Дыхание морского бриза Искусство Ташкентцы
(Автор – Александр Махнёв. Полная версия статьи опубликованной в газете «Правда Востока» Узбекистан. 20.02.09)
Помните строчки из стихотворения Анны Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора, растут стихи не ведая стыда…»? Они совсем точный эпиграф к творчеству моей героини.
Как вы думаете, на что может сгодиться камень?
Ну… его можно «носить за пазухой», или метнуть в голову врага… А можно найти ему и совсем другое применение!
Как вы считаете, что можно сделать из кусочков теста, парафиновой свечки, самых никчёмных лоскутков ткани, обрывков разнокалиберной верёвки, палочек от мороженного, речного мусора, вынесенного на берег весенним половодьем и прочей ерунды?
А я вам скажу! Произведение искусства. И не одно — множество!
Дом, в котором живёт Татьяна Кернер, напоминает непрерывно действующий и постоянно обновляющийся вернисаж. Батики, куклы, декоративные панно, пуфики и подушки, совершенно фантастические вазочки, сделанные часто из самой банальной тары, у обычного человека могущей пригодиться разве для сдачи за наличный расчёт, гардины витиеватых конструкций и прочее, прочее, прочее…
«Когда это началось? Да сколько себя помню! — мгновенно отвечает Татьяна. Класса с 6-го я посещала изостудию при дворце текстильщиков, под руководством Якова Львовича Фрумгарца, где в то время преподавали удивительные и талантливые люди, несомненно, приложившие руки к моему развитию, за что, большое им спасибо. Ещё был один мой наставник — молодой художник-плакатист, у которого я брала уроки. Потом был Ташкентский педагогический институт им. Низами, художественно-графический факультет и специальность „преподаватель рисования и черчения“. Там был педагогом Янис Панаётович Салпинкиди и ныне здравствующий активно действующий художник. Вообще говоря, предполагалось нечто другое, прочили мне карьеру художника иллюстратора, но что получилось — то получилось, я не жалею: наставники были замечательные люди, преданные своему делу».
Особо Татьяна отмечает роль мамы, которая всегда самым активным образом дочкино увлечение поддерживала и теперь её не оставляет. Мама нынче живёт далеко и присылает Татьяне для её работ всякие экзотические материалы в наших краях отсутствующие. Мох например.
А уж в Таниных руках всё что угодно может превратиться в нечто удивительное. Язык не повернётся назвать это всё поделками. Нет! Это настоящие артефакты древнейшего из способов народного творчества — декоративно-прикладного искусства.
Она и рассказывает то об этом сочно, вкусно:
«Прочитав в очередной раз статью о модном теперь учении фэн-шуй, где настоятельно советуют выбрасывать недрогнувшей рукой вещи, которые не пригодились вам последние два года, решительно возражу — не спешите. Соберите всё это в одном месте: остатки необычных ниток, привезённые из отпуска ракушки, веточки, лоскутки, любимую домашнюю рубашку в клетку или горошек, шерстяные носки и перчатки, вышедшие из употребления. Старые пуговки, потёртые и, на первый взгляд, не особенно привлекательные, коробки большие и маленькие — в нашем деле всё пригодится.
Лично я из двух вариантов — выбросить или нет, выбираю второй. Началом для работы может послужить, что угодно. Однажды упаковка от заморского чая, из какого-то очень лёгкого и мягкого дерева навеяла мысли о морском побережье и в итоге послужила материалом для создания рельефного коллажа. Домика, в распахнутые двери которого, заглядывает море. А сеть, развешанная для просушки в углу (сплетённая из вязальных ниток), картинка с рыбками на стене, оставленная кем-то игривая летняя шляпка и солнцезащитные очки, завтрак на столе (слепленный из солёного теста), венок с морскими звёздами на дверях и удочки из тонких прутиков, полосатый кот, свернувшийся калачиком, на коврике из мешковины; всё это служит для создания атмосферы летнего отдыха… И вот, каждый раз, взглянув на этот коллаж, вы почти физически ощущаете дыхание морского бриза на своём лице, нежного ветерка развевающего лёгкую занавеску на дверях… Да просто хорошее настроение!
В принципе отправной точкой может быть что угодно, не бойтесь — дайте волю своему воображению, и оно не заставит вас ждать. В итоге получаем массу полезного: украшаем свой дом, совершенно или почти бесплатно, находим применение ненужным вещам и самое важное — даем возможность своей душе развиваться.
Её многочисленная коллекция, конечно же, давно преодолела границы небольшой двухкомнатной квартиры. Всё это щедро раздаривается друзьям и знакомым.
Последним Татьяниным увлечением — куклами заинтересовался, между прочим, Бухарский кукольный театр. Любопытствовали: сможет ли Татьяна изготовить куклы для их театра. Конечно сможет! Лично я не сомневаюсь. Потому что в её случае расшифровка второй части названия жанра, в котором она творит «декоративно-прикладной» — очевидна. Татьяна Кернер «прикладывает» к своим произведением не только ум, руки, талант, но и частичку собственной души. Души замечательно талантливого художника.
А ведь, собственно говоря, что есть художник?
Тот, кто остро и ежечасно, ежеминутно, ежесекундно ощущает сложность жизни. Но! как сказал Бабель: «У каждого глупца достанет глупости для уныния, и лишь мудрец раздирает смехом завесу бытия». Жизнь трагична, но удивительна! И помня о первом, художник тщательно всматривается в каждый миг и именно потому обнаруживает второе. О котором и сообщает людям. А те поражаются: Ну надо же?! Кто бы мог подумать?! И как это он подглядел?! И как это я сам не заметил?!
Да всё несложно: большая часть людей «походя» преодолевает свой жизненный путь. Пропуская детали и тонкости, не имея упорства углубиться. И это нормально! Непросто вникать так дотошно. Но если всё-таки не пожалел своих сил, то…
Оно и получается! Искусство.
Огромное уважение к таким людям. Сама то и вязала и вышивала с 5-го класса. А вот — не случилось. Видимо — не моё.
elle[Цитировать]