История метро, часть 1 История

Еще в начале 60-х годов никто из нас, ташкентцев, не предполагал, что в городе появится вскоре метро. Городской транспорт вполне справлялся с нагрузкой, не скапливались у перекрестков десятки автомашин, да и улицы были по меркам того времени довольно широкими, а прирост населения невелик — проектировщики только в 1980 году ожидали полуторамиллионного ташкентца. Но время вносит свои, порой неожиданные коррективы в самые, казалось бы, выверенные планы.

К семидесятому году выросли на бывших окраинах Ташкента новые жилые массивы, протянулись сюда новые магистрали, резко увеличился поток транспорта — пассажиров стало больше. Ведь сколько строителей нового Ташкента, приехавших к нам на помощь из других городов страны, остались жить в городе, в возрождение которого они вложили тепло своего сердца!

Городской транспорт стал с каждым годом отставать от нужд непрерывно растущего города. Простое увеличение количества транспорта ни к чему хорошему не привело бы — это создало бы пробки, повлияло па безопасность движения на улицах.

Только метрополитен мог разгрузить магистрали, обеспечить кратчайшие связи между крупными жилыми районами и местами концентрации промышленных предприятий, организаций. Но метро — в Ташкенте? Городе, только-только оправившемся от сильнейшего землетрясения, расположенном в районе высокой сейсмичности, сухого жаркого климата, стоящем на ненадежных лессовых грунтах… Эти сложности не остановили метростроевцев, решивших построить здесь седьмой в стране и первый в Средней Азии метрополитен.
20 февраля 1972 года был вынут первый кубометр грунта на улице Дружбы народов, в самом центре массива Чиланзар. Станция, которая выросла здесь позже, была так и названа — «Чиланзар».
Хорошо помнят метростроевцы, какими трудными были первые метры тоннеля. Земля Ташкента оказалась еще более коварной, чем предполагалось. Чего стоила одна только токсотропия — явление, с которым столкнулись строители буквально на первом перегоне. Механизированный щит «тонул» в жидком грунте, опускаясь ниже проектной отметки. Скорость его работы в те первые дни была в 4 раза ниже планируемой. Или другая сложность — проходка под одним из крупнейших каналов города — Анхором.
Ташкентцы следили за каждым сообщением, поступающим с этой ударной стройки, и радовались вместе с метростроевцами каждому их успеху. Строки газетных сообщений в те дни — словно страницы биографии нашего ташкентского метро. Вот только некоторые из них: «Установлен всесоюзный рекорд проходки — 152 погонных метра тоннеля в месяц с помощью блокоукладчика на перегоне между станциями «Чиланзар» и «Сабира Рахимова»… «Произведена последняя сбойка в правом перегонном тоннеле «Площадь Ленина» — «Октябрьская революция», и наконец – «Пропущен первый пробный поезд!»
Первый пробный шел медленно, словно на ощупь, словно еще не доверяя полностью стальному пути, проложенному двумя серебряными нитями в темном тоннеле. Но пассажиры его — те, кто прокладывал этот путь, были уверены: трасса надежна. Прямо в вагоне они поздравляли друг друга, и счастливые улыбки на их уставших лицах яснее ясного говорили: есть в Ташкенте свое метро!..
Четыре года исполняется на днях нашей «подземке». Мы привыкли к ней и уже не представляем нашего города без этого вида транспорта. Насколько он удобен — вам расскажет каждый чиланзарец, который теперь за считанные минуты добирается до своей работы в центр города. Насколько прекрасны эти подземные дворцы, созданные мастерством и вдохновением ташкентских, московских, прибалтийских архитекторов и художников, вы убеждаетесь каждый день, входя под их прохладные своды. Насколько метро необходимо Ташкенту, вы можете спросить любого жителя авиастроительного городка или массива «Северо-Восток» — каждый из них с нетерпением ждет открытия новых станций метрополитена.
Одна из недавних корреспонденции о Ташкентском метрополитене начиналась так: «Сегодня утром между 9 и 10 часами ташкентское метро примет своего 200-миллионного пассажира»…
А какой по счету ташкентец или гость нашей столицы спускается сегодня на одну из станций нашей «подземки»? Чтобы полюбоваться ее оригинальным оформлением, проехать хоть пару остановок в подземном экспрессе. В поезде самого юного, и, как мне, ташкентцу, кажется, самого красивого метро в мире.

Источник.
Взято: А. Тюриков «Истории о Ташкенте: Очерки» Издательство «Ёш гвардия»(Молодая гвардия) 1983г. Ташкент

1 комментарий

  • Фото аватара Guzal_I:

    А я знаю такую историю. Когда шел разговор о восстановлении Ташкента Ш.Р.Рашидов умело не только выбил огромную помощь в строительстве нового Ташкента, но и метро у Л.И. Брежнева. Хотя до этого его строить никто не собирался.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.