Очерки истории Алматы История

Во второй половине XIX века Туркестан, на территории которого располагались ныне республики Средней Азии и Казахстана, стал одной из провинций Российской империи. В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое с годами официально стало называться Туркестанским краем.

Уникальные фотографии, сделанные в Туркестане исследователями и профессиональными фотографами, членами императорской семьи, высокопоставленными военными и их женами, представлены на московской выставке «Туркестан в старых фотографиях и керамике», которая развернута в Государственном музее искусства народов Востока и продлится до 1 апреля 2007 года. На выставке представлена обширная коллекция берлинского коллекционера Владимира Проскурина, типы народностей, архитектура, достопримечательности Туркестанского края в почтовой открытке XIX — начала XX столетия.

— Это уникальные изображения на открытках по восточной тематике: эмира Самарканда и полководца Тамерлана, потомков ханов Аблая, Сюка и Вали, репродукции картин В. Верещагина, Н. Карамзина, Н. Хлудова, оригинальные работы фотографической семьи Лейбиных из Верного. На заре фотографии эти работы, как правило, выполнялись в единственном экземпляре. Многие из них представлены в экспозиции и являются большой исторической ценностью, — отзывается о выставке директор Берлинского музея фотографии Людгер Деренталь.

Самые разные люди, находившиеся в Туркестане кто по долгу службы, кто из профессионального интереса, кто привлеченный самобытным колоритом экзотической провинции Империи, сделали ощутимый вклад в изучение и сохранение богатого культурного наследия страны с удивительной и яркой историей. Из профессиональных фотографов, запечатлевших Туркестанский край, можно назвать парижанина Поля Надара (1856-1939), которому в этом году исполнилось бы 150 лет со дня рождения. Сын известного мастера «светописи» Феликса Надара, Поль Надар — последователь портретиста Адольфа Диздери, того самого француза, который ввел в мировую практику портреты на визитной карточке и тем самым положил начало семейным фотоальбомам. В 1890 году Поль Надар совершил большое путешествие в Нагорную Азию. Известны его работы памятников истории и культуры «Мавзолей султана Санджара», «Минарет Калян в Бухаре». Каталог выставки его турне издан в 1995 году в Анкаре. Накануне XXI столетия трудами историка С. Горшениной в Женеве выпущен альбом «Дорога Самарканда. Азия в объективе французских путешественников» — более ста фотодокументов Анри Мозера, Поля Лабэ, Павла Лессара — также ценный подарок для всех, кто имеет отношение к изучению Востока.В Туркестане первые фотографии и фотоателье появились благодаря энтузиастам «светописи» и «волшебного фонаря» С. М. Дудину, А. Л. Кирснеру, А. С. Муренко, Д. В. Назарову, С. Ф. Николяи, династии фотохудожников Соломона Лейбина, его сына Абрама, внуков Павла и Бориса. Первые открытки с видами Семиреченского края были выпущены за год-два до начала ХХ столетия и продавались в Верном в магазине Н. Тарнецкого, представителя Варшавского бюро Всемирного почтового союза.

Редкая серия из четырех литографированных открытых писем «Привет из Туркестана» хранится в наши дни у ташкентского коллекционера Бориса Голендера, также экспонента московской выставки. Раритетные фотографии находим в известных фотоальбомах, изданных, как правило, в одном или нескольких экземплярах и дареных высоким особам. Среди них — «Туркестанский альбом», составленный в 70-е годы XIX столетия востоковедом Александром Куном. В альбоме помещены 1262 снимка на 447 картонах, размещенных по четырем темам: этнография, археология, история, промыслы. Частное собрание было представлено IV Археологическому съезду России (Казань, 1877 год). В 1899 году в Ташкенте было образовано Общество любителей фотографии и изящных искусств Туркестанского края, которое к открытию подготовило выставку более двух с половиной тысяч работ фотохудожников края. Многие из этих снимков широко использовались для воспроизведения советской почтовой открытки, но без указания дореволюционных авторов и времени съемки.

Местная экзотика, которую снимали европейцы, оказавшиеся в Туркестане в конце XIX — начале XX века, со временем исчезла. И только благодаря фотографиям до нас дошли лица людей, детали быта, представление о костюме и обстановке тех лет. Именно благодаря фотографиям мы знаем, как выглядели памятники Туркестана сто лет тому назад, когда они сохраняли множество деталей, утраченных в наши дни.

Александр АЛЕКТОРОВ
Опубликовано в газете «Новое поколение», 23 февраля 2007 г.
Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.