Ильхом ЖАББАРОВ. Нелегкий, но счастливый труд скульптора Tашкентцы Фото

Прислала Виолетта Лаврова. Фото в мастерской скульптора и на Скульптурном комбинате - В. Лавровой. Фото скульптурных работ - из интернета

Статья из газеты "Голос Узбекистана" от 7 июля 2006 года.

Многие из нас ежедневно проходят мимо его скульптурных работ. Их знает каждый, потому что они неотъемлимая часть нашей жизни, нашей культуры и просто прекрасное украшение столицы. Это памятник Амиру Тимуру, расположенный в центральном сквере, барельеф на станции метро "Хамида Олимджана", монумент Независимости и Гуманизма, включающие в себя памятники Скорбящей и Счастливым матерям. Скульптурная композиция Низами Ганджави перед фасадом Педагогического института. В Фергане - монумент, посвященный учёному-математику и астроному Ахмаду аль Фергани, а так же в Бельгии в городе Кортрейке скульптурная композиция Авиценны и многие другие.

Скульптор Ильхом Жаббаров, заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат государственной премии имени А. Кадырий сегодня гость нашей рубрики.

- Ильхом, откуда появилось желание лепить, выбрать эту непростую работу скульптора?
- Когда я в первый раз приехал в Ташкент из Среднечирчикского района, а было мне тогда лет семь-восемь, мы попали на площадь Чорсу. Моё детское воображение поразили огромные, размером с дом декоративные композиции из живой изгороди. Это были фигурные стриженные шары. А рядом возвышался голубь, сделанный из гипса - символ мира. То, что я увидел, меня так восхитило, что решил сделать такое же у себя дома.
Приехал в кишлак, накидал холм из земли, посадил зелёную траву. Из простой глины сделал голубя и покрасил его в белый цвет известкой. Вдруг вижу, кошка уставилась на голубя, медленно подкрадывается к нему, а потом как прыгнет и сломала мою композицию. Кошка взвизгнула и убежала, а я подумал: значит мне удалось главное - придать глине сходство с живой птицей. Это меня настолько поразило, что именно тогда я и решил стать скульптором. Хотя живопись любил всегда, краски, цвет... Может быть поэтому мои дочки тоже стали художниками. Лейла - живописец, Нафиса - график, а шестилетний внук Даниёр уже неплохо рисует карандашами.

 width=

- Смешение стилей во всех видах творчества коснулось ли скульптуры?

- Я объездил много стран - Францию, Бельгию, Голландию, прикоснулся к работам великих мастеров - Бурделя, Родена, Майоля.
Многие люди не понимают, например, импрессионизма, кубизма, думаю, что чистый реализм, это основа искусства. Но тем не менее настоящий скульптор-творец свои чувства может преподнести в любой форме - важно, чтобы всем было понятно.

- С каким материалом обычно вы работаете?
- Существует множество материалов. Но каждая композиция сама подсказывает, из чего именно её делать, чтобы она смотрелась хорошо, будь то керамика, бронза, камень или шамот. Я люблю все материалы. В самом начале своего творчества начинал с дерева. Из него сделаны такие работы, как "Раздумье", "Машраб", "Вечер". Дерево очень тёплое, для Востока это подходящий материал, по структуре, твёрдости, теплоте и цвету. Не случайно у нас так развито искусство орнаментальной резьбы по дереву.
- А раскрашенные скульптуры делали, коль так любите цвет?
- Да. Как раз портрет "Студентка" из дерева раскрашивал акварелью, он находится в Ургенчском музее искусств. И шамот очень красив в цвете.

- Ваши первые работы, это малая пластика, теперь вы создаёте монументальные вещи, такие как памятник Амиру Тимуру, монументы Скорбящей и Счастливым матерям на площади Мустакилллик, легко ли было переключиться на большую объёмную скульптеру?
- Особых трудностей я не испытывал. Художник должен чувствовать и малый, и крупный объём создаваемого произведения. Хотя некоторые мастера хорошо работают в малой пластике, а крупные вещи даются им с трудом. Здесь важно уметь объединить, связать композицию с пространством и архитектурой.

- Как вы пришли к созданию памятника нашему великому предку Амиру Тимуру?
- Мне, как скульптору посчастливилось осуществить идею Президента И. А. Каримова о создании памятника Амиру Тимуру в нашей столице. В 1991 году мы со скульптором Камолом Жаббаровым участвовали в конкурсе и заняли первое место. Наш проект утвердили.
- Сколько вы создали вариантов памятника Амиру Тимуру?
- Всего их три, но все композиции разные. Один в Ташкенте - всем известный Сахибкиран на коне, второй в Самарканде - сидящий на походном троне и третий на родине Амира Тимура в Шахрисабзсе. Так как он родился в горной местности, то памятник мы установили на камне, откуда он смотрит с вершины в даль. Все памятники выполнены в бронзе.
- Вы преподаёте курс скульптуры в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, много ли сейчас найдётся студентов, готовых посвятить себя этой нелегкой профессии?
- С горечью замечаю, что к этой профессии молодёжь стремится всё меньше и меньше. Быть скульптором, это тяжёлый труд. Всё время лепить, таскать глину, металл, постоянно держать руки в воде... Молодые больше хотят работать в области компьютерных технологий.

Statue of Timur Leng (Tamerlane) in Shahrisabz (Kesh), UzbekistanПамятник в Шахрисабзе

Памятник Боборахиму Машрабу в Намангане

Памятник Авиценне в Бельгии

"Скорбящая мать" у вечного огня в Ташкенте

Скульптура на площади Мустакиллик.

Хамид Алимжан. Барельеф на одноименной станции метро.

Амир Темур в ташкентском Сквере.

Видео снято в мастерской Ильхома Жаббарова В. Лавровой.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.