Сквозь игольное ушко Искусство История

Александр Махнёв

Мама рассказывала мне, как бабушка обучала её шитью.
— Только когда садишься шить, не забывай «Главный Секрет портного».
— Какой? — едва ли не шёпотом спрашивала, моя будущая мама, тогда ещё маленькая девочка, заинтригованная столь таинственным началом.
— Когда проденешь нитку в иголку, — улыбалась бабушка — не забудь завязать на кончике узелок.

Теперь, спустя годы, её путь модельера-конструктора одежды представляется прямым, как качественная швейная строчка. А ведь началось всё достаточно случайно.

«Как у всех девочек у меня конечно были в школе уроки домоводства. Начинали с банальных иголочниц, потом шили незатейливые юбки. А вот где-то в классе шестом случилась незадача. Я вдруг и сразу прибавила в росте. Вымахала аж под метр семьдесят шесть, а объёма набрать не успела, так и осталась сорок второго размера» — смеётся моя собеседница Любовь Кудрявцева. «Купить тогда готовое платье на девочку со столь странными пропорциями было совершенно невозможно, вот и пришлось шить самой. Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Ну а потом было:
• Профтехучилище при швейной фабрике «Юлдуз» и специальность «Раскройщик мужских костюмов».
• Вечернее отделение Ташкентского текстильного института и одновременная работа в Доме быта «Узбекистан».
• Преддипломная практика в экспериментальном цеху фабрики «Юлдуз», под руководством главного конструктора Елены Борисовны Глинской, автора многих книг по специальности, и конструктора Татьяны Аверьяновой.
• В 1989 году дипломная работа под руководством Халиды Хафизовны Камиловой, по сей день ведущим специалистом в сфере модной одежды и дизайна Узбекистана. Тема дипломной работы называлась «Узел: пройма-рукав». Оказывается, это весьма важная деталь конструирования одежды! От посадки рукава зависит не только внешний вид изделия, его модельная особенность, но и самое главное — комфортность в носке.
• В том же 1989 году Люба участвовала в городском конкурсе модельеров «Свадебное платье» и была отмечена за свою работу дипломом.

По окончании института работа в Республиканском Доме моделей одежды. В должности художника-модельера. Об этом периоде Любовь Кудрявцева вспоминает с нескрываемым удовольствием: «Наш Дом моделей ездил со своими коллекциями по всему миру, выпускал собственные журналы мод, снабжал все швейные фабрики Узбекистана лекалами и пакетами технической документации по выпуску изделий всего ассортимента: от детской одежды до верхней мужской. Проводил художественные советы, демонстрации театра мод и много чего другого. Именно тогда я узнала много нового и полезного. Накопила тот багаж знаний, который и по сей день является для меня основой».

А между тем, долгое время Люба не воспринимала эту свою деятельность как дело всей жизни. Как-то само собой это было. А грезилось Любови Кудрявцевой совсем другое: карьера пианистки, концертные залы и эстрадные площадки, цветы, публика и аплодисменты. Отсюда, наверное, её пристрастие к ярким цветам, неординарным силуэтам. Отсюда и её восхищение творчеством знаменитого кутюрье Валентина Юдашкина, чей стиль характеризуется как раз яркостью, праздничностью. Отсюда её живой, неослабевающий интерес ко всевозможным новым техникам отделки и изготовления одежды.

Последнее ее увлечение — «пэчворк». Проще говоря, лоскутное шитьё. Всем, наверное, известно, что такое лоскутное одеяло. Идея, явно рождённая простой практической бережливостью. Да и Люба пришла к этому увлечению отчасти из тех же соображений. «Очень много лоскутков, обрезков остаётся в процессе работы. Хранить всё это навалом невозможно, а и выбросить жалко, — рассказывает наша героиня, — поэтому, когда я узнала о «пэчворке», сразу загорелась. А потом открылись замечательные возможности отделки одежды в этой технике и теперь «пэчворк» прочно занял своё место в моём «портновском арсенале».

Сейчас художник-дизайнер Любовь Кудрявцева работает над коллекцией одежды по мотивам узбекского национального костюма. Читает много литературы на эту тему, бродит по музеям… И с совершенным восторгом рассказывает о бухарском золотом шитье и кашкадарьинской вышивке «сюзане», особенной сине-бирюзовой цветовой гамме маргиланских костюмов и характерных геометрических узорах каракалпакских. О растительной орнаменталистике, присущей традиционной одежде ташкентской области.

«Вообще идеи и традиции национального костюма поражают своей оригинальной неисчерпаемостью. Вот вы знаете, например, что в старые времена портные не пользовались лекалами и не строили чертежей для раскроя одежды, но при этом каким-то невероятным образом умудрялись найти точный баланс изделия — любая вещь хорошо сидела на любой фигуре. А вот, кстати, полы традиционных всем известных халатов кроили таким образом, что без использования застёжек тем не менее они не распахивались» — глаза у Любови Кудрявцевой горят когда она об этом рассказывает. Да и не может наверное иначе вести себя творческий человек, художник. В процессе работы над этой статьёй я, между прочим, сделал для себя открытие: оказывается широко известное словосочетание «от кутюр» — это отнюдь не французское слово с русским предлогом. А как раз два французских транскрипционированных русскими буквами — «haute» — высший, в русском произношении «от» и «couture» — швейное ремесло. И похоже в заблуждении не я один, потому давно вошли в наш язык синтаксические конструкции типа: «костюмы от Версаччи» или «весенняя коллекция от Ив Сен Лорана».

Как знать, может воплотятся ещё девичьи грёзы Любови Кудрявцевой и будет она стоять на сцене в огнях софитов, под бурные аплодисменты публики! После очередного показа новой коллекции одежды «от Любови Кудрявцевой». На зависть своему кумиру Валентину Юдашкину. И нам на радость.

1 комментарий

  • elle:

    Вот этот узелок на одном конце нити, мне с детства покоя не давал. Всегда хотелось, чтобы он выглядел эстетично. А у меня, то — очень большой получался, то — какой-то малюсенький. Приходилось пальцы «слюнявить», отрезать некрасивый узелок и завязывать красивый, ровненький. Что поделаешь? С детства люблю, чтобы всё выглядело эстетично. Вот и мучаюсь.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.