Дом Кино: прощальная история Искусство История Фото
Пишет Джасур Исхаков:
«ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ?»
Я не видел проекта строительства Ташкент-Сити. Может быть, это будет гениально. Не берусь судить. Но такие города, как Париж или Москва, не самые плохие места на нашей Земле, также были дополнены своими «СИТИ». Своими «вставными челюстями». И они не стали лучше, чем были. Наоборот, они потеряли часть своего облика, своего аромата. Потому что из каждого города искусственно делать Нью-Йорк или Шанхай – не лучшее архитектурное решение. Совсем другое дело, когда строительство города начинается с нуля, как это было сделано, например, в Бразилии (новая столица – Бразилио) или Астана, выросшая практически в голой степи. Наш город, несмотря на многие проблемы (однообразная алюкобондно-стеклянная архитектура с непременными колоннами и козырьком над фасадом) и т.д. и т.п.) всегда имел свое лицо, свой дух.
Дом кино в Ташкенте задумывался как один из культурных центров нашей столицы. И какое-то время он им и был. Вспомните, сколько кинофестивалей, больших и малых, симпозиумов, конференций выставок, премьер, концертов, встреч, творческих вечеров он видел?
Именно здесь проводились лучшие праздники и для детей и для взрослых. С чего началось не физическое, а духовное разрушение этого здания в центре города? Началось оно, когда практически рейдерским захватом Дом кино, Дом Кинематографистов, превратился в помещение для уютных кабинетов чиновников сначала Госкино, потом ГАК «Узбеккино», потом Национального агентства «Узбеккино», а остальные площади можно было сдавать в выгодную аренду. Для настоящего владельца – Союза кинематографистов Узбекистана выделили оскорбительно маленькие комнатки в самых неудобных местах этого огромного здания.
Информация. Дом кино в Ташкенте строился на средства, выделенные Союзом Кинематографистов СССР. В Ереване и Ленинграде работали собственные полиграфические предприятия СК СССР, на которых печатались в миллионных тиражах открытки с фотографиями знаменитых актеров мира. Эти открытки продавались повсюду и стоили 10 копеек за штуку. Именно на эти, «народные» деньги и был тогда построен Дом кино в Ташкенте, один из лучших ДК в стране.
И сейчас его собираются снести с лица города. По-моему, это несправедливо со всех сторон. Есть понятие – реконструкция здания. И очень часто это дает хорошие результаты. То есть — можно зачистить до бетона коробку сооружения, а потом как бы заново возродить его. Есть просто — капитальный ремонт. Прекрасный пример — улица Навои. Посмотрите, как заиграла правая сторона после капитального ремонта зданий постройки 50-60 х годов! Каждый дом – своеобразен, его трудно перепутать с другими зданиями. И здесь же, на левой стороне жилой длинный дом современной постройки, который называют «Великой китайской стеной». Безликий, однообразный, с пустыми магазинами, делающий просторную (раньше) улицу каким то тоннелем.
Мне кажется, что надо сохранить Дом кино, только привести его в соответствие с генеральным планом Ташкент-Сити. Уверен, что он будет достойным украшением этой части нашего любимого города.
Из воспоминаний о Народном Артисте СССР, режиссере, великом строителе, Малике Каюмовиче Каюмове
(2010 год)
Когда строился новый Дом Кино на улице Узбекистанской (подробно я ещё вернусь к этой теме) было мобилизовано много строительных организаций. Строительство напоминало оживленный муравейник. Каждое утро, в восемь утра, собирался «штаб» стройки. На нём присутствовало множество министров, начальников крупнейших стройтрестов, пожарники, и т.д. и т.п. Руководил этим штабом большой партийный босс. Не буду называть его имя. Он заведовал вопросами строительства в республике. Это был очень хороший, ответственный человек. Но очень прямой. И, как всякий строитель, он выражал свои мысли с определенной спецификой. Его лексикон был бы очень неуместен на каком-нибудь дипломатическом приёме или в женском монастыре. Проблемы на стройке, и очень серьезные, возникали одна за другой, и атмосфера на заседаниях штаба всегда была на повышенном градусе. Спорили до хрипоты, до криков. Здесь и проявился характер Малика Каюмович. Тоже – не сахар. Нашла коса на камень! На третий или четвертый день он, главный заказчик строительства и руководитель штаба, переругались так, что на все оставшиеся утренние заседания Каюмов приказал ходить мне. Я чувствовал себя между молотом и наковальней. «Передай этому.., что…». «Малик Каюмович, так и передать?» — «Именно так!» Конечно, я не мог разговаривать с начальником штаба на столь изощренном языке и пытался как-то отредактировать текст, сделать его приличным. Руководитель, хорошо понимая, что хотел сказать Заказчик, отвечал в том же духе. Теперь я спрашивал и у него: «Что, мне так и сказать?». «Как хочешь!». Не представляете, как я был рад, когда после благополучного завершения строительства Малик Каюмович и Начальник штаба помирились и даже обнялись.
Зимой 1980 года строительство нового Дома Кино застопорилось и грозило превратиться в очередной долгострой. К тому времени были подняты все бетонные конструкции будущего здания. Но оставалось самое главное и трудоёмкое — отделка фасада и периметра всего Дома, оформление и отделка нескольких просмотровых залов, коридоров, помещений, оснащение огромного здания водопроводом, канализацией, строительство фонтанов, проводка электрических линий, вентиляционных систем и так далее и тому подобное. Каюмов каждый день приходил на стройку, хмуро разговаривал с подрядчиками, но дело не двигалось с мертвой точки. Однажды он пришел в ещё старый дом кино. «Садись, Наташа, пиши!». По его настроению мы поняли, что у него возникла какая-то важная идея. Он обратился тогда с письмом к самым известным и популярным в то время киноактёрам. С просьбой «участвовать в выездном Секретариате Союза кинематографистов в Ташкенте». Авторитет М. Каюмова был очень большой, и вскоре мы встречали в аэропорту ведущих кинематографистов, режиссеров, актеров. Среди них были Всеволод Санаев, Вячеслав Тихонов, Николай Ерёменко — младший, Станислав Ростоцкий, Алла Ларионова, Нонна Мордюкова и другие известные всей стране люди. Это был очень «мощный» десант! На правительственном приеме Нонна Мордюкова сказала: «Уважаемый Шараф Рашидович, мы так любим ваш замечательный кинофестиваль! А нельзя ли ускорить строительство нового Дома Кино?» Рашидов с кем-то посоветовался, улыбнулся и пообещал:
«Нонна Викторовна, к фестивалю новый Дом Кино будет построен. Но при одном условии, — ленточку будете разрезать вы!».
Я уже рассказывал, что началось уже на следующий день… Стройка буквально закипела и к концу мая того же года, к открытию «Ташкентского Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки», новый Дом Кино гостеприимно принимал гостей.
По сути, М.К. Каюмов был великим строителем. Кроме Дома Кино под его руководством и по его инициативе было построено великолепное по тем временам здание киностудии «Узкинохроника», Дом творчества в Дурмене. И везде он лично принимал участие, следил за качеством работ.
Никогда не забуду, как на Правлении мы обсуждали макет будущего Дома Кино. У всех было приподнятое настроение, все спорили, предлагали всё новые и новые детали, уже планировали, какие замечательные мероприятия будем там проводить. Но, я заметил, больше всех волновался Малик Каюмович. Он словно светился. Это была его мечта, его детище.
Джасур Исхаков
Ташкент 10 ноября 2017 год.
Фото мои отсюда. ЕС.
Уважаемый Джасур-ака!
Я полностью с Вами согласна, и я ждала такого выступления с момента, когда эта эпопея с Домом Кино вылезла на свет, ждала, что кто-то из авторитетнейших людей искусства выскажет свое мнение о том, что творится вокруг Дома Кино. Единственно, что беспокоит — а не опоздали ли мы, ну почему мы не выступили каждый со своим мнением…
Я надеюсь, что Ваш голос будет услышан теми, от кого зависит судьба Дома Кино.
Вы не только талантливый и одухотворенный человек, Вы еще и очень мужественный!
Спасибо Вам.
Лилия[Цитировать]
В 1986г., в знак признания заслуг Ташкентской школы Теории вероятностей и математической статистики, был проведён первый Всемирный Конгрес. Да,да… в Доме Кино.
Сейран Ходжабагян[Цитировать]
В городе, где есть собственная киностудия и уж точно ЕСТЬ свой национальный кинематограф, не может не быть своего ДОМА КИНО.
Лидия Козлова[Цитировать]
Дои кино — наша память, а будет ли вообще построен этот дурацкий абсолютно никому не нужный сити — большой вопрос!
Метро хотели строить — застряли, электричку вокруг города — бросили, теперь копают ямы под эстакаду, что из этого выйдет — неизвестно, того же моста-то через Волгорадскую так и нет, хотя деревья вырубили мигом! С аэропортом — настоящая ромашка: строить, не строить, в другом месте, снова на старом, взять проходимца из Турции на должность консультанта — пока весь результат!
J_Silver[Цитировать]
Почему проходимца?
Azim[Цитировать]
Насчет «проходимца» это,конечно ,круто,но неужели в отечестве нет достойных специалистов?
татьяна[Цитировать]
Достойные может и есть (и уважаемые тоже), а вот с профессионалами- беда. С учетом того в каком состоянии отрасль. Как нет их и во многих, увы, других областях. Потому что специалисты- не грибы. На пустом месте они не вырастают. Среда нужна конкурентная, а Хаво- это многолетний монополист, чьи штаны поддерживает государство и покрывает вся косяки. Вечно так продолжаться не может. И (есть надежда) — не будет.
Валентин Богданов[Цитировать]
А кто же еще согласится? В Турции других не водится — мы уже это проходили в начале 90-х!
Вы слыхали про особые успехи авиации Турции? Что-то до сих пор не слышно было про такое…
J_Silver[Цитировать]
Ну вообще-то Turkish airlines одна из крупнейших авиакомпаний мира, и по размаху, и по флоту, и по сервису (сам проверял последнее).
Azim[Цитировать]
Одно время Турецкие Авиалинии (THY) были первыми в Европе и пятыми в мире.
В последние годы, кризис с Россией и акт терора в аэропорту Стамбула, привели к временному снижению рейтинга THY.
В прошлом же году THY в шестой раз признана «Лучшей авиакомпанией Европы»
http://www.trt.net.tr/russian/ekonomika/2016/07/06/turkish-airlines-v-shiestoi-raz-priznana-luchshiei-aviakompaniiei-ievropy-524710
edisit[Цитировать]
На турецком сайте и не такое прочитаешь!
Проблемы Хаво немного в другой плоскости лежат, как и туризма в целом, да и всей страны, чтоб их мог решить какой-то заезжий гуру, да еще и с наскока!
Этот долбанный сити тоже из этой самой другой плоскости — и называется это волюнтаризм…
J_Silver[Цитировать]
В последнее время Ташкент теряет
своё УНИКАЛЬНОЕ архитектурное лицо…
Поражают скорость уничтожения исторических зданий
(с обещяниями ‘восстановления’)
и закрытие народных парков под ‘реконструкцию’.
Дом кино > национальная реликвия —
скольких личностей помнят эти ступени !
В конце концов = это «памятник» М.К. Каюмову !!!
Кому то необходимо стирать Память Узбекфильма?
* Слева был очень уютный Ресторан.
P.S.@» „Пока народ безграмотен,
из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“.
»
На фото: одна из почётных наград моей бабушки.
ЛеНиН[Цитировать]
глупое конечно решение, и не понятна его логика. Кто авторы проекта «дома кино»? Знаю что Гипрогор, но интересно конкретно, особенно инженеры
Гога[Цитировать]
Авторами проекта являются архитекторы Рафаэль Хайрутдинов и Виктор Бреусенко. Рафаэль Хайрутдинов — мой родной дедушка. Его не стало два года назад. Хорошо, что он не увидел этого! Для нашей семьи снос Дома Кино — это личная трагедия.
Рушена[Цитировать]
Уважаемый Исхаков Джасур ака!
Вы привели столько фактов из истории о «Дом Кино», которое, наверное многие не знали. Очень жаль, что собираются снести, а точнее уничтожить историю, один из культурных центров столицы! Как же мы можем сохранить эту величайшую нашу историю, как нам быть, кто нас, т.е. простой народ, услышит???
Будем надеется, что ваше обращение услышат те, кто может сохранить нашу историю!
Nadira[Цитировать]
Cтатья 10-я Градостроительного кодекса Республики Узбекистан:
Участие граждан, органов самоуправления граждан и общественных объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности
Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, генеральных планах населенных пунктов, строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций и иную информацию о градостроительной деятельности.
Информирование граждан, органов самоуправления граждан и общественных объединений о градостроительной деятельности осуществляется государственными органами через средства массовой информации, а также посредством проведения общественных обсуждений, организации экспозиций и выставок.
Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения до утверждения градостроительной документации имеют право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности.
Государственные органы в пределах своей компетенции рассматривают обращения, затрагивающие интересы граждан, органов самоуправления граждан и общественных объединений, касающиеся вопросов градостроительной деятельности, и в установленные сроки предоставляют им обоснованные ответы.
Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право:
требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов при нарушении законодательства о градостроительстве;
требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или запрещения деятельности предприятий, а также эксплуатации других объектов недвижимости, использование которых осуществляется с нарушением законодательства о градостроительстве;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, а также имуществу органов самоуправления граждан и общественных объединений в связи с нарушением законодательства о градостроительстве;
требовать в порядке, предусмотренном законом, привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве;
организовать проведение независимой экспертизы градостроительной документации до ее утверждения за счет собственных средств.
В связи с этим у меня вопрос — где, когда было проведено общественное обсуждение проекта так называемого «Ташкент-Сити»? Если его строительства начинается с нарушения основополагающего закона в области строительства, что же дальше будет?
Рахимжон[Цитировать]
«Разрушим до основания» — это наше традиционное и непокабелимое, к сожалению. Такую жемчужину в мусор истолочь! Столько ключевых для республики культурных событий помнит этот Дом! Каких людей знали его стены! Между прочим, свою первую большую встречу со зрителями города театр-студия «Ильхом» проводил в 80-ых именно в Доме Кино. Как все мы готовились к этому вечеру! Какой интересный сценарий придумал Марк Вайль! И как тепло было зрителям и актерам в этом Доме. Читаю крик души Джасура, справедливые возмущения ташкентцев и не понимаю: неужели нельзя остановить этот нелепый замысел? Неужели здравый смысл напрочь утрачен теми, кто занимается проектом?
Александр Колмогоров[Цитировать]
К сожалению — да!
J_Silver[Цитировать]
Жасур Исхаков,поддерживаю вас на все 100% как житель Ташкента и как архитектор(теперь уже пенсионерка),которому небезразличен архитектурный облик Ташкента.Дом кино-это один из шедевров архитектуры нашего города.
Гульниса Биктимирова[Цитировать]
Как известно, сколько ни говори «халва», во рту сладно не станет!
Ну обменялись здесь мнениями, все сошлись на том, что это крайне дурное, вредное для города и его истории намерение! — Ну и что дальше — кто об этом «эй вы там, наверху», услышал и узнал?
Не раз предлагала ЕС — создайте Инициативную Группу ПоТ, включив туда истинных патриотов родного города, в том числе тех, кто свободно владеет узбекским, и когда возникают вот такие реальные угрозы необратимых потерь. пусть бы это группа обращалась в соответствующие инстанции и требовала немедленного рассмотрения этих вопросов!!!
Напомнив для начала, что «глас народный — глас божий!»
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Зелина, дорогая, Вы оторвались от наших реалий. Хоть как кричи, услышат и сделают по-своему. Глас вопиющего в пустыне.)))
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Будет очень обидно, если Дом кино снесут. Я помню, как его открывали во время одного из кинофестивалей. Это был настоящий праздник. Неужели узбекистанцы допустят разрушение этого красивого здания, столь значимого для столицы?
serdelaciudad[Цитировать]
Дорогие друзья! Дорогой Джасур! Мне невероятно больно читать Ваши строки о том, что кто-то решил разрушить такое прекрасное здание. Я русский поэт и драматург, проведший свое детство в Ташкенте и воспитанный многими деятелями искусств Узбекистана. В моем становлении участвовали композиторы Евгений Ширяев и Эдвард Каландаров, поэты Александр Файнберг и Азим Суюн, певица Наталья Нурмухамедова, режиссер Шухрат Салихович Аббасов, актер Ульмас Алиходжаев и многие другие. Именно в этом здании я читал узбекским киношникам свою сказку в стихах «Сказка о Синем Джинне» и тогда же было принято решение экранизировать ее. Правда, проект был свернут из-за отсутствия финансирования, но это уже другая история. Я очень надеюсь, что смогу хоть чем-то помочь. Я надеюсь, что меня услышит Ваш президент — глава Узбекистана. В ближайшее время я приглашен выступить перед членами некоторых монарших семей Европы и Ближнего Востока. Надеюсь, что смогу попросить их о поддержке для сохранения Дома Кино в Ташкенте.
Игорь Ольгин[Цитировать]
о чём вы? уже снесли давно.
Ташкентец[Цитировать]
Суки! Уроды!
Ташкентец[Цитировать]