Все помнит Хаст Имам… История

Автор Борис Анатольевич Голендер

Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), являющаяся одной из структур Организации Исламская конференция (Organization of the Islamic Conference), объявила Ташкент столицей мира исламской культуры в 2007 году. Этого высокого и почетного звания Ташкент удостоен за выдающиеся заслуги Узбекистана перед исламской культурой и наукой, сохранение памятников и дальнейшее обогащение исламского наследия.

Есть в старом Ташкенте такие места, которые как бы концентрируют в себе многовековую память, год за годом вбирая все происходящие здесь события. Именно таков уголок на Сибзаре, который издавна называют Хаст Имам.
Площадь Хаст Имам – религиозный центр Ташкента. Здесь расположены медресе Барак-хана (XVI в.), мечеть Тилля Шейх, мавзолей святого Абу Бакра Каффаля Шаши и Исламский институт имени имама ал-Бухари.
В названии «Хаст Имам» нет собственного имени. Но ташкентцы искренне считают, что каждый должен знать: хаст или хазрет имам (святой предстоящий) – это наш выдающийся земляк Абу Бакр Мухаммад ибн Али Исмаил Каффаль аш-Шаши…
В 903 году в городе Мадина аш-Шаш, который мы сегодня называем Ташкентом, в семье искусного мастера-каффаля, то есть ремесленника, делавшего замысловатые дверные замки, родился мальчик, нареченный в честь Абу Бакра – сподвижника Пророка и первого халифа.
Пройдет много лет и имя мальчика по обычаям того времени обрастет длинной чередой почетных прозвищ и эпитетов. Но он останется в памяти людей прежде всего как «ташкентец» (аш-Шаши), навсегда вписав Ташкент в контекст мировой культуры. Один из средневековых биографов Абу Бакра Ташкентского в XII веке напишет о нем: «В то время в Мавераннахре равных ему ученых не было».
Свой долгий путь в науку Абу Бакр Каффаль начал в местных медресе. Но очень скоро захотел совершен-ствовать свои знания в столице халифата – блистательном Багдаде. В те далекие времена ученые-улемы родом из Центральной Азии были известны и уважаемы в халифате, их избирали много раз даже главными мударрисами (ректорами) знаменитой Багдадской академии.

Конечно, ученые-туркестанцы вдали от родины покровительствовали своим землякам. Благодаря этому талантливый юноша из Ташкента быстро поднялся по ступеням арабской классической науки (фикха) и получил признание ученого мира. Сам великий историк ат-Табари взял его в число своих учеников. А после удачного стихотворного ответа византийскому императору, который Абу Бакр сочинил по приказу халифа, к имени ташкентского богослова стали прибавлять арабское слово «ал-кабир» (великий).

До наших дней сохранилась только часть написанных им произведений. Его научные труды касаются в основном философии и правоведения по учению аш-шафия. Но Абу Бакр был прежде всего поэтом и даже один из своих ученых трактатов назвал поэтически – «Красота диалектики». Стихи же его и сегодня поражают нас свежестью восприятия окружающего мира.
В преклонном возрасте Абу Бакр Каффаль Ташкентский вернулся на родину. В это время тюрки-караханиды начали свои походы на Мавераннахр. Тюрки еще не приняли ислам – и первым из законоучителей новой могущественной династии стал ташкентский мудрец.
Ученый и поэт умер в 976 году, он был погребен в пригородном саду Боги-Кейкаус, у стены средневекового Ташкента. Так в городе появился мавзолей (мазар) первого ташкентского святого (Хаст Имам).
Годы, войны и землетрясения многократно разрушали мазар над его могилой, но горожане вновь и вновь отстраивали здание. Тот мавзолей, что мы видим сегодня, был создан в 1541 году. Тогда Ташкентом владела особая самостоятельная ветвь могущественной династии шейбанидов. Султаны настойчиво украшали свою столицу и в особенности почитаемый всеми мазар. Это действительно ценный памятник средневекового зодчества. Много любопытного сохранила об этом здании и народная молва. Так, старые двери мавзолея были сильно обгоревшими, причем на правой створке их лезвиями сабель срезана калима – священный символ веры из 34-й суры Корана. В народе говорят, что такое святотатство могли совершить только язычники. Откуда же в Ташкенте язычники? Мало кто помнит, но язычники действительно нападали на старый Ташкент. Это были буддисты-калмыки, штурмовавшие город в 1723 году. Здесь, в саду Кейкауса, внутри мазара Абу Бакра, где заперся передовой отряд защитников Ташкента, происходили драматические события многодневной осады.
Пригородный сад Кейкауса с мазаром Абу Бакра Каффаля очень любили шейбанидские султаны Ташкента. Здесь в XVI веке все летние месяцы стояли в торжественном порядке белые шатры правителей. У журчащей воды канала Калькауз (т. е. Кейкаус) под тенистыми кронами деревьев сада кипела дворцовая жизнь. На многолюдных маджлисах, подобно тому, как это было в знаменитом Герате при Хусайне Байкаре и Алишере Навои, состязались в красноречии поэты и острословы.
Послушай описание Ташкента,
Страны, чья удивительная прелесть
Должна быть всем известна знатокам!
Это читает свою «Оду Ташкенту» кази-аскер (военный судья) Ташкентского султаната Зайнуддин Васифи. Ученик великого Навои, он бежал из Герата от ужасов войны и был приглашен в Ташкент для воспитания царевичей. Все восходившие на ташкентский престол один за другим владыки были его прилежными учениками. Чтобы отблагодарить учителя, один из его воспитанников – ташкентский султан Науруз Ахмад, более известный под именем Барак-хан, – приказал отстроить в саду Кейкауса, около мавзолея первого ташкентского святого, специальное медресе для Зайнуддина Васифи. Барак-хан хотел, чтобы, став ректором этого привилегированного учебного заведения, поэт мог полностью отдаться ученым занятиям. А Васифи уже много лет писал главную книгу своей жизни – «Чудеса происшествий». Получилось у него настоящее чудо мемуарной литературы эпохи шейбанидов и  темуридов. Труд Васифи приобрел в дальнейшем самое широкое признание на всем Востоке. И сегодня он читается с огромным интересом.
А медресе Барак-хана горожане назвали Кук Гумбаз (Голубой купол), так как большой и красивый купол действительно очень выделял это медресе на фоне других строений. На барабане купола великолепным почерком сульс были выложены майоликой стихи Зайнуддина Васифи о Ташкенте…
Почерк сульс – один из семи знаменитых древних стилей арабского письма. Основное назначение сульса – заглавия книг и всевозможные обрамления.
Под голубым куполом успокоились грозные шейбанидские султаны. Шли века, медресе ветшало от времени и людского небрежения. Во время страшного землетрясения 1868 года упал купол Кук Гумбаз, и его долго не восстанавливали. Однако постепенно старому зданию с «таърихом» (то есть зашифрованной датой) на фасаде умелые реставраторы вернули былой вид. В числе мастеров был сам  усто Ширин Мурадов, народный академик, великий ганчкор (резчик по ганчу особому виду штукатурки) и наккош (художник-орнаменталист). А со времени Второй мировой войны медресе стало резиденцией духовной главы всех мусульман Центральной Азии – имама Баба-хана.
Вместе с организацией мусульманского центра верующие добились у властей разрешения создать высшее исламское учебное заведение на Хаст Имаме. Его назвали институтом имени имама ал-Бухари, в честь самого почитаемого хадисоведа Востока. Институт разместился в историческом здании мечети Намазгох – памятнике старинной архитектуры конца XVIII – начала XIX веков. Институту удалось сделать очень многое для сохранения традиционных духовных ценностей.
Как и любой духовный центр, Хаст Имам имеет богатую библиотеку. Со всех концов земли стекаются сюда драгоценные манускрипты. Число их сегодня достигает солидного количества – 30000. Они размещены в большом хранилище с читальным залом, устроенном в старинном здании мечети Тилля Шейх.
Подлинная жемчужина библиотеки Хаст Имама появилась совсем недавно – когда государство в 1990 году передало сюда из Музея истории знаменитый Коран халифа Османа.
Только при третьем преемнике пророка Мухаммада – халифе Османе были официально записаны речи основателя мусульманской религии. Главная копия канонического текста, переписанная Зейдом ибн Сабитом, секретарем Пророка, хранилась у самого халифа Османа, когда мятежники в 656 году убили халифа прямо во время чтения священной рукописи. Кровь сподвижника Мухаммада пролилась на драгоценные пергаментные листы, покрытые крупными куфическими письменами.
Куфи – древнейший вид арабского письма.
С тех пор прошло много столетий. Хранившийся в сокровищнице халифов Коран начал свое долгое путешествие по миру. Каких только историй не рассказывают об этом! Одни утверждают, что святой Абу Бакр Каффаль получил манускрипт в награду за едкие стихи, написанные в дипломатическом послании враждебным византийцам, другие – что некий ташкентский табиб, ученик  прославленного шейха-накшбандия Ходжи Ахрара взял Коран в уплату за лечение османского султана и привез его в подарок своему наставнику. Коран халифа Османа побывал в Египте у мамлюков, на Волге – в золото-ордынской столице Сарай ал-Джедид. Судьбой книги занимался сам Амир Темур, много столетий уникальная рукопись хранилась в Самарканде. Большой интерес к ней проявляли ученые Санкт-Петербурга и даже главные большевистские вожди. Теперь рукопись с сертификатом подлин-ности ЮНЕСКО можно увидеть в центре реконструированного помещения старинной хонако Муи Муборак (XVI в.).
В библиотеке Хаст Имам собрана целая коллекция Коранов всех времен, которые, к слову сказать, списаны с Корана Османа. Ибо ташкентский манускрипт и есть первоисточник, подлинник священной книги мусульман…
Все помнит Хаст Имам! Пусть смертны здания, пусть уходят в прошлое люди и события. Вечна только мудрость, которую несет в XXI век этот возрожденный уголок древнего Ташкента.

4 комментария

  • Анвар Камальдинов:

    «Только при третьем преемнике пророка Мухаммада – халифе Османе были официально записаны речи основателя мусульманской религии.» Значит Коран записанный со слов самого Мухамеда НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ, а Ташкент должен быть выше Мекки и Медины?

      [Цитировать]

  • Анвар Камальдинов:

    «Таким образом, беспристрастное палеографическое исследование показало, что этот список, в течение длительного времени находившийся в распоряжении мусульманского духовенства мечети Ходжа Ахрар в Самарканде, не идентичен тому, за который он выдавался.»(http://psylib.org.ua/books/kliml01/txt04.htm)

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Спасибо за статью.

    В 2008 г. в экскурсионном туре по Узбекистану посещал Хазрат (Хаст) Имам.

    Не смог разобраться, разбирая материалы поездки —
    в каком здании экспонируется Коран Османа?
    (первая фотоиллюстрация данной статьи).

    Понятно, что это одно из зданий библиотеки Управления мусульман Узбекистана.

    А исторически — что это за здание — в инете нашёл два варианта — ханака медресе Муйи Муборак и мечеть Тилля Шейх. Что правильно?

    В данной статье указано расположение библиотеки: Они размещены в большом хранилище с читальным залом, устроенном в старинном здании мечети Тилля Шейх. (с)

    сайт информационного агенства при МИД РУ:
    http://www.jahonnews.uz/rus/multimedia/foto/kompleks_xazrati_imam/medrese_muyi_muborak.mgr
    Медресе «Муйи муборак» построено в XVI в. Здесь хранится волос пророка Мухаммада, отчего мадресе и получило название «Муйи муборак», т.е. «Священный волос». В настоящее время в медресе расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана.

    Предполагаю, что возможен следующий вариант:
    Библиотека Управления мусульман Узбекистана занимает зва здания — медресе Муйи Муборак и мечеть Тилля Шейх; Коран Османа экспонируется в мечети Тилля Шейх. Правильно ли предположение?

    Ещё вопрос — выставлен на обозрение подлинный экземпляр Коана Османа (т.е. ташкентский — есть ещё стамбульский и каирский) или его (т.е. ташкентского экземпляра) копия?

    Заранее благодарен за разъяснения.

      [Цитировать]

  • Владимир:

    (почему-то обрезало правую часть строк).
    Повторяю коммент:

    Спасибо за статью.

    В 2008 г. в экскурсионном туре по Узбекистану посещал Хазрат
    (Хаст) Имам.

    Не смог разобраться, разбирая материалы поездки —
    в каком здании экспонируется Коран Османа?
    (первая фотоиллюстрация данной статьи).

    Понятно, что это одно из зданий библиотеки Управления
    мусульман Узбекистана.

    А исторически – что это за здание – в инете нашёл два варианта – ханака медресе Муйи Муборак и мечеть Тилля Шейх. Что правильно?

    В данной статье указано расположение библиотеки: Они размещены в большом хранилище с читальным залом, устроенном в старинном здании мечети Тилля Шейх. (с)

    сайт информационного агенства при МИД РУ:
    http://www.jahonnews.uz/rus/multimedia/foto/
    kompleks_xazrati_imam/medrese_muyi_
    muborak.mgr
    Медресе «Муйи муборак» построено в XVI в. Здесь хранится волос пророка Мухаммада, отчего
    медресе есе и получило название «Муйи муборак»,
    т.е. «Священный волос». В настоящее время в
    медресе расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана.

    Предполагаю, что возможен следующий вариант:
    Библиотека Управления мусульман Узбекистана занимает lва здания – медресе Муйи Муборак и мечеть Тилля Шейх;
    Коран Османа экспонируется в мечети Тилля
    Шейх.
    Правильно ли предположение?

    Ещё вопрос – выставлен на обозрение подлинный экземпляр
    Корана Османа (т.е. ташкентский – есть ещё стамбульский
    и каирский) или его (т.е. ташкентского экземпляра)
    копия?

    Заранее благодарен за разъяснения.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.