Основу оркестра, хора, балета составили выпускники ташкентских учебных заведений — консерватории, музыкального и хореографического училищ.
4 августа 1973 года на сцене Ташкентского театра имени Мукими опереттой «Веселая вдова» И.Штрауса в постановке А.Гинзбурга театр отпраздновал свой настоящий день рождения, открыв первый театральный сезон.
«Торжественная и в конечном счете триумфальная премьера «Веселой вдовы» с непреложной убедительностью известила о том, что Ташкентский театр оперетты не только родился, но и сумел покорить сердца своих зрителей», « Мы стали свидетелями чуда. Декорации, выполненные художником, Г.Бримом в светлой праздничной тональности и соответствуют нашей настроенности на чудо, что с этих первый секунд проникаешься твердой уверенностью — театр покорит сердца даже самых закоренелых скептиков. В спектакле много выдумки, богатой фантазии, ярко выстроенных мизансцен». Так ровно тридцать один год тому назад откликнулась пресса столицы Узбекистана на факт рождения нового творческого коллектива.
1974 год принес коллективу большую радость — театр получил свое здание. Зажигательной, праздничной «Фиалкой Монмартра» И.Кальмана театр встретил своих первых зрителей. В труппу театра вливаются новые творческие кадры: дирижеры В.Руденко, С.Шадманов. Б.Расулов, художники: В.Факторович, Т. Мирова, балетмейстеры А.Рахимов, И.Тимме, А.Лян, артисты И.Шаломаев,Г.Каприелов, З.Соловей, В.Гостищев, Л.Бессарабова, Н. Димова, Б.Балабанов, Н. Каприелова, А.Каримов, Н.Чамина, солисты балета: А.Абдурахманов, Ф.Исмаев, Р.Бектемирова. Эти артисты создали яркие запоминающиеся образы героев оперетт и навсегда остались в памяти зрителей. Созданные ими образы стали примером истинного трудолюбия и сценического мастерства для актеров будущих поколений.
Эти и многие другие постановки осуществляли видные режиссеры: К.Васильев- заслуженный деятель искусств России, Л.Вилькович — заслуженный деятель искусств Карелии, режиссеры В.Шкаровский, А.Марков, Н.Прокофьев, А.Дуланов, А.Казинер. Каждый из них внес свой заметный вклад в процесс творческого становления театра. Их опыт и мастерство стали фундаментом для развития и совершенствования молодых артистов, влившихся в труппу театра.
В 1981 году в театр был приглашен главный режиссер К.Васильев- заслуженный деятель искусств России, который является автором пьес и первых постановок, широко идущих в странах СНГ, музыкальных комедий: «Бабий бунт» (по мотивам «Донских рассказов» М.Шолохова), «Сладка Ягода» ( по мотивам произведений В.Шукшина). Музыку к этим спектаклям написал известный композитов Е.Птички. Свою творческую деятельность в Узбекистане К.Васильев начал с постановки узбекской оперетты, написанной в содружестве с композитором Э. Салиховым «Ходжа Насреддин» (впоследствии «Веселый грешник»). Пресса писала: «Ташкентскому театру оперетты принадлежит честь создания первой узбекской оперетты. Поистине солнечная музыка, сочетающая красоту узбекских мелодий и современные ритмы, созданная Э.Салиховым, послужила основой подлинно народного спектакля». «Веселый грешник» в постановке К.Васильева стал визитной карточной театра, им часто открывались гастроли театра за пределами республики.
Спектакль начинался в фойе, где под звуки карная и сурная на окруженном зрителями подиуме острит и приветствует собравшихся герой постановки Ходжа Насреддин. Пресса писала: «Идея вынесения каких-то элементов театрального действия в фойе уже давно обрастает традициями, но живейшая реакция со стороны зрителей на нестандартное начало говорит о том, что этот режиссерский прием не превратился в штамп. Во время спектакля ловишь себя на мысли, что работа режиссера не бросается в глаза. Эпизоды удивительно точно пригнаны друг к другу, сцены плавно, без напряжения переходят и переливаются одна в другую. Это свидетельство режиссерского мастерства».
Сегодня театр плодотворно работает с такими композиторами, как А.Икрамов, А.Эргашев, У.Салихов, Д.Вильданов, А.канаки, драматургами: Д.Махмудом, В. Баграмовым, А.Колмогоровым. В результате сотрудничества коллектива с этими авторами пополнилась репертуарная афиша театра музыкальными спектаклями для детей. Особым успехом у юного зрителя пользуются такие спектакли как: «Сказка о жадном Хасана» (Д.Вильданов), «Обыкновенная горошина» ( А.Канаки), «Волшебная хурма» (У.Салихов),» Подарки феи Айгуль», «Чудесная дойра (Э.Салихова) « Мамат-гончар» ( А. Икрамов) и многие другие.
Широка география гастрольных поездок театра. С творчеством артистов ташкентской оперетты знакомы зрители России, Казахстан, Киргизии, Таджикистана и стран Балтии.
Годы независимости стали переломными в форме взаимоотношений театра с драматургами и композиторами республики. Наш театр получил возможность сам выбирать себе автора, творчески работать с ними, определяя злободневность, актуальность проблем нашего времени, в котором роль современного героя выдвигается на первый план. Перед авторами ставится задача создания молодежной драматургии.
Труппа нашего театра за последние годы очень помолодела, что в свою очередь предполагает привлечение к театру и композиторов и драматургов, знающих вкусы современной молодежи и пишущих те произведения, которые ей близки. Последняя премьера театра — «Тетя, я женюсь!» (композитор А.Икрамов, драматург и режиссер — постановщик В. Баграмов). На сцене ярко показан сегодняшний день и тонко передан юмор, плавно переходящий в гротеск, без которых жанр музыкальной комедии существовать не может.

2 комментария

  • Дильноза Примкулова:

    По рекомендации посмотрела «Сердце на ладони» и …. не нахожу слов для описания восторга. Огромное спасибо — РАХМАТ за радость, ностальгию, голоса, игру и за то, что есть еще люди, от которых нам ХОРОШО!
    Спасибо. Поставите еще раз — обязательно приду. Уже со своими учениками.
    до встречи

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.