К 210-летию поэта. Коркмас Мухитдинов: «Религия по имени Пушкин» Разное

Лейла Шахназарова
На прошлой неделе в «Ильхоме» прошел фестиваль актерской песни имени Коркмаса Мухитдинова. Не думаю, что его осознанно приурочили к 210-летию со дня рождения Пушкина. Но само имя Мухитдинова для всех, кто его знал, прочно связано с «веселым и легким» (по Блоку) именем Александра Сергеевича.
Сам Коркмас Кучкарович в свое время выразил это, по своему обыкновению, непреложно-веско и убедительно просто: «Коль скоро в Узбекистане создано Пушкинское общество, оно не могло обойтись без меня!».

Народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии республики, один из ведущих солистов ГАБТа имени А. Навои и великий певец Коркмас Мухитдинов имел право на эти слова. И дело не только в том, что пушкинские образы: от первого выхода на сцену в 1972 году в костюме Зарецкого в «Онегине» – до вершины басового репертуара – роли Бориса Годунова, – сопровождали и пронизывали все творчество этого удивительного артиста. Творчество – это огромная, но все же только часть человеческой жизни. И – многие ли из нас могут сказать вполне искренне, что «Пушкина пресветлый взгляд» освещает и освящает изначально всю их каждодневную жизнь? В устах же Коркмаса Кучкаровича, – не только «человека-театра», но и «человека-библиотеки», – такое утверждение значило много. Сам он полушутя говорил даже о какой-то мистике, высшей предопределенности своего пути к Пушкину.

В самом деле: ярчайшие впечатления детства – красавица в лебедином оперении и богатырь в дубовой бочке на картинках в книжке, подаренной соседкой Ханной Абрамовной; постановка «Бахчисарайского фонтана» в родном Янгиюле, а потом – фильм «Мастера русского балета» с Марией – Улановой и Заремой – Плисецкой. «До сих пор вижу и их, и того горбоносого Гирея…»
Голос – знаменитый бас Коркмаса Мухитдинова – впервые проявился и зазвучал, предвещая будущую мощь, в любимом с детства романсе «Для берегов отчизны дальной». Ташкентское музыкальное училище имени Хамзы юный абитуриент из Янгиюля «взял» пушкинским «Соловьем». Первым же классическим романсом уже в профессиональном исполнении стало для Коркмаса «Признание» Глинки.
Поистине, по цветаевскому слову: идеей, молитвой, именем ребенка с младенчества надо – заклясть…
В 1998 году, когда мир готовился к 200-летнему юбилею Пушкина, мне довелось взять у Коркмаса Кучкаровича интервью. Он говорил тогда:
– То, что Пушкин – один из не более чем, может быть, полусотни светочей мировой культуры, в одном ряду с Данте, Шекспиром, Гете, Навои, – это общеизвестно. Но возьмите именно оперное искусство: с творчеством Пушкина связаны вершины сделанного любым из великих наших композиторов. Лучшее у Глинки – «Руслан и Людмила», у Даргомыжского – «Русалка», у Чайковского – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», у Рахманинова – «Алеко», у Мусоргского – «Борис Годунов»…
Кстати, эту последнюю оперу сам композитор назвал «музыкальной драмой». И действительно, для меня это – трагедия первого демократа на троне. Именно это я стараюсь донести в образе Бориса, именно так пою его ключевую арию. Образ Годунова не может устареть, стать несозвучным времени, как не может стать однажды несовременным сам Пушкин.
Это не просто слова. Возьмите таких поэтов, как Курочкин или Вайнберг. Был какой-то момент их востребованности, а теперь – кто знает и помнит, что Вайнберг, например, умер уже в нашем веке, в 1909 году? Они так и остались для нас поэтами 70-х годов XIX столетия. Сатирические или гражданские поэты могут быть в моде или не в моде, – Пушкин в моде. Лирика или эпос не в моде? – Пушкин в моде. Вдумайтесь, ведь до него в литературе не было ни одного действительно народного поэта. Я лично, например, очень люблю Державина – за его анакреонтизм, что ли. И, однако, народным поэтом назвать его нельзя. Ну а Александр Сергеевич… это уж – как религия души для каждого из нас, это – на все времена.

… В том же 1998 году во время генеральной репетиции Пушкинского благотворительного концерта произошел случай, довольно редкий в театре. Когда Коркмас Мухитдинов исполнил знаменитую арию Бориса Годунова «Достиг я высшей власти…», – ему зааплодировал оркестр, постукивая инструментами по нотным пюпитрам.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.