Археолог духовной культуры Tашкентцы

Григорий Нисенбойм, газета»Вести» 5.01.2006

Когда началась Вторая мировая война, десятилетний еврейский мальчик был эвакуирован из Украины в Ташкент. Так или почти так начинаются биографии тысяч детей войны. Однако продолжение биографии у каждого свое. Особенно у людей творческих — людей науки, кто и сегодня продолжает не просто существовать, а действовать. Действовать вопреки годам, трудностям абсорбции и прочим проблемам, связанным с переездом в другую страну. С алией 90-х в Израиль прибыли ученые, как говорится, всех мастей. В том числе и таких специальностей, потребность в которых здесь буквально штучная.

Доктор Макс Вексельман в 1991 году, перебравшись с семьей из Ташкента в
Израиль, поселился в Беер — Шеве. Несколько лет после этого проработал
историком — исследователем в Беер-Шевском университете имени Бен- Гуриона.
До приезда в Израиль более тридцати лет преподавал в Ташкентском
государственном университете, а до этого двадцать лет проработал научным
сотрудником в ряде государственных архивов Узбекистана. Историк Вексельман
владеет весьма узкой научной специализацией. Более сорока лет тому назад
Макс защитил диссертацию в Московском историко — архивном институте по
специальности < источниковедение и вспомогательные исторические науки>.
Будущий ученый с детства увлекался историей и еще в школьные годы начал
работать в архиве.

Макс — автор более шестидесяти научных работ, связанных с историей Средней
Азии. И, конечно же, большое внимание он уделял истории евреев в
Узбекистане. Его работы публиковались в научных журналах на русском и
английском языках в основном в Москве и Израиле. Уже живя в Израиле, Макс
четырежды побывал в Узбекистане в научных командировках от Центрального
архива истории еврейского народа при Иерусалимском университете и в рамках
научной работы в Беер-Шевском университете. В результате этих командировок
были добыты ранее не известные документы, в том числе в фонде Михаила
Волконского, художественного руководителя Ташкентского еврейского театра, и
был обнаружен фотоальбом с фотографиями артистов Ташкентского ГОСЕТа.

За последние десять лет после публикаций в периодической печати Израиля и
США ряда очерков по истории еврейских театров в СССР Макс стал получать
почту от читателей, в основном от детей артистов, режиссеров и деятелей этих
театров. За это время Максу удалось восстановить весь репертуар еврейских
театров той эпохи. Благодаря появившимся новым знакомствам в театральном
мире ему удалось заполнить пробелы во многих разделах своего труда, над
которым он работает уже двадцать пять лет. В результате стало возможным
подготовить к публикации книгу, предназначенную широкому кругу читателей.

И вот в этом году в Иерусалимском издательстве < ФИЛОБИБЛОН> вышла книга
Макса Вексельмана < Еврейские театры (на идиш) в Узбекистане 1933 - 1947гг.>
Соавторами этой книги Макс считает детей замечательных артистов и деятелей
еврейских театров в СССР. Бесценными оказались не только рассказы свидетелей
былого, но и уникальные фотоматериалы семейных архивов, которые ему были
предоставлены для работы над книгой.

В своем исследовании, а именно так называет свою книгу автор, Макс дал
подробное описание деятельности еврейских театров с ссылками на
первоисточники, а также краткие биографические справки об отдельных
артистах. Книга состоит из трех разделов, два из которых охвачены временными
рамками — довоенный период(1933-1940гг.) и годы Отечественной войны, включая
первые послевоенные годы (1941 — 1947гг.). А третий — < Блуждающие звезды> —
содержит очерки о трех еврейских театрализованных ансамблях — Сиди Таль,
Клары Юнг и Анны Гузик. Эти коллективы по сути были мини- театрами еврейской
оперетты и эстрады, возникшими в то время в Ташкенте.

Тогда в Ташкенте действительно была поистине уникальная ситуация:
концентрация эвакуированных театральных коллективов достигала невообразимого
уровня. Только еврейских театров было около десяти. И среди них ведущие
театры того времени — Московский, Киевский, Харьковский, Одесский и
Львовский ГОСЕТы. Для многих еврейских коллективов, собравшихся в Ташкенте в
сороковых, этот период стал последним этапом их творческого пути.

Сценическое искусство, как и любое другое, — источник духовного наполнения
жизни культурного человека. Одной из печальных (возможно) особенностей этого
вида искусства является его нематериальность. Даже если спектакль заснят на
видео, во время просмотра не возможно воспроизвести ауру, витающую в
пространстве, объединяющем сцену и зрительный зал во время лицедейства.
Уходят из жизни артисты, режиссеры, и их зрителям остаются одни
воспоминания. Но когда уходят и зрители, то вместе с ними окончательно
исчезает дух эпохи, в которой творили мастера сцены. Разрозненные
материальные свидетельства театральной жизни былых времен, до эры аудио —
видео, остались лишь в виде архивных бумажных документов вперемежку с
фотографиями не всегда качественного уровня.

И только лишь опытному археологу под силу раскопать и систематизировать эти
свидетельства. Таким вот археологом духовной культуры евреев и является наш
земляк, историк — архивист и источниковед доктор Макс Вексельман.

Примечания:
Фаина Гильман, как оказалось, дочь Макса Вексельмна — ее ЖЖ.

1 комментарий

  • Лия Шарифжанова:

    Гриша, вышлите свой интернет адрес. После ремонта компьютера ваш адрес пропал. Как мама и папа? Беспокоюсь. Жду.
    Лия.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.