Ильхом ЖАББАРОВ. Нелёгкий, но счастливый труд скульптора Искусство Ташкентцы
Фото из интернета. Статья из газеты «Голос Узбекистана» от 7 июля 2006 года.
Многие из нас ежедневно проходят мимо его скульптурных работ. Их знает каждый, потому что они неотъемлимая часть нашей жизни, нашей культуры и просто прекрасное украшение столицы. Это памятник Амиру Тимуру, расположенный в центральном сквере, барельеф на станции метро «Хамида Олимджана», монумент Независимости и Гуманизма, включающие в себя памятники Скорбящей и Счастливым матерям. Скульптурная композиция Низами Ганджави перед фасадом Педагогического института. В Фергане — монумент, посвященный учёному-математику и астроному Ахмаду аль Фергани, а так же в Бельгии в городе Кортрейке скульптурная композиция Авиценны и многие другие.
Скульптор Ильхом Жаббаров, заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат государственной премии имени А. Кадырий сегодня гость нашей рубрики.
— Ильхом, откуда появилось желание лепить, выбрать эту непростую работу скульптора?
— Когда я в первый раз приехал в Ташкент из Среднечирчикского района, а было мне тогда лет семь-восемь, мы попали на площадь Чорсу. Моё детское воображение поразили огромные, размером с дом декоративные композиции из живой изгороди. Это были фигурные стриженные шары. А рядом возвышался голубь, сделанный из гипса — символ мира. То, что я увидел, меня так восхитило, что решил сделать такое же у себя дома.
Приехал в кишлак, накидал холм из земли, посадил зелёную траву. Из простой глины сделал голубя и покрасил его в белый цвет известкой. Вдруг вижу, кошка уставилась на голубя, медленно подкрадывается к нему, а потом как прыгнет и сломала мою композицию. Кошка взвизгнула и убежала, а я подумал: значит мне удалось главное — придать глине сходство с живой птицей. Это меня настолько поразило, что именно тогда я и решил стать скульптором. Хотя живопись любил всегда, краски, цвет… Может быть поэтому мои дочки тоже стали художниками. Лейла — живописец, Нафиса — график, а шестилетний внук Даниёр уже неплохо рисует карандашами.
— Смешение стилей во всех видах творчества коснулось ли скульптуры?
— Я объездил много стран — Францию, Бельгию, Голландию, прикоснулся к работам великих мастеров — Бурделя, Родена, Майоля.
Многие люди не понимают, например, импрессионизма, кубизма, думаю, что чистый реализм, это основа искусства. Но тем не менее настоящий скульптор-творец свои чувства может преподнести в любой форме — важно, чтобы всем было понятно.
— С каким материалом обычно вы работаете?
— Существует множество материалов. Но каждая композиция сама подсказывает, из чего именно её делать, чтобы она смотрелась хорошо, будь то керамика, бронза, камень или шамот. Я люблю все материалы. В самом начале своего творчества начинал с дерева. Из него сделаны такие работы, как «Раздумье», «Машраб», «Вечер». Дерево очень тёплое, для Востока это подходящий материал, по структуре, твёрдости, теплоте и цвету. Не случайно у нас так развито искусство орнаментальной резьбы по дереву.
— А раскрашенные скульптуры делали, коль так любите цвет?
— Да. Как раз портрет «Студентка» из дерева раскрашивал акварелью, он находится в Ургенчском музее искусств. И шамот очень красив в цвете.
— Ваши первые работы, это малая пластика, теперь вы создаёте монументальные вещи, такие как памятник Амиру Тимуру, монументы Скорбящей и Счастливым матерям на площади Мустакилллик, легко ли было переключиться на большую объёмную скульптеру?
— Особых трудностей я не испытывал. Художник должен чувствовать и малый, и крупный объём создаваемого произведения. Хотя некоторые мастера хорошо работают в малой пластике, а крупные вещи даются им с трудом. Здесь важно уметь объединить, связать композицию с пространством и архитектурой.
— Как вы пришли к созданию памятника нашему великому предку Амиру Тимуру?
— Мне, как скульптору посчастливилось осуществить идею Президента И. А. Каримова о создании памятника Амиру Тимуру в нашей столице. В 1991 году мы со скульптором Камолом Жаббаровым участвовали в конкурсе и заняли первое место. Наш проект утвердили.
— Сколько вы создали вариантов памятника Амиру Тимуру?
— Всего их три, но все композиции разные. Один в Ташкенте — всем известный Сахибкиран на коне, второй в Самарканде — сидящий на походном троне и третий на родине Амира Тимура в Шахрисабзсе. Так как он родился в горной местности, то памятник мы установили на камне, откуда он смотрит с вершины в даль. Все памятники выполнены в бронзе.
— Вы преподаёте курс скульптуры в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, много ли сейчас найдётся студентов, готовых посвятить себя этой нелегкой профессии?
— С горечью замечаю, что к этой профессии молодёжь стремится всё меньше и меньше. Быть скульптором, это тяжёлый труд. Всё время лепить, таскать глину, металл, постоянно держать руки в воде… Молодые больше хотят работать в области компьютерных технологий.
Памятник Боборахиму Машрабу в Намангане
«Скорбящая мать» у вечного огня в Ташкенте
Скульптура на площади Мустакиллик.
Хамид Алимжан. Барельеф на одноименной станции метро.
Амир Темур в ташкентском Сквере.
Видео, снятое в мастерской Ильхома Жаббарова.
Уважаемый Ильхом, поздравляю Вас с днём рождения!
Добра, здоровья, успехов во всём!
Настенное панно,
Авторская работа Ильхома Жаббарова.
Частная коллекция.
виолав[Цитировать]